Файл: Руководство образовательного учреждения должно создавать условия для регулярного профессионального общения учителей в общеобразовательном учреждении (ОУ) и устанавливать реальные и практические задачи, требующие совместной деятельности..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но главный путь исследования современного педагогического опыта - посещение уроков (занятий) опытного учителя, профессионала производственного учения. На уроке раскрываются возможности учителя, степень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.
Исследование и анализ урока опытного учителя традиционно ведутся применительно к следующей совместной схеме: методы актуализации познаний учащихся, приобретенных на прошлых уроках и в ходе производственного обучения; методы целевой установки учащихся на высококачественное усвоение учебного материала урока; организация и методика выяснения исполнения учащимися бытовых заданий; методы активизации работы учащихся группы в период выяснения опрашиваемого учащегося; методы возведения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной работы учащихся при этом: проблемное изложение, использование деталей эвристической беседы, постановка учащимся попутных вопросов, претворение в жизнь «обратной связи» и т. п.; поддержание энтузиазма и внимания учащихся к изучаемому: эмоциональность изложения, смена способов работы учащихся, занимательные примеры, результат изумления и т.п.; становление самостоятельности учащихся: приемы организации работы с книгой, использование карточек-заданий, решение количественных и высококачественных задач продуктивного нрава и т. п.; индивидуализация процесса обучения: выдача различных по трудности и проблемы задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование трудности вопросов в ходе разговоров, проведение учащимися взаимопроверок и т. п.; приемы воплощения межпредметных и внутрипредметных связей: опора на ранее приобретенные познания и умения, побуждение учащихся изъяснять новейшие прецеденты, действия, закономерности на основе познаний по смежным предметам, согласие трактовки законов и доктрин, изучаемых в различных предметах и т. п.; методы использования пособий и ТСО: соединение их с иными способами изучения, методы и организация применения на уроке, становление мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований и т. п.; контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерывность, обратная взаимосвязь, аспекты оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и т. п.; педагогический стиль учителя; педагогический такт во отношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и последствия и т. п.
Рекомендуя посещения уроков опытного учителя как главный метод исследования его опыта, нужно направить свой внимание на целенаправленность таких посещений. Важно не просто побывать на уроке, вынеся из этого общее воспоминание [32].
Нужно, чтоб посещающий хороший урок имел явную задачу - что четко выучить, воспринять, а далее взять себе на вооружение. В данном смысле большую роль играют предшествующие разговоры посещающего с зачинщиками методической работы в учебном заведении, знающими крепкие стороны «носителя» современного опыта и способными подсказать, на что надлежит направить специальное внимание.
Таким образом, на хороший урок к опытнейшему сослуживцу надлежит идти, уже будучи сначала подготовленным. Успешным приемом исследования и распространения современного педагогического опыта является проведение и рассмотрение «открытых» уроков опытного учителя. Особенно при всем этом надлежит выделить шаг обсуждения проделанного урока посещавшими его. Значение этого коллективного обсуждения процесса проведения и эффектов урока в том, что тут методические приемы, продемонстрированные учителем, мастером, подвергаются всестороннему и многоплановому анализу, вскрываются не исключительно заслуги, но и ошибки и промахи, складывается обобщенное мнение о значительных гранях опыта, рассматриваются приемы его применения.
Для изучающих передовой опыт такие обсуждения предоставляют огромное значение в плане возможности более глубоко разобраться в его сущности и наметить для себя пути и приемы применения, посмотреть на свой опыт «сквозь призму» анализа опыта учителя, проводившего открытый урок.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором отражается круг базисных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине. Она содержит: список тем изучаемых материалов; указания по количеству времени на каждую отдельную тему; разделение их по годам обучения; время, которое должно отводиться для изучения всего курса.
Существует несколько типов учебных программ: типовые программы; рабочие школьные программы; личностно-индивидуальные авторские программы, которые создаются и используются учителями-новаторами, специалистами педагогического труда.
Типовые программы одобряются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят необязательный характер. Они отражают только наиболее общий, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и порядок основных научных мировоззренческих понятий, а также наиболее полные разъяснения систематического характера с указанием необходимых и полных средств и приемов обучения, специальных для определенных учебных предметов. На основании стандартных учебных программ создаются рабочие программы, в которых, как правило, воссоздаются национально-региональные элементы, локальные или школьные, принимаются во внимание вероятности методического ресурса учительства, а также информативного, технического обеспечения и, естественно, степень готовности учащихся [18].
Программы отдельных учебных предметов (курсов) направляют на достижение предполагаемых результатов овладения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Программы отдельных учебных дисциплин (курсов) создаются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, которые включены в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов (курсов) должны включать: пояснительную записку, в которой рассматриваются общие задачи среднего (полного) общего образования учитывая спецификацию учебного предмета; общее описание учебного предмета (курса); определение места учебного предмета (курса) в учебном плане; личные, метапредметные и предметные результаты усвоения определенного учебного предмета (курса); содержимое учебного предмета (курса); предполагаемые итоги изучения учебного предмета (курса); тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности учащихся; изображение учебно-методического и материально-технического оснащение образовательного процесса. В программу должны быть включены: задачи духовно-нравственного развития; направленность деятельности по духовно-нравственному формированию и воспитанию учащихся, их социализации, профессиональной нацеленности, здоровьесберегающей деятельности, формирование экологической культуры, которая отражает спецификацию образовательного учреждения.
Направленность интересов групп образовательного процесса; содержимое, формы работы и виды занятий с учениками по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся; определение методов и форм профессиональной направленности и организации общественно значимой работы в образовательном учреждении; ведущие направления педагогической поддержки по социокультурной работе учащихся, учитывая качества устоявшегося уклада образовательного учреждения; модель организации деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся; модели организованности деятельности по развитию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; методику и критерии оценивания духовно-нравственного формирования и воспитания обучающихся; критерии и показатели эффективности работы образовательного учреждения по предоставлению воспитания и социализации учащихся; предполагаемые результаты духовно-нравственного формирования, воспитания и социализации учащихся, их профессиональной направленности, воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Итак, включение каждого учителя в методическую работу через выстраивание для него индивидуальной программы профессионального роста способствует его самореализации и коррекции практической деятельности по снятию лично у него имеющихся затруднений.
Однако имеются определенные риски реализации ФГОС ООО. К ним можно отнести возможное негативное отношение некоторых педагогов к внедрению новых стандартов; негативное отношение родителей, неэффективное управление данным процессом; отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности.
Минимизация рисков всегда возможна при определенных условиях:
- выделение на каждом этапе оптимальных методов деятельности;
- определение четкой последовательности внедрения инновационных моделей образовательного процесса и необходимых технологических процедур;
- стимулирование участия педагогов в инновационной деятельности;
- проведение широкого информирования среди родителей и общественности.
Глава 2 Анализ работы методического объединения классных руководителей МБОУ «Баратаевская средняя школа» города Ульяновска
2.1 Цели, задачи, направления методической работы
Методические и иные документы, разработанные в МБОУ «Баратаевская средняя школа» для обеспечения образовательной деятельности:
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Баратаевская средняя школа»;
-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Баратаевская средняя школа»;
-Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Баратаевская средняя школа»;
-Программа развития 2015-2020 гг.;
-План методической работы на 2017-2018 учебный год;
-План работы МБОУ «Баратаевская средняя школа» на 2016-2017 учебный год;
-Методические рекомендации по проектированию рабочих программ по ФГОС;
-Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО.
Методическое объединение классных руководителей МБОУ «Баратаевская средняя школа» работало над темой «Использование современных педагогических технологий в процессе методической работы».
Цель работы объединения – непрерывное совершенствование форм и методов работы классного руководителя в методическом процессе.
Основными задачами были:
- активное вовлечение классного руководителя в научно-методическую, инновационную, экспериментальную и педагогическую деятельность;
- организация информационно-методической поддержки классного руководителя в совершенствовании форм и методов организации методической работы;
- создание информационно-педагогического банка с собственными достижениями, популяризация собственного опыта;
- развитие информационной культуры учителей и использование информационных технологий в методической работе;
- создание теоретической и практической основы для классных руководителей для моделирования системы обучения в классе.
Приоритеты методической работы:
-повышение теоретического, методического уровня подготовки руководителей классов по вопросам психологии, педагогики, теории и практики методической работы;
-обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;
- обеспечение классных руководителей современными методическими технологиями и знаниями современных методов и приемов работы.