Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от 05.06.2007

87-ФЗ, от 02.12.2008 226-ФЗ, от 28.12.2010 404-ФЗ и от 05.06.2012 53 в указанную

ст. 37 УПК были внесены существенные изменения. Суть их состоит в перераспределении процессуальных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа в пользу последнего.

За прокурором надзор за органами предварительного расследования сохранен. Он, как и прежде, вправе требовать от органов дознания и предварительного следствия устранения допущенных нарушений законов в ходе расследования. По если такого рода требования прокурор может предъявлять непосредственно дознавателю, то аналогичные требования об устранении нарушений, допущенных следователем, он адресует, как правило, не следователю, а руководителю следственного органа.

Порядок реализации полномочий прокурора в связи с указанными изменениями уголовно- процессуального законодательства определен в приказах Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137, от 02.06.2011 № 162 йот 05.09.2011 № 277.

Анализ положений ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

Встадиивозбужденияуголовногоделапрокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Особое внимание он должен обращать на вопросы компетенции уполномоченных должностных лиц, сроки регистрации документов о преступлениях и их проверок. При этом проверяет, не применялись ли к заявителю, изменившему первичное заявление или объяснение, незаконные методы воздействия, разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение на заявление и порядок его
обжалования.

Проверки исполнения требований УПК прокуроры должны проводить не реже одного раза в месяц, обращая особое внимание на законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и др.

Прокурор сейчас не наделен нравом возбуждения уголовных дел. Но он уполномочен выносить мотивирован нос постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании но фактам выявленных им в ходе прокурорского надзора нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

Возбуждение уголовных дел и производство предварительного расследования уполномочены осуществлять только органы следствия и дознания. Однако копии наиболее важных процессуальных документов обязательно направляются надзирающему прокурору для контроля. В стадии возбуждения уголовного дела такими документами являются постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. В случае признания соответствующего постановления незаконным и (или) необоснованным прокурор отменяет его своим мотивированным постановлением.

Полномочия прокурора встадиипредварительногорасследованияследует рассматривать применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Наибольший объем полномочий у прокурора, как отмечалось, сейчас сохранен в части надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

В целях обеспечения своевременного и качественного раскрытия преступлений прокурор в пределах своих полномочий даст дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (ст. 4 ч. 2 ст. 37 УПК).



В случае необходимости прокурор вправе давать письменные указания органу дознания о производстве расследования по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, отнесенных к подследственности следователей (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). И наоборот - изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его для дальнейшего расследования следователю с указанием причин такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК). Он вправе отменять любые незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также дознавателя (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

Прокурор разрешает отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК). Он продлевает срок производства дознания.

К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК). При несогласии с ходатайством дознавателя прокурор выносит мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

Предметом особого внимания прокурора являются меры процессуального принуждения, которые вправе применять органы дознания и предварительного следствия (задержание, заключение под стражу, домашний арест и т.д.).

Он правомочен проверять законность задержания подозреваемых, проверять документы, послужившие основанием для водворения лица в изолятор временного содержания. При получении заявления задержанного о незаконных методах расследования прокурор проводит проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования. В частности, он уполномочен своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

Прокурор правомочен
давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей. При этом он обязан принимать такое решение только после тщательного изучения всех материалов дела. Особое внимание им обращается на необходимость мер пресечения в виде заключения под стражу; при этом учитываются характер совершенного преступления и сложность уголовного дела, возрастные особенности лица, в отношении которого решается вопрос о применении заключения под стражу, и т.д.

Перераспределение полномочий по процессуальному руководству следователями не освободило прокурора от обязанности проводить надзор за соблюдением законности в ходе предварительного следствия. Он должен в полной мере использовать имеющиеся полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного процесса

По мотивированному письменному запросу он вправе истребовать для ознакомления находящиеся в производстве у следователя уголовные дела. И в случае выявления нарушений закона в ходе предварительного следствия вправе обращаться с требованием об их устранении к соответствующему руководителю следственного органа.

В целях обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия прокурор правомочен передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК).

Согласно новым процессуальным правилам ходатайства о производстве следственных и процессуальных действий, производимых на основании судебного решения, следователь согласовывает не с прокурором, а с руководителем следственного органа. Однако решение суда о проведении того или
иного следственного и процессуального действия принимается при обязательном участии прокурора.

До начала судебного заседания по вопросу, связанному с избранием соответствующей меры пресечения, прокурор по согласованию с руководителем следственного отдела или его заместителем составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения.

При освобождении из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась мера пресечения, связанная с заключением под стражу, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, прокурор проводит проверку и составляет мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддерживавшего в суде ходатайство об избрании указанной меры пресечения или продлении срока содержания под стражей. Рассматривается также вопрос о необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа, прокурором.

При осуществлении надзора за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого прокурор обеспечивает неуклонное исполнение следователем требований закона о направлении прокурору копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172 УПК) для изучения и проверки. При необходимости прокурор вправе истребовать от руководителя следственного органа дело для изучения.

В случае приостановления предварительного следствия или дознания копия соответствующего постановления направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.

Признав решение дознавателя незаконным, прокурор своим постановлением отменяет его и производство дознания возобновляет (ч. 3.1 ст. 223 УПК). Незаконное или необоснованное постановление следователя прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление (ч.

1.1 ст. 211 УПК).