ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
31
Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире; самосознание и отношение человека к другим людям и окружающему миру; постановку жизненных целей и задач (рис 4).
Рис. 4. Компоненты сознания человека
Функции сознания
1. Отражательная функция (познание свойств предметов окружающей деятельности).
2. Функция целеполагания, формирования целей деятельности.
3. Функция предварительного мысленного построения действий.
4. Функция предвидения результатов действий.
5. Функция разумного регулирования поведения и деятельности.
6.
Творческая функция
(сознание порождает стремление к преобразованию).
7. Рефлексивная функция.
Психологические характеристики сознания
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали следующие психологические характеристики сознания.
1. Способность к волевому контролю, сознательное управление своим поведением и поступками – управление силами воли. Воля дает возможность человеку с развитым сознанием ставить цели, планировать, анализировать промежуточные результаты, корректировать поведение с результатами. Иными
Сознание человека
знания
отношения
переживания
обобщенная модель окружающего мира
- к себе (самосознание);
- к другим;
- к труду;
- к миру. регулирование поведения и активности в процессе целеполагания
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
32 словами сознание всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
2. Способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность. Данная способность, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
3. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нём интеллектуальных схем. Схемой называется определённая умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определённый порядок.
4. Способность сознания человека к коммуникации, т.е. передача другим лицом того, что осознает данный человек при помощи языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передаёт людям не только сообщения о своих внутренних состояниях
(именно это является главным в языке и общении животных), сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
5. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Обобщённое отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Обобщённость существует в слове (мебель, приборы, пища, науки, искусство, слово – примеры обобщённых понятий). Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
6. Невозможно человеку осознать, что он есть, существует, осознать границу тела без способности к рефлексии. Рефлексия позволяет познавать психологические явления в самом себе и окружающих людях, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, это способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика. Рефлексия тесно связана с социально- психологической адаптацией личности, так как с рефлексивная способность даёт
возможность личности осознать отношение к себе других людей, понять представления и
ожидания окружающих.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
33
Соотношение
сознания, подсознания и бессознательного
в психике и поведении человека
Понятие о предсознании и бессознательном
Как уже было отмечено выше (см. рис. 3), существуют разные уровни осознанности психического отражения.
Предсознание
– промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, в состоянии предсознания уровень сознания снижается, но полного отключения контроля сознания не происходит.
Предсознательное состояние, например, грезы – это спонтанное неконтролируемое течение мысли и образов, представлений.
В психологической литературе встречаются следующие определения бессознательного:
Бессознательное
– проявление психики человека, это такие процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение человека похожи на сознательные, но актуально человеком не осознаются.
Бессознательное
– это форма отражения действительности, это источники активности человека, побуждающие человека к действию, но происхождение этих побуждений, их мотивация человеком не осознаётся.
Бессознательное
– это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
Бессознательное представлено практически во всех психических процессах, свойствах, состояниях (непроизвольное внимание, непроизвольное запоминание, возникновение идеи - инсайт, генетическая память, задатки, черты характера, свойства темперамента, причины настроения и пр.).
Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Основы отечественного учения о бессознательном
(И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский)
Особый интерес для психологической науки представляют личностные
проявления бессознательного. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский,
Л.С.Выготский открыли три основополагающих принципа работы психики человека. Первый принцип управления поведением человека со стороны психики –
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
34 это динамический стереотип. Динамический стереотип (И.П. Павлов) - это система навыков, привычек, и автоматических действий человека, которые образовались в жизни путем повторения одних и тех же действий. Эти стереотипы, т.е. привычки, руководят поведением человека в привычных обстоятельствах и снижают уровень напряжения и тревоги человека.
При всяком нарушении привычного стереотипа поведения человек
испытывает целый перечень негативных эмоций (в первую очередь –
страх), а при возобновлении этого стереотипа, напротив, испытывает
эмоции положительные (радость, удовлетворение).
Например, курение – это зависимость? Да, все считают, что это зависимость от никотина. Нет, это зависимость от привычного поведения при выполнении ежедневных дел
(зажигалка, стряхивание пепла, дым, запах и т.п.) – лиши человека привычного поведения, динамического стереотипа, и он будет и испытывать внутреннее напряжение, мысли будут вертеться вокруг желанной сигареты, станет нарастать раздражение, агрессивность.
Второй принцип. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский) – центр возбуждения в головном мозгу подавляет все прочие желания и потребности, игнорирует сопротивления, которые только «заводят» доминанту, но не препятствуют, доминанта направляет все силы (и психические, и физические) в заданном направлении. Например, чувство голода и все мысли выстраиваются, словно по команде, и шагом марш в заданном направлении.
Бесчисленные побуждения и потребности человека, благодаря способности мозга к образованию доминанты, концентрируются и направляются для достижения единой цели. Если у нас одно дело, то мы на него тратим 100 % сил, два – по 50 %, а если 4 – 5 дел, то остается 20 – 15 % и т.д. Доминанта обеспечивает не беспорядочную активность, а концентрирует силы и средства живого существа на решении одной наиглавнейшей задачи. Доминанты у человека могут быть непродуктивными, преувеличенными и нереалистичными
(например, идеи «фикс»: похудение, влюблённость, хобби и пр.). Отношение к себе и другим людям человек бессознательно строит исходя из собственных доминант.
Третий принцип. Регуляция поведения человека лежат на сознательном и
бессознательном уровнях (по Л.С. Выготкому). Устройство бессознательного уровня – наши психика во главе с подкорковыми отделами головного мозга, работает по принципу динамического стереотипа и доминанты. Сознание
призвано же расшифровывать «посылы» из подсознания, которые приходят к нам в виде разнообразных эмоциональных состояний и переживаний: тревога, эйфория, раздражение, депрессия, чувство вины, страдание, возбуждение и т.д.
Если на бессознательном уровне возникновение эмоций – это работа
инстинктов и его цель – биологическое выживание, то в сознании иная цель –
социальное выживание. Желание получить высокий социальный статус и
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
35 одобрение, желание признания и уважения, желание высоких материальных прибылей, желание познать истину – вот как расшифровывает сознание сигналы
(эмоциональные переживания) идущие из подкорки - бессознательного.
Личностные проявления бессознательного по З. Фрейду
В зарубежной психологии в начале ХХ века появились учения о бессознательной сфере психики в личности. Так, известный теоретик бессознательного Зигмунд Фрейд утверждал, что бессознательное в личности проявляется в ряде непроизвольных реакций:
- в ошибочных действиях (оговорки, списки, ошибки при вслушивании слов). В них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания;
- в непроизвольном забывании имён. Оно связано с неприятными переживаниями забывающего по отношению к человеку, чьё имя забывается;
- в сновидениях. Они связаны с бессознательными желаниями, чувствами, с удовлетворенными и неудовлетворёнными жизненными потребностями. Для расшифровки снов требуется специальная интерпретация - психоанализ, т.к. во сне происходит смещение, перегруппировка, замена объектов и образов;
- в грезах и мечтах. Они отражают желания, мысли, потребности,
вытесненные из сознания. В грёзах и мечтах присутствуют потребности, блокированные нормами морали. Блокированные потребности проявляются в грезах и мечтах в измененном, запутанном виде, делая их странными. Замещение неприемлемых желаний и потребностей, одобряемыми обществом видами активности и деятельности называют
сублимацией
. Сублимированные влечения проявляются в общественной активности, выборе профессии, в интересах и хобби, в творчестве.
Психологические защиты личности
З. Фрейд и А. Фрейд разработали концепцию, в которой утверждают, что человеку на протяжении всей жизни приходится преодолевать свои побуждения и
влечения.
Влечения
имеют большую побудительную силу и заложены в инстинктах человека (самосохранение, сохранение вида, агрессивность).
Нереализованные инстинкты и побуждения не осознаются, а в поведении проявляются в виде тревоги, внутреннего напряжения, неожиданных перепадов настроения, неконтролируемого всплеска эмоций. Механизмы психологической
защиты обеспечивают личности бессознательную компенсацию и ослабляют тревогу и стресс.
Накопление в человеке напряжения и тревоги – это необходимая реакция, чтобы в угрожающих ситуациях вести себя эффективно. А. Фрейд
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
36 систематизирует психологические защиты, возникающие у человека неосознанно для лучшей адаптации в разнообразных жизненных ситуациях.
1. Вытеснение (замещение) означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой. Выражается в переадресовки переживания от одного объекта к другому. Классический пример, человек, который даёт пинка собаке, вернувшись с работы, где должен был целый день безропотно сносить недовольство и претензии своего начальника.
2. Сублимация – замещение неприемлемых желаний и потребностей социально одобряемыми формами активности. Это разновидность вытеснения, приносящая реальное удовлетворение. Так может обстоять дело с каждым, кто остановил свой выбор на какой-либо профессии, продуктивно работает и добивается тем самым социального признания (хирурги, актёры, преподаватели).
3. Рационализация – заключается в поиске удобных причин для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения. Возникает у человека как ложная аргументация в ответ на неразумное поведение. Человек убеждает самого себя и окружающих, что поступок был оправдан. «Эта девочка слишком глупа, чтобы тратить на неё время», - говорит молодой человек, ухаживания которого остались без внимания. «Что ни делается, то к лучшему», - сообщает человек, осознавший невозможность достигнуть желаемого.
4. Проекция – процесс, посредством которого человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение другим людям, человек надёляет собственными чувствами, неприемлемыми с точки зрения чувства вины и стыда.
«Почему ты больше меня не любишь? – спрашивает молодой человек у своей девушки, которую подсознательно хотел бы бросить сам.
5. Регрессия – возврат к ребячеству. У взрослых проявляется как эмоциональная несдержанность и инфантильность (детский лепет, «дуться»).
6. Отрицание - бессознательный отказ от определённых существующих фактов, искажение реальности, чтобы приспособить её к своему поведению. Это относится к человеку, идущему ночью по плохо освещённой дороге и громко поющему. Или неизлечимо больному человеку, который строит долгосрочные планы и продолжает заниматься прежней работой.
7. Подавление – активное забывание травмирующих стрессовых ситуаций и вытеснение их в область бессознательного. В подсознания этот психический материал сохраняется в виде подавленного влечения и создаёт тревогу. Во время гипноза или во сне может произойти его вспоминание.