Файл: Институт дополнительного профессионального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также нарушению осанки во взрослом периоде жизни способствуют различные дегенеративные изменения межпозвоночных дисков и крупных суставов (тазобедренного, коленного, голеностопного). Это могут быть грыжи дисков, распространенный остеохондроз, которые не позволяют человеку держать позвоночный столб в физиологическом положении по причине развития болевого синдрома. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи при этом состоянии приводит к компенсаторному нарушению осанки, деформации мышц спины [2].
1.4 Средства корректировки осанки и профилактика ее нарушений
Для того чтобы самостоятельно оценить состояние позвоночника в домашних условиях необходимо: встать спиной к стене; стопы поставить вместе, пятки, крестец и грудной отдел позвоночника должны касаться угла. Затем следует просунуть ладонь между стеной и поясницей. В норме ладонь должна свободно помещаться в имеющееся пространство. Однако в случае нарушения осанки поясничный лордоз может исчезнуть, и ладонь либо не будет проходить полностью, либо будут помещаться лишь ее пальцы. Далее следует оценить состояние грудного отдела позвоночника, и то насколько сильно отстают лопатки (если отстают сильно, это указывает на нарушение осанки). В конце оценивается, в каком положении находится затылок, прижат ли он к стене. Если грудная сутулость сильно выражена, голова может сильно сместиться вперед. Также нарушение осанки можно определить другим способом. Для его реализации необходима будет дополнительная помощь другого человека. Исследуемому лицу следует встать перед зеркалом боком в привычном для него положении (не стараться встать ровно). Помощник должен взять в руки мел и на зеркале начать отмечать следующие опорные точки: лодыжка, коленный сустав, тазобедренный сустав, лучезапястный сустав, локтевой сустав, плечевой сустав, а также мочка уха. В норме у человека все данные опорные точки должны находиться на одной вертикальной линии [27].

Если у человека отсутствуют какие-либо врожденные патологии или приобретенные травмы позвоночника, то сутулость в большинстве случаев развивается вследствие дисбаланса в развитии мышц груди и верхнего региона спины. В домашних условиях неправильную осанку возможно скорректировать с помощью: выполнения гимнастики; выбора правильной мебели. Гимнастика является основным методом лечения сутулости, с помощью которого можно эффективно уменьшить или устранить чрезмерный грудной изгиб позвоночного столба, а также вернуть лопатки в правильное положение.


Для коррекции осанки с помощью физических упражнений необходимо: укрепить мышцы середины спины; растянуть грудные мышцы; укрепить мышцы, поддерживающие лопатку (например, трапециевидная, ромбовидная мышцы); укрепить ягодичные мышцы. Немаловажную роль в формировании правильной осанки играет мебель, а также устройства, которыми ежедневно пользуется человек. Так, например, компьютерное кресло, в котором много людей в современном мире проводит большую часть времени, должно быть комфортным, а также находиться на определенной высоте от рабочего стола [9].

Упражнения для исправления осанки.

Правильная осанка выполняет не только эстетическую роль, но и оказывает большое влияние на расположение, развитие и работу различных органов. Патологическое изменение осанки может привести к нарушению функционирования костной, мышечной, дыхательной и других систем организма. Детей с раннего возраста необходимо обучать правильно сидеть и ходить, так как отрицательно выработанные привычки со временем становится сложнее корректировать.

Основную роль в развитии правильной осанки играют такие факторы как самовоспитание, а также проведение регулярных физических нагрузок. Скорректировать осанку при сутулости эффективно в 90% случаев помогает регулярное проведение лечебной гимнастики. Следует заметить, что если причиной сутулости является какое-либо заболевание позвоночника и суставов то перед началом физических занятий первостепенно необходимо проконсультироваться с врачом для выяснения наличия противопоказаний, так как в некоторых случаях только после проведения ряда исследований можно составить комплекс упражнений для эффективной лечебной гимнастики.

Своевременное начало лечения неправильной осанки приводит к более быстрому ее исправлению. Так, например, в восемнадцать лет на коррекцию сутулости может уйти от полугода до года, а в тридцать лет на исправление осанки уже может понадобиться от года до трех лет. После сорока лет исправить неправильную осанку становится практически невозможно [4]. Тест для выявления нарушений осанки представлен в таблице 1.

Таблица 1

Тест для выявления нарушений осанки



Содержание вопросов

Ответы

1

Явное повреждение органов движения, вызванное врождѐнными пороками, травмой, болезнью.

Да/Нет

2

Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз, установлены не симметрично.

Да/Нет

3

Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступает вперѐд).

Да/Нет

4

Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника.

Да/Нет

5

Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки).

Да/Нет

6

Сильное выступание живота (более 2 см. от линии грудной клетки).

Да/Нет

7

Нарушение осей нижних конечностей (О- образные, Х- образные).

Да/Нет

8

Неравенство треугольников талии.

Да/Нет

9

Вальгусное положение пяток.

Да/Нет

10

Изменения в походке: прихрамывающая, «танцующая», «утиная» и др

Да/Нет



Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом: нормальная осанка – все отрицательные ответы; незначительное нарушение - 0 положительных ответов на один или несколько вопросов 3; 5; 6; 7. Необходимо наблюдение в школьном учреждении; выраженное нарушение осанки – положительные ответы на вопросы 1; 2; 4; 8; 9; 10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда. Комплекс упражнений при сутулости представлен в таблице 2.

Таблица 2

Комплекс упражнений при сутулости



Описание

1

Необходимо подготовить длинное полотенце (сложить его в длину) или ремень. И.П. – руки перед собой, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх. Вернуться в И.П.

2

И.П. – руки в стороны, ноги на ширине плеч. На выдохе руки перед грудью скрестно. Вернуться в И.П.

3

И.П. – основная стойка. На вдохе руки вверх. На выходе вернуться в И.П.

4

И.П. – ноги на ширине плеч. На выдохе правая рука движется вдоль правой ноги, туловище наклоняется вправо. Левая рука уходит наверх, взгляд при наклоне направлен вниз. На вдохе вернуться в И.П.. Повторить упражнение в другую сторону

5

И.П. – лежа на животе, руки вперед, ноги вместе. На вдохе одновременно поднять руки и стопы вверх. Задержаться в данном положении на несколько секунд. Вернуться в И.П.

6

И.П. - лежа на животе, руки согнуты в локтях. На вдохе выпрямить руки и прогнуться в пояснице. Задержаться в данном положении на пять секунд. Вернуться в И.П.

7

И.П. – упор руками о стену, ноги вместе. Начать вытягивать спину, прогибаясь слегка в поясничном отделе. Постепенно довести данный наклон до горизонтального положения. Зафиксироваться на 15-20 секунд и вернуться в И.П.

8

И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ногу согнуть в коленях. На вдохе поднять таз кверху, зафиксировать данное положение в течение нескольких секунд. На выдохе вернуться в И.П.


Особенности методики занятий при нарушениях осанки. Занятия корригирующей гимнастикой проводятся групповым методом. Индивидуализация воздействия при групповом методе достигается комплектованием небольших групп по 8—10 детей, однородных по возрасту и полу, и назначением индивидуальных упражнений и дозировки [25].


Занятия построены на основе распределения физической нагрузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть занятия, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения. Это соответствует 2—3- й вершине физиологической кривой.

Занятие состоит из 3-х частей:

1) подготовительной,

2) основной,

3) заключительной.

Первая часть занятия является вводной ступенью к предстоящей основной задаче-подготовка организма к специальным лечебно-корригирующим физическим упражнениям. В этом разделе нужно стремиться развить у детей более свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной и сердечнососудистой систем, воспитание правильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей.

В основной части занятия используются физические упражнения, направленные на восстановление силовой выносливости мышц естественного мышечного корсета ребенка. Включаются упражнения на воспитание правильного дыхания, упражнения на воспитание координационных качеств. На более поздних этапах занятий включаются локальные физические упражнения, оказывающие корригирующее воздействие на деформации позвоночника. При этом нужно соблюдать принцип рассеянной нагрузки с постоянным количественным увеличением ее.

В конце основной части занятия с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры с применением элементов спорта, повышающие настроение, активность, бодрость, усиливающие работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В игры можно включать элементы коррекции с учетом имеющихся отклонений, упражнения на воспитание правильной осанки и т. д.

Заключительная часть занятия преследует цель снижения физической нагрузки на сердечнососудистую систему, нервномышечный и дыхательный аппараты. Упражнения выполняются в медленном темпе. Движения выполняются более спокойно, пластично, с элементами расслабления, при которых создаются лучшие условия для кровоснабжения мышц, всегда применяются дыхательные упражнения.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой с выравниванием осанки и ее проверкой. Во время занятия необходимо избегать утомительного однообразия и заботиться об эмоциональной насыщенности занятий. Желательно проводить занятия под музыку. Помещение должно быть светлым, теплым, уютным. Для проведения занятия большое дисциплинирующее значение имеет общая атмосфера в помещении: авторитет и внешний вид педагога, его умение держаться, у детей - одинаковые костюмы.


Благоприятная обстановка в помещении привлекает внимание детей к занятиям, побуждает заниматься регулярно, создает психологический стимул к исправлению своей осанки. На занятиях корригирующей гимнастикой особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям. Нужно широко использовать дыхательные упражнения с целью выработки глубокого дыхания, усилие выдоха, а также упражнения в сочетании дыхания с различными движениями рук, ног, направленных на улучшение координации движений.

Каждое физическое упражнение должно проделываться свободно, без задержки дыхания. В тех случаях, когда она неизбежна, после окончания упражнения надо делать дыхательное упражнение, для восстановления нарушенного дыхания. Необходимо выделить приемы обучения различным типам дыхания: грудному, брюшному, смешанному (полному) дыханию. Нужно включать дыхательные упражнения на координацию дыхательного акта с движениями конечностей и туловища (динамические дыхательные упражнения) с целью обучения свободному использованию того или иного типа дыхания (в зависимости от положения тела) и подчинения своей воле ритма и скорости дыхательных движений, чтобы впоследствии уметь связать их с любой физической работой [25].

Методические рекомендации к подбору специальных корригирующих упражнений. Вопрос о применении и выборе специального асимметричного корригирующего упражнения должен решаться сугубо индивидуально для каждого человека. Решив вопрос о необходимости применения асимметричного корригирующего упражнения данному индивиду, подбирать то или иное упражнение нужно, исходя из принципа целесообразности его, соблюдая условие, прежде всего, не вредить. Правильно подобранное упражнение не должно усиливать деформацию позвоночника [25].

При сколиозе I степени корригирующие упражнения следует назначать только при достаточно сильном мышечном корсете (для детей 9—11 лет сила мышц живота должна быть 50—60 сек., сила мышц спины не менее 2 минут; для детей 12—14 лет соответственно 90 сек. и не менее 3 минут). При S-образных сколиозах при расположении вершин в разных отделах позвоночника корригировать следует дугу, возникшую первично, а не ту, которая возникла в результате компенсации.

При S-образных сколиозах с равными дугами способы коррекции можно сочетать. При близко расположенных вершинах искривления, когда дуги очень короткие, не рекомендуется применять асимметричные корригирующие упражнения, т. к. в данном случае очень трудно точно локализировать движение. Поэтому движение, оказывающее положительное воздействие на одну дугу, на другую будет влиять отрицательно. По тем же причинам не рекомендуется применять асимметричные корригирующие упражнения при трехвершинных сколиозах.