Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 565

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
управление и контроль за транспортными комплексами; — осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения своих функций; — создание наиболее благоприятных условий для работы транспортных организаций, предприятий и учреждений; — лицензирование в установленных случаях деятельности транспортных организаций и предприятий; — разработка и утверждение правил, положений, технических норм, тарифов, других нормативных актов, регулирующих перевозки, техническую эксплуатацию транспортных средств, безопасность движения, судовождение, полеты; — участие в формировании единой политики в области обеспечения безопасности и экологической защиты от деятельности транспорта. Организационно система органов управления транспортом представляет собой трехзвенную структуру, обеспечивающую: 1) выработку государственной политики в области транспорта и нормативно-правовое регулирование транспортной деятельности (Минтранс России); 2) контроль и надзор в сфере транспорта (Ространснадзор); 3) оказание государственных услуг, касающихся транспортной деятельности, и управление государственным имуществом в сфере соответствующих видов транспорта (четыре федеральных агентства, представляющие различные виды транспорта: Росавтодор, Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот).

Особое значение для управления транспортом имеет то, что Минтранс России в целях регулирования транспортной деятельности принимает нормативные правовые акты, всю совокупность которых по функциональному признаку можно разделить на несколько групп (п. 5.2 Положения): а) акты, регулирующие порядок осуществления перевозок,; б) акты о тарифах на перевозки; в) акты, устанавливающие формы транспортных документов; г) акты, касающиеся труда на транспорте; д) акты, регулирующие порядок регистрации и учета транспортных средств; е) акты, касающиеся контроля на транспорте.

Полномочиям федеральных агентств корреспондируют их права. В частности, они имеют право: — запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в пределах их компетенции;— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентств; — привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых, специалистов; — создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.


Управление транспортной системой, обеспечение перевозок осуществляется посредством правового регулирования транспортных отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами транспортного права, пределы и сфера действия которых определяются транспортным законодательством РФ.

Применительно к нормам транспортного права выделяются следующие основания для классификации: а) по методу правового регулирования отношений — регулятивные и правоохранительные; б) по характеру предписания — императивные и диспозитивные. Регулятивная норма устанавливает права и обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Регулятивные нормы включают в себя следующие разновидности: управомочивающие (уполномочивающие), запрещающие, обязывающие. Управомочивающая норма предоставляет субъекту правомочие на совершение тех или иных действий, т.е. это право имеет положительное содержание. Запрещающая норма предписывает субъекту воздержаться от совершения определенного рода действий. Обязывающая норма предписывает объекту совершать какие-то действия конкретного содержания. Правоохранительная норма определяет условия применения к субъекту соответствующих мер государственного принудительного воздействия, их характер и содержание. Наиболее суровыми считаются императивные нормы, содержащие категорическое предписание и действующие независимо от функционирования субъектов транспортного права. Данная правовая норма действует таким образом, что участники не могут изменить ее содержание. Диспозитивная (выполнительная) норма представляет участникам правоотношений возможность самим выбирать тот или иной предпочтительный для них вариант поведения1 . Она используется в основном в договорных правоотношениях. Структурно правовая норма состоит из следующих элементов: — гипотеза — указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы транспортного права, как правило, имеет усложненный характер, т.е. содержит указание на несколько условий ее действия; — диспозиция — определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений; — санкция — указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение. Очевидно, что проблема расположения правовых норм по институтам и отраслям права имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку с ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативноправовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативных правовых актов. Систему транспортного права составляют Общая и Особенная части.



В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.

Стороны договора — перевозчик и грузоотправитель. Грузополучатель не является стороной договора, а выступает третьим лицом. Грузоотправитель может совпадать в одном лице с грузополучателем.

Предметом договора являются услуги перевозчика по перемещению груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение груза лицу.

Форма договора. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексо) (ст. 785 ГК РФ).

Требования к форме транспортных документов содержатся в транспортных уставах и кодексах соответствующего вида транспорта.

Особенностью договора об организации перевозок является то, что он является долгосрочным и предполагает заключение не одного, а множества договоров. При заключении разового договора перевозки данный организационный договор не утрачивает свою юридическую силу и продолжает действовать наряду с договором перевозки.

57. Договор перевозки грузов. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов.

В ГК РФ Статье 785 дается понятие Договора перевозки груза, так По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).


ГК РФ Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

  1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставамикодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

  2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Характерной чертой ответственности за нарушение договора перевозки груза является ее ограниченный характер.

Статья 400 ГК РФ предусматривает возможность ограничения законом права на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность) по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности.

Ответственность перевозчика. Ответственность за просрочку доставки груза наступает при нарушении правил, изложенных в ст. 792 ГК РФ, согласно которым перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 109 ВК РФ, ст. 34 УАТ, ст. 152 КТМ, ст. 109 КВВТ, ст. 97 УЖТ), а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Мерами гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза являются штраф или пени.

Согласно ст. 116 КВВТ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50 % провозной платы, если он не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В соответствии со ст. 97 УЖТ за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере 6 % платы за перевозку грузов, но не более чем в размере 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ обстоятельств.

За просрочку доставки груза автомобильный перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы (ст. 34 УАТ).


При морских перевозках перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — в разумный срок, который требуется от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 166 КТМ). Конкретных мер ответственности КТМ не определяет. Стороны могут самостоятельно урегулировать вопросы ответственности за просрочку в доставке груза, размер которой не должен превышать, однако, размера фрахта (ст. 170 КТМ).

За просрочку доставки багажа или груза в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).

Перевозчик несет ответственность за несохранностъ груза.

Под несохранностью понимают утрату, недостачу, повреждение (порча) груза.

Под утратой груза понимается невозможность перевозчика его выдать грузополучателю в течение установленных сроков. Согласно ст. 45 УЖТ груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока его доставки либо четырех месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Факт утраты груза носит негативный характер. Он не фиксируется составлением коммерческого акта либо акта общей формы, а удостоверяется отметкой в квитанции о неприбытии груза, которая и служит основанием для предъявления требования к железной дороге о возмещении стоимости груза. Утрата груза не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика.

Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения. В соответствии с этим, если по одной накладной отгружено несколько контейнеров или вагонов, а на станцию назначения прибывают не все контейнеры или вагоны, то это следует рассматривать как недостачу.

Повреждение груза — такое понижение его качества, которое вызвано механическим нарушением его целостности (например, поломка, погнутость, потертость, бой и т. д. перевозимых предметов) . Под повреждением может