Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

верифицировать, получать достоверные результаты при ее ис­следовании.

Вместе с тем, термин «стабильность» не исключает воз­можности динамики структур личности и даже их трансформа­ции (например, психопатизация, патологическое развитие). Од­нако в целом следует признать, что личность человека - система весьма устойчивая и стабильная. Психический облик человека, формирующийся с детства, человек проносит через всю жизнь.

Индивидуальность - есть неотъемлемое качество каждой личности, которое складывается из особенностей темперамен­та, характера, интеллекта и мотивации (направленности).

Наконец, указание на структуру личности (темперамент, характер, интеллект, мотивация) подчеркивает, что, несмотря на единство и неделимость личности, методическая основа ее анализа есть изучение, исследование, оценка личности по ее компонентам.

Поэтому, если методической основой познания личности является анализ ее структуры, необходимо определить каждую составляющую, входящую в единое неделимое целое - лич­ность человека.

Темперамент - личность, в целом взятая со стороны ди­намики психической деятельности, независимо от ее содержа­ния и направленности.

Свойства темперамента проявляются одинаково в различ­ных формах деятельности, в различных типовых жизненных си­туациях, в том числе и в ситуациях «экспертиза» или «реабилита­ция». Поскольку темперамент является генетико-консти-туцио-нальной составляющей личности, он более устойчив, чем другие структуры. Однако, при тяжелой соматической патологии, в ча­стности эндокринной, он может меняться. Также расстройства различных свойств темперамента могут быть обусловлены экзо-и аутоинтоксикациями, последствиями нейроинфекции или че­репно-мозговой травмы. В определении личности понятие «био» - прежде всего относится к этой составляющей личности.

Такие свойства темперамента как сензитивность, реактив­ность, пластичность или ригидность, экстра- или интровертиро-ванность и некоторые другие его свойства определяют тип тем­перамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Не­смотря на то, что тип темперамента порой «зашторен», при­крыт другими структурами личности, он в значительной мере определяет энергичность личности в достижении поставленной цели, ее эмоционально-волевой реабилитационный потенциал.

Следующей важной структурой личности является харак­тер. Под характером понимается личность в целом, взятая со стороны системы социальных отношений. Иначе характер оп­ределяется как индивидуально-психологические свойства лич­ности, определяющие ее с поведенческой стороны.

Если темперамент своими корнями уходит в биологиче­скую составляющую личности, то характер формируется в процессе воспитания, в процессе взаимодействия человека с различными микросоциальными группами (семья, учебная группа, группа по интересам и т.д.). Основная функция харак­тера - максимально адекватно адаптировать личность к дея­тельности в различных типовых жизненных ситуациях. Поэто­му анализ особенностей характера человека целесообразно анализировать через систему типовых социально-психологи­ческих ситуаций. К ним относят систему «Я - ОН» (отношение к другому человеку); «Я - группа» (социальная роль в малой группе и деятельность в ней); «Я - созидательная деятель­ность» (игровая, учебная, трудовая, хобби и т.п.); «Я - матери­альный мир» (отношение к одежде, быту, дому, улице, природе и т.д.); наконец, в понятие «характер» входит и система «Я - Я» (отношение к себе, например, скромность, честолюбие, тще­славие, гордость и т.д.).

Понятно, что если характер формируется через взаимодей­ствие с другими людьми и окружающим социумом, но более пластичен, чем темперамент. И вообще этиология слова «ха­рактер» на древнегреческом и означает «отпечаток», «чеканка» со среды. В пролонгированной фрустрирующей ситуации (бо­лезнь, дефект, лишение свободы) характер может существенно меняться.

Особенности характера как системы социально-психологических отношений отчетливо прослеживаются с по­мощью нсихобиографического метода исследования личности и при клинико-психологическом наблюдении. Выраженная па­тология в сфере темперамента и характера и определяет поня­тие «психопатия».

В клинико-экспертной психологии особое значение имеет оценка такой структуры личности как интеллект. Под интел­лектом понимается уровень умственного развития личности, умение ставить и решать жизненно важные задачи, стоящие перед человеком. Оценка интеллектуального потенциала имеет особое значение для всех видов врачебной экспертизы. В су-дебно-психиатрической экспертизе интеллект в значительной мере определяет возможности человека понимать значение своих действий и руководить ими. В МСЭ им в значительной мере обусловлены ограничения жизнедеятельности в самооб­служивании, обучении, работе, в общении и ориентации. В во­енной врачебной экспертизе интеллектуальный потенциал не­редко определяет возможность не только служить в армии, но продвижение по службе, учебу в высших военных учебных за­ведениях и т.н.

В формировании и развитии интеллекта крайне целесооб­разно четко разделять две его составляющие - врожденный (невербальный) интеллект и приобретаемый в процессе жизни, воспитания, обучения интеллектуальный потенциал (т.н. вер­бальный интеллект). Поэтому оценка интеллекта свидетельст­вуемого требует не только формального тестирования, но и ис­следования интеллектуальных возможностей человека при по­мощи психобиографического метода.

Интеллект и образование - понятия не равнозначные. Можно обладать высоким интеллектуальным потенциалом, бу­дучи малообразованным. И наоборот - даже высшее образова­ние не является аналогом высокого интеллекта.

Понятно, что «врожденный» интеллект уходит своими корнями в биологическую составляющую личности.

Сложнее складывается ситуация с приобретаемым (вер­бальным) интеллектом. Он формируется и развивается с первых лет жизни ребенка в процессе обучения и воспитания в семье, в процессе общения со сверстниками, в первых классах школы и т.д. Поэтому у детей, живущих в неблагополучных семьях, в «домах малюток», в детдоме нередко вербальный интеллект развивается не достаточно. Задержка развития вербального ин­теллекта у детей может быть обусловлена длительным и тяже­лым соматическим заболеванием, она нередко возникает при детской шизофрении, при органических поражениях мозга, рано формирующейся психопатии, которые приводят к ограничению развития вербального интеллекта. В подобных случаях у детей (подростков) ее определяют как «вторичную интеллектуальную недостаточность». Напротив, при таком синдром-дефекте как олигофрения прежде всего страдает невербальная составляющая интеллекта - «как ни воспитывать, из олигофрена гений не по­лучится». Поэтому в абилитации таких детей необходимы как комплекс медико-биологических мероприятий, направленный на повышение возможностей психических процессов (не интел­лекта), так и комплекс социально-педагогических мер. Только такое сочетание может способствовать повышению общего ин­теллектуального потенциала ребенка.

От интеллекта следует отграничивать понятие «способно­сти». Если интеллект является одной из структур личности, то понятие «способности» относят к человеку в целом. Отсюда -музыкальные способности, способности к тому или иному виду спорта, способности к рисованию, организаторские способно­сти т.д. В целом, под способностями понимается качество че­ловека более быстро, успешно приобретать знания, навыки и умения. Способности человека обнаруживаются только в той сфере его деятельности, которая не может успешно осуществ­ляться без них - «Вы умеете играть на скрипке?» - «Не знаю, не пробовал».

Касаясь проблемы интеллекта, следует особо отметить, что сложившийся исторически термин «интеллектуально-мнестическое снижение» безнадежно устарел. Действительно, если вдуматься в эту терминологию, то ясно, что в ней сочета­ются два несопоставимых фактора, поскольку понятие «интел­лект» относится к личности, тогда как «мнестическое» - к со­стоянию психических процессов (память, внимание, мышле­ние), что определяет не личностный, а нейрофизиологический уровень.

В целом, подводя итоги анализа такой важной в клинико-экспертном плане структуры личности как интеллект, следует подчеркнуть, что его оценка должна включать не только тести­рование, но клинико-психологическое наблюдение и психобио­графический метод.

Личностная ориентация деятельности человека не может быть продуктивной и целенаправленной, если она не мотивиро­вана. Под мотивацией как структурой личности понимается личность в целом, взятая со стороны ее направленности. Поня­тие мотивации (направленности) личности отражает совокуп­ность желаний, стремлений, побуждений личности, ее ценно­сти, идеалы и установки.

В клинико-экспертной психологии такое достаточно абст­рагированное, «размытое» представление о мотивации конкре­тизируется по ряду параметров, важных для решения эксперт­ной задачи, для вынесения экспертного решения. К ним обычно относят такие понятия как «перспектива личности», «иерархия ценностей», «уровень притязаний», «самооценка», и «установ­ки личности». Через мотивационную сферу формируются, а в дальнейшем и реализуются поставленные цели и задачи.

Реализация поставленных целей определяется т.н. пер­спективой личности.

Под перспективой личности понимается не только цель деятельности как идеальное предвосхищение результата, но и реальные пути ее достижения. Во врачебной экспертизе свиде­тельствуемый оценивает возможности достижения результата (нужное ему экспертное решение - группа инвалидности, год­ность к военной службе, дееспособность и т.д.), но выбирает пу­ти достижения этого результата, в частности через формирова­ние установочного поведения. В реализации ИПР через пер­спективу личности реабилитант оценивает как этапы реабилита­ционного процесса, так и пути, возможности достижения цели.

Однако понятие «перспектива личности» тесно связано с уровнем притязания. Под уровнем притязания личности пони­мается сложность поставленной цели или, напротив, ее лег­кость, которую выбирает человек среди значимых для него объектов, на что ориентирована его перспектива. В экспертной ситуации, исходя из уровня притязания и перспективы, форми­руется экспертная цель свидетельствуемого. - «Кому нужен поп, кому попадья, а кому и попова дочка»... Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, или трезвым, а иногда подсознательным учетом своих возможностей, прошлых успехов и неудач дея­тельности, но и воспитанием, следствием проведенного само­анализа, нравственно-этическими идеалами.

В формировании уровня притязания существенную роль играет самооценка личности. В процессе деятельности индиви­да в различных микросоциальных 1руппах (семья, учебная группа, группа по интересам и т.д.) личность формирует при помощи аутопсихологического анализа ценностные ориента­ции, идеалы, интересы и т.п., которые в определенной ситуации отражают интересы референтных групп, в которых действует индивид, а также его собственную их интерпретацию.

Иными словами, самооценка это степень удовлетворенно­сти собой, своей деятельностью при «измерении» эталоном ре­ферентных групп.

Мотивационную сферу личности, ее направленность, в значительной мере определяет шкала ценностей. Иерархия ценностей, т.е. какая сфера деятельности приоритетна для са­мореализации личности (семья, успех, творческая деятель­ность, финансовая независимость и т.д.). Если в приоритетных сферах деятельности личность достаточно успешна, т.е. реали­зует свою направленность, формируется адекватная самооцен­ка, перспектива, уровень притязаний. Реализация иерархии ценностей позволяет личности поддерживать психологический гомеостаз, удовлетворенность собой и своей деятельностью.

В клинико-экспертной психологии анализ мотивационной сферы и ее возможной трансформации, в частности под воздей­ствием сверхценной идеи, жизни в ситуации «болезнь», дли­тельного пребывания в местах лишения свободы, необходим, поскольку такая трансформация мотивационной сферы прокла­дывает путь к патологическому развитию личности.

Таким образом, личность есть гомеостатическая система, одновременно устойчивая и динамичная. В формировании лич­ности, ее становлении и развитии участвуют генетико-конституциональная и социальная составляющие, а также ау­топсихологический фактор. Личность едина и неделима, одна­ко методологической основой анализа личности является ее оценка по структурам (темперамент, характер, интеллект, мо­тивация).

Поскольку личность - сложнейшая живая система, про­дуктивный ее анализ, что необходимо для решения клинико-экспертных задач, требует системного подхода, сочетания трех методов исследования свидетельствуемого - психобиографиче­ского, ЭПО и наблюдения в процессе экспертизы.

Если человек (личность) познается через деятельность, то для нормативной личности характерен ситуативно-адекватный рисунок поведения в типовых жизненных ситуациях (учеба, ра­бота, семья, секс, хобби, общение и т.п.).
1   2   3   4   5   6


***

Под девиациями понимаются отклонения от нормы разви­тия личности, не достигающие степени ее патологии. В типо­вых жизненных ситуациях девиантные личности обычно не по­падают в поле зрения ни клинического психолога, ни психиат­ра, поскольку они достаточно социально-психологически адап­тированы и внешне прилично интегрированы в социум.

В социальной медицине необходимость выявления деви-антных особенностей личности возникает, как правило, в двух ситуациях - при формировании реабилитанту ИПР (столбовая дорога реабилитации проходит через личность), для оценки его реабилитационного потенциала и организации психологическо­го аспекта реабилитации или при необходимости экспертного освидетельствования (МСЭ, военная, судебно-психиатрическая экспертизы).

Девиации личности есть сводная группа нерезких лично­стных аномалий, объединенная лишь их реабилитационной или экспертной значимостью. Тот или иной вариант девиантности особенно отчетливо проявляется в психолого-экспертной прак­тике при анализе личности по ее структурам.

В социальной психиатрии исторически сложилась ситуа­ция, что вначале развития учения о психопатиях с конца XIX века наибольший интерес вызывало изучение не просто откло­нений от нормы развития личности, но ее грубая патология, со всеми вытекающими отсюда клиническими, социальными и экспертными выводами.

Однако, примерно с конца 60-ых годов двадцатого века в психиатрии, а затем и в медицинской психологии, постепенно отчетливо стал выявляться «провал», отсутствие связующего среднего звена между нормативной личностью и ее грубой па­тологией (психопатией). Развигие персонологии, клинической психологии, патопсихологии позволило за последние 20-25 лет существенно заполнить этот пробел, в чем крайне нуждалась практика современной врачебной экспертизы и появление в со­ставе экспертов психолога.

Под девиацией личности понимается недостаточно сба­лансированная и интегрированная по структурам личность, кото­рая характеризуется ситуативно-неадекватным поведением и склонностью формировать нервно-психические нарушения па­топсихологического регистра во

фрустрирующих ситуациях. «Девиантность» личности обнаруживается особенно отчетливо в кризисных ситуациях и психолого-психиатрическом освидетель­ствовании (военная судебная медико-социальная экспертиза).

К основным вариантам девиаций личности в клинико-экс-пертной психологии обычно относят:

  1. акцентуации личности;

  2. психический инфантилизм;

  3. пограничную интеллектуальную недостаточность (ПИН);

  4. «примитивную» личность;

  5. социопатию.

Необходимость в мерах социальной защиты при личност­ных девиациях возникает лишь при наличии иного заболевания (дефекта), приводящего к социальной недостаточности и/ или ограничению жизнедеятельности.

Акцентуация личности - скрытая «слабость» личност­ных форм реагирования, проявляющаяся в сложных психо-травмирующих (фрустрирующих, кризисных) ситуациях в виде нервно-психических нарушений непсихотического регистра в рамках «второго слоя» симптоматики (общеневротические синдромы) из-за недостаточной сбалансированности структур темперамента и характера. Акцентуация личности обнаружива­ется через особенности типологии и синдромокинеза симпто­матики при невротических и неврозоподобных состояниях. Включается в клинико-экспертный диагноз («... у акцентуиро­ванной личности»).

Психический инфантилизм - девиация личности, харак­теризующаяся незрелостью, детскостью мотивационной сферы (инфантильные цели, идеалы, установки, шкала ценностей, уровень притязаний), а также незрелостью системы социально-психологических отношений (характер), вследствие чего рису­нок деятельности человека в целом несет инфантильный харак­тер. В клинико-экспертном плане установление факта психиче­ского инфантилизма имеет особое значение в военной и судеб-но-психиатрической экспертизе (соответствие физического и психического возраста).

Для пограничной интеллектуальной недостаточно­сти
(ПИН) характерен невысокий интеллектуальный потенци­ал личности, который находится на границе между низкой нормой и олигофренией в степени легкой дебильности. Клини-ко-психологически ПИН выявляется на основании анализа процесса абстрагирования, который носит «плавающий» харак­тер. Установление факта ПИН иногда крайне значимо в воен­ной и МСЭ (оценка реабилитационного потенциала личности).

«Примитивная» личность^- личность, основной особен­ностью которой является узко-конкретная направленность, ог­раниченность, «приземленность» интересов, целей, идеалов, потребностей, т.е. мотивационной сферы. Интеллект при этом не высок. Установление факта «примитивности» личности пси­хологом-экспертом может иметь существенные значения для понимания особенностей деликта (судебная экспертиза) и внутренней модели болезни (МСЭ).

Социопатия - девиация личности, характеризующаяся асоциальной ориентацией мотивационной сферы (цели, идеа­лы, установки и т.д.), формированием шкалы ценностей, само­оценки уровня притязаний при «измерении» себя эталоном со­циальных референтных групп (например, т.н. «вор в законе»). В клинико-экспертной психологии требует отграничения от действительной патологии личности (психопатия). Термин предложен в 20-х годах XX века выдающимся русским психи­атром Бруханским.

Таковы основные варианты девиации личности, с кото­рыми может встретиться психолог-эксперт в процессе эксперт­ного освидетельствования. Значимость выделения вышеизло­женных девиаций личности при разных видах врачебной экс­пертизы неоднозначна. Однако, умение в них разбираться, дифференцировать, использовать при формировании клинико-экспертного диагноза всегда показывает уровень подготовки психолога-эксперта.

***

Значимость четких представлений о патологии личности для клинического психолога-эксперта трудно переоценить.

Действительно, необходимость разграничить индивидуальные особенности личности, ее девиации, психопатоподобные рас­стройства и истинную патологию личности (психопатия) тре­бует от психолога-эксперта не только специальных знаний, но и умения интегрировать, синтезировать воедино психобиогра­фический метод исследования личности (в том числе данные документации), ЭПО и метод клинико-психологического на­блюдения. Установление факта патологии личности, его дока­зательность играет значительную роль во всех видах врачебной экспертизы. Психопатия или психопатоподобные расстройства (как синдром) должны найти свое место в клинико-экспертном диагнозе и при вынесении экспертного решения. При этом пси­хологу-эксперту следует стремиться четко отграничить истин­ную психопатию от похожих на нее расстройств личности, сформировавшихся в процессе «жизни в ситуации болезнь», так характерной для социальной медицины.


Следует также подчеркнуть, что поскольку психопатии не являются ни болезнью, ни дефектом в медицинском представле­нии, клинический психолог-эксперт может пользоваться этим термином в полном объеме. Несколько сложнее ситуация с пси-хопатоподобными расстройствами личности, сформировавши­мися вследствие болезни или дефекта, что, однако, не исключа­ет использования этого понятия в экспертной психологии.

Учение о патологии личности стало формироваться не­сколько позже, чем изучение других видов психических рас­стройств. Однако, уже в 1838 году известный французский пси­хиатр Эскироль, наряду с другими формами помешательства, выделял т.н. «моральное помешательство», в котором просмат­ривается, по существу, представление о грубой личностной па­тологии. Однако, впервые термин «психопатия» был введен в судебную психиатрию доктором Чеччотом - членом судебно-психиатрической экспертной комиссии, в которой под руково­дством И.М. Балинского проводилась экспертиза по делу О. Семеновой - «первой русской психопатки» (1885). В дальней­шем (1886) - монография В.М. Бехтерева о психопатиях, почти одновременно работа Крафт-Эбинга «Психопатические консти­туции», Маньяна «Высшие дегенераты» и т.д.

Особое значение в развитии учения о психопатиях имела классическая монография П.Б. Ганнушкина «Психопатии, их статика и динамика» (1933). П.Б. Ганнушкин впервые показал, что для психопатий характерна выраженность патологических черт личности, тотальность этих психопатических особенно­стей, определяющих деятельность, относительную их стабиль­ность, малую обратимость личностной патологии и ввел пред­ставление о своеобразной их динамике. В дальнейшем развитие учения о психопатиях в России проводилось в судебной психи­атрии, но нельзя оставить без внимания вклад О.В. Кербикова, В.Я. Гиндикина и многих других. Существенный вклад в пони­мание этой проблемы внесли и социальные психиатры (Д.Е. Мелехов, А.П. Рауш).

К концу двадцатого века стало ясным, что спор о генезе формирования патологии личности (генетико-конституци-онально обусловлено ее развитие или социально) себя исчер­пал. Действительно, в формировании психопатий личности одинаково значимы как патология темперамента (биологиче­ская составляющая), так и деформация характера (социальная составляющая). Эти обе составляющие включены в современ­ное определение психопатий.