Файл: Конкуренция и конкуренты необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию. Николай Путилов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 которую входят 118 гипермаркетов, супермаркетов и магазинов формата «у дома», в 2011 г. была куплена сеть супермаркетов в ЮАР.
Устойчиво доминируют на рынке, как правило, компании, обладающие большой рыночной долей, на чьи конкурентные действия должны реагировать все остальные участники рынка, такие как Яндекс Такси, Роснефть,
МегаФон, Apple.
Возможность занять доминирующую конкурентную позицию на рынке определяется размерами доли рынка, которую приобретает тот или иной участник рынка для того, чтобы доминировать. В разных странах размеры доли продаж, признаваемые позволяющими участникам рынка доминировать, опираются на разные критерии определения и измерения долей продаж.
В современном управленческом консультировании широко распространено ранжирование фирм на основе матрицы Бостонской консалтинговой группы («матрицы БКГ»).
Относительная доля рынка рассчитывается как отношение доли рынка компании к доле рынка самого опасного конкурента, выраженное в относительных единицах. Например, если фирма «А» имеет 15 % общей емкости рынка, а доля крупнейшего конкурента равна 30 %, то относительная доля «А» составит 0,5. Если бизнес «В» занимает долю на рынке 40 %, а его основной конкурент имеет только 30 %, то относительная доля «В» составит 1,33. Из примера видно, что относительная доля может быть больше 1 только в том случае, если компания является крупнейшим игроком на данном сегменте рынка, и наоборот, у фирм, имеющих одного или более конкурентов, превосходящих их по силам, относительная доля всегда будет меньше 1.
Бостонская консалтинговая группа специализируется на управленческом аудите и управ­ленческом консультировании. Ее основателем был Брюс Д. Хендерсон (1915–1992) – один из наиболее авторитетных специалистов в области теории и практики менеджмента, маркетинга и конкуренции. Сам он полагал, что своими трудами и практической деятельностью (создание «матрицы БКГ», концепции «продуктового портфеля» и стратегии фирм в конкурентной среде) способствовал изменению американского бизнеса больше, чем любой другой человек в истории США.
Нередко такие доли продаж устанавливаются законодательно, что позволяет признавать позиции того или иного участника рынка доминирующими официально. Обычно они колеблются в диапазоне 20–50 % доли продаж однородных товаров на определенном рынке. В России сегодня доминирующим признается положение участника рынка, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %. В США компания, контролирующая 40 % национального рынка однородных товаров, считается доминирующей.
Размер доли рынка субъектов предпринимательства никогда не складывается в результате механического суммирования соответствующих долей рынка по направлениям и предметам их деятельности. Конкурентные позиции участников рынка определяются исходя из доли рынка по каждому из предметов их деятельности.
Многообразие направлений деятельности субъектов диверсифицированного предпринимательства обусловливает и многообразие их конкурентных позиций по отраслям и товарным группам. Таким образом, один и тот же участник рынка может приобретать разные конкурентные позиции по отношению к разным группам конкурентов, действующих в разных секторах рынка.
1   2   3   4   5   6   7

1.8
. Конкурентные позиции участников рынка по отношению к другому
окружению
Субъекты предпринимательства занимают определенные конкурентные позиции по отношению не только к другим субъектам предпринимательства, но и к каждому сегменту окружения - к потребителям, поставщикам, нанятым работникам и другому окружению. Они всегда действуют и строят отношения с окружением с занимаемых ими конкурентных позиций. В свою очередь представители окружения формируют по отношению к ним собственные позиции, с которых адресуют им собственные действия.

26
Понятие «позиции» имеет широкое распространение не только в рыночной экономике, оно используется разных видах деятельности, где фиксируются, например, географические позиции, административные позиции, позиции в шахматах, лидерские позиции, военные позиции и др. (рис. 1.8). на ней.
Рис. 1.8. Военные позиции как аналог конкурентных позиций
Например, конкурентные позиции участников рынка являются аналогом боевых позиций, занимаемых противниками на театре военных действий. Эти позиции обычно определяются как полоса или участок земли, занятый войсками или подготовленный для занятия ими. Боевые позиции войск обладают такими признаками, как их ограничение определенной территорией (на которой закрепляется личный состав и огневые средства), техническое обустройство территории, наличие порядка на ней.
Боевые позиции имеют разное предназначение, но всегда характеризуют расположение войск по отношению к тому или иному противнику. Они выступают как опорные пункты ведения огня или обороны, препятствия действиям наступающего противника, места сосредоточения боевых резервов, плацдармы развертывания войск при переходе в контратаку, наступление, или при проведении маневров, а также для введения противника в заблуждение относительно своих истинных намерений.
Подобно позициям войсковых подразделений и огневых средств сегменты присутствия участников рынка в конкурентной среде становятся их конкурентными позициями, с помощью которых они совершают конкурентные действия, адресуя их своим соперникам и остальному окружению.
Например, конкурентные позиции по отношению к потребителям определяются интересами производителей и продавцов. В свою очередь объемы спроса, адресуемые потребителями именно им, а не их конкурентам, выражают позицию потребителей по отношению к ним. Объемы продаж товаров (услуг, работ) характеризуют размеры позиций, которые данные участники рынка занимают в конкурентной среде по отношению к тем или иным потребителям.
Каждый участник рынка работает для потребителей, так как без реализации потребителям товаров (услуг, работ) он не сможет добиться успехов в ведении своего бизнеса. Поэтому интересы потребителей оказываются для участников рынка естественным ориентиром. Однако другим естественным ориентиром в их деятельности являются их собственные интересы, которые они могут осуществить, только учитывая позиции потребителей по отношению к себе.
Между интересами участников рынка и потребителей не бывает гармонии. Стороны всегда нуждаются друг в друге, но их интересы обычно не совпадают. Для любого рынка конфликт интересов между потребителями и предпринимателями является естественным. Он обусловливает наличие конкуренции между ними. Каждая сторона стремится в этом конфликте занять более сильную позицию по отношению к другой.
Конкурентные позиции участников рынка по отношению к потребителям определяются тем, в какой мере участники рынка могут диктовать свои интересы потребителям и заставлять с ними считаться. В свою очередь конкурентные позиции потребителей по отношению к участникам рынка определяются тем, в какой мере они могут влиять на ассортиментную политику бизнес-единиц, ценообразование, качество продукции и др.
Сильные позиции потребителей выражаются в их способности сообщать предпринимателям свои представления о потребительских свойствах продукции, и в итоге оценивать результат конкурентных действий предпринимателей спросом на продукцию (рис. 1.9).


27
______________________________________________________________________
Рис. 1.9. Влияние потребителей с сильными конкурентными позициями на конкуренцию между субъектами предпринимательства
Классическим примером того, как фирма недооценила силу конкурентной позиции своих потребителей, является печально известная история напитка New Coke.
23 апреля 1985 г. впервые Кока-кола сделала изменение классической рецептуры напитка Coca-Cola и выпустила New Coke, более сладкий напиток с выраженными ванильными и апельсиновыми нотами. При этом всем известный напиток Coca-Cola был снят с производства.
Сразу после этого на штаб-квартиру Coca-Cola обрушился шквал протестов – жители США в категорической форме требовали не лишать их любимого напитка. Coca-Cola получила 557 коллективных петиций с 28 138 подписями и более 400 тыс. телефонных звонков. Начался общественный скандал: поклонники классической Кока- колы объединялись и требовали вернуть все, как было, потому что старая Кола ассоциируется с теплом семейного очага и рождественской сказкой. «Организация любителей старой колы» быстро набрала несколько сотен тысяч участников и подала на производителя в суд.
11 июля 1985 г. председатель совета директоров и президент компании прилюдно извинились перед соотечественниками и заверили, что на рынке опять появится прежний напиток – под названием Coke Classic. Через некоторое время слово Classic исчезло с банок и бутылок, потому что New Coke сняли с производства совсем и разделять два напитка больше было не нужно.
В качестве обратного примера влияния потребителей можно назвать появление нового низкокалорийного продукта Coca-Cola Light, который был выведен на рынок в 1982 г. на фоне увеличения популярности здорового образа жизни и низкокалорийного питания среди потребителей и продолжает продаваться до сих пор.
В настоящее время большинство компаний в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции вынуждены подстраиваться под потребителя. Так, сервис по услугам такси Uber в 2016 г. ввел в России для пассажиров опцию оплаты поездки наличными, принимая во внимание большое распространение наличных денег в нашей стране и отсутствие привычки платить банковской карточкой у многих клиентов. При этом в странах Европы и США такой опции нет, но она есть в Индии, ЮАР и других странах.
Позиции потребителей и субъектов предпринимательства отражают адресуемое друг другу мнение сторон относительно объемов спроса и предложения, номенклатуры товаров (услуг, работ), уровней цен и уровней их качества. Они фиксируются в осуществляемых объемах продаж, которые становятся количественным выражением масштабов присутствия участников рынка в жизнедеятельности данных потребителей. Чем меньше масштаб присутствия, который выделяют потребители для производителей (продавцов), тем более скромное место занимают последние в жизни этих потребителей и тем менее значительное место в конкурентной среде будет отведено этим производителям (продавцам), и наоборот.
Потребители
Оценивают результаты деятельности конкурентов
Диктуют свои представления о конечном продукте


28
Например, на рынке подгузников (быстро развивающемся последние 5 лет – по причи­не роста рождаемости) фирма Procter&Gamble с брендом Pampers традиционно занимала сильные и устойчивые конкурентные позиции, отражающие большой сегмент присутствия в жизни потребителей (не менее 40 % рынка ежегодно). Kimberly-Clark с маркой Huggies всегда имела около четверти рынка, что также подтверждает достаточный сегмент присутствия, выделяемый потребителями.
В последнее время (2012–2017 гг.) большой популярностью у молодых мам стали пользоваться подгузники японского производства, которые ориентируются на премиальный ценовой сегмент потребителей (японские подгузники примерно на 15 % дороже продукции Pampers и Huggies) и являются более качественными
(обеспечивают большую сухость кожи и доступность воздуха, т. е. впитывающие и «дышащие»). Это позволило японским производителям усилить свои конкурентные позиции на рынке.
Таким образом, субъекты предпринимательства стараются занимать и отстаивать определенные позиции по отношению к конкретным потребителям, а те позволяют или не позволяют им добиваться этого, опираясь на свои позиции по отношению к участникам рынка и их продукции, обусловленные собственным спросом на нее. Фиксируя объемы продаж товаров (услуг, работ) по согласованным ценам, можно определить, кто получил большую выгоду от сделки – покупатели или продавцы, какая из сторон сумела превзойти другую (или выгода оказалась взаимной).
Потребители столь же полноправные экономические субъекты, что и субъекты предпринимательства. Их позиции по отношению к участникам рынка позволяют им обосновывать требования к составу и объемам предложения товаров (услуг, работ), к их качеству и ценам. Изучение особенностей поведения потребителей по отношению к производителям (продавцам) является предметом специальной учебной дисциплины «Поведение потребителей».
Кроме того, участники рынка занимают конкурентные позиции по отношению к поставщикам, а те в свою очередь занимают и отстаивают собственные встречные позиции по отношению к ним самим. По отношению к своим поставщикам участники рынка сами выступают в роли потребителей. Поэтому их конкурентные позиции определяются тем, как реализуются или могут быть реализованы их интересы в процессе покупок.
Например, нарастание объемов покупок сопровождается уменьшением цен и улучшением качества приобретаемых товаров (услуг, работ), необходимых участникам рынка в качестве ресурсов ведения и развития их бизнеса.
В свою очередь поставщики занимают конкурентные позиции по отношению к ним самим как потребителям своей продукции. Их позиции сродни конкурентным позициям самих участников рынка в процессе их взаимодействия с собственными потребителями.
На рынке услуг организации праздников существует сильная конкуренция между большим количеством маленьких агентств. Подобные предпринимательские структуры организуют корпоративные вечеринки для крупных компаний и корпораций. Они арендуют помещение, аппаратуру, обеспечивающую свет и звук, закупают еду и напитки. Один из важных поставщиков ключевых для празднества ресурсов – ведущий праздника, которого нанимают специально.
В последнее время многие резиденты «Камеди-Клаб» стали поставщиками такого редкого и ценного ресурса, как праздничное настроение. Организаторы корпоративных вечеринок должны обеспечить присутствие
«звездных» ведущих на мероприятии и, по сути, сами являются заказчиками этого ресурса. В свою очередь резиденты «Камеди-Клаб» как поставщики по отношению к организаторам «корпоративов» занимают устойчивые сильные позиции.
Все субъекты предпринимательства занимают конкурентные позиции по отношению к партнерам в
совместном бизнесе, а участники обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, разных


29 товариществ или члены кооперативов занимают и отстаивают взаимные позиции как партнеры в общем бизнесе.
Объективным явлением в предпринимательстве являются взаимные конкурентные позиции владельцев
бизнеса как работодателей и нанятых или нанимаемых работников (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Взаимные конкурентные позиции владельцев бизнеса и работников
Отношения между владельцами бизнеса и работниками не бывают безоблачными. Конфликт интересов между работодателями и наемными работниками всегда возникает при обсуждении и решении вопросов найма работников, обеспечения работодателями условий труда и уровня оплаты, обеспечения работниками качества труда и его результатов, а также вопросов развития рабочей силы и увольнения работников.
Компания Google, уже являясь огромной корпорацией со штатом более тысячи человек, позволила своим программистам выполнять свои основные должностные обязанности дома, без появления на рабочем месте в офисе корпорации. Таким образом, корпорация показала, что доверяет своим сотрудникам и рассчитывает на их эффективность вне зависимости от места их дислокации.
Конфликты интересов – основа конкуренции между работодателями и работниками, в которой обе стороны обладают конкурентными позициями. Преимущественные позиции позволяют сторонам диктовать друг другу свои интересы и заставляют считаться с ними. Каким бы ни был фактический уровень гармонизации отношений между работодателями и работниками, причины конфликтов интересов между ними остаются непреодолимыми. Значит, сохраняются и основания для взаимной конкуренции.
В прошлом в социальных, политических и экономических теориях имело широкое распространение положение о наличии в обществе, основанном на частной собственности, классовой борьбы. Теория классовой борьбы была одной из составных частей марксизма-­ленинизма. Антимарксистские теории развивали утверждение об отсутствии в рыночной экономике классовой борьбы или об отсутствии в ней оснований для постоянного нарастания классовой борьбы.
В действительности то, что в теории называлось классовой борьбой, является проявлением конкуренции между работодателями и наемными работниками, в которой каждая из сторон занимает и отстаивает собственные законные интересы и обусловленные ими конкурентные позиции. Эта конкуренция не имеет безысходного характера, но она не может быть полностью преодолена при наличии конфликтов интересов между теми, кто управляет собственным бизнесом (работодателями), и теми, кто трудится в чужом бизнесе (наемными работниками).
Субъекты предпринимательства непременно занимают конкурентные позиции по отношению к
государству, органам власти и управления, а также к обществу как единому целому. Каждый из них стремится иметь преимущественные позиции в отношениях с государством для того, чтобы государство в лице органов государственного управления считалось с его интересами. Эти позиции отстаиваются посредством: оптимизации объемов товаров (услуг, работ), производимых в рамках государственных закупок и государственных заказов, уровней цен на них и уровней их качества;
Владельцы бизнеса
Нанятые или нанимаемые работники