Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


правило, это правотворческие органы и высшие судебные органы);
– официальное толкование излагается в определенном акте официального толкования и никогда не проводится устно;
– оно является юридически значимым, вызывает правовые последствия;
– имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;

– официальное толкование направляет правоприменителей на единообразное понимание и применение законодательства.
В зависимости от содержания и направленности даваемых разъяснений официальное толкование может быть (общим) и (индивидуальным).
Нормативное толкование распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев и предназначено для общего руководства в процессе применения права.

(Нормативное толкование — это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений, рассчитанное на неоднократное применение и персонально не определенное в отношении субъектов и общественных отношений.)
Для нормативного толкования характерны гос-ная обязательность, общий характер и возможность неоднократного использования в юридической практике.

Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Нормативное толкование не создает новых правовых норм и применяется тогда, когда нормы недостаточно совершенны по форме, акты содержат правотворческие ошибки в виде нечетких формулировок и т.д.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное нормативное толкование подразделяется на два вида: (авторское) и легальное (делегированное).
Авторское толкование дается органом, издавшим толкуемый

нормативный акт (например, Государственная Дума принимает федеральные законы и их же разъясняет).
Легальное толкование осуществляют не законодательные органы, а по их поручению иные органы власти, например, судебные. Так, Конституция РФ предоставляет право Конституционному Суду РФ давать толкование Конституции РФ, а Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ — разъяснения по вопросам судебной практики.
Казуальное толкование — это разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю (казусу).

Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как влечет за собой определенные правовые последствия. Оно формально обязательно только для конкретного дела и характеризуется однократным использованием.


Казуальное толкование чаще всего содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например, судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.
В большинстве случаев официальному толкованию предшествует

неофициальное.


Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое осуществляется не уполномоченными на то субъектами.

Ими являются научные учреждения, ученые, адвокаты, политические партии

и общественные организации. Любой гражданин вправе толковать закон. Но авторитет такого толкования зависит от уровня правовых знаний интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его выводов и т.д. Неофициальное толкование необязательно для других субъектов, оно не является юридически значимым.

Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональное и доктринальное (научное)
Обыденное толкование — это пояснения и мнения в отношении законов, юр практики, которые даются любым человеком на основе непосредственного житейского опыта, его правопонимания и правосознания.

Для такого толкования характерны заблуждения, поверхностные суждения. Однако зачастую оно не лишено здравого смысла и играет определенную роль в решении юр дел, в реализации субъективных прав, в соблюдении гражданами запретов, в исполнении юридических обязанностей и т.д.
Профессиональное толкование основано на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Так, разъяснение норм права осуществляют судьи, прокуроры, нотариусы, адвокаты, консультанты в судах, редакциях юридических журналов, в специальных консультациях и т.д.

Такое разъяснение не является юридически обязательным.
Доктринальное толкование — это разъяснения, комментарии, которые дают специальные научно-исследовательские учреждения, ученые-юристы, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т.д.

Особенность доктринального толкования заключается в том, что оно содержит наиболее глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание норм права.
Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях
, в ответах на письма, запросы, жалобы и т.д.).
В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

Филологический –(Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл)

Систематический-(основан на структурированности правовых текстов)

Логический-(использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др)

Исторический-(помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения)
Вопрос 20. Правонарушение: понятие, признаки, виды.
Правонарушение — это антиобщественное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и которое наказывается в соответствии с законом.
(Правонарушение- неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм совершенное праводееспособным лицом)
Правонарушение характеризуют четыре основных признака:

1) общественная опасность;

2) противоправность;

3) виновность;

4) наказуемость.
Общественная опасность — это признак правонарушения, который заключается в причинении вреда законным интересам личности, общества и государства. Общественная опасность характеризуется двумя показателями:
– характером общественной опасности (качественный признак);

– степенью общественной опасности (количественный признак).
По степени общественной опасности правонарушения можно подразделить на две группы:
1) преступления (уголовные правонарушения);

2) противоправные проступки (административные проступки, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения — деликты).

Преступления отличаются от проступков тем, что они обладают высокой степенью общественной опасности, которая определяется ценностью объекта посягательства, размером причиненного ущерба, степенью вины правонарушителя. Таким образом, преступление — это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на отношения, особо охраняемые государством: общественный строй, личность, собственность, общественный порядок и др.
Преступлениями являются те деяния, которые прямо предусмотрены Уголовным кодексом РФ и совершены дееспособными, вменяемыми лицами, т.е. теми, кто достиг установленного законом возраста (14—16 лет) и способен отдавать отчет в своих действиях, руководить своими поступками.

Правонарушение характеризуется проявлением воли человека, могущего действовать разумно, поэтому не считаются преступлениями правонарушения, совершенные малолетними и психически больными людьми.

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом РФ, относятся к другому виду правонарушений — противоправным проступкам.

Проступки (противоправные проступки) — это правонарушения, характеризующиеся меньшей степенью общественной опасности.
Противоправные проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения.

Административные проступки — правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности, санитарной гигиены и т.д.).

Дисциплинарные проступки — это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданские проступки (деликты) — правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых обязательств, причинение тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда.
Противоправность — нормативный признак правонарушения, который закрепляет запрещенность общественно опасных деяний, т.е. правонарушениями признаются общественно опасные деяния, прямо предусмотренные нормами права.

Различают несколько видов противоправности (как юридическое выражение общественной опасности):