ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 42
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ренние разногласия стран Запада по будущей модели НА ТО, смогут в конечном счете привести к появлению по меньшей мере тактических возможностей для "флирта" России с
Германией или Францией, но в любом случае без ущерба для трансатлантических связей Европы с США. Такая пер­
спектива вряд ли была чем-то новым, поскольку на протя­
жении всего периода холодной войны Москва периодичес­
ки пыталась разыграть германскую или французскую карту.
Тем не менее некоторые геополитики в Москве считали обоснованным рассчитывать на то, что патовое положение в европейских делах может создать благоприятные такти­
ческие условия, которые можно использовать во вред
США.
Но это почти все, чего можно достичь: чисто тактичес­
кие варианты. Маловероятно, что Германия или Франция откажутся от связей с
США.
Преследующий определенные цели "флирт", особенно с Францией, по какому-нибудь узкому вопросу не исключен, но геополитическому измене­
нию структуры альянсов должны предшествовать массиро­
ванный переворот в европейских делах, провал объедине­
ния Европы и разрыв трансатлантических связей . Но даже тогда маловероятно, что европейские государства выскажут намерение вступить в действительно всеобъемлющий гео­
стратегический союз с потерявшей курс Россией.
Таким образом, ни один из вариантов контральянса не является при ближайшем рассмотрении жизнеспособной альтернативой. Решение новой геополитической дилеммы
России не может быть найдено ни в контральянсе, ни в иллюзии равноправного стратегического партнерства с
США, ни в попытках создать какое-либо новое политичес­
ки или экономически "интегрированное" образование на пространствах бывшего Советского Союза. Во всех них не учитывается единственный выход, который на самом деле имеется у России.
ДИЛЕММА ЕДИНСТВЕННОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Для
России единственный геостратегический выбор, в ре­
зультате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене и получить максимальную возмож­
ность трансформироваться и модернизировать свое обще­
ство, - это Европа. И это не просто какая-нибудь Европа,

"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 4 3 а трансатлантическая Европа с расширяющимися ЕС и
НАТО. Такая Европа, как мы видели в главе
3, принимает осязаемую форму и, кроме того, она, вероятно, будет по­
прежнему тесно связана с Америкой. Вот с такой Европой
России придется иметь отношения в том случае, если она хочет избежать опасной геополитической изоляции.
Для
Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее парт­
нером, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы быть про­
сто ее пациентом. Более вероятна ситуация, при которой
Россия станет проблемой, если Америка не разработает позицию, с помощью которой ей удастся убедить русских, что наилучший выбор для их страны - это усиление орга­
нических связей с трансатлантической Европой . Хотя дол­
госрочный российско-китайский и российско-иранский стратегический союз маловероятен, для
Америки весьма важно избегать политики, которая могла бы отвлечь внима­
ние России от нужного геополитического выбора. Поэтому, насколько это возможно, отношения Америки с Китаем и
Ираном следует формулировать также с учетом их влияния на геополитические расчеты русских. Сохранение иллюзий о великих геостратегических вариантах может лишь отсро­
чить исторический выбор, который должна сделать Россия, чтобы избавиться от тяжелого заболевания .
Только Россия, желающая принять новые реальности Ев­
ропы как в экономическом, так и в геополитическом плане, сможет извлечь международные преимущества из расширяю­
щегося трансконтинентального европейского сотрудниче­
ства в области торговли, коммуникаций, капиталовложений и образования. Поэтому участие России в Европейском Со­
юзе - это шаг в весьма правильном направлении. Он явля­
ется предвестником дополнительных институционных связей между новой Россией и расширяющейся Европой . Он также означает, что в случае избрания Россией этого пути у нее уже не будет другого выбора, кроме как в конечном счете следо­
вать курсом, избранным пост-Оттоманской Турцией, когда она решила отказаться от своих имперских амбиций и всту­
пила, тщательно все взвесив, на путь модернизации, европе­
изации и демократизации.
Ниiакой другой выбор не может открыть перед Россией таких преимуществ, как современная, богатая и демократи­
ческая Европа, связанная с Америкой. Европа и Америка не представляют никакой угрозы для
России, являющейся не­
экспансионистским национальным и демократическим го-


1 44
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА сударством. Они не имеют никаких территориальных при­
тязаний к России, которые мoryr в один прекрасный день возникнуть у Китая. Они также не имеют с Россией нена­
дежных и потенциально взрывоопасных границ, как, несом­
ненно, обстоит дело с неяспой с этнической и территори­
альной точек зрения границей России с мусульманскими государствами к югу. Напротив, как для
Европы, так и для
Америки национальная и демократическая Россия является желательным с геополитической точки зрения субъектом, источником стабильности в изменчивом евразийском ком­
плексе.
Следовательно, Россия стоит перед дилеммой: выбор в пользу Европы и Америки в целях получения ощутимых преимуществ требует в первую очередь четкого отречения от имперского проiШiого и во вторую - никакой двусмыс­
ленности в отношении расширяющихся связей Европы в области политики и безопасности с Америкой. Первое тре­
бование означает согласие с геополитическим плюрализ­
мом, который получил распространение на территории бывшего Советского Союза. Такое согласие не исключает экономического сотрудничества предпочтительно на осно­
ве модели старой европейской зоны свободной торговли, однако оно не может включать ограничение политического суверенитета новых государств по той простой причине, что они не желают этого. В этом отношении наиболее важное значение имеет необходимость ясного и недвусмысленного признания Россией отдельного существования Украины, ее границ и ее национальной самобытности.
Со вторым требованием, возможно, будет еще труднее согласиться. Подлинные отношения сотрудничества с трансатлантическим сообществом нельзя основывать на том принципе, что по желанию России можно отказать тем де­
мократическим государствам Европы, которые хотят стать ее составной частью. Нельзя проявлять поспешность в деле расширения этого сообщества, и, конечно же, не следует способствовать этому, используя антироссийскую тему.
Однако этот процесс не может, да и не должен быть прекра­
щен с помощью политического указа, который сам по себе отражает устаревшее понятие о европейских отношениях в сфере безопасности. Процесс расширения и демократиза­
ции Европы должен быть бессрочным историческим про­
цессом, не подверженным произвольным с политической точки зрения географическим ограничениям.

"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 45
Для многих русских дилемма этой единственной альтер­
нативы может оказаться сначала и в течение некоторого вре­
мени в будущем слишком трудной, чтобы ее разрешить.
Для этого потребуются огромный акт политической воли, а так­
же, возможно, и вьщающийся лидер, способный сделать этот выбор и сформулировать вйцение демократической, нацио­
нальной, подлинно современной и европейской России. Это вряд ли произойдет в ближайшем будущем.
Для преодоления посткоммунистического и постимперского кризисов потре­
буется не только больше времени, чем в случае с посткомму­
нистической трансформацией Центральной Европы, но и появление дальновидного и стабильного руководства. В на­
стоящее время на горизонте не видно никакого русского
Ататюрка. Тем не менее русским в итоге придется признать, что национальная редефиниция России является не актом капитуляции, а актом освобождения
9• Им придется согла­
ситься с тем, что высказывания Ельцина в Киеве в 1 990 году о неимперском будущем России абсолютно уместны.
И под­
линно неимперская Россия останется великой державой, соединяющей Евразию, которая по-прежнему является самой крупной территориальной единицей в мире.
Во всяком случае, процесс редефиниции "Что такое
Россия и где находится Россия" будет, вероятно, происхо­
дить только постепенно, и для этого Запад должен будет занять мудрую и твердую позицию. Америке и Европе при­
дется ей помочь.
Им следует предложить России не только заключить специальный договор или хартию с НАТО, но и начать вместе с Россией процесс изучения будущей формы возможной трансконтинентальной системы безопасности и сотрудничества, которая в значительной степени выходит за рамки расплывчатой структуры Организации по безопасно­
сти и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) .
И если Россия ук­
репит свои внутренние демократические институты и добь­
ется ощутимого прогресса в развитии свободной рыночной экономики, тогда не следует исключать возможности ее еще более тесного сотрудничества с НАТО и ЕС .
В то же самое время для
Запада и особенно для
Америки также важно проводить линию на увековечивание дилеммы
9
В начале 1 996 года генерал Александр Лебедь опубликовал замечательную статью "Исчезающая империя, или Возрождение
России"
(Сегодня. -
1 996. - 26 апр.) , для доказательства пра­
вильиости которой потребовалось много времени.


1 46
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА единственной альтернативы для
России. Политическая и экономическая стабилизация постсоветских государств яв­
ляется главным фактором, чтобы сделать историческую са­
мопереоценку России необходимостью. Следовательно, оказание поддержки новым государствам - для обеспече­
ния rеополитического плюрализма в рамках бывшей совет­
ской империи - должно стать составной частью политики, нацеленной на то, чтобы побудить Россию сделать ясный выбор в пользу Европы. Среди этих государств три страны имеют особо важное значение: Азербайджан, Узбекистан и
Украина.
Независимый Азербайджан может стать коридором для доступа Запада к богатому энергетическими ресурсами бас­
сейну Каспийского моря и Средней Азии. И наоборот, под­
чиненный Азербайджан означал бы возможность изоляции
Средней Азии от внешнего мира и политическую уязви­
мость при оказании Россией давления в целях реинтегра­
ции. Узбекистан, который с национальной точки зрения является наиболее важной и самой густонаселенной стра­
ной Средней Азии, является главным препятствием для во­
зобновления контроля России над регионом. Независимость
Узбекистана имеет решающее значение для выживания дру­
гих государств Средней Азии, а кроме того, он наименее уязвим для давления со стороны России.
Однако более важное значение имеет Украина. В связи с расширением ЕС и НАТО Украина сможет в конечном счете решить, желает ли она стать частью той или другой организации. Вероятно, для усиления своего особого стату­
са Украина захочет вступить в обе организации, поскольку они граничат с Украиной и поскольку вследствие происхо­
дящих на Украине внутренних перемен она получает право на членство в этих организациях. Хотя для этого потребует­
ся определенное время, Западу не слишком рано - занима­
ясь дальнейшим укреплением связей в области экономики и безопасности с Киевом - приступить к указанию на деся­
тилетний период 2005-20 1 5 годов как на приемлемый срок инициации постепенного включения Украины, вследствие чего уменьшится риск возможного возникновения у украин­
цев опасений относительно того, что расширение Европы остановится на польско-украинской границе.
Несмотря на протесты, Россия, вероятно, молча согла­
сится с расширением НАТО в
1 999 году и на включение в него ряда стран Центральной Европы в связи со значитель-

"ЧЕРНАЯ ДЫРА"
1 47 ным расширением культурного и социального разрыва меж­
ду Россией и странами Центральной Европы со времени падения коммунизма.
И напротив, России будет несравнимо труднее согласиться со вступлением Украины в НАТО, по­
скольку ее согласие означало бы признание ею того факта, что судьба Украины больше органически не связана с судь­
бой России. Однако, если Украина хочет сохранить свою независимость, ей придется стать частью Центральной Ев­
ропы, а не Евразии, и если она хочет стать частью Цент­
ральной Европы, ей придется сполна участвовать в связях
Центральной Европы с НАТО и Европейским Союзом.
Припятне Россией этих связей тогда определило бы соб­
ственное решение России также стать законной частью
Европы. Отказ же России стал бы равносилен отказу от
Европы в пользу обособленной "евразийской" самостоя­
тельности и обособленного существования .
Главный момент, который необходимо иметь в виду, следующий : Россия не может бьпь в Европе без Украины, также входящей в состав Европы, в то время как Украина может бьпь в Европе без России, входящей в состав Евро­
пы. Если предположить, что Россия принимает решение связать свою судьбу с Европой, то из этого следует, что в итоге включение Украины в расширяющиесй европейские структуры отвечает собственным интересам России. И дей­
ствительно, отношение Украины к Европе могло бы стать поворотным пунктом для самой России. Однако это также означает, что определение момента взаимоотношений Рос­
сии с Европой - по-прежнему дело будущего ("определе­
ние" в том смысле, что выбор Украины в пользу Европы поставит во главу угла припятне Россией решения относи­
тельно следующего этапа ее исторического развития : стать либо также частью Европы, либо евразийским изгоем, т.е. по-настоящему не принадлежать ни к Европе, ни к Азии и завязнуть в конфликтах со странами "ближнего зарубе­
жья") .
Следует надеяться н а то, что отношения сотрудничества между расширяющейся Европой и Россией могут перерасти из официальных двусторонних связей в более органичные и обязывающие связи в области экономики, политики и безо­
пасности. Таким образом, в течение первых двух десятиле­
тий следующего века Россия могла бы все более активно интегрироваться в Европу, не только охватывающую Укра­
ину, но и достигающую Урала и даже простирающуюся даль-


1 4 8
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ше за его пределы. Присоединение России к европейским и трансатлантическим структурам и даже определенная фор­
ма членства в них открыли бы, в свою очередь, двери в них для трех закавказских стран - Грузии, Армении и Азербай­
джана, - так отчаянно домогающихся присоединения к
Европе.
Нельзя предсказать, насколько быстро может пойти этот процесс, однако ясно одно: процесс пойдет быстрее, если геополитическая ситуация оформится и будет стимулиро­
вать продвижение России в этом направлении, исключая другие соблазны.
И чем быстрее Россия будет двигаться в направлении Европы, тем быстрее общество, все больше приобщающееся к принципам современности и демокра­
тии, заполнит ''черную дыру" в Евразии.
И действительно, для России дилемма единственной альтернативы больше не является вопросом геополитического выбора. Это вопрос насущных потребностей выживания.

Г Л А В А
5
" Евразий­
ские
Балканы" в
ЕВРОПЕ слово "БАЛКАНЫ" вызывает ассоциации с этни­
ческими конфликтами и соперничеством великих держав в этом регионе. Евразия также имеет свои "Балканы", однако "Евразийские Балканы" гораздо больше по своим размерам, еще более густо населены и этнически неоднородны. Они расположены на огромной территории, которая разграни­
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

чивает центральную зону глобальной нестабильности, о чем говорилось в главе 2, и включает районы Юго-Восточной
Европы, Средней Азии и части Южной Азии, района Пер­
сидекого залива и Ближнего Востока.
"Евразийские Балканы" составляют внутреннее ядро огромной территории, имеющей удлиненную форму (см. карту XVI), и имеют весьма серьезное отличие от внешней окружающей зоны: они представляют собой силовой ваку­
ум.
Хотя в большинстве государств, расположенных в рай­
оне Персидекого залива и Ближнего Востока, отсутствует стабильность, последним арбитром в этом регионе является американская сила. Нестабильный регион внешней зоны является, таким образом, районом гегемонии единственной силы и сдерживается этой гегемонией. Напротив, "Евразий­
ские Балканы" действительно напоминают более старые, более знакомые Балканы в Юго-Восточной Европе: в поли­
тических субъектах не только наблюдается нестабильная ситуация, но они также являются соблазном для вмешатель­
ства со стороны более мощных соседей, каждый из которых полон решимости оказать сопротивление доминирующей роли другого соседа в регионе. Именно это знакомое соче-
1 49

1 50
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Карта
XVI тание вакуума силы и всасьmания силы и оправдывает тер­
мин "Евразийские Балканы".
Традиционные Балканы представляли собой потенци­
альный геополитический объект притязаний в борьбе за европейское господство. "Евразийские Балканы", располо­
женные по обе стороны неизбежно возникающей транспор­
тной сети, которая должна соединить по более правильной прямой самые богатые районы Евразии и самые промыш­
ление развитые районы Запада с крайними точками на
Востоке, также имеют важное значение с геополитической точки зрения . Более того, "Евразийские Балканы" имеют важное значение с точки зрения исторических амбиций и амбиций безопасности, по крайней мере, трех самых не пос­
редственных и наиболее мощных соседей, а именно России,
Турции и Ирана, причем Китай также дает знать о своем возрастающем политическом интересе к региону. Однако "Евразийские Б алканы" гораздо более важны как потенци-

"ЕВРАЗИЙСКИЕ БАЛКАНЫ"
1 5 1 альный экономический выигрыш: в регионе помимо важных полезных ископаемых, включая золото, сосредоточены ог­
ромные запасы природного газа и нефти.
В течение следующих двух-трех десятилетий мировое потребление энергии должно значительно возрасти. По оценкам Министерства энергетики США, мировой спрос возрастет более чем на 50% в период между 1 993 и 20 1 5 го­
дами, причем наиболее значительный рост потребления будет иметь место на Дальнем Востоке. Толчок в экономи­
ческом развитии Азии уже порождает огромное давление в плане изучения и эксплуатации новых источников энергии, а, как известно, в недрах региона Центральной Азии и бас­
сейна Каспийского моря хранятся запасы природного газа и нефти, иревосходящие такие же месторождения Кувейта,
Мексиканского залива и Северного моря .
В связи с доступом к этим ресурсам и участием в потен­
циальных богатствах этого региона возникают цели, кото­
рые возбуждают национальные амбиции, мотивируют кор­
поративные интересы, вновь разжигают исторические претензии, возрождают имперские чаяния и подогревают международное соперничество. Ситуация характеризуется еще большим непостоянством вследствие того, что регион не только является вакуумом силы, но и отличается внут­
ренней нестабильностью. Каждая из стран страдает от серь­
езных внутренних проблем. Все они имеют границы, кото­
рые являются либо объектом претензий соседей либо зонами этнических обид, немногие из них являются одно­
родными с национальной точки зрения, а некоторые уже вовлечены в территориальные, этнические и религиозные беспорядки.
КОТЕЛ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
"Евразийские Балканы" включают девять стран, которые в той или иной мере соответствуют вышеприведенному опи­
санию, причем еще две страны являются потенциальными кандидатами. К числу этих девяти стран принадлежат Ка­
захстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмени­
стан, Азербайджан, Армения и Грузия (прежде все они вхо­
дили в состав бывшего Советского Союза), а также
Афганистан. Потенциальными кандидатами для включения в этот список являются Турция и Иран. Обе страны гораздо