Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиниче­ским понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная от­сталость» (олигофрения), «расстройство личности» (пси­хопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне до­пустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.

Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены не­которые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельно­сти медицинского психолога.

К ним можно отнести круг понятий социальной меди­цины, с двумя ее основными направлениями; обоснование вра­чебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психо­лога-эксперта и основные направления его деятельности.



Глава 2. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ

Как известно, личность является центральным объектом изучения не только персонологии, педагогики и социологии, но и психологической составляющей социальной медицины, по­скольку столбовая дорога реабилитации проходит через лич­ность реабилитанта. Она также является внешним объектом ис­следования в клинико-экспертной психологии.

Основными задачами исследования личности в медико-со­циальной, судебной и военной экспертизе является анализ дея­тельности свидетельствуемого в ситуации «экспертиза»; выяв­ление в процессе обследования ее девиации или патологии; анализ личности и внутренней модели болезни (ВМБ) или де­фекта для уточнения регистра реагирования личности на «жизнь в ситуации болезнь (дефект)» - ситуативно-адекватный, патопсихологический или даже психопатологический. Во вра­чебной экспертизе перед психологом-экспертом практически постоянно ставится вопрос о возможности установочного пове­дения свидетельствуемого.

Таковы основные цели и задачи психолога-эксперта при исследовании личности, и расширять их без крайней необхо­димости совершенно не целесообразно.

Ранее уже отмечалось, что на рубеже тысячелетий пришло время «собирать камни», т.е. сформировать системный, инте-гративный подход к определению понятия «личность» в соци­альной медицине, что позволяет конкретизировать основные направления деятельности клинического психолога (психоло­гический аспект ИПР) и психолога-эксперта (психологическая составляющая клинико-экспертного диагноза и экспертного решения). С этих позиций в социальной медицине под лично­стью понимается сложная гомеостатическая социо- психо­биологическая система, составляющая устойчивый психиче­ский облик человека с индивидуальными особенностями его темперамента, характера, интеллекта и мотивации.

Термин «гомеостатическая» подчеркивает, что личность есть

живая система, которая во фрустрирующей ситуации не только реагирует психологическими реакциями «полома», но включает различные формы психологических «защит», стре­мясь вернуться в состояние гомеостаза, т.е. внутреннего психо­логического равновесия, комфорта.

Такая часть определения как «социо- психо- биологическая система» указывает, что в формировании личности человека участвуют во взаимопроникающем единстве биологическая, со­циальная и аутопсихологическая ее составляющие.

Понятие «устойчивый психологический облик» позволяет отграничить личность от иной живой гомеостатической систе­мы (организм) и подчеркивает ее стабильность, что позволяет

  1. принципы единства личности и деятельности (СЛ. Ру­бинштейн, 1935; «и по делам их узнаете их»);

  2. принцип развития - от биологически обусловленных ка­тегорий к социально-психологической мотивации и формиро­ванию системы отношений;

  3. принцип историзма - все понятия проблемы и законо­мерности психологической жизни человека необходимо анали­зировать и в историческом конспекте;

  4. принцип структурности - несмотря на то, что психиче­ская деятельность человека едина и неделима, ее анализ, изуче­ние целесообразно изучать по структурам (структурирован­ность психики - например, личность отдельно, психические процессы - отдельно);

  5. принцип личностного интегративного подхода - крайне важен для социальной медицины (оценка реабилитационного потенциала личности, оценка личности свидетельствуемого).

На протяжении двадцатого века постепенно сложились и основные направления развития психологии, которые посто­янно уточняются и развиваются с выделением новых приклад­ных областей психологической науки. Наряду с общей психо­логией, как фундаментальной основополагающей дисципли­ной, стали развиваться зоопсихология, история психологии, персонология (учение о личности), социальная психология (па-леопсихология, этнопсихология, психология религии, психоло­гия групп и т.д.). В рамках индивидуальной психологии (пер­сонологии) «отпочковались» криминальная психология, педа­гогическая, геронтопсихология, медицинская и т.д. с после­дующим уточнением их целей, задач и методов.


Следовательно, вполне правомерно и целесообразно, как показывает наш тридцатилетний опыт в области социальной медицины, выделить из медицинской психологии еще два са­мостоятельных направления - психологию процесса реабили­тации больных и инвалидов и клинико-экспертную психологию и патопсихологию.

Поскольку настоящее руководство посвящено именно клинико-экспертной психологии, оно структурировано по раз­делам, которые определяют направленность, цели, задачи и ме­тоды психологии во врачебной экспертизе (МСЭ, военной, су­дебной):

  1. анализ и оценка состояния психических процессов сви­детельствуемого, с указанием типа этих изменений (если есть), их стойкости и степени выраженности;

  2. анализ личности свидетельствуемого и внутренней мо­дели болезни (если таковая имеется), с указанием уровня (реги­стра) реагирования личности на жизнь в ситуации «болезнь-дефект» - психологический (ситуативно-адекватный регистр реагирования),

  3. патопсихологический (наличие патологии личности или ее девиации; формирование психопатоподобных расстройств, развившихся в процессе течения заболевания; затяжные невро­тические или неврозоподобные нарушения; патологическое развитие личности);

  4. психопатологический уровень реагирования (встречается значительно реже) - выявление психологом-экспертом продук­тивной психотической симптоматики (бред, галлюцинации и т.н.);

  5. анализ личности свидетельствуемого на возможность ус­тановочного поведения.

По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность дея­тельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо счита­ется - побег», поскольку неправомерное расширение направ­ленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.

Для клинико-экспертной психологии характерен ком­плексный, интефативный подход к экспериментально-пси­хологическому обследованию (ЭПО), который включает пси­хобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследова­ния.


Наконец, в экспертной психологии особое значение име­ют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потен­циал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указы­вать тот или иной синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиниче­ским понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная от­сталость» (олигофрения), «расстройство личности» (пси­хопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне до­пустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.

Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены не­которые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельно­сти медицинского психолога.

К ним можно отнести круг понятий социальной меди­цины, с двумя ее основными направлениями; обоснование вра­чебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психо­лога-эксперта и основные направления его деятельности.


тические или неврозонодобные нарушения; патологическое развитие личности);

  1. психопатологический уровень реагирования (встречается значительно реже) - выявление психологом-экспертом продук­тивной психотической симптоматики (бред, галлюцинации и

т.п.);

  1. анализ личности свидетельствуемого на возможность ус­тановочного поведения.

По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность дея­тельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо счита­ется - побег», поскольку неправомерное расширение направ­ленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.

Для клинико-экспертной психологии характерен ком­плексный, интегративный подход к экспериментально-пси­хологическому обследованию (ЭПО), который включает пси­хобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследова­ния.

Наконец, в экспертной психологии особое значение име­ют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потен­циал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указы­вать тот или иной синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиниче­ским понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная от­сталость» (олигофрения), «расстройство личности» (пси­хопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне до­пустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.

Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены не­которые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельно­сти медицинского психолога.

К ним можно отнести круг понятий социальной меди­цины, с двумя ее основными направлениями; обоснование вра­чебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психо­лога-эксперта и основные направления его деятельности.

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ
Как известно, личность является центральным объектом изучения не только персонологии, педагогики и социологии, но и психологической составляющей социальной медицины, по­скольку столбовая дорога реабилитации проходит через лич­ность реабилитанта. Она также является внешним объектом ис­следования в клинико-экспертной психологии.

Основными задачами исследования личности в медико-со­циальной, судебной и военной экспертизе является анализ дея­тельности свидетельствуемого в ситуации «экспертиза»; выяв­ление в процессе обследования ее девиации или патологии; анализ личности и внутренней модели болезни (ВМБ) или де­фекта для уточнения регистра реагирования личности на «жизнь в ситуации болезнь (дефект)» - ситуативно-адекватный, патопсихологический или даже психопатологический. Во вра­чебной экспертизе перед психологом-экспертом практически постоянно ставится вопрос о возможности установочного пове­дения свидетельствуемого.

Таковы основные цели и задачи психолога-эксперта при исследовании личности, и расширять их без крайней необхо­димости совершенно не целесообразно.

Ранее уже отмечалось, что на рубеже тысячелетий пришло время «собирать камни», т.е. сформировать системный, инте-гративный подход к определению понятия «личность» в соци­альной медицине, что позволяет конкретизировать основные направления деятельности клинического психолога (психоло­гический аспект ИПР) и психолога-эксперта (психологическая составляющая клинико-экспертного диагноза и экспертного решения). С этих позиций в социальной медицине под лично­стью понимается сложная гомеостатическая социо- психо­биологическая система, составляющая устойчивый психиче­ский облик человека с индивидуальными особенностями его темперамента, характера, интеллекта и мотивации.

Термин «гомеостатическая» подчеркивает, что личность есть живая система, которая во фрустрирующей ситуации не только реагирует психологическими реакциями «полома», но включает различные формы психологических «защит», стре­мясь вернуться в состояние гомеостаза, т.е. внутреннего психо­логического равновесия, комфорта.

Такая часть определения как «социо- психо- биологическая система» указывает, что в формировании личности человека участвуют во взаимопроникающем единстве биологическая, со­циальная и аутопсихологическая ее составляющие.

Понятие «устойчивый психологический облик» позволяет отграничить личность от иной живой гомеостатической систе­мы (организм) и подчеркивает ее стабильность, что позволяет