Файл: Теоретические основы формирования экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4 Анализ современных образовательных программ дошкольного образования по проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
За последнее время были созданы программы трёх типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических, и региональные программы (на примере нашей Ульяновской области). Нами были проанализированы образовательные программы по проблеме формирования экологических представлений о живой природе всех трёх типов.
«Истоки» - комплексная программа (Психолого – педагогический коллектив исследователей Центра «Дошкольное детство»), авторы: Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. Основное внимание в программе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы сформулированы слишком обобщенно, не развернуто и неконкретно. В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале; развитие представлений о естественных причинах природных явлений и их связях, формирование бережного и ответственного отношения ко всему живому.
В программе «Радуга» - «Мир природы» (подраздел программы) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру, что создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно - экологических. В программу включены факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений. В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» — происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» — рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» — обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» — познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» — познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.
В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) целью раздела «Ознакомление с миром природы» является – ознакомление дошкольников с явлениями живой и неживой природы, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры. В подразделе «Неживая природа» цели достигаются через решение следующих задач: уточнение, систематизация и углубление знаний о природных явлениях родного края; формирование представлений о причино – следственных связях внутри природного комплекса; развитие гуманного эмоционально – доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру; формирование представлений о чередовании времён года, сезонных изменениях в природе; - формирование представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь, защищать и охранять её; развитие интереса, любознательности и позитивной мотивации по отношению к окружающему миру и др.
Авторы комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) в ОО «Познавательное развитие» ставят следующие цели и задачи развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности, а именно исследование объектов живой и не живой природы и экспериментирование: развитие интереса к самостоятельному познанию объектов окружающего
мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация; развитие умения отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии; поддерживание творческого отражения результатов познания в продуктах детской деятельности.
В программе экологического образования детей «Мы» (Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова), ядром содержания программы Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». Программа «Мы» построена системно. В отличие от первого издания, в последнюю редакцию вошли три раздела:
1. Занятия как специально организованная форма обучения.
2. Совместная деятельность педагога и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
На занятиях используется комплекс методов, включающий разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники.
Парциальная программа «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова) - авторская программа, состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным (расширение и усложнение знаний). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократное повторение содержания на разных уровнях. Первый уровень — ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через утверждение «Ребенок — часть природы». Этот уровень представлен первым блоком — «Я и природа». Сравнивая по специальным рисункам наш обычный дом и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и человеком. В этом же блоке изучаются отличия объектов природы от искусственных (то есть сделанных руками человека) объектов живой и неживой природы. Второй уровень — дошкольники более подробно знакомятся с отдельными компонентами природы: сначала — неживой (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Песок. Глина. Камни», «Солнце»), затем — с компонентом, занимающим промежуточное место между живой и неживой природой («Почва — живая земля») и, наконец, — с живой природой (блоки «Что в доме природе растет (растения)», «Кто в доме-природе живет (животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа» — иллюстрации «Дом-природа».
«Юный эколог» - парциальная программа, программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном (С.Н. Николаева). Основным содержанием экологического воспитания в программе «Юный эколог» является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники:
Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека. Многообразие растений и их связь со средой обитания. Многообразие животных и их связь со средой обитания. Рост и развитие растений и животных, связь со средой обитания. Жизнь растений и животных в сообществе. Взаимодействие человека с природой. Одной из задач данной программы является задача формирования знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. Принцип интеграции, реализуемый в программе «Юный эколог», позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности.
Интегрированная программа «Я познаю мир» создано и апробирована в ДЭЦ № 232 «Жемчужинка». Составители: Н. И. Апполонова и И. Л. Румянцева - педагоги дополнительного образования по экологии. Методической основой для разработки программы послужил раздел из программы «Детство» (г. Санкт- Петербург) – « Ребёнок открывает мир природы». В содержание включены знания по разделам: «Природа и мы», «Неживая природа», «Живая природа (растительный и животный мир)». Четко сформулированы разделы «Познавательное умения», «Речевые умения»; уровни усвоения представлений, умений и отношение к природе.
Программное содержание раздела «Живая природа» включает в себя: ознакомление, расширение и обобщение знаний об условиях неживой природы и их роли в жизни живого. Формирование, систематизация знаний о свойствах воды, воздуха, почвы глины, песка и других материалов.
В данной программе в воспитательно-образовательной работе по экологическому воспитанию дошкольников предусмотрены различные формы работы: Непосредственная образовательная деятельность, Экологические игры, Опыты и эксперименты, Ежедневные наблюдения, Развлечения, Экологические недели, Экскурсии и целевые прогулки.
Одной из основных задач данной программы является – ознакомление с природой родного края. В тематическое планирование занятий (старший дошкольный возраст) входят следующие темы – «Край мой Ульяновский», «Чудесный камень - Симбирцит», где детей учат выделять характерные и существенные признаки объектов природы, свободно ориентироваться в основных свойствах и потребностях живых организмов, анализировать экологические ситуации, предлагать варианты для их решения, испытывать эстетические чувства, стремление сохранить природу не только для пользы, но и для красоты; учат пользоваться усвоенной системой знаний для самостоятельной познавательной деятельности, применять знания в новых условиях, применительно к незнакомым объектами явлениям природы, проявлять повышенный познавательный интерес к природе и к экологическим проблемам, хорошо знать природу родного края