ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА туации: прямое применение силы становится теперь не та
ким легким делом, как в прошлом. Ядерные вооружения существенно ослабили полезность войны как инструмента политики или даже угрозы. Растущая экономическая взаи
мозависимость государств делает политическое использова
ние экономического шантажа менее успешным. Таким об
разом, маневрирование, дипломатия, создание коалиций, кооптация и очень взвешенное применение политических козырей стали основными составными частями успешного осуществления геостратегической власти на евразийской шахматной доске.
ГЕОПОЛИТИКА И ГЕОСТРАТЕГИЯ
Использование американского глобального главенства дол
жно тонко реагировать на тот факт, что в международных отношениях политическая география остается принципи
ально важным соображением. Говорят, Наполеон как-то заявил, что знание своей географии есть знание своей внеш
ней политики. Однако наше понимание значения полити
ческой географии должно адаптироваться к новым реалиям власти.
Для большей части истории международных отношений фокусом политических конфликтов я влял ся территориаль
ный контроль. Причиной большинства кровопролитных войн с момента возникновения национализма было либо удовлетворение своих национальных устремлений, направ
ленных на получение больших территорий, либо чувство национальной утраты в связи с потерей "священной" земли.
И не будет иреувеличением сказать, что территориальный императив был основным импульсом, управляющим поведе
нием государства-нации. Империи также строились путем тщательно продуманного захвата и удержания жизненно важных географических достояний, таких как Гибралтар,
Суэцкий канал или Сингапур, которые служили в качестве ключевых заслонок или замков в системе имперского кон
траля.
Наиболее экстремальное проявление связи между наци
онализмом и территориальным владением бьmо продемон
стрировано нацистской Германией и императорской Япо
нией. Попытка построить "тысячелетний рейх" выходила далеко за рамки задачи по воссоединению всех немецкого-
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
5 1 ворящих народов под одной политической крышей и фоку
сировалась также на желании контролировать житницы
Украины, равно как и другие славянские земли, чье населе
ние должно было предоставлять дешевый рабский труд имперским владениям. Японцы также страдали навязчивой идеей, заключавшейся в том, что прямое территориальное владение Маньчжурией, а позднее важной нефтедобываю
щей Голландской Ост-Индией бьmо существенно важно для удовлетворения японских устремлений к национальной мощи и глобальному статусу. В аналогичном русле веками толкование российского национального величия отожде
ствлялось с приобретением территорий, и даже в конце
ХХ века российское настойчивое требование сохранить контроль над таким нерусским народом, как чеченцы, кото
рые живут вокруг жизненно важного нефтепровода, оправ
дывалось заявлениями о том, что такой контроль принципи
ально важен для статуса России как великой державы.
Государства-нации продолжают оставаться основными звеньями мировой системы. Хотя упадок великодержавного национализма и угасание идеологического компонента сни
зили эмоциональное содержание глобальной политики, в то время как ядерное оружие привнесло серьезные сдержива
ющие моменты в плане использования силы, конкуренция, основанная на владении территорией, все еще доминирует в международных отношениях, даже если ее формы в насто
ящее время и имеют тенденцию к приобретению более ци
вилизованного вида. В этой конкуренции географическое положение все еще остается отправной точкой для опреде
ления внешнеполитических приоритетон государства-на
ции, а размеры национальной территории по-прежнему сохраняют за собой значение важнейшего критерия статуса и силы.
Однако для большинства государств-наций вопрос тер
риториальных владений позднее стал терять свою значи
мость. В той мере, в какой территориальные споры остают
ся важным моментом в формировании внешней политики некоторых государств, они скорее являются не стремлени
ем к укреплению национального статуса путем увеличения территорий, а вопросом обиды в связи с отказом в самооп
ределении этническим братьям, которые, как они утвержда
ют, лишены права присоединиться к "родине-матери", или проблемой недовольства в связи с так называемым дурным обращением соседа с этническими меньшинствами.
52
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Правящие национальные элиты все ближе подходят к признанию того, что не территориальный, а другие факторы представляются более принципиальными в определении национального статуса государства или степени междуна
родного влияния этого государства. Экономическая доб
лесть и ее воплощение в технологических инновациях так
же могут быть ключевым критерием силы. Первейтим примерам тому служит Япония. Тем не менее все еще суще
ствует тенденция, при которой географическое положение определяет непосредственные приоритеты государства: чем больше его военная, экономическая и политическая мощь, тем больше радиус, помимо непосредственньiх его соседей, жизненных геополитических интересов, влияния и вовле
ченности этого государства.
До недавнего времени ведущие аналитики в области гео
политики дебатировали о том, имеет ли власть на суше большее значение, чем мощь на море, и какой конкретно регион Евразии представляет собой жизненно важное зна
чение в плане контроля над всем континентом. Харольд
МакКиндер, один из наиболее выдающихся геополитиков, в начале этого века стал инициатором дискуссии, после кото
рой появилась его концепция евразийской "опорной терри
тории" (которая, как утверждалось, должна бьmа включать всю Сибирь и большую часть Средней Азии), а позднее - концепция "сердца" Центральной и Восточной Европы как жизненно важного плацдарма для обретения доминирова
ния над континентом. Он популяризировал свою концеп
цию "сердцевины земли" знаменитым афоризмом:
Тот, кто правит Восточной Европой, владеет
С ердцем земли ;
Тот, кто правит Сердцем земли, владеет Мировым
Островом
(Евразией) ;
Тот, кто правит Мировым Островом, владеет миром.
Некоторые ведущие германские политические географы прибегли к геополитике, чтобы обосновать "Drang nach
Osten" (стремление на Восток) своей страны, в частности адаптацию концепции МакКиидера Карлом Хаусхофером применительно к германским стратегическим потребнос
тям .
Более вульгаризированный отголосок этой концепции можно уловить в подчеркивании Адольфом Гитлером по-
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
5 3 требности немецкого народа в "Lebensraum" (жизненном пространстве). Некоторые европейские мыслители первой половины этого века предвидели сдвиг геополитического баланса в восточном направлении, при этом регион Тихого океана, в частности Америка и Япония, должен был превра
титься в преемника Европы, вступившей в пору упадка.
Чтобы предупредить подобный сдвиг, французский полити
ческий географ Поль Деманжон, как и прочие французские геополитики, еще перед второй мировой войной выступал за более тесное единство европейских государств.
Сегодня геополитический вопрос более не сводится к тому, какая географическая часть Евразии является отправ
ной точкой для господства над континентом, или к тому, что важнее: власть на суше или на море. Геополитика продви
нулась от регионального мышления к глобальному, при этом превосходство над всем Евразийским континентом служит центральной основой для глобального главенства. В насто
ящее время Соединенные Штаты, неевропейская держава, главенствуют в международном масштабе, при этом их власть непосредственно распространена на три перифери
ческих региона Евразийского континента, с позициij: кото
рых они и осуществляют свое мощное влияние на государ
ства, занимающие его внутренние районы. Но именно на самом важном театре военных действий земного шара - в
Евразии - в какой-то момент может зародиться потенци
альное соперничество с Америкой. Таким образом, концен
трация внимания на ключевых действующих лицах и пра
вильная оценка театра действий должны явиться отправной точкой для формулирования геостратегии Соединенных
Штатов в аспекте перспективного руководства геополити
ческими интересами США в Евразии.
А поэтому требуются два основных шага: е первый: выявить динамичные с геостратегической точки зрения евразийские государства, которые обладают си
лой, способной вызвать потенциально важный сдвиг в международном распределении сил и разгадать цент
ральные внешнеполитические цели их политических элит, а также возможные последствия их стремления добиться реализации поставленных целей; точно указать принципиально важные с географической точки зрения евразийские государства, чье расположение и/или суще
ствование имеют эффект катализатора либо для более
54
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА активных геостратегических действующих лиц, либо для формирования соответствующих условий в регионе;
• второй: сформулировать конкретную политику США для того, чтобы компенсировать, подключить и/или кон
тролировать вышесказанное в целях сохранения и про
движения жизненных интересов США, а также соста
вить концепцию более всеобъемлющей геостратегии, которая устанавливает взаимосвязь между конкретными политическими курсами США в глобальных масштабах.
Короче говоря, для Соединенных Штатов евразийская геостратегия включает целенаправленное руководство ди
намичными с геостратегической точки зрения государства
ми и осторожное обращение с государствами-катализатора
ми в геополитическом плане, соблюдая два равноценных интереса Америки: в ближайшей перспективе - сохране
ние своей исключительной глобальной власти, а в далекой перспективе - ее трансформацию во все более институци
онализирующееся глобальное сотрудничество. Употребляя терминологию более жестоких времен древних империй, три великие обязанности имперской геостратегии заключа
ются в предотвращении сговора между вассалами и сохра
нении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчиненных и обеспечении их защиты и недо
пущении объединения варваров.
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Активными геостратегическими действующими лицами яв
ляются государства, которые обладают способностью и на
циональной волей осуществлять власть или оказывать вли
яние за пределами собственных границ, с тем чтобы изменить - до степени, когда это отражается на интересах
Америки, - существующее геополитическое положение.
Они имеют потенциал и/или склонность к непостоянству с геополитической точки зрения. По какой бы то ни было причине - стремления к национальному величию, идеоло
гической реализованности, религиозному мессианству или экономическому возвышению - некоторые государства действительно стремятся заполучить региональное господ
ство или позиции в масштабах всего мира. Ими движут глу-
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
55 боко ук:оренившиеся, сложные мотивации, которые лучше всего объясняются фразой Роберта Браунинга: " . . . возмож
ность человека дотянуrься до чего-либо должна иревосхо
дить его возможность это что-то схватить, иначе для чего же существуют небеса?" Таким образом, они тщательнейшим образом критически оценивают американскую мощь, опре
деляют пределы, в рамках которых их интересы совпадают или за которыми вступают в противоречие с америкаиски
ми, и после этого формируют свои собственные более огра
ниченные евразийские задачи, иногда согласующиеся, а иногда и противоречащие американской политике. Соеди
ненные Штаты должны уделять особое внимание евразийс
ким государствам, движимым такими мотивами .
Геополитические центры - это государства, чье значе
ние вытекает не из их силы и мотивации, а скорее из их важного местоположения и последствий их потенциальной уязвимости для действий со стороны геостратегических дей
ствующих лиц. Чаще всего геополитические центры обус
ловливаются своим географическим положением, которое в ряде случаев придает им особую роль в rmaнe либо контроля доступа к важным районам, либо возможности отказа в аж
ным геополитическим действующим лицам в получении ресурсов. В других случаях геополитический центр может действовать как щит для государства или даже региона, имеющего жизненно важное значение на геополитической арене. Иногда само существование геополитического цент
ра, можно сказать, имеет очень серьезные политические и культурные последствия для более активных соседствую
щих геостратегических действующих лиц. Идентификация ключевых евразийских геополитических центров периода после холодной войны, а также их защита являются, таким образом, принципиальным аспектом глобальной геострате
гии Америки.
С самого начала следует также отметить, что, хотя все геостратегические действующие лица чаще являются важ
ными и мощными странами, далеко не все важ�ые и мощ
ные страны автоматически становятся геостратегическими действующими лицами. Так, в то время как идентификация геостратегических действующих лиц представляется отно
сительно легкой, отсуrствие в таком перечне некоторых очевидно важных стран может потребовать обоснования.
В текущих условиях в масштабе всего мира по крайней мере пять ключевых геостратегических действующих лиц и
5 6
ВFЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА пять геополитических центров (при этом два последних, возможно, также частично квалифицируются как действую
щие лица) могут идентифицироваться на новой евразийской политической карте. Франция, Германия, Россия, Китай и
Индия являются крупными и активными фигурами, в то время как Великобритания, Япония и Индонезия (по обще
му признанию, очень важные страны) не подпадают под эту квалификацию. Украина, Азербайджан, Южная Корея, Тур
ция и Иран играют роль принципиально важных геополити
ческих центров, хотя и Турция, и Иран являются в какой-то мере - в пределах своих более лимитированных возможно
стей - также rеостратегически активными странами. О каждой из них будет сказано подробнее в последующих главах.
На данной стадии достаточно сказать, что на западной оконечности Евразии ключевыми и динамичными геострате
гическими действующими лицами являются Франция и Гер
мания. Для них обеих мотивацией является образ объединен
ной Европы, хотя они расходятся во мнениях относительно того, насколько и каким образом такая Европа должна оста
ваться увязанной с Америкой. Но обе хотят сложить в Европе нечто амбициозно новое, изменив таким образом статус-кво.
Франция, в частности, имеет свою собственную геостратеги
ческую концепцию Европы, такую, которая в .некоторых су
щественных моментах отличается от концепции Соединен
ных Штатов, и она склонна участвовать в тактических маневрах, направленных на то, чтобы заставить Россию про
явить себя с невыгодной стороны перед Америкой, а Вели
кобританию - перед Германией, даже полагаясь при этом на франко-германский альянс, чтобы компенсировать свою соб
ственную относительную слабость.
Более того, и Франция, и Германия достаточно сильны и напористы, чтобы оказывать влияние в масштабах более широкого радиуса действия. Франция не только стремится к центральной политической роли в объединяющейся Евро
пе, но и рассматривает себя как ядро средиземноморско
североафриканской группы стран, имеющей единые инте
ресы. Германия все более и более осознает свой особый статус как наиболее значимое государство Европы - эко
номический "тягач" региона и формирующийся ли:дер
Европейского Союза (ЕС). Германия чувствует, что несет особую ответственность за вновь эмансипированную Цент
ральную Европу, что в какой-то мере туманно напоминает
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
57 о прежних Представлениях о ведомой Германией Централь
ной Европе. Кроме того, и Франция, и Германия считают, что на них возложена обязанность представлять интересы
Европы при ведении дел с Россией, а Германия в связи с географическим положением, по крайней мере теоретичес
ки, даже придерживается великой концепции особых дву
сторонних договоренностей с Россией.
Великобритания по контрасту не является геостратеги
ческой фигурой. Она придерживается меньшего количества значимых концепций, не тешит себя амбициозным вИ
дением будущего Европы, и ее относительный упадок так
же снизил ее возможности играть традиционную роль госу
дарства, удерживающего баланс сил в Европе. Двойствен
ность в отношении вопроса об объединении Европы, а также преданность угасающим особым взаимоотношениям с Америкой превратили Великобританию в никому не инте
ресное государство в плане серьезных вариантов выбора будущего Европы. Лондон в значительной степени сам ис
ключил себя из европейской игры.
Бывший высокопоставленный британский деятель в Ев
ропейской комиссии сэр Рой Денман в своих мемуарах вспоминает, что еще на конференции в Мессине в
1 955 году, где в предварительном порядке рассматривался вопрос о создании Европейского Союза, официальный представя
тель Великобритании категорически заявил собравшимся архитекторам Европы:
"Будущий договор, который вы обсуждаете, не имеет шанса nолучить общее одобрение; если согласование по нему будет достигнуто , то у него не окажется шанса быть реализованным . А если он будет реализован, то окажет
ся совершенно неnриемлемым для Великобритании . . .
До свидания, госnода ! Ycnexa" 2 •
Более
40 лет спустя вышеупомянутая фраза в значитель
ной стеnени остается определением принципиального от
ношения Великобритании к созданию истинно объединен
ной Европы. Нежелание Великобритании участвовать в
Экономическом и Монетарном союзе, который начнет, как намечено, функционировать с января
1 999 года, отражает нерасположенность этой страны идентифицировать свою
2
Roy Denman. Мissed Chances. - London: Cassel, 1 996.
5 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА судьбу с Европой. Суть этого отношения бьmа блестяще суммирована в начале 90-х годов: е
Великобритания отвергает цель политического объеди
нения ;
•
Великобритания отдает предпочтение модели экономи
ческой интеграции на основе свободной торговли;
•
Великобритания предпочитает координацию внешней политики, безопасности и обороны вне структурных ра
мок ЕС (Европейского сообщества) ;
•
Великобритания редко полностью использует свой авто
ритет в ЕС З.
Великобритания, будьте уверены, все еще сохраняет свое значение для Америки. Она продолжает оказывать опреде
ленное глобальное влияние через Сообщество, но уже не является неугомонной крупной державой, равно как и ее действия не мотивируются амбициозными мечтами. Она является основным сторонником Америки, очень лояльным союзником, жизненно важной военной базой и тесным партнером в принципиально важной разведывательной дея
тельности. Ее дружбу нужно подпитывать, но ее политичес
кий курс не требует неусыпного внимания. Она - ушедшая на покой геостратегическая фигура, почивающая на рос
кошных лаврах, в значительной степени устранившаяся от авантюр великой Европы, в которых Франция и Германия являются основными действующими лицами.
Прочие средние по своим масштабам европейские госу
дарства, большинство из которых являются членами Н д. ТО и/или Европейского Союза, либо следуют ведушей роли
Америки, либо потихоньку выстраиваются за Германи�й или Францией. Их политика не имеет особо широкого ре
гионального влияния, и они не в том положении, чтобы менять свою основную ориентацию. На этой стадии они н е являются ни геостратегическими действующими лицами, ни геополитическими центрами. Это же правомерно и в отно
шении наиболее важного потенциального центральнаевро
пейского члена НАТО и ЕС - Польши. Польша слишком
3
См. Robert Skidelsky. Great Britain and the New Europe
11
From the Athlantic to the Urals
1
Ed. David Р. Cal1eo and Philip Н.
Gordon. - Arlington,
1 992. - Р. 145.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
59 слаба, чтобы быть rеостратегическим действующим лицом, и у нее есть только один путь: интегрироваться с Западом.
Более того, исчезновение старой Российской империи и укрепляющиеся связи Польши как с Атлантическим альян
сом, так и с нарождающейся Европой все более и более наделяют Польшу исторически беспрецедентной безопас
ностью, одновременно ограничивая ее стратегический выбор.
Россия, что едва ли требует напоминания, остается круп
ным rеостратегическим действующим лицом, несмотря на ослабленную государственность и, возможно, затяжное не
здоровье. Само ее присутствие оказывает ощутимое влия
ние на обретшие независимость государства в пределах широкого евразийского пространства бывшего Советского
Союза. Она лелеет амбициозные геополитические цели, которые все более и более открыто провозглашает. Как только она восстановит свою мощь, то начнет также оказы
вать значительное влияние на своих западных и восточных соседей. Кроме того, России еще предстоит сделать свой основополагающий геостратегический выбор в плане взаи
моотношений с Америкой: друг это или враг? Она, возмож
но, прекрасно чувствует, что в этом отношении имеет серь
езные варианты выбора на Евразийском континенте.
Многое зависит от развития внутриполитического положе
ния и особенно от того, станет Россия европейской демок
ратией или - опять - евразийской империей. В любом случае она, несомненно, остается действующим лицом, даже несмотря на то, что потеряла несколько своих "кус
ков", равно как и некоторые из ключевых позиций на евра
зийской шахматной доске.
Аналогичным образом едва ли стоит доказывать, что
Китай является крупным действующим лицом на полити
ческой арене. Китай уже является важной региональной державой и, похоже, лелеет более широкие надежды, имея историю великой державы и сохраняя представление о ки
тайском государстве как центре мира. Те варианты выбора, которым следует Китай, уже начинают влиять на rеополи
тическое соотношение сил в Азии, в то время как его эко
номический движущий момент несомненно придаст ему как большую физическую мощь, так и растущие амбиции. С воскрешением "Великого Китая" не останется без внима
ния и проблема Тайваня, а это неизбежно повлияет на аме
риканские позиции на Дальнем Востоке. Распад Советско-