ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Субъектный состав. Субъектами налогового спора выступают налогоплательщики, налоговые агенты, с одной стороны, и налоговый орган – с другой. -
Содержание налогового спора или предмет спора – разногласия по поводу исполнения или применения норм законодательства о налогах и сборах. -
Неразрешенность конфликта – возникает в результате столкновения различных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема его прав и обязанностей.
Причина возникновения споров:
Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.
При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.
Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.
31. Защита прав налогоплательщиков в административном порядке.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
В литературе представлена классификация, предусматривающая следующие способы защиты прав субъектов правоотношений:
- президентский;
- административный;
- судебный;
- прокурорский;
- самозащита прав.
Президентский способ защиты нарушенных прав обусловлен финансовой компетенцией Президента РФ. В целях осуществления Президентом контрольных полномочий в структуре его Администрации образовано самостоятельное подразделение - Контрольное управление. Его функции составляют действия контрольного характера.
Административный способ защиты нарушенных прав субъектов финансового права предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. В соответствии со ст. 137 НК РФ в административном порядке со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.
Вместе с тем Налоговый кодекс устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов:
- во-первых, ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать его права;
- во-вторых, нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не Налоговым кодексом, а иным федеральным законодательством.
Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности принадлежит прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ и Закону "О прокуратуре Российской Федерации" составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности.
Способы защиты нарушенных прав налогоплательщиков имеют законодательно установленные гарантии реализации. Так, НК РФ устанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустранимости сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах (ст. 3); предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуют НК РФ или иным федеральным законам (ст. 21);
Таким образом, защита прав налогоплательщиков - это система юридических и организационных гарантий соблюдения установленных национальным и международным правом прав и законных интересов налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений, а также конкретные действия участников налоговых правоотношений, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров.
Основными способами защиты прав налогоплательщиков являются административный и судебный способы защиты. В современной юридической литературе выделяют различные основания для классификации способов защиты прав, однако наиболее применимой с практической точки зрения является классификация способов защиты в зависимости от субъекта (органа), рассматривающего спор. Таким органом может быть арбитражный суд либо вышестоящий налоговый орган.
В рамках судебного рассмотрения можно выделить защиту прав налогоплательщиков в зависимости от правовой природы заявленных требований:
- признание незаконным нормативного акта;
- признание незаконным ненормативного акта, действий (бездействия) налогового органа (должностного лица);
- обязание налогового органа возвратить (зачесть) сумму излишне уплаченного (взысканного) налога или возместить сумму налога на добавленную стоимость.
НУЖНОЕ
Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Порядок административной защиты регулируется ст. 138-141 НК РФ. Следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в статье 100 НК РФ.
При применении статей 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Одной из важнейших особенностей внесудебного порядка обжалования считается то, что на время реализации указанной процедуры налоговый орган, чье решение обжалуется, лишается возможности обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции.
Необходимо отметить, что в 2013 году введен обязательный досудебный порядок обжалования в отношении всех налоговых споров.
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба на акт налогового органа, действие, бездействие должностных лиц в вышестоящий налоговый орган подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (Смотрите схему 12 в приложении).
Кроме того жалоба может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок подачи такой жалобы
-три месяца со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен только при наличии уважительной причины (например, тяжелой болезни, форс-мажорных обстоятельств). До принятия решения по этой жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления налогоплательщика. Однако при этом налогоплательщик теряет право на повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу).
Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:
1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лиц
Отмена решения и прекращение производства по делу о налоговом правонарушении происходят, как правило, в том случае, когда обжалован именно акт, принятый по результатам проведения налоговой проверки, а само дело о налоговом правонарушении по формальным причинам не подлежало возбуждению.
Последствия подачи жалобы
1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
Преимущества административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:
-
простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов; -
быстрое рассмотрение жалобы; -
отсутствие необходимости уплаты пошлины; -
обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.
Основной недостаток административной защиты заключается в большой вероятности принятия субъективных решений вышестоящим налоговым органом или его должностными лицами.
Такое положение может быть объяснено необъективностью, которая нередко обнаруживается при рассмотрении жалоб налогоплательщиков: вышестоящий налоговый орган зачастую предпочитает защитить интересы подчиненных ему инспекций, нежели объективно исследовать существо разногласий.
Другой причиной может быть то, что территориальные инспекции в своей деятельности руководствуются разъяснениями вышестоящих налоговых органов как нормативного, так и ненормативного характера, имеющих обычно фискальную направленность: противоречия и пробелы в законодательстве налоговые органы истолковывают чаще всего в пользу бюджета. И вышестоящий налоговый орган, ранее издавший соответствующие разъяснения, при рассмотрении жалобы обычно не склонен признавать, что его разъяснения ошибочны.
Для рассмотрения споров в налоговых органах ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США и в Главном налоговом управлении Франции действуют соответствующие службы'; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов ; в ФРГ попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.