Файл: Отчет учебная практика (ознакомительная практика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 15018

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На этапе «Закрепление новых знаний и умений» ученикам была предложена исследовательская работа по выявлению верных и неверных утверждений. Ребята должны были опираться на изученный ранее материал и доказывать свою точку зрения. Также можно было пользоваться словарями, правилами по русскому языку, одним словом, ребята проводили активную исследовательскую работу.

На этапе «Включение в систему знаний и повторение учебного содержания» ребятам также была предложена исследовательская, но уже игровая деятельность – «Лови ошибку». Ученики также выявляли ошибки, но уже грамматического характера, соотносили ее с тем или иным правилом и исправляли.

Процесс диагностики сводился к следующему.

На листах каждый школьник указывает свою фамилию и имя. Учитель объявляет задания:

Задание: «Сочини на букву «Б».

Ребятам предоставляется лист-пример с подборкой существительных, прилагательных и глаголов на букву «Б».

Суть задания: ребятам нужно подобрать слова всех изученных частей речи на эту букву – как множественного, так и единственного числа с указанием рода.

Материалы: лист.

Критерии оценивания работы:

  1. оригинальность;

  2. соответствие заданию.

Анализ результатов творческого задания «Сочини на букву «Б» (см. Диаграмма №1):

  1. 9 учеников (50% показали высокие (отличные) результаты, то есть их работы оригинальны, имеют яркие образы и творческий характер);

  2. 7 учеников (40 %) имеют средние (хорошие) показатели;

  3. 2 ученика (10 %) показали низкие результаты – не справились с категорией числа и рода.


Диаграмма №1.


Суть экспериментальной диагностики заключается в формировании у третьеклассников таких предпосылок для овладения правилами такой части речи, как имя существительное, как наблюдательность, общительность, память, внимание, сообразительность, привычка анализировать и осмысливать факты.

Задание: языковая игра «Из букв одного слова», ребусы (5 шт.) и кроссворд «Части речи» (Приложение 2.).

Из результатов эксперимента можно сделать статистические выводы:

  1. Количество учеников 3 «А» класса на момент исследования составляло 18 человек, из них прекрасно справились со всеми заданиями (из Приложения 4.) 12 человек (65%), выполнили правильно 1-2 задания 4 человека (25%) и 2 (10%) человека не справились полностью ни с одним заданием (см. Диаграмма №2).



Диаграмма №2.


Таким образом, можно сказать, что большая часть учащихся 3 класса (65%) успешно справилась с диагностическими заданиями по русскому языку. Следует отметить, что более всего детям понравилось решать ребусы и кроссворд, благодаря чему мы можем говорить о предпосылках развития творческих способностей школьников. Больше половины учеников грамотно владеет полученными знаниями, умеет применять их на практике. Однако весомая часть учеников класса справились с заданиями не сразу, а только с помощью учителя – это позволяет говорить о том, что многие ученики (35%) нуждаются в индивидуальной работе с учителем.
Задание 6. Выполнение программы опытно-экспериментального исследования по теме курсовой работы по предмету «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
Тема: «Опыт организации внеурочной деятельности младших школьников»

Ключевые слова: внеурочная деятельность, экономическое развитие, экономическое воспитание, внеурочная работа, экономическая деятельность младших школьников.

Актуальность темы: в последние десятилетия вопросы экономики, товарно-денежных отношений, экономических отношений, влияния экономики на социальные процессы становятся все более интересными для современных школьников, не исключая учащихся начальных классов. Экономическое образование обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, которые формируются в экономической деятельности: социальная активность, предприимчивость, инициативность, бережное, честное отношение к общественному достоянию, ответственность.

Единство экономической деятельности и экономической подготовки представляют экономическую культуру. Развитие общества требует даже от младших школьников базовых знаний в области экономики. Каждый ученик должен иметь представление об экономике. Он должен понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная парта, расход электроэнергии и воды. В младшем школьном возрасте закладываются основы будущей личности, и поэтому этот этап очень важен в жизни детей. С ранних школьных лет следует начинать экономическое воспитание детей, которое в дальнейшем даст толчок для воспитания достойных членов общества, которые смогут правильно понимать происходящее социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (работника, потребителя, налогоплательщика, предпринимателя, вкладчика).



Меняющиеся экономические обстоятельства, необходимость адекватного финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека, высокий уровень информационной асимметрии на финансовом рынке, свидетельствуют в пользу внеурочных занятий, организованных в начальной школе. В настоящее время организованная внеурочная деятельность учеников начальной школы является альтернативой традиционной образовательной деятельности в школе. Вариативность, открытость внеурочной деятельности обеспечивают освоение учащимися общекультурного образовательного ядра, предполагают обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности по школьной программе. Внеурочная деятельность ориентируется, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой – на требования федеральных образовательных стандартов [33].

Проблеме экономического образования и воспитания младших школьников посвящены работы многих исследователей. К настоящему времени различными авторами подготовлены программы, учебные пособия, методические рекомендации по экономическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста (Л.В. Байбородова, Н.А. Блохина, М.Б. Володина, Л.О. Денищева и другие). Анализ работ вышеуказанных исследователей позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка школьников должна осуществляться с первых дней обучения в школе, а изучение экономики в начальной школе возможно как в учебном процессе, во внеурочной деятельности, так и в условиях дополнительного образования.

Цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность внеурочной деятельности по формированию основ экономической воспитанности у младших школьников.

Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ научных подходов к экономическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.

2. Выявить уровни экономической воспитанности обучающихся в начальной школе в образовательной практике.

3. Теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе комплекс форм внеурочной деятельности
, способствующих экономическому воспитанию младших школьников.

4. Проанализировать эффективность реализованного комплекса форм внеурочной деятельности по экономическому воспитанию младших школьников, сделать выводы.

Организация исследования:

Первый этап – поисково-теоретический. Изучалась проблема исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы: был разработан понятийный аппарат, определены цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования; проводился констатирующий этап эксперимента.

Второй этап – теоретико-экспериментальный. Осуществлялся формирующий этап эксперимента, в ходе которого апробировалась модель формирования экономической воспитанности младших школьников в процессе экономического воспитания, экспериментально проверялись формы ее эффективного функционирования.

Третий этап – обобщающий. Анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы; уточнялись теоретические положения и выводы, подводились итоги исследования, и оформлялась дипломная работа.

Результаты исследования:

1. Экономическое развитие мы определили, как педагогическую деятельность, специально разработанную систему работы, направленную на формирование экономического сознания учащихся.

2. Внеурочная деятельность является эффективной в плане экономического воспитания младших школьников, потому что представляет для них наибольший интерес из-за неформальной обстановки общения друг с другом и педагогом. Кроме того, внеурочная работа проводится в интересных занимательных формах, таких как экскурсии, классные часы, конкурсы, игры и пр., что не может не привести к возникновению интереса у младших школьников к сложным терминам экономики и к самой науке. Формы и методы экономического воспитания учащихся начальной школы во внеурочной работе должны быть самыми разнообразными.

3. Существует большая классификация форм внеурочной деятельности по экономическому воспитанию младших школьников, нами с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов отмечены: экскурсия, как интересная форма для младших школьников, классный час, приводящий к возникновению интереса у младших школьников к сложным терминам экономики и к самой науке, и проектную деятельность, в частности бизнес проекты.


4. С каждым годом появляются всё новые и новые формы внеурочной работы, накапливается опыт экономического воспитания. Разнообразные формы внеклассной работы обеспечивают возможность удовлетворить интересы и запросы обучающихся в начальной школе. В педагогической литературе нет единой классификации форм и методов экономического воспитания. Каждый педагог подбирает те, которые целесообразно использовать в отдельно взятом коллективе учащихся, с опорой на их особенности и социальную ситуацию развития, а также с учетом своих собственных личностных и профессиональных качеств. Нами были выделены следующие формы внеурочной деятельности для экономического воспитания младшего школьника: экскурсии – формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе, проектная деятельность – развитие познавательных навыков младших школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие экономического мышления, классный час – развитие экономического сознания у младших школьников, игры – позволяют эффективно знакомить детей с экономической азбукой, решать простейшие задачи, разбирать социально-экономические ситуации, осваивать экономические понятия и категории.

5. Экспериментальная работа предусматривала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Применялись методики: анкетирование (Денищева Л.О.); «Составление расписания на неделю» (С.Я Рубинштейн); «Кем быть» (И.С. Пряжникова). Констатирующий этап исследования позволил выявить уровень сформированности экономической воспитанности младших школьников. При обследовании младших школьников мы пришли к выводу, что у большинства детей все три компонента экономической воспитанности (познавательный, мотивационный, поведенческий) находятся на среднем и низком уровне. Анализируя данные, полученные по трем показателям, мы пришли к выводу, что уровень экономического воспитания в основном находится на среднем и низком уровне развития. Общий анализ ситуации изобразил, что выбранная нами тема является актуальной и учащиеся заинтересованы в проведении внеурочных мероприятий на экономические темы.

6. Цель формирующего этапа работы заключалась в экономическом воспитании младших школьников формами внеурочной деятельности. Задачами программы выступили: ознакомление младших школьников с основными экономическими понятиями повседневной жизни, с основными экономическими условиями семьи, микрорайона, города, области, страны. Теоретический материал подавался в основном в форме: классного часа, экскурсии, проектной деятельности, игр.