ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 437
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
37
Самосознание
Понятие о самосознании
Человек, в отличие от животных, сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание – самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.
В ходе социализации (установления контактов с обществом) расширяются и углубляются отношения человека с другими людьми, с обществом в целом; происходит становление в человеке образа-Я. «Образуется» представление о себе - это и есть содержание самосознания, которое складывается не сразу, а на протяжении всей жизни под воздействием социального окружения.
Самосознание включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):
1. Осознание своего отличия от остального мира.
2. Осознание себя как субъекта деятельности (учебной, профессиональной, как члена семьи).
3. Осознание своих психологических свойств (какой я?).
4. Социально-нравственная самооценка
(самоуважение, которое формируется в жизненном опыте).
Итогом развития самосознания является «образование»
образа-Я
или
Я-
концепции
- системы представлений человека о самом себе. Различают три компонента образа-Я.
Компоненты я-концепции (образа-Я)
1. Когнитивный – система самоотношения человека на основе самопознания (кто я такой?).
2. Эмоциональный
– система самопереживаний человека и эмоциональной оценки самого себя в сравнении с другими.
Эмоциональная составляющая выражается в самооценке человека.
3. Поведенческий – выражается в уровне притязаний личности. Уровень притязаний – это степень сложности целей и задач, который ставит перед собой человек в течении жизни. Уровень притязаний может быть адекватным и неадекватным, завышенным и заниженным. Адекватный уровень притязаний соответствует реальным возможностям и способностям личности.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
38
Самооценка личности
Самооценка – один из структурных важнейших компонентов я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет
себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Это глобальное чувство «за» и «против» самого себя.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности – стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
На самооценку влияют реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет её самооценка.
Виды самооценки: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь может быть завышенная и заниженная.
Адекватная самооценка
отражает реальный взгляд личности на саму себя, её достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств.
Адекватная самооценка должна отражать динамику успеха и неудач в жизни личности. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой
представляет, то у него адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка
характеризует личность, чьё представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка
приводит к тому, что человек склонен переоценивать
себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берётся за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче приводит к разочарованию.
Заниженная самооценка
свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает свои возможности
и способности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
39
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Тема 2 «Психология личности»
Тема 2.1. Представления о личности в психологии
Тема 2.2. Зарубежные теории личности
Тема 2.3. Представления о личности в отечественной психологии
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
40
2.1. Представления о личности в психологии
Понятие о факторах и движущих силах психического развития
Проблема факторов психического развития – это вопрос, интересующий многие разделы психологической науки, например, возрастной психологии.
Понимание природы индивидуальности человека тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности. Различают два фактора психического развития: биологический и социальный (рис. 5).
Рис. 5. Факторы психического развития личности
Движущие силы психического развития
выражаются в активном взаимодействии человека с окружающим миром. На формирование личности оказывает влияние не только генотип и социум, но и активность самого человека, что обеспечивает его приспособление к окружающей среде, изменение личности, стимулирует участие человека в деятельности.
Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности с точки зрения отечественной психологии являются потребности.
Потребность
имеет свой предмет, т. е. она всегда есть осознание нужды в чем-либо. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.
Факторы психического развития
биологический
социальный
наследственность и врожденность: генотип индивида, протекание беременности, состояние здоровья матери, поведение во время беременности, протекание родов и пр. семья, институты воспитания и обучения, образование, профессиональная деятельность и пр.
Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
41
Таким образом, на развитие психического облика человека влияет совокупность биологических и социальных факторов, движет развитием личности ее активная жизненная позиция: разнообразная деятельность, выполнение всевозможных социальных ролей, общественно-оцениваемая деятельность.
Роль биологического и социального в личности
Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, человек
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.
Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий ("городская среда", "деревенская среда", "производственная среда", "артистическая среда" и т. п.).
Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-
экономическая формация - социальная среда - образ жизни - личность -
таков принципиальный путь формирования личности.
Понятие "личность" многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия
«личность»,
«индивид»,
«индивидуальность»,
«человек», «субъект».
Наиболее общим является понятие «человек».
Человек
- биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой