ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фрейдизм (психоанализ)
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности Зигмундом
Фрейдом (1856 -1939), австрийским врачом-психиатром – основоположником теории и практики психоанализа. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х компонентов, уровней:
«ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».
Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения – влечения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству, составляющие часть психики, которую Фрейд назвал «ОНО». Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений – влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мнению Фрейда, неизвестна и непознаваема. «ОНО» насыщено

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
47 сексуальной энергией – «либидо» и, будучи бессознательным и иррациональным, подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье, по мнению
Фрейда, есть главные цели в жизни человека.«ОНО» – это движущая сила активности личности.
«СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая исполняет роль совести, критики, цензора. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», человек испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
«СВЕРХ-Я» не пускает «неподобающие» влечения и инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: во снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания).
Уровень «Я» – сознательная часть психики, находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. В сознательной части личности господствует «принцип реальности» в противовес
«принципу удовольствия». «Я» оценивает уместность и выполнимость действий, мотивируемых потребностями «Оно». «Я» приобретает способность определять, какие влечения, смотря по обстоятельствам, могут найти удовлетворение, а какие нет.
На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется принципу реальности. Если энергия либидо не находят выхода, то будут у человека психические отклонения, неврозы, истерики, тоска, немотивированные приступы агрессии, раздражительность и пр.
Неизбежны внутриличностные конфликты, человек – существо противоречивое, личности трудно постоянно взвешивать требования «Оно» и моральное давление «Сверх-я», поэтому человек порой склонен снимать напряжение (сбрасывать) в агрессии, прибегает к психотропным веществам, использует механизмы психологической защиты
Неофрейдисты
, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды, тем самым вместо биологических ими выдвигались механизмы социального порядка.
Однако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием:
 место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер);


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
48
 коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг);
 невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм);
…и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности.
Индивидуальная психология (неофрейдизм)
Отойдя от психоаналитического движения, Альфред Адлер (1870 – 1937,
Австрия), бывший ученик З. Фрейда, разработал теорию, основанную на важной роли переживаемого чувства неполноценности в развитии личности. Термин
«комплекс неполноценности» ввёл А.Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся следствием их малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребёнка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.
Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если цель превосходства включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то личность развивается в здоровом конструктивном направлении (стремление к превосходству принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради совершенного способа жизни).
Однако, вследствие отсутствия «социального интереса», нежелания или неумения сотрудничать с другими людьми, некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По А.Адлеру борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) – это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.
Таким образом, успешность личности в жизни, по-мнению Адлера, определяет уровень социального интереса – способность человека к сотрудничеству.
На пути формирования социального интереса стоит чувство неполноценности.
Чувство неполноценности заставляет развиваться и самосовершенствоваться. Но иногда, в силу каких-то причин чувство неполноценности превращается в
комплекс неполноценности
, делающий человека неспособным бороться с жизненными трудностями. У других людей такой комплекс в результате сверх компенсации может превратиться в
комплекс превосходства
, заставляющий в


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
49 любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Причины возникновения комплексов неполноценности и превосходства:
1. Детская избалованность и воспитание по типу «кумир семьи».
2. Болезни физическая неполноценность.
3. Жестокое обращение, недостаток любви и заботы со стороны родителей.
4. Педагогическая неграмотность родителей.
Комплексы неполноценности и превосходства делают невозможной социальную успешность личности, мешают проявиться в обществе, завоевать уважение и признание окружающих реальными социально ценными поступками.
Индивидуальные стратегии псевдокомпенсаторного поведения людей, страдающих комплексами неполноценности и превосходства, которые помогают самоутверждаться и привлекать внимание окружающих к важности собственной персоны:

Потребность любой ценой вызвать восхищение
(самореклама, самонаговоры, безудержная фантазия и небылицы и пр.)

Бесконечные жалобы (на здоровье, на нехватку средств, на коварных людей, на жестокого начальника, на детей-бездарей и пр.)

Систематические опоздания на встречи.

Жестокость и непримиримость, агрессивность, преувеличенная требовательность к окружению (желание вызвать страх, панику, замешательство, чувство вины).
Потребительское отношение к людям, деление окружающих на достойных и недостойных, людей «своего» и «чужого» круга («комплекс французской болонки») и др.
Аналитическая психология
Аналитическая психология создана швейцарским психиатром и психологом
Карлом Густавом Юнгом (1875-1961, Швейцария) и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в других теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), главное внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам.
Динамический аспект функционирования психики у Фрейда и Юнга представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетическая категория, описывающая различные виды
психической активности. Юнг утверждал, что психика человека состоит их трёх взаимодействующих подструктур: Эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго служит основой самосознания, включает в себя те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и воспринимаем себя людьми. Личное бессознательное вмещает в


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
50 себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты. Материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и , как правило, доступен для осознания.
На основе анализа обширного материала клинических и экспериментальных исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религиозных учений, древних наук, таких как алхимия, астрология, Юнг доказал существование коллективного бессознательного,
возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы – врождённые идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом, являются формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Коллективное
бессознательное – самый глубокий слой в структуре человеческой психики, представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нём отражены мысли и чувства общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Итак, Юнг сводит до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, имеющим врождённый характер и миллионы лет передающимся из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы – первичные образы, проявляющиеся, в основном, в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.
Карл Юнг первым разработал теорию, гласящую, что каждый человек обладает психологическим типом. Он был убежден, что существуют два класса психологических «функций», используемых людьми: первые, через которые мы получаем информацию («воспринимаем» вещи) и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Внутри каждого из этих двух классов существуют два противоположных способа функционирования: мы получаем информацию через
1) ощущения, или 2) интуицию и принимаем решения на основании 1) объективной логики, или 2) субъективных чувств.
Юнг говорил, что в своей жизни люди используют все четыре перечисленные выше функции, но каждый отдельный человек использует различные функции с разным успехом и частотой. На уровне сознания существуют четыре типа умственных операций, представленных в каждом человеке в разной степени. Из них два типа имеют рациональный характер: мышление и чувство; два других иррациональны – это ощущение и интуиция. Наша культура, считает Юнг, способствует только развитию ощущений и опирающемуся на них восприятию, а также развитию мышления на основе рассуждений. Пренебрегая


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
51 развитием интуиции и чувств, она лишает нас существенных возможностей адаптации к окружающему миру.
По-мнению Юнга, личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, названного им
индивидуацией
, который позволяет человеку признать и интегрировать все скрытые или игнорируемые им стороны собственной личности, как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания.
Социогенетические теории личности
Бихевиоризм
Сторонники бихевиористского подхода к изучению личности отстаивают мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения, поэтому очень часто эту теорию называют теорией «социального научения».
Бихевиоризм определил облик американской психологии ХХ века. Его основатель
Джон Уотсон
(Watson), 1878-1958, сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior – поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). По мнению теоретиков «социального научения» изучать необходимо только те реакции, внешние действия человека и те стимулы, которые эти реакции обуславливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции человека определять вероятный стимул, вызвавший данные действия, а по стимулу предсказывать возможную реакцию – так можно корректировать поведение человека.
И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность устойчивых поведенческих реакций присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определённый стимул, ситуацию S –
R (стимул – реакция). Формула «стимул – реакция» являлась ведущей в бихевиоризме. Задача психологии заключается в том, чтобы по поведенческой реакции человека определить вероятный стимул, вызвавший эту реакцию, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R можно усилить или ослабить, если организовать систему соответствующих подкреплений, причём, подкрепление может быть как положительным (похвала, вознаграждение, получение желаемого результата и пр.), так и отрицательным (боль, наказание, неудача, порицание и пр.). Так, если вам нравится, что ваш ребёнок здоровается со знакомыми людьми при встрече, то вы его похвалите, чтобы он поступал также всегда, но если вас раздражает, что малыш мешает вести важную беседу по телефону, то, скорее всего, чтобы предотвратить похожее поведение в дальнейшем, вы его накажете. Поведение человека вытекает чаще всего из