ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
42 личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий.
Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Необходимые условия усвоения ребенком
общественно-исторического опыта
1) Общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если б в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура продолжала бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение;
2) Чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.
Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием
биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие
«индивид» и понятие "личность".
Индивид
- как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
43
Личность
- как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся вод влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной "группы", как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать
как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия
общества.
Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно- биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных
отношений, но и активный
субъект
деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность
есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате
культурного и социального развития.
Личность
не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система.
Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием
"индивидуальность".
Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные
параметры индивидуальности.
Критерии сформировавшейся личности
Л.И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека как личность.
1 критерий
: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т.е. он способен преодолеть собственные непосредственные


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
44 побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к
опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
2 критерий:
человек является личностью, если он способен к сознательному
руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов – целей, принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает нравственно, потому что такое поведение заложено в нём общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания характеризует человека как личность.
Так же в качестве критериев, определяющих человека как личность можно выделить:
во-первых, быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь;
во-вторых, быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти;
в-третьих, быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя, следовательно, нести ответственность за свои действия.
2.2. Зарубежные теории личности
Личность человека состоит из комплекса устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивации, способности, установки, нравственность, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям.
Таким образом,
личность в целом определяется как генетическими, так и
социально-культурными влияниями.
Описать личность или объяснить её происхождение пытались многие теории, из которых одни делали главный упор на тот или иной её компонент, а другие стремились изучить её сразу во всех аспектах.
Понимание природы личности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В понимании сущности вопроса имеются разные подходы.
Представители
биогенетических теорий
считают, что ведущая роль в формировании личности человека принадлежит биологическим процессам


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
45 созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма,
социогенетические теории
стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Психогенетический подход
не отрицает значения ни биологических факторов, ни социума в развитии и формировании личности, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов и индивидуальности.
Биогенетические теории личности
Конституционные теории. Типологии
Вариантом
биогенетической концепции
являются теории, получившие название «типологии». С античных времён авторы пытались связать отдельные аспекты личности с физическими особенностями человека, выделяя, таким образом, различные типы личности и совокупности личностных черт, которые присущи различным типам телосложения.
Среди типологических классификаций, разработанных в ХХ веке, следует отметить представителей немецкой «конституциональной психологии» - типологии
Э. Кречмера
/Kretschmer, 1925/ и
У. Шелдона
/Sheldon, 1954/; в них сделана попытка связать характер реакций человека с его физической конституцией, так как считалось, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Так, Э. Кречмер предложил конституционную типологию личности на основе выделения четырех основных
типов конституции телосложения
1. Астеник – человек крупного, худого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
2. Пикник – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой с большим животом, круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик – человек с развитым крупным скелетом, выраженной мускулатуры, пропорционально крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.
4. Диспластик – человек с неправильным телосложением, различными диспропорциями конституции тела.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
46
С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспособляется к окружению, чувствителен, раним. У шизотомиков происходит колебания между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувств.
Шизотомиков можно подразделить на следующие группы:
1. Чистые идеалисты и моралисты.
2. Деспоты и фанатики.
3. Люди холодного расчета.
Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, добродушен, реалистичен во взглядах.
Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности:

храбрые, борцы, народные герои;

живые организаторы крупного масштаба;

примеряющие политики.
Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают 2-х типов:
1) энергичные, резкие, уверенные в себе, агрессивные;
2) мало впечатлительные, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
Согласно представлениям У. Шелдона, высокие худые люди эктоморфного
типа чаще всего будут робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди мезоморфного типа должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию.
Невысокие люди с признаками тучности, относящиеся к эндоморфному типу, скорее всего, будут общительными, весёлыми и спокойными.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24