Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиническим понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная отсталость» (олигофрения), «расстройство личности» (психопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне допустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.
Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены некоторые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельности медицинского психолога.
К ним можно отнести круг понятий социальной медицины, с двумя ее основными направлениями; обоснование врачебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психолога-эксперта и основные направления его деятельности.
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ
Как известно, личность является центральным объектом изучения не только персонологии, педагогики и социологии, но и психологической составляющей социальной медицины, поскольку столбовая дорога реабилитации проходит через личность реабилитанта. Она также является внешним объектом исследования в клинико-экспертной психологии.
Основными задачами исследования личности в медико-социальной, судебной и военной экспертизе является анализ деятельности свидетельствуемого в ситуации «экспертиза»; выявление в процессе обследования ее девиации или патологии; анализ личности и внутренней модели болезни (ВМБ) или дефекта для уточнения регистра реагирования личности на «жизнь в ситуации болезнь (дефект)» - ситуативно-адекватный, патопсихологический или даже психопатологический. Во врачебной экспертизе перед психологом-экспертом практически постоянно ставится вопрос о возможности установочного поведения свидетельствуемого.
Таковы основные цели и задачи психолога-эксперта при исследовании личности, и расширять их без крайней необходимости совершенно не целесообразно.
Ранее уже отмечалось, что на рубеже тысячелетий пришло время «собирать камни», т.е. сформировать системный, инте-гративный подход к определению понятия «личность» в социальной медицине, что позволяет конкретизировать основные направления деятельности клинического психолога (психологический аспект ИПР) и психолога-эксперта (психологическая составляющая клинико-экспертного диагноза и экспертного решения). С этих позиций в социальной медицине под личностью понимается сложная гомеостатическая социо- психобиологическая система, составляющая устойчивый психический облик человека с индивидуальными особенностями его темперамента, характера, интеллекта и мотивации.
Термин «гомеостатическая» подчеркивает, что личность есть
живая система, которая во фрустрирующей ситуации не только реагирует психологическими реакциями «полома», но включает различные формы психологических «защит», стремясь вернуться в состояние гомеостаза, т.е. внутреннего психологического равновесия, комфорта.
Такая часть определения как «социо- психо- биологическая система» указывает, что в формировании личности человека участвуют во взаимопроникающем единстве биологическая, социальная и аутопсихологическая ее составляющие.
Понятие «устойчивый психологический облик» позволяет отграничить личность от иной живой гомеостатической системы (организм) и подчеркивает ее стабильность, что позволяет
На протяжении двадцатого века постепенно сложились и основные направления развития психологии, которые постоянно уточняются и развиваются с выделением новых прикладных областей психологической науки. Наряду с общей психологией, как фундаментальной основополагающей дисциплиной, стали развиваться зоопсихология, история психологии, персонология (учение о личности), социальная психология (па-леопсихология, этнопсихология, психология религии, психология групп и т.д.). В рамках индивидуальной психологии (персонологии) «отпочковались» криминальная психология, педагогическая, геронтопсихология, медицинская и т.д. с последующим уточнением их целей, задач и методов.
Следовательно, вполне правомерно и целесообразно, как показывает наш тридцатилетний опыт в области социальной медицины, выделить из медицинской психологии еще два самостоятельных направления - психологию процесса реабилитации больных и инвалидов и клинико-экспертную психологию и патопсихологию.
Поскольку настоящее руководство посвящено именно клинико-экспертной психологии, оно структурировано по разделам, которые определяют направленность, цели, задачи и методы психологии во врачебной экспертизе (МСЭ, военной, судебной):
По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность деятельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо считается - побег», поскольку неправомерное расширение направленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.
Для клинико-экспертной психологии характерен комплексный, интефативный подход к экспериментально-психологическому обследованию (ЭПО), который включает психобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследования.
Наконец, в экспертной психологии особое значение имеют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потенциал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указывать тот или иной синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиническим понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная отсталость» (олигофрения), «расстройство личности» (психопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне допустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.
Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены некоторые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельности медицинского психолога.
К ним можно отнести круг понятий социальной медицины, с двумя ее основными направлениями; обоснование врачебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психолога-эксперта и основные направления его деятельности.
тические или неврозонодобные нарушения; патологическое развитие личности);
т.п.);
По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность деятельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо считается - побег», поскольку неправомерное расширение направленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.
Для клинико-экспертной психологии характерен комплексный, интегративный подход к экспериментально-психологическому обследованию (ЭПО), который включает психобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследования.
Наконец, в экспертной психологии особое значение имеют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потенциал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указывать тот или иной синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиническим понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная отсталость» (олигофрения), «расстройство личности» (психопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне допустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.
Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены некоторые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельности медицинского психолога.
К ним можно отнести круг понятий социальной медицины, с двумя ее основными направлениями; обоснование врачебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психолога-эксперта и основные направления его деятельности.
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ
Как известно, личность является центральным объектом изучения не только персонологии, педагогики и социологии, но и психологической составляющей социальной медицины, поскольку столбовая дорога реабилитации проходит через личность реабилитанта. Она также является внешним объектом исследования в клинико-экспертной психологии.
Основными задачами исследования личности в медико-социальной, судебной и военной экспертизе является анализ деятельности свидетельствуемого в ситуации «экспертиза»; выявление в процессе обследования ее девиации или патологии; анализ личности и внутренней модели болезни (ВМБ) или дефекта для уточнения регистра реагирования личности на «жизнь в ситуации болезнь (дефект)» - ситуативно-адекватный, патопсихологический или даже психопатологический. Во врачебной экспертизе перед психологом-экспертом практически постоянно ставится вопрос о возможности установочного поведения свидетельствуемого.
Таковы основные цели и задачи психолога-эксперта при исследовании личности, и расширять их без крайней необходимости совершенно не целесообразно.
Ранее уже отмечалось, что на рубеже тысячелетий пришло время «собирать камни», т.е. сформировать системный, инте-гративный подход к определению понятия «личность» в социальной медицине, что позволяет конкретизировать основные направления деятельности клинического психолога (психологический аспект ИПР) и психолога-эксперта (психологическая составляющая клинико-экспертного диагноза и экспертного решения). С этих позиций в социальной медицине под личностью понимается сложная гомеостатическая социо- психобиологическая система, составляющая устойчивый психический облик человека с индивидуальными особенностями его темперамента, характера, интеллекта и мотивации.
Термин «гомеостатическая» подчеркивает, что личность есть живая система, которая во фрустрирующей ситуации не только реагирует психологическими реакциями «полома», но включает различные формы психологических «защит», стремясь вернуться в состояние гомеостаза, т.е. внутреннего психологического равновесия, комфорта.
Такая часть определения как «социо- психо- биологическая система» указывает, что в формировании личности человека участвуют во взаимопроникающем единстве биологическая, социальная и аутопсихологическая ее составляющие.
Понятие «устойчивый психологический облик» позволяет отграничить личность от иной живой гомеостатической системы (организм) и подчеркивает ее стабильность, что позволяет
Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены некоторые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельности медицинского психолога.
К ним можно отнести круг понятий социальной медицины, с двумя ее основными направлениями; обоснование врачебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психолога-эксперта и основные направления его деятельности.
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ
Как известно, личность является центральным объектом изучения не только персонологии, педагогики и социологии, но и психологической составляющей социальной медицины, поскольку столбовая дорога реабилитации проходит через личность реабилитанта. Она также является внешним объектом исследования в клинико-экспертной психологии.
Основными задачами исследования личности в медико-социальной, судебной и военной экспертизе является анализ деятельности свидетельствуемого в ситуации «экспертиза»; выявление в процессе обследования ее девиации или патологии; анализ личности и внутренней модели болезни (ВМБ) или дефекта для уточнения регистра реагирования личности на «жизнь в ситуации болезнь (дефект)» - ситуативно-адекватный, патопсихологический или даже психопатологический. Во врачебной экспертизе перед психологом-экспертом практически постоянно ставится вопрос о возможности установочного поведения свидетельствуемого.
Таковы основные цели и задачи психолога-эксперта при исследовании личности, и расширять их без крайней необходимости совершенно не целесообразно.
Ранее уже отмечалось, что на рубеже тысячелетий пришло время «собирать камни», т.е. сформировать системный, инте-гративный подход к определению понятия «личность» в социальной медицине, что позволяет конкретизировать основные направления деятельности клинического психолога (психологический аспект ИПР) и психолога-эксперта (психологическая составляющая клинико-экспертного диагноза и экспертного решения). С этих позиций в социальной медицине под личностью понимается сложная гомеостатическая социо- психобиологическая система, составляющая устойчивый психический облик человека с индивидуальными особенностями его темперамента, характера, интеллекта и мотивации.
Термин «гомеостатическая» подчеркивает, что личность есть
живая система, которая во фрустрирующей ситуации не только реагирует психологическими реакциями «полома», но включает различные формы психологических «защит», стремясь вернуться в состояние гомеостаза, т.е. внутреннего психологического равновесия, комфорта.
Такая часть определения как «социо- психо- биологическая система» указывает, что в формировании личности человека участвуют во взаимопроникающем единстве биологическая, социальная и аутопсихологическая ее составляющие.
Понятие «устойчивый психологический облик» позволяет отграничить личность от иной живой гомеостатической системы (организм) и подчеркивает ее стабильность, что позволяет
-
принципы единства личности и деятельности (СЛ. Рубинштейн, 1935; «и по делам их узнаете их»); -
принцип развития - от биологически обусловленных категорий к социально-психологической мотивации и формированию системы отношений; -
принцип историзма - все понятия проблемы и закономерности психологической жизни человека необходимо анализировать и в историческом конспекте; -
принцип структурности - несмотря на то, что психическая деятельность человека едина и неделима, ее анализ, изучение целесообразно изучать по структурам (структурированность психики - например, личность отдельно, психические процессы - отдельно); -
принцип личностного интегративного подхода - крайне важен для социальной медицины (оценка реабилитационного потенциала личности, оценка личности свидетельствуемого).
На протяжении двадцатого века постепенно сложились и основные направления развития психологии, которые постоянно уточняются и развиваются с выделением новых прикладных областей психологической науки. Наряду с общей психологией, как фундаментальной основополагающей дисциплиной, стали развиваться зоопсихология, история психологии, персонология (учение о личности), социальная психология (па-леопсихология, этнопсихология, психология религии, психология групп и т.д.). В рамках индивидуальной психологии (персонологии) «отпочковались» криминальная психология, педагогическая, геронтопсихология, медицинская и т.д. с последующим уточнением их целей, задач и методов.
Следовательно, вполне правомерно и целесообразно, как показывает наш тридцатилетний опыт в области социальной медицины, выделить из медицинской психологии еще два самостоятельных направления - психологию процесса реабилитации больных и инвалидов и клинико-экспертную психологию и патопсихологию.
Поскольку настоящее руководство посвящено именно клинико-экспертной психологии, оно структурировано по разделам, которые определяют направленность, цели, задачи и методы психологии во врачебной экспертизе (МСЭ, военной, судебной):
-
анализ и оценка состояния психических процессов свидетельствуемого, с указанием типа этих изменений (если есть), их стойкости и степени выраженности; -
анализ личности свидетельствуемого и внутренней модели болезни (если таковая имеется), с указанием уровня (регистра) реагирования личности на жизнь в ситуации «болезнь-дефект» - психологический (ситуативно-адекватный регистр реагирования), -
патопсихологический (наличие патологии личности или ее девиации; формирование психопатоподобных расстройств, развившихся в процессе течения заболевания; затяжные невротические или неврозоподобные нарушения; патологическое развитие личности); -
психопатологический уровень реагирования (встречается значительно реже) - выявление психологом-экспертом продуктивной психотической симптоматики (бред, галлюцинации и т.н.); -
анализ личности свидетельствуемого на возможность установочного поведения.
По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность деятельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо считается - побег», поскольку неправомерное расширение направленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.
Для клинико-экспертной психологии характерен комплексный, интефативный подход к экспериментально-психологическому обследованию (ЭПО), который включает психобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследования.
Наконец, в экспертной психологии особое значение имеют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потенциал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указывать тот или иной синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиническим понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная отсталость» (олигофрения), «расстройство личности» (психопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне допустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.
Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены некоторые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельности медицинского психолога.
К ним можно отнести круг понятий социальной медицины, с двумя ее основными направлениями; обоснование врачебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психолога-эксперта и основные направления его деятельности.
тические или неврозонодобные нарушения; патологическое развитие личности);
-
психопатологический уровень реагирования (встречается значительно реже) - выявление психологом-экспертом продуктивной психотической симптоматики (бред, галлюцинации и
т.п.);
-
анализ личности свидетельствуемого на возможность установочного поведения.
По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность деятельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо считается - побег», поскольку неправомерное расширение направленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.
Для клинико-экспертной психологии характерен комплексный, интегративный подход к экспериментально-психологическому обследованию (ЭПО), который включает психобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследования.
Наконец, в экспертной психологии особое значение имеют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потенциал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указывать тот или иной синдром психолог-эксперт верифицировать не должен, поскольку термин «синдром» относится к клиническим понятиям, которыми психолог пользоваться не вправе. Однако использование им таких понятий как «умственная отсталость» (олигофрения), «расстройство личности» (психопатия), невротические нарушения, расстройства, вполне допустимо, т.к. в дальнейшем комиссией экспертов они могут быть трансформированы в более точные и развернутые кли-нико-экспертные понятия.
Таким образом, подводя некоторые итоги первой главе, следует еще раз подчеркнуть, что в ней были представлены некоторые основные понятия, на которых базируется выделение клинико-экспертной психологии как особой формы деятельности медицинского психолога.
К ним можно отнести круг понятий социальной медицины, с двумя ее основными направлениями; обоснование врачебной экспертизы как особой формы деятельности врачей-экспертов; определены основные методы, цели и задачи психолога-эксперта и основные направления его деятельности.
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ДЕВИАЦИИ И ПАТОЛОГИЯ
Как известно, личность является центральным объектом изучения не только персонологии, педагогики и социологии, но и психологической составляющей социальной медицины, поскольку столбовая дорога реабилитации проходит через личность реабилитанта. Она также является внешним объектом исследования в клинико-экспертной психологии.
Основными задачами исследования личности в медико-социальной, судебной и военной экспертизе является анализ деятельности свидетельствуемого в ситуации «экспертиза»; выявление в процессе обследования ее девиации или патологии; анализ личности и внутренней модели болезни (ВМБ) или дефекта для уточнения регистра реагирования личности на «жизнь в ситуации болезнь (дефект)» - ситуативно-адекватный, патопсихологический или даже психопатологический. Во врачебной экспертизе перед психологом-экспертом практически постоянно ставится вопрос о возможности установочного поведения свидетельствуемого.
Таковы основные цели и задачи психолога-эксперта при исследовании личности, и расширять их без крайней необходимости совершенно не целесообразно.
Ранее уже отмечалось, что на рубеже тысячелетий пришло время «собирать камни», т.е. сформировать системный, инте-гративный подход к определению понятия «личность» в социальной медицине, что позволяет конкретизировать основные направления деятельности клинического психолога (психологический аспект ИПР) и психолога-эксперта (психологическая составляющая клинико-экспертного диагноза и экспертного решения). С этих позиций в социальной медицине под личностью понимается сложная гомеостатическая социо- психобиологическая система, составляющая устойчивый психический облик человека с индивидуальными особенностями его темперамента, характера, интеллекта и мотивации.
Термин «гомеостатическая» подчеркивает, что личность есть живая система, которая во фрустрирующей ситуации не только реагирует психологическими реакциями «полома», но включает различные формы психологических «защит», стремясь вернуться в состояние гомеостаза, т.е. внутреннего психологического равновесия, комфорта.
Такая часть определения как «социо- психо- биологическая система» указывает, что в формировании личности человека участвуют во взаимопроникающем единстве биологическая, социальная и аутопсихологическая ее составляющие.
Понятие «устойчивый психологический облик» позволяет отграничить личность от иной живой гомеостатической системы (организм) и подчеркивает ее стабильность, что позволяет