Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики

1.1 Инновационная политика и формы ее реализации

1.2 Инновационная политика региона

1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ

2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО

2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО

2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО

2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО

3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО

3.1 Анализ международного опыта по регулированию инновационной деятельности и возможности его использования в российских условиях

3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне

3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО

Заключение

Список использованных источников

Приложение



Государственная поддержка инновационной деятельности – это система осуществляемых государством в лице должностных лиц и органов публичного управления мероприятий по формированию и реализации правового режима поддержки инновационной деятельности в экономику страны. В самом общем виде инновационную деятельность можно охарактеризовать как систему практических действий по вложению капитала для последующего извлечения прибыли. Инновационная деятельность может реализовываться как публично-правовыми образованиями – от государства до муниципалитета, так и частными субъектами – предпринимателями и гражданами.

Государственная поддержка инновационной деятельности получает специальное правовое регулирование в большинстве развитых и развивающихся стран, при этом инструменты такой поддержки разнятся в зависимости от внутренней экономической среды государства [15, с. 48].

Традиционно содержание государственной поддержки инновационной деятельности объединяет проведение следующих мероприятий:

-Введение льготного налогового режима как части налоговой политики государства в отношении субъектов, которые осуществляют прямые инновации. Сегодня в развитых странах особенной государственной поддержкой пользуются те субъекты, которые осуществляют прямые инновации в инновационную сферу производства. Так, например, прямые инновации стимулируется со стороны государства посредством предоставления налоговых льгот в отношении капитальных вложений в сферу энергоснабжения, сферу экологической безопасности и безопасного природопользования, в научно-исследовательскую сферу в части предоставления налоговых льгот в отношении оплаты труда научных работников. Значительный объем налоговых льгот традиционно предусматривается внутренним законодательством европейских государств, в России институт поддержки инновационной деятельности как эффективный инструмент экономического регулирования еще не сформировался;

-Предоставление налогового инновационного кредита. Такая мера, в частности, предусматривается отечественным налоговым законодательством, которое предполагает возможность предоставления юридическим лицам как налогоплательщикам, когда такими лицами осуществляется научно-исследовательское изыскание или опытно-конструкторская работа либо модернизация производства, в том числе предполагающая привлечение на новые рабочие места лиц с ограниченными возможностями здоровья, или повышенную защиту экологической среды, или повышение эффективности производства продукции с точки зрения энергетических затрат. Кроме того, инновационный налоговый кредит предоставляется тем юридическим лицам, которые в своей практической деятельности направляют финансовые средства для развития инноваций, в том числе и для развития уже разработанных решений или для выработки новых решений, предприятиям, которые разрабатывают и применяют новые виды материалов, предприятиям, занятым в производстве для оборонных заказов, и др. [15, c. 12].


Сущность названного инструмента сводится к тому, что в отношении субъекта, который инвестирует собственный капитал по указанным направлениям, изменяются периоды выплаты налогов, то есть субъект имеет правовую возможность в течение периода и в рамках установленных законом уменьшать объем налоговых отчислений, а в последующем выплачивает сумму кредита и подлежащие начислению проценты. В частности, названный инструмент действует в отношении налога на прибыль в той части, которая подлежит зачислению в бюджет муниципального и регионального уровней. Фактически субъект, осуществляющий прямые инновации, получает со стороны государства налоговый кредит, на объем которого снижает свои налоговые отчисления, а в последующем на него ложится обязанность выплатить сумму кредита и проценты по нему;

-Гарантии, предоставляемые государством. Это формируемая государством посредством правового регулирования инновационная среда. Степень вмешательства государства в регулирование инновационной деятельности существенно отличается в разных странах. Это связано с экономической политикой государства и таким ее направлением, как инновационная политика, которая может предусматривать, как значительные льготные мероприятия для привлечения инноваций, так и предусматривать меры жесткого ограничения инновационной деятельности. Так, например, в развитых странах существенно отличается режим для национальных инвесторов и для зарубежных инвесторов. Отечественное законодательство по рассматриваемому направлению предусматривает, что инновационная среда должна быть равной независимо от национальной принадлежности инвестора. Так, в частности, российский правопорядок регламентирует институт возмещения убытков инверторам из зарубежных стран, когда такие убытки причинены в результате незаконных действий должностных лиц органов публичного управления, закрепляет возможность изъятия имущества для удовлетворения потребностей государства только в случае предоставления равноценного возмещения, гарантирует, что полученные в результате деятельности на территории России доходы будут переведены в страну национальной принадлежности инвестора. Гарантия равной инновационной среды для иностранных инвесторов содержится в специальном федеральном законодательстве;


-Государственная поддержка может предполагать и дополнительное финансирование инвесторам, которые были отобраны в результате конкурса. Кроме того, отдельным направлениям государственной поддержки инновационной деятельности можно считать обеспечение за счет бюджетных средств транспортной инфраструктурой, социальной инфраструктурой и пр.

Необходимо отметить, что от эффективности государственной поддержки инновационной деятельности, от инновационного климата внутри страны, от сбалансированности правового режима в отношении инноваций напрямую зависит уровень социально-экономического развития общества и, соответственно, уровень реализации прав и свобод личности. Очевидно, что сегодня одним из приоритетных направлений экономической политики страны должно быть формирование привлекательной инновационной среды без ущемления прав национальных инвесторов [20, с. 4].

Таким образом, инновационная политика представляет собой хозяйственную систему, основой которой выступает технология. Она базируется на инновационной деятельности, новых знаниях и их внедрении в практическую жизнь общества. Экономическое преимущество большинства развитых стран достигается за счет инноваций в инновационную деятельность, а также в возможностях реализации новаторских идей и знаний в реальную экономику.

Стоит отметить, что вне зависимости от выбранного типа инновации, подобные изменения приведут к перестройке практически всей структуры работы предприятия. Поэтому данный процесс требует комплексного и системного подхода к его реализации. То есть, комплексность выражается в подготовительном этапе, в анализе факторов среды. Системность позволяет планомерно внедрить необходимые технологии в производственный процесс.

Российская экономика на данном этапе развития претерпевает серьезные изменения. Распоряжением правительства РФ от 08 декабря 2011 года № 2227-р принята Стратегия инновационного развития РФ в период до 2020 года. Предполагается, что инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста, а экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, что позволит государству увеличить инновации в развитие человеческого капитала [1]. То есть стратегия основана на создании и развитии инновационной политики.


Инновационная политика - экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых идей, машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных [3; 5].

Можно говорить, о том, что экономика инновационная, когда инновационная составляющая будет определяющей в экономическом развитии страны и будет охватывать все хозяйствующие субъекты.

Стратегия инновационного развития РФ в период до 2020 года предусматривает два этапа реализации [1].

Основной задачей этапа (2014-2020 гг.) является вытеснение старого технологического оборудования. Эта проблема будет решаться за счет различных стимулов. Будет осуществлена поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе.

Для стимулирования инновационного развития экономики в Стратегии 2020 определены три ключевых приоритета:

1) развитие человеческого капитала,

2) повышение инновационной активности бизнеса,

3) продвижение инноваций в государственном секторе.

Рассмотрим основные направления развития инновационной политики подробнее.

1. Развитие человеческого капитала. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом [4;7]. Так, человек обеспечивает устойчивое развитие экономики, не только посредством производительности труда, но и реализовывая инновационные проекты, внедряя новые технологии. Поэтому высококвалифицированные кадры - один из основных факторов конкурентоспособной экономики. Для формирования квалифицированных кадров необходимостью является развитие преподавательских кадров, повышение уровня преподавания, развитие управленческих кадров, финансирование приоритетных программ.

Правительством Российской Федерации разработаны федеральные и региональные меры поддержки развития инноваций для различных субъектов инновационной деятельности [6].

Для высших учебных заведений создана финансовая и административная поддержка, в том числе гранты и субсидии - выплаты студентам, аспирантам и молодым ученым, ведущим активную научно-исследовательскую работу.


Предоставлены налоговые льготы:

1) льготы при учете расходов на НИОКР в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль

2) освобождение от НДС импорта оборудования, аналоги которого не производятся в РФ

3 освобождение от НДС при реализации НИОКР

4) освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности

5) ускоренная амортизация основных средств, используемых в научно-технической деятельности.

Для инновационных кластеров предоставляется финансовая поддержка, а именно субсидирование. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по финансированию программ, предусматривающих реализацию мероприятий.

Для малых и средних инновационных предприятий предоставляются налоговые льготы, в том числе, инновационный налоговый кредит, представляющий собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ст. 67 НК РФ). Для субъектов малого предпринимательства в зависимости от региона организован широкий спектр поддержки, в том числе, гарантии по кредитам и их страхованию, гранты и субсидии, заемное финансирование, лизинг машин и оборудования. Также создана образовательная программа для СМП, например, обучение и повышение квалификации работников организаций по направлениям развития инновационной деятельности и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Поддержка для СМП производится и на административном уровне.

Организации инновационной инфраструктуры предусматривает предоставление имущества на льготной или безвозмездной основе, информационную и экспертную поддержку, финансовую поддержку - в том числе венчурную и прочую.

Для крупного бизнеса предоставляются налоговые льготы, льготы в фонды, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, административная поддержка, управление рисками - российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инноваций (страховое покрытие экспортных кредитов от предпринимательских и коммерческих рисков, а также инноваций от политических рисков).

Создаются технологические платформы, которые позволяют оказывать финансовую поддержку, в том числе РФТР (беспроцентные целевые займы на поддержку проектов технологических платформ).