Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того чтобы понимать и правильно применять нормативные правовые акты, необходимо знать принципы их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Начало действия нормативного правового акта связано с вступлением его в силу. Существует несколько способов вступления в силу нормативных правовых актов.

1. Вступление в силу с момента его принятия (подписания). Такая практика характерна для нормативных правовых актов с грифом секретности, для актов органов местного самоуправления, а также для актов отдельных фед органов исполнительной власти. Например, нормативные правовые акты Министерства строительства РФ, Министерства культуры РФ вступают в силу с момента их подписания, если самими актами не установлен иной срок либо порядок вступления их в силу.

2. Вступление в силу со дня его опубликования (точнее, со дня, следующего за днем опубликования). Например, акты Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по рыболовству вступают в силу со дня их официального опубликования.

3. Вступление в силу с определенной даты. Это характерно для всех кодексов. Так, например, Трудовой кодекс РФ вступил в силу с 1 февраля 2002 г., Земельный кодекс РФ — с 30 октября 2001 г. Такой способ вступления нормативных правовых актов в силу применяется для того, чтобы органы власти, учреждения и организации различных форм собственности подготовились к исполнению вступающего в силу закона, привели свои правовые акты в соответствие с ним.

4. Вступление в силу по истечении определенного срока со дня его опубликования. По общему правилу законы в РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в юридическую силу через 10 дней после их официального опубликования.
Существуют и некоторые исключения из приведенных правил.

Так, например, согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Законы о сборах в РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Нормативный правовой акт прекращает свое действие в связи с утратой им юридической силы. Нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу также несколькими способами:

1) путем прямой отмены законодателем нормативного правового акта;

2) в случае истечения срока, на который был принят нормативный правовой акт, если нормативный правовой акт был принят на определенный срок;


3) в случае принятия тем же гос органом либо вышестоящим нового нормативного правового акта по тому же вопросу;

4) в рез-те фактической утраты юридической силы по причине существенного изменения обстоятельств.
! Основной принцип действия закона во времени — прямое непосредственное действие закона, вступившего в законную силу.
Однако этот принцип осложняется— обратной силой и переживанием закона. Обратная сила имеет место, когда закон применяется к фактам и обстоятельствам, имевшим место до его вступления в силу (например, это предусмотрено в самом законе). Переживание закона — прямо противоположная ситуация: к фактам и обстоятельствам применяется закон, уже утративший юридическую силу.

! Действие нормативных правовых актов в пространстве связано с точным определением пространственных границ территории, на которую распространяется действие национальных законов. Так, например, под территорией страны, на которую распространяется действие законов, понимается не только привычная всем поверхность суши, но и воздушное и подземное пространство, внутренние реки и водоемы, морской шельф, воздушные и морские суда, кабины космических аппаратов и территория посольств.
! Действие нормативных правовых актов по кругу лиц предполагает точное определение круга субъектов, на которых распространяется действие данного нормативного правового акта. Так, например, должностное лицо негосударственной коммерческой организации не может быть субъектом ответственности за взяточничество, однако может нести ответственность за коммерческий подкуп.
Существуют категории лиц, на которых не распространяется законодательство гос-ва, в котором они пребывают (главы государств и правительств, члены королевских семей, сотрудники дипломатических и консульских представительств).

Указанная особенность действия законов по кругу лиц называется дипломатическим иммунитетом.
/Фз «О нормативных правовых актах в РФ»
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.


В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ 

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем федеральные закон. Фз не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.

  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ. 

  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти. 

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

У республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ. 

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ. 

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации 

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции. 

Вопрос 16. Правоотношение: понятие, классификация, содержание.
Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами права
, участники которых имеют определенные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые и обеспечиваемые государством.
В зависимости от отрасли права правоотношения бывают: трудовые, брачно-семейные, гражданско-правовые, уголовно-процессуальные, административно-правовые и другие правоотношения, а также материально-правовые и процессуальные правоотношения.
Классификация правоотношений

Правоотношения классифицируются по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования правоотношения бывают конституционные, административные, гражданские, семейные, трудовые, уголовные и др. Каждой отрасли права соответствуют свои особенности регулирования, которыми обусловлены особенности соответствующих отраслевых правоотношений. Так, гражданские правоотношения (обязательства, наследование, собственность) характеризуются равным положением сторон. Административным правоотношениям, наоборот, свойственно подчинение одной стороны (управляемой) другой стороне (управляющей). Трудовые правоотношения характеризуются специальными гарантиями для трудящихся: отношения в области судопроизводства — состязательностью сторон, гарантиями презумпции невиновности и др.;


2) в зависимости от выполняемых функций правоотношения бывают регулятивные и охранительные. Регулятивные — это такие правоотношения, которые направлены на обеспечение развития общественных отношений, их упорядочение и закрепление. Они возникают на основе правомерного поведения субъектов. Охранительные — правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо обязанности соответствующих должностных лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права;

3) в зависимости от количества субъектов правоотношения являются:

простыми (правоотношения, в которых участвуют два субъекта, например договор купли-продажи, договор дарения, договор аренды и др.),

сложными (правоотношения, в которых участвуют более двух субъектов, например правоотношения между детьми и родителями, правоотношения между участниками договора простого товарищества и др.);

4) в зависимости от срока действия— срочные и бессрочные;

5) в зависимости от степени определенности сторон:

абсолютные (правоотношения, в которых точно известна только управомоченная сторона, все остальные участники считаются обязанными, они не должны препятствовать осуществлению субъективных прав, например отношения собственности, отношения, вытекающих их авторского права, и др.),

- относительные (правоотношения, в которых точно определены все участники — управомоченная и обязанная сторона, например договор ренты, договор перевозки, договор банковского вклада и др.);

6) по характеру обязанностей в правоотношении:

активные (в обязанности одной из сторон входит совершение положительных действий, а право другой стороны состоит в требовании исполнения этой обязанности),

пассивные (обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных законом);

7) по отраслевому признаку:

материальные (возникают на основе норм материального права),

- процессуальные (возникают на основе процессуальных норм, производных, вторичных от материальных правоотношений);