Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Методология теории государства и права.
3.Общая характеристика власти и социальных норм первобытного
4. Общие закономерности и теории возникновения государства и права.
5. Понятие, признаки и сущность государства.
Понятие гражданско-правовой ответственности и ее особенности.
Виды и формы гражданско-правовой ответственности.
Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
Особенности заключения гражданско-правового договора на торгах.
пониматься также утрата какой-либо части груза, составляющей одно целое с перевозимым предметом (например, утрата отдельных частей механизмов при перевозках сельскохозяйственной техники).
Порча груза — несоответствие качества груза, прибывшего в пункт назначения, его первоначальному качеству, полная или частичная утрата грузом его полезных свойств. Это может быть вызвано химическими, биологическими или иными изменениями свойств груза в процессе перевозки (например, порча (гниение) яблок, рыбы и т. п.). Разделение несохранности по видам имеет практическое значение для документального ее оформления, предъявления претензий и исков к перевозчику и возмещения ущерба.
Ответственность за несохранность груза при перевозке основывается на правилах ст. 796 ГК РФ, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за такую несохранность, происшедшую после принятия груза к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии с п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Приведенные правила воспроизведены и в действующих транспортных уставах и кодексах (ст. 96 УЖТ, ст. 117 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК РФ, ст. 34 УАТ). Размер возмещения ущерба зависит от условий принятия груза к перевозке — с объявленной ценностью или без нее. Как уже отмечалось, перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза. Это проявляется двояким образом. Во-первых, контрагент перевозчика не может требовать возмещения упущенной выгоды на основании ст. 15 ГК РФ. Во-вторых, размер реального ущерба устанавливается по особым правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).
Ответственность грузоотправителя и грузополучателя. Общие правила об ответственности грузоотправителей и грузополучателей содержатся в ст. 793 ГК РФ, согласно которой в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Ответственность грузоотправителя наступает: за просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику; за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств; за отправление груза, запрещенного для перевозки. Грузополучатель несет ответственность за несвоевременные расчеты и задержку вагонов под выгрузку.
Одним из условий наступления гражданско-правовой ответственности грузоотправителя является его вина. Практически все транспортные уставы и кодексы содержат правила об ответственности грузоотправителя (грузополучателя) за неисполнение главной обязанности — оплаты за перевозку, т. е. об ответственности за несвоевременное внесение платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей.
На железнодорожном транспорте перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, если несвоевременные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа произошли по вине грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 30 УЖТ).
Удивительно, что в ст. 35 УАТ не нашлось места правилам об ответственности за несвоевременное внесение платы за автомобильную перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей, т. е. за неисполнение главной обязанности грузоотправителя (грузополучателя, пассажира, фрахтователя) по такой оплате. Во всяком случае следует применять правила, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.
На внутреннем водном транспорте за просрочку внесения провозных платежей и иных сборов подлежат уплате пени в соответствии с законодательством РФ (ст. 120 КВВТ).
Перевозчик в целях своевременной уплаты платежей его контрагентом по договору имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК РФ). Транспортные уставы и кодексы содержат ряд правил, посвященных применению этой меры оперативного воздействия.
Грузоотправитель несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов. В соответствии с нормами некоторых транспортных уставов и кодексов ответственность за данный вид нарушения наступает в виде штрафных санкций, т. е. такой неустойки, которая устанавливается заранее в твердой сумме или процентном отношении. При этом указанная мера ответственности, как правило, носит вид штрафной неустойки, поскольку может быть взыскана сверх убытков.
Грузоотправитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по погрузке и укладке груза в транспортное средство.
Грузополучатель несет ответственность за неисполнение обязанности по своевременной выгрузке груза в пункте назначения, если такая обязанность возложена договором или законодательством на него. Эта обязанность не может быть возложена на грузополучателя до того момента, как он выразил свое намерение вступить в договор перевозки в качестве третьего лица.
58. Договор транспортной экспедиции: понятие, содержание, особенности
ГК РФ Статья 801. Договор транспортной экспедиции По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.
Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза.
Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.
Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:
Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.
59. Договор займа: понятие, содержание. Виды договора займа, их особенности.
ГК РФ Статья 807. Договор займа По договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Как признать договор займа между физическими лицами незаключенным.
Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.
2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.
3. Если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок.
Заемщик по договору займа, в силу которого займодавец обязался предоставить заем, вправе отказаться от получения займа полностью или частично, уведомив об этом займодавца до установленного договором срока передачи предмета займа, а если такой срок не установлен, в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором займа, заемщиком по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
4. Договор займа может быть заключен путем размещения облигаций. Если договор займа заключен путем размещения облигаций, в облигации или в закрепляющем права по облигации документе указывается право ее держателя на получение в предусмотренный ею срок от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
5. Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заемщиком третьему лицу, считаются переданными заемщику.
Что учесть юрлицу при заключении договора займа с заимодавцем - физлицом
6. Заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. Правило настоящего пункта не применяется к выпуску облигаций.
Порча груза — несоответствие качества груза, прибывшего в пункт назначения, его первоначальному качеству, полная или частичная утрата грузом его полезных свойств. Это может быть вызвано химическими, биологическими или иными изменениями свойств груза в процессе перевозки (например, порча (гниение) яблок, рыбы и т. п.). Разделение несохранности по видам имеет практическое значение для документального ее оформления, предъявления претензий и исков к перевозчику и возмещения ущерба.
Ответственность за несохранность груза при перевозке основывается на правилах ст. 796 ГК РФ, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за такую несохранность, происшедшую после принятия груза к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии с п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:
-
• в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; -
• в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; -
• в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Приведенные правила воспроизведены и в действующих транспортных уставах и кодексах (ст. 96 УЖТ, ст. 117 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК РФ, ст. 34 УАТ). Размер возмещения ущерба зависит от условий принятия груза к перевозке — с объявленной ценностью или без нее. Как уже отмечалось, перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза. Это проявляется двояким образом. Во-первых, контрагент перевозчика не может требовать возмещения упущенной выгоды на основании ст. 15 ГК РФ. Во-вторых, размер реального ущерба устанавливается по особым правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).
Ответственность грузоотправителя и грузополучателя. Общие правила об ответственности грузоотправителей и грузополучателей содержатся в ст. 793 ГК РФ, согласно которой в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Ответственность грузоотправителя наступает: за просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику; за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств; за отправление груза, запрещенного для перевозки. Грузополучатель несет ответственность за несвоевременные расчеты и задержку вагонов под выгрузку.
Одним из условий наступления гражданско-правовой ответственности грузоотправителя является его вина. Практически все транспортные уставы и кодексы содержат правила об ответственности грузоотправителя (грузополучателя) за неисполнение главной обязанности — оплаты за перевозку, т. е. об ответственности за несвоевременное внесение платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей.
На железнодорожном транспорте перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, если несвоевременные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа произошли по вине грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 30 УЖТ).
Удивительно, что в ст. 35 УАТ не нашлось места правилам об ответственности за несвоевременное внесение платы за автомобильную перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей, т. е. за неисполнение главной обязанности грузоотправителя (грузополучателя, пассажира, фрахтователя) по такой оплате. Во всяком случае следует применять правила, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.
На внутреннем водном транспорте за просрочку внесения провозных платежей и иных сборов подлежат уплате пени в соответствии с законодательством РФ (ст. 120 КВВТ).
Перевозчик в целях своевременной уплаты платежей его контрагентом по договору имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК РФ). Транспортные уставы и кодексы содержат ряд правил, посвященных применению этой меры оперативного воздействия.
Грузоотправитель несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов. В соответствии с нормами некоторых транспортных уставов и кодексов ответственность за данный вид нарушения наступает в виде штрафных санкций, т. е. такой неустойки, которая устанавливается заранее в твердой сумме или процентном отношении. При этом указанная мера ответственности, как правило, носит вид штрафной неустойки, поскольку может быть взыскана сверх убытков.
Грузоотправитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по погрузке и укладке груза в транспортное средство.
Грузополучатель несет ответственность за неисполнение обязанности по своевременной выгрузке груза в пункте назначения, если такая обязанность возложена договором или законодательством на него. Эта обязанность не может быть возложена на грузополучателя до того момента, как он выразил свое намерение вступить в договор перевозки в качестве третьего лица.
58. Договор транспортной экспедиции: понятие, содержание, особенности
ГК РФ Статья 801. Договор транспортной экспедиции По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.
Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза.
Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.
Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:
-
организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; -
обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; -
обеспечение отправки и получения груза; -
другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.
59. Договор займа: понятие, содержание. Виды договора займа, их особенности.
ГК РФ Статья 807. Договор займа По договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Как признать договор займа между физическими лицами незаключенным.
Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.
2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.
3. Если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок.
Заемщик по договору займа, в силу которого займодавец обязался предоставить заем, вправе отказаться от получения займа полностью или частично, уведомив об этом займодавца до установленного договором срока передачи предмета займа, а если такой срок не установлен, в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором займа, заемщиком по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
4. Договор займа может быть заключен путем размещения облигаций. Если договор займа заключен путем размещения облигаций, в облигации или в закрепляющем права по облигации документе указывается право ее держателя на получение в предусмотренный ею срок от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
5. Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заемщиком третьему лицу, считаются переданными заемщику.
Что учесть юрлицу при заключении договора займа с заимодавцем - физлицом
6. Заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. Правило настоящего пункта не применяется к выпуску облигаций.