ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 42
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ренние разногласия стран Запада по будущей модели НА ТО, смогут в конечном счете привести к появлению по меньшей мере тактических возможностей для "флирта" России с
Германией или Францией, но в любом случае без ущерба для трансатлантических связей Европы с США. Такая пер
спектива вряд ли была чем-то новым, поскольку на протя
жении всего периода холодной войны Москва периодичес
ки пыталась разыграть германскую или французскую карту.
Тем не менее некоторые геополитики в Москве считали обоснованным рассчитывать на то, что патовое положение в европейских делах может создать благоприятные такти
ческие условия, которые можно использовать во вред
США.
Но это почти все, чего можно достичь: чисто тактичес
кие варианты. Маловероятно, что Германия или Франция откажутся от связей с
США.
Преследующий определенные цели "флирт", особенно с Францией, по какому-нибудь узкому вопросу не исключен, но геополитическому измене
нию структуры альянсов должны предшествовать массиро
ванный переворот в европейских делах, провал объедине
ния Европы и разрыв трансатлантических связей . Но даже тогда маловероятно, что европейские государства выскажут намерение вступить в действительно всеобъемлющий гео
стратегический союз с потерявшей курс Россией.
Таким образом, ни один из вариантов контральянса не является при ближайшем рассмотрении жизнеспособной альтернативой. Решение новой геополитической дилеммы
России не может быть найдено ни в контральянсе, ни в иллюзии равноправного стратегического партнерства с
США, ни в попытках создать какое-либо новое политичес
ки или экономически "интегрированное" образование на пространствах бывшего Советского Союза. Во всех них не учитывается единственный выход, который на самом деле имеется у России.
ДИЛЕММА ЕДИНСТВЕННОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Для
России единственный геостратегический выбор, в ре
зультате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене и получить максимальную возмож
ность трансформироваться и модернизировать свое обще
ство, - это Европа. И это не просто какая-нибудь Европа,
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 4 3 а трансатлантическая Европа с расширяющимися ЕС и
НАТО. Такая Европа, как мы видели в главе
3, принимает осязаемую форму и, кроме того, она, вероятно, будет по
прежнему тесно связана с Америкой. Вот с такой Европой
России придется иметь отношения в том случае, если она хочет избежать опасной геополитической изоляции.
Для
Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее парт
нером, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы быть про
сто ее пациентом. Более вероятна ситуация, при которой
Россия станет проблемой, если Америка не разработает позицию, с помощью которой ей удастся убедить русских, что наилучший выбор для их страны - это усиление орга
нических связей с трансатлантической Европой . Хотя дол
госрочный российско-китайский и российско-иранский стратегический союз маловероятен, для
Америки весьма важно избегать политики, которая могла бы отвлечь внима
ние России от нужного геополитического выбора. Поэтому, насколько это возможно, отношения Америки с Китаем и
Ираном следует формулировать также с учетом их влияния на геополитические расчеты русских. Сохранение иллюзий о великих геостратегических вариантах может лишь отсро
чить исторический выбор, который должна сделать Россия, чтобы избавиться от тяжелого заболевания .
Только Россия, желающая принять новые реальности Ев
ропы как в экономическом, так и в геополитическом плане, сможет извлечь международные преимущества из расширяю
щегося трансконтинентального европейского сотрудниче
ства в области торговли, коммуникаций, капиталовложений и образования. Поэтому участие России в Европейском Со
юзе - это шаг в весьма правильном направлении. Он явля
ется предвестником дополнительных институционных связей между новой Россией и расширяющейся Европой . Он также означает, что в случае избрания Россией этого пути у нее уже не будет другого выбора, кроме как в конечном счете следо
вать курсом, избранным пост-Оттоманской Турцией, когда она решила отказаться от своих имперских амбиций и всту
пила, тщательно все взвесив, на путь модернизации, европе
изации и демократизации.
Ниiакой другой выбор не может открыть перед Россией таких преимуществ, как современная, богатая и демократи
ческая Европа, связанная с Америкой. Европа и Америка не представляют никакой угрозы для
России, являющейся не
экспансионистским национальным и демократическим го-
1 44
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА сударством. Они не имеют никаких территориальных при
тязаний к России, которые мoryr в один прекрасный день возникнуть у Китая. Они также не имеют с Россией нена
дежных и потенциально взрывоопасных границ, как, несом
ненно, обстоит дело с неяспой с этнической и территори
альной точек зрения границей России с мусульманскими государствами к югу. Напротив, как для
Европы, так и для
Америки национальная и демократическая Россия является желательным с геополитической точки зрения субъектом, источником стабильности в изменчивом евразийском ком
плексе.
Следовательно, Россия стоит перед дилеммой: выбор в пользу Европы и Америки в целях получения ощутимых преимуществ требует в первую очередь четкого отречения от имперского проiШiого и во вторую - никакой двусмыс
ленности в отношении расширяющихся связей Европы в области политики и безопасности с Америкой. Первое тре
бование означает согласие с геополитическим плюрализ
мом, который получил распространение на территории бывшего Советского Союза. Такое согласие не исключает экономического сотрудничества предпочтительно на осно
ве модели старой европейской зоны свободной торговли, однако оно не может включать ограничение политического суверенитета новых государств по той простой причине, что они не желают этого. В этом отношении наиболее важное значение имеет необходимость ясного и недвусмысленного признания Россией отдельного существования Украины, ее границ и ее национальной самобытности.
Со вторым требованием, возможно, будет еще труднее согласиться. Подлинные отношения сотрудничества с трансатлантическим сообществом нельзя основывать на том принципе, что по желанию России можно отказать тем де
мократическим государствам Европы, которые хотят стать ее составной частью. Нельзя проявлять поспешность в деле расширения этого сообщества, и, конечно же, не следует способствовать этому, используя антироссийскую тему.
Однако этот процесс не может, да и не должен быть прекра
щен с помощью политического указа, который сам по себе отражает устаревшее понятие о европейских отношениях в сфере безопасности. Процесс расширения и демократиза
ции Европы должен быть бессрочным историческим про
цессом, не подверженным произвольным с политической точки зрения географическим ограничениям.
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 45
Для многих русских дилемма этой единственной альтер
нативы может оказаться сначала и в течение некоторого вре
мени в будущем слишком трудной, чтобы ее разрешить.
Для этого потребуются огромный акт политической воли, а так
же, возможно, и вьщающийся лидер, способный сделать этот выбор и сформулировать вйцение демократической, нацио
нальной, подлинно современной и европейской России. Это вряд ли произойдет в ближайшем будущем.
Для преодоления посткоммунистического и постимперского кризисов потре
буется не только больше времени, чем в случае с посткомму
нистической трансформацией Центральной Европы, но и появление дальновидного и стабильного руководства. В на
стоящее время на горизонте не видно никакого русского
Ататюрка. Тем не менее русским в итоге придется признать, что национальная редефиниция России является не актом капитуляции, а актом освобождения
9• Им придется согла
ситься с тем, что высказывания Ельцина в Киеве в 1 990 году о неимперском будущем России абсолютно уместны.
И под
линно неимперская Россия останется великой державой, соединяющей Евразию, которая по-прежнему является самой крупной территориальной единицей в мире.
Во всяком случае, процесс редефиниции "Что такое
Россия и где находится Россия" будет, вероятно, происхо
дить только постепенно, и для этого Запад должен будет занять мудрую и твердую позицию. Америке и Европе при
дется ей помочь.
Им следует предложить России не только заключить специальный договор или хартию с НАТО, но и начать вместе с Россией процесс изучения будущей формы возможной трансконтинентальной системы безопасности и сотрудничества, которая в значительной степени выходит за рамки расплывчатой структуры Организации по безопасно
сти и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) .
И если Россия ук
репит свои внутренние демократические институты и добь
ется ощутимого прогресса в развитии свободной рыночной экономики, тогда не следует исключать возможности ее еще более тесного сотрудничества с НАТО и ЕС .
В то же самое время для
Запада и особенно для
Америки также важно проводить линию на увековечивание дилеммы
9
В начале 1 996 года генерал Александр Лебедь опубликовал замечательную статью "Исчезающая империя, или Возрождение
России"
(Сегодня. -
1 996. - 26 апр.) , для доказательства пра
вильиости которой потребовалось много времени.
1 46
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА единственной альтернативы для
России. Политическая и экономическая стабилизация постсоветских государств яв
ляется главным фактором, чтобы сделать историческую са
мопереоценку России необходимостью. Следовательно, оказание поддержки новым государствам - для обеспече
ния rеополитического плюрализма в рамках бывшей совет
ской империи - должно стать составной частью политики, нацеленной на то, чтобы побудить Россию сделать ясный выбор в пользу Европы. Среди этих государств три страны имеют особо важное значение: Азербайджан, Узбекистан и
Украина.
Независимый Азербайджан может стать коридором для доступа Запада к богатому энергетическими ресурсами бас
сейну Каспийского моря и Средней Азии. И наоборот, под
чиненный Азербайджан означал бы возможность изоляции
Средней Азии от внешнего мира и политическую уязви
мость при оказании Россией давления в целях реинтегра
ции. Узбекистан, который с национальной точки зрения является наиболее важной и самой густонаселенной стра
ной Средней Азии, является главным препятствием для во
зобновления контроля России над регионом. Независимость
Узбекистана имеет решающее значение для выживания дру
гих государств Средней Азии, а кроме того, он наименее уязвим для давления со стороны России.
Однако более важное значение имеет Украина. В связи с расширением ЕС и НАТО Украина сможет в конечном счете решить, желает ли она стать частью той или другой организации. Вероятно, для усиления своего особого стату
са Украина захочет вступить в обе организации, поскольку они граничат с Украиной и поскольку вследствие происхо
дящих на Украине внутренних перемен она получает право на членство в этих организациях. Хотя для этого потребует
ся определенное время, Западу не слишком рано - занима
ясь дальнейшим укреплением связей в области экономики и безопасности с Киевом - приступить к указанию на деся
тилетний период 2005-20 1 5 годов как на приемлемый срок инициации постепенного включения Украины, вследствие чего уменьшится риск возможного возникновения у украин
цев опасений относительно того, что расширение Европы остановится на польско-украинской границе.
Несмотря на протесты, Россия, вероятно, молча согла
сится с расширением НАТО в
1 999 году и на включение в него ряда стран Центральной Европы в связи со значитель-
"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 47 ным расширением культурного и социального разрыва меж
ду Россией и странами Центральной Европы со времени падения коммунизма.
И напротив, России будет несравнимо труднее согласиться со вступлением Украины в НАТО, по
скольку ее согласие означало бы признание ею того факта, что судьба Украины больше органически не связана с судь
бой России. Однако, если Украина хочет сохранить свою независимость, ей придется стать частью Центральной Ев
ропы, а не Евразии, и если она хочет стать частью Цент
ральной Европы, ей придется сполна участвовать в связях
Центральной Европы с НАТО и Европейским Союзом.
Припятне Россией этих связей тогда определило бы соб
ственное решение России также стать законной частью
Европы. Отказ же России стал бы равносилен отказу от
Европы в пользу обособленной "евразийской" самостоя
тельности и обособленного существования .
Главный момент, который необходимо иметь в виду, следующий : Россия не может бьпь в Европе без Украины, также входящей в состав Европы, в то время как Украина может бьпь в Европе без России, входящей в состав Евро
пы. Если предположить, что Россия принимает решение связать свою судьбу с Европой, то из этого следует, что в итоге включение Украины в расширяющиесй европейские структуры отвечает собственным интересам России. И дей
ствительно, отношение Украины к Европе могло бы стать поворотным пунктом для самой России. Однако это также означает, что определение момента взаимоотношений Рос
сии с Европой - по-прежнему дело будущего ("определе
ние" в том смысле, что выбор Украины в пользу Европы поставит во главу угла припятне Россией решения относи
тельно следующего этапа ее исторического развития : стать либо также частью Европы, либо евразийским изгоем, т.е. по-настоящему не принадлежать ни к Европе, ни к Азии и завязнуть в конфликтах со странами "ближнего зарубе
жья") .
Следует надеяться н а то, что отношения сотрудничества между расширяющейся Европой и Россией могут перерасти из официальных двусторонних связей в более органичные и обязывающие связи в области экономики, политики и безо
пасности. Таким образом, в течение первых двух десятиле
тий следующего века Россия могла бы все более активно интегрироваться в Европу, не только охватывающую Укра
ину, но и достигающую Урала и даже простирающуюся даль-
1 4 8
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ше за его пределы. Присоединение России к европейским и трансатлантическим структурам и даже определенная фор
ма членства в них открыли бы, в свою очередь, двери в них для трех закавказских стран - Грузии, Армении и Азербай
джана, - так отчаянно домогающихся присоединения к
Европе.
Нельзя предсказать, насколько быстро может пойти этот процесс, однако ясно одно: процесс пойдет быстрее, если геополитическая ситуация оформится и будет стимулиро
вать продвижение России в этом направлении, исключая другие соблазны.
И чем быстрее Россия будет двигаться в направлении Европы, тем быстрее общество, все больше приобщающееся к принципам современности и демокра
тии, заполнит ''черную дыру" в Евразии.
И действительно, для России дилемма единственной альтернативы больше не является вопросом геополитического выбора. Это вопрос насущных потребностей выживания.
Г Л А В А
5
" Евразий
ские
Балканы" в
ЕВРОПЕ слово "БАЛКАНЫ" вызывает ассоциации с этни
ческими конфликтами и соперничеством великих держав в этом регионе. Евразия также имеет свои "Балканы", однако "Евразийские Балканы" гораздо больше по своим размерам, еще более густо населены и этнически неоднородны. Они расположены на огромной территории, которая разграни
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
чивает центральную зону глобальной нестабильности, о чем говорилось в главе 2, и включает районы Юго-Восточной
Европы, Средней Азии и части Южной Азии, района Пер
сидекого залива и Ближнего Востока.
"Евразийские Балканы" составляют внутреннее ядро огромной территории, имеющей удлиненную форму (см. карту XVI), и имеют весьма серьезное отличие от внешней окружающей зоны: они представляют собой силовой ваку
ум.
Хотя в большинстве государств, расположенных в рай
оне Персидекого залива и Ближнего Востока, отсутствует стабильность, последним арбитром в этом регионе является американская сила. Нестабильный регион внешней зоны является, таким образом, районом гегемонии единственной силы и сдерживается этой гегемонией. Напротив, "Евразий
ские Балканы" действительно напоминают более старые, более знакомые Балканы в Юго-Восточной Европе: в поли
тических субъектах не только наблюдается нестабильная ситуация, но они также являются соблазном для вмешатель
ства со стороны более мощных соседей, каждый из которых полон решимости оказать сопротивление доминирующей роли другого соседа в регионе. Именно это знакомое соче-
1 49
1 50
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Карта
XVI тание вакуума силы и всасьmания силы и оправдывает тер
мин "Евразийские Балканы".
Традиционные Балканы представляли собой потенци
альный геополитический объект притязаний в борьбе за европейское господство. "Евразийские Балканы", располо
женные по обе стороны неизбежно возникающей транспор
тной сети, которая должна соединить по более правильной прямой самые богатые районы Евразии и самые промыш
ление развитые районы Запада с крайними точками на
Востоке, также имеют важное значение с геополитической точки зрения . Более того, "Евразийские Балканы" имеют важное значение с точки зрения исторических амбиций и амбиций безопасности, по крайней мере, трех самых не пос
редственных и наиболее мощных соседей, а именно России,
Турции и Ирана, причем Китай также дает знать о своем возрастающем политическом интересе к региону. Однако "Евразийские Б алканы" гораздо более важны как потенци-
"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 5 1 альный экономический выигрыш: в регионе помимо важных полезных ископаемых, включая золото, сосредоточены ог
ромные запасы природного газа и нефти.
В течение следующих двух-трех десятилетий мировое потребление энергии должно значительно возрасти. По оценкам Министерства энергетики США, мировой спрос возрастет более чем на 50% в период между 1 993 и 20 1 5 го
дами, причем наиболее значительный рост потребления будет иметь место на Дальнем Востоке. Толчок в экономи
ческом развитии Азии уже порождает огромное давление в плане изучения и эксплуатации новых источников энергии, а, как известно, в недрах региона Центральной Азии и бас
сейна Каспийского моря хранятся запасы природного газа и нефти, иревосходящие такие же месторождения Кувейта,
Мексиканского залива и Северного моря .
В связи с доступом к этим ресурсам и участием в потен
циальных богатствах этого региона возникают цели, кото
рые возбуждают национальные амбиции, мотивируют кор
поративные интересы, вновь разжигают исторические претензии, возрождают имперские чаяния и подогревают международное соперничество. Ситуация характеризуется еще большим непостоянством вследствие того, что регион не только является вакуумом силы, но и отличается внут
ренней нестабильностью. Каждая из стран страдает от серь
езных внутренних проблем. Все они имеют границы, кото
рые являются либо объектом претензий соседей либо зонами этнических обид, немногие из них являются одно
родными с национальной точки зрения, а некоторые уже вовлечены в территориальные, этнические и религиозные беспорядки.
КОТЕЛ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
"Евразийские Балканы" включают девять стран, которые в той или иной мере соответствуют вышеприведенному опи
санию, причем еще две страны являются потенциальными кандидатами. К числу этих девяти стран принадлежат Ка
захстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмени
стан, Азербайджан, Армения и Грузия (прежде все они вхо
дили в состав бывшего Советского Союза), а также
Афганистан. Потенциальными кандидатами для включения в этот список являются Турция и Иран. Обе страны гораздо