Файл: 1. Понятие налога и сбора. Элементы налога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


32.Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке. Виды исков налогоплательщиков.

НУЖНОЕ:

Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и судебное разрешение разногласий в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, иными федеральными законами.

Право налогоплательщиков на судебное разбирательство возникших разногласий закреплено в ст. 137-138 Кодекса. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что «налогоплательщику гарантируется вытекающее из ст. 46 Конституции РФ право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц».

Поскольку право на судебное рассмотрение спора налогоплательщика с налоговым органом предусмотрено актом высшей юридической силы, оно не может быть ограничено законодательством.

До принятия части первой НК РФ правом на обжалование нормативных актов налоговых органов могли воспользоваться только налогоплательщики – физические лица. В настоящее время п. 2 ст. 138 НК РФ наделяет и физических лиц, и организации равным правом на обращение в суд за защитой нарушенных прав.

Пунктом 2 ст. 138 НК РФ проведено разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц исходя из организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право:

1) для организаций и индивидуальных предпринимателей – арбитражный суд;

2)для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – суд общей юрисдикции.

Дополнительно следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду. В перечень нормативных актов, отнесенных к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные акты, принятые налоговыми органами Российской Федерации, не включены. Следовательно, их подсудность определяется на основании ст. 138 НК РФ в порядке, соответствующем нормам гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.

Кодекс не конкретизирует порядок рассмотрения подобных исков. Он, содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел ведется в соответствии с положениями арбитражного и гражданского процессуального законодательства


В самых общих чертах порядок судебной защиты прав налогоплательщика следующий:

  • определение подведомственности ведения дел;

  • разграничение компетенции по рассмотрению споров (виды исков);

  • исполнение решения суда;

  • обжалование решения в вышестоящих судебных инстанциях.

В России действует обязательный претензионный (досудебный порядок урегулирования налоговых споров. То есть обжаловать в суд решение, принятое по итогам проверки, налогоплательщик сможет, только если его не устроит результат обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Если же будет подано заявление без обращения с жалобой в административном порядке, суд такое заявление рассматривать не будет.

Согласно п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По общему правилу иск подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Результатом судебного разбирательства является исполнение судебных решений, которое производится на основании положений Федерального закона от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Специфика исполнения судебных решений по налоговым спорам отражена в НК РФ. Так, согласно п. 5 ст. 79 НК сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после вынесения судебного решения.

Апелляционная жалоба подается лично или через представителя, действующего по доверенности не позднее месяца со дня принятия судом оспариваемого решения (если по уважительной причине пропущен срок суд может продлить его). Кассационная жалоба подается не позднее 2 месяцев после того, как обжалуемое решение вступило в силу.

Преимущества судебного способа разрешения конфликтов с налоговыми органами по сравнению с административным порядком состоят в следующем:

  • относительная объективность рассмотрения спора, как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;

  • возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;

  • детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;

  • возможность (в зависимости от характера требований) получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.


К недостатку судебной защиты можно отнести достаточно высокие расходы, связанные с ведением судебного процесса.

Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков: о признании недействительным ненормативного акта налогового органа; о признании недействительным нормативного акта налогового органа; о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа; о признании поручения не подлежащим исполнению; о возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

Иски:

Предъявление иска о признании недействительным ненормативного акта налогового органа

Предметом обжалования по таким искам является, как правило, решение (постановление) налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов, принятое по результатам налоговой проверки. Оно адресовано конкретному налогоплательщику и именно для него порождает правовые последствия, поэтому является ненормативным актом государственного органа, нарушающим, по мнению налогоплательщика (истца), его законные права и интересы.

Предъявление иска о признании недействительным нормативного акта налогового органа

Налогоплательщик вправе обжаловать в суд нормативные акты налоговых органов, если считает, что они налагают на него дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и выходят за рамки компетенции принявшего их органа.

Предъявление иска о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа

Согласно ст. 137 НК РФ налогоплательщик вправе обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщика, нарушают его права. Данная категория исков позволяет налогоплательщику защищать свое право, даже если нарушение этого права происходит вне связи с каким-либо актом налогового органа, – нормативным, ненормативным, имеющим форму решения или иного документа и т.д.

33.Налог на добавленную стоимость (понятие и элементы налога).


Тема 7. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

    1. Общая характеристика налога, налогоплательщики.

2. Объект налогообложения

3. Налоговая база

4. Налоговые ставки. Налоговый период.

5. Порядок исчисления и возмещение НДС

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

Он взимается также в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. В современных условиях косвенные налоги, и прежде всего, налог на добавленную стоимость – один из основных источников налоговых поступлений.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Это означает, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю и сумму уплаченного НДС. Тем самым налогоплательщик имеет возможность переложить свои расходы по уплате НДС на покупателя, который в свою очередь при перепродаже товара обязан исчислить НДС, переложив бремя по его уплате на «своего» покупателя, и так далее – вплоть до конечного потребителя. Таким образом, в результате процесса перепродажи товаров реальное налоговое бремя уплаты НДС в конечном итоге несут не налогоплательщики, а конечный потребитель товаров (работ, услуг).

Порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 23 НК РФ.

Налогоплательщики. Налогоплательщиками НДС признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предусмотрено ст. 145 Налогового кодекса РФ. Данный механизм является абсолютно новым, не имеющим аналогов, в российском законодательстве по налогам и сборам По своей сути данное освобождение является разновидностью льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В отличие от налогоплательщиков НДС субъекты, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, налог не уплачивают. Однако, в отличие от не плательщиков НДС, указанные лица обязаны периодически подтверждать право на полученное освобождение.

Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 2 млн. рублей. Данная льгота не распространяется на лица, реализующие подакцизные товары.


Порядок освобождения от уплаты НДС

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Например, организация желает получить освобождение, начиная с марта месяца. Для этого она должна подать заявление и соответствующие документы не позднее 20 марта. При этом исчисленная в установленном порядке выручка от реализации за декабрь, январь и февраль не должна превышать 2 миллиона рублей.

Перечень документов, необходимых для предъявления в налоговые органы закреплен в п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой индивидуальные предприниматели предоставляют:

- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

- выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за предшествующие три месяца);

Организации представляют следующие документы:

- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

- выписку из бухгалтерского баланса;

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться индивидуальными предпринимателями и организациями непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Таким образом, начиная с 1 июля 2002 года разрешительный характер получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика сменился на уведомительный.

Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель представят соответствующее уведомление и документы будут соответствовать критериям, указанным в ст. 145 Налогового кодекса РФ, то они автоматически пользуются освобождением.

Согласно п. 3 ст. 145 Налогового кодекса РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.

Освобождение от исполнения перечисленных обязанностей по уплате НДС предоставляется на 12 календарных месяцев.

Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика может прекращаться в законном порядке либо в силу нарушения установленных условий. При этом в законном порядке право на освобождение прекращается либо в добровольном порядке, либо в обязательном порядке.