Файл: 1. Правозащитная деятельность прокуратуры рф понятие, основное содержание. Говоря о понятии термина правозащитная деятельность прокуратуры рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20. Полномочия прокуроров по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Полномочия прокурора, которые он может использовать при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, определены в статьях 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Одновременно прокурор использует и те общие полномочия, которые имеет в сфере надзора за исполнением законов (общий надзор).
При осуществлении полномочий вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов, иметь доступ к их документам и материалам, а также требовать представления необходимых документов, материалов, иных сведений, проверять исполнение законов, касающихся прав и интересов граждан, требовать проведение проверок, ревизий, получать объяснения от должностных лиц и граждан по поводу нарушения прав граждан.
В случае выявления нарушений, прокурор принимает меры прокурорского реагирования: вносит представления в соответствующие инстанции об устранении нарушений закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, принимает меры к привлечению лиц, нарушивших права и свободы граждан, к ответственности. В зависимости от характера выявленных нарушений прокурор может возбудить дело об административном правонарушении, либо направить материалы в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании лица, если его действия подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния.
Также прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Информация о нарушениях прав и свобод граждан может поступить от должностных лиц, содержаться в сообщениях средств массовой информации, обращениях групп населения, при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Важным полномочием прокурора в рассматриваемой сфере надзора является обязанность принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан.
21. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: виды, содержание.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурором используются правовые средства, аналогичные правовым средствам, применяемым при осуществлении надзора за исполнением законов.
Важнейшим средством выявления нарушений закона в данном направлении прокурорского надзора является прокурорская проверка нарушений (не соблюдений) прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре РФ основанием проведения проверок исполнения закона является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Сведения о нарушении конкретных прав и свобод могут быть получены из жалоб и иных обращений гражданина, должностного лица, юридического лица или их представителя; сообщений о совершенном или готовящемся нарушении закона в других формах по факсу, телефону, сообщению в СМИ, (телевидению, газетах, журналах и др.).
Факты о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут содержаться также и в других источниках получения органами прокуратуры информации. Такими как копии, находящихся в надзорном производстве следственных документов (постановлений о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172 УПК РФ), о принятии дела к производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ), в материалах уголовного дела: протоколы задержания, допросу подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, законных представителей, совершения иных процессуальных действий; материалах административных правонарушений: протоколы об административном правонарушении, объяснения очевидцев, и иных лиц, другие материалы дела.
В случаях выявления органами прокуратуры нарушений закона - фактов нарушения поднадзорными объектами и субъектами указанных прав и свобод человека и гражданина прокурор реагирует на выявленные нарушения закона, применяет следующие акты прокурорского реагирования: протест (ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре),
представление (ст. 24, 28 Закона о прокуратуре) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.25 Закона о прокуратуре) и др.
При этом следует обратить внимание на то, что в глава 2 Закона о прокуратуре РФ, регламентирующая данное направление прокурорского надзора содержит лишь такие виды средств прокурорского реагирования как протест и представление прокурора (ст. 28 Закона о прокуратуре). Однако, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе применять и такие акты реагирования, как постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре) предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре) и требование прокурора об изменении нормативного правового акта (ст.
-
Закона о прокуратуре) порядок применения которого изложена в приказе Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 (в ред. от 9 февраля 2012 г. № 39) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». В подп. 1.1 п. 1 данного приказа в качестве средств прокурорского надзора закреплены еще: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и направление в суд заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов.
В случае, выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина экстремисткой деятельностью поднадзорных объектов и субъектов прокурор обязан применить правовые средства, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г. № 236-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности». Это предупреждение прокурора о недопустимости экстремистской деятельности, решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения
и заявление прокурора о его ликвидации или запрете его деятельности.
Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения предшествует названному заявлению прокурора, которое подается в соответствующий суд.
В ходе осуществления данного направления прокурорской деятельности прокурор вправе использовать также полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре РФ
*Основополагающими для организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются следующие приказы Генеральной прокуратуры РФ: от 7 декабря 2007 г. № 195 (в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (далее – приказ № 195); от 30 января 2013 г. № 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"; от 26 ноября 2007 г. № 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи"; от 26 апреля 2011 г. № 106 "Об утверждении и введении в действие статистического отчета “Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по форме ОН" и Инструкции по его составлению" и др.
В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратурах, образованы специальные структурные подразделения, осуществляющие надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
22.Правозащитная деятельность прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие: общая характеристика.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования прокурор наделен широким полномочиями, которые складываются как из общих для всей надзорной деятельности прокуратуры полномочий, так и из специальных полномочий, которыми наделяются прокуроры в рамках рассматриваемой отрасли надзора.
Общие полномочия определены в Законе о прокуратуре, в соответствии с которым прокурор вправе беспрепятственно посещать служебные помещения, занимаемые подразделениями дознания и предварительного следствия, иметь доступ к их документам и материалам, а также требовать представления необходимых документов, материалов, в том числе уголовных дел, для проверки статистических и отчетных данных.
При необходимости, руководствуясь ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В случае выявления фактов нарушения законности он вправе ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
Специальные полномочия прокурора по своему содержанию являются уголовно- процессуальными, поскольку они регламентированы уголовно-процессуальным законодательством. Основной, но не единственной нормой, определяющей полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве, является ст. 37 УПК.
При анализе полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия следует отметить, что Федеральными законами