Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от органов государственного управления и других органов.
Независимость органов прокуратуры обеспечивается их организационным построением; порядком формирования органов; установленной в них подчиненностью и подотчетностью; порядком материально-технического обеспечения органов прокуратуры; относительно высоким уровнем материального и социального обеспечения прокурорских работников; особым порядком привлечения прокуроров к административной и уголовной ответственности; невозможностью для прокуроров совмещать свою работу с иной оплачиваемой и безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой; невозможностью для прокуроров быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Гарантией реализации принципа независимости является Закон о прокуратуре, который закрепляет недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять па принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность, в том числе и уголовную
Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений, по существу, находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Вместе с тем свои организационные мероприятия по укреплению законности, предупреждению правонарушений и в особенности преступлений прокуроры осуществляют в тесном контакте с представительными и исполнительными органами, органами контроля (надзора), правоохранительными органами, общественными объединениями.
14. Принцип гласности и информированности в деятельности органов прокуратуры при реализации правозащитной деятельности.
Принцип гласности закреплен в Законе о прокуратуре. В нем сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.
Из Закона о прокуратуре вытекает, что прокуратура информирует органы государственной власти не только о состоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы по ее укреплению.
В статьях Закона говорится только о деятельности Генерального прокурора РФ, но на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие, естественно, на своем уровне полномочий, также постоянно информируют местные органы власти о результатах своей работы.
Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.
Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания населения и в конечном итоге – укреплению законности. Последнее имеет особо важное значение для самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях для средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.
Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам государства и граждан, то такая гласность не допускается. Сказанное не изменяет вывода о том, что принцип гласности – необходимое условие надзора, значимость которого существенно возросла на современном этапе развития демократии в РФ.
15. Функции (направления деятельности) прокуратуры РФ: общая характеристика с точки зрения правозащитного подхода.
Правовые средства представляют собой совокупность различных действий, образующих строго определенную систему. Они обусловлены полномочиями прокурора и подразделяются в зависимости от преследуемой цели на два вида: к первому относятся средства выявления нарушений законов, ко второму — средства реагирования на выявленные нарушения закона.
Также, правовые средства прокурора можно классифицировать и по другим основаниям, например: в зависимости от функций прокуратуры они могут быть надзорными и ненадзорными; от закрепления в виде федерального закона – процессуальные и не процессуальные; и др.
Кроме надзорных и ненадзорных проверок, в литературе принято выделять иные виды прокурорских проверок, критерием классификации которых являются их повод проведения, объем, проверяемые и проверяющие субъекты, целевое назначение, а также конкретное направление деятельности прокуратуры.
По поводу проведения, проверки подразделяют на проводимые по сигналам (заявлениям, сообщениям, жалобам, сведениям, полученным из радио - телепередач, и т.д.) и по инициативе самих прокуроров. Проверки, проводимые по заявлениям и жалобами граждан, информации, обнародованной СМИ, также называют проверками текущего характера . По этому основанию можно выделить проверки, проводимые по поручению, заданию, указанию вышестоящих прокуроров. Как правило, проведение таких проверок связано с появлением новых приоритетов в деятельности прокуратуры, определенных с учетом изменений в социальной, экономической сфере жизни общества и государства. По объему проверки подразделяют на целевые и широкие. Целевые проводятся по отдельным фактам правонарушений либо по исполнению одного конкретного закона или группы родственных законов, по отдельным сообщениям, заявлениям, жалобам. Широкими называются проверки, по которым круг правонарушений не определен либо они касаются множества правонарушений. По проверяющим субъектам прокурорские проверки делятся на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные. Специфические проводятся исключительно силами органов прокуратуры, без привлечения иных специалистов и составляют основной массив всех проводимых проверок. Это обусловлено разрешением органами прокуратуры правовых вопросов, не требующих иных специальных познаний. Смешанные прокурорские проверки проводятся с привлечением специалистов из различных отраслей деятельности: здравоохранения, экономики, градостроения и др. Ведомственные проверки осуществляются по заданию органов прокуратуры различными ведомствами.
По проверяемым субъектам прокурорские проверки классифицируются на проводимые в единичном органе и нескольких органах одновременно.
По целевому назначению прокурорские проверки подразделяются на основные проверки по выявлению правонарушений и сопутствующих им обстоятельств и конт-рольные, проводимые прокуратурой в порядке контроля за исполнением требований прокуроров.
В специальной литературе указываются также иные основания разграничения видов прокурорских проверок. Их различают по масштабу исследуемых вопросов, содержанию, длительности проверяемых периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценке. В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона.
В рамках осуществления прокуратурой ненадзорной функции содействия осуществлению правосудия (участия прокурора в рассмотрении судами разных дел) представляется целесообразным подразделить проверки судебных актов по видам судебных инстанций, в которых принимает участие прокурор: проверки судебных актов в апелляционной инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции.
Таким образом, правовые средства прокурора – это действенный инструмент правозащитной деятельности прокуратуры РФ.
16. Понятие, признаки и виды правовых средств прокурора, применяемые прокуратурой РФ при осуществлении правозащитной деятельности.
В литературе правовые средства понимаются как формы реализации полномочий прокурора, полномочия прокурора, правовые действия прокурора, меры борьбы с нарушениями закона.
Полномочия представляют собой предусмотренные законом права прокурора. По сути, это регламентированные законом возможности прокурора. Полномочия (возможности) прокурора шире правовых средств, поскольку ими охватывается бóльший круг прокурорской деятельности.
Под «правовыми средствами прокурора» следует понимать регламентированные действующим законодательством, совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора по выявлению нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, виновных в этих нарушениях лиц, а также действия по устранению нарушений закона, причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, и привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.
Признаки: у средств выявления, как видно, цель – выявить нарушения закона, их причины и условия, виновных лиц; у средств реагирования – устранить выявленные нарушения, их причины и условия, восстановить нарушенную законность, нарушенные права и свободы человека и гражданина, добиться привлечения к установленной законом юридической ответственности виновных в этом лиц; если развивать мысль и говорить о профилактических средствах прокурорского реагирования, то их цель очевидна – предупредить возможное нарушение закона, не допустить его повторения в будущем.
Общие черты всех таких правовых средств: общее, как видно, у них то, что все они являются активными действиями прокурора, предусмотренными в действующем законодательстве; кроме этого, порядок их совершения обычно строго регламентирован.
Правовые средства представляют собой совокупность различных действий, образующих строго определенную систему. Они обусловлены полномочиями прокурора и подразделяются в зависимости