ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА го Союза привел к созданию на западных окраинах Китая ряда государств, в отношении которых китайские лидеры не могут оставаться безразличными. Таким образом, на Россию также в значительной степени повлияет более активная роль Китая на мировой арене.
В восточной периферии Евразии заключен парадокс.
Япония явно представляет собой крупную державу в миро­
вых отношениях, и американо-японский альянс часто - и правильно - определяется как наиболее важные двусторон­
ние отношения. Как одна из самых значительных экономи­
ческих держав мира Япония, очевидно, обладает потенциа­
лом политической державы первого класса. Тем не менее она его не использует, тщательно избегая любых стремле­
ний к региональному доминированию и предпочитая вместо этого действовать под протекцией Америки. Япония, как и
Великобритания в случае Европы, предпочитает не вступать в политические перипетии материковой Азии, хотя причи­
ной тому, по крайней мере частичной, является давняя враждебность многих собратьев-азиатов в отношении лю­
бой претензии Японии на ведущую политическую роль в регионе.
В свою очередь, такая сдержанная политическая пози­
ция Японии позволяет Соединенным Штатам играть цент­
ральную роль по обеспечению безопасности на Дальнем
Востоке. Таким образом, Япония не является геостратеги­
ческим действующим лицом, хотя очевидный потенциал, способный быстро превратить ее в таковую, особенно если
Китай или Америка неожиданно изменят свою нынешнюю политику, возлагает на Соединенные Штаты особое обяза­
тельство тщательно пестовать американо-японские отно­
шения. И это вовсе не японская внешняя политика, за кото­
рой Америке следует тщательно наблюдать, а японская сдержанность, которую Америка должна очень бережно культивировать. Любое существенное ослабление америка­
но-японских политических связей непосредственно повли­
яло бы на стабильность в регионе.
Легче обосновать отсутствие Индонезии в перечне дина­
мичных геостратегических действующих лиц. В Юго-Вос­
точной Азии Индонезия является наиболее важной страной, но ее возможности оказывать влияние даже в самом регионе ограничены относительной неразвитостью экономики, про­
должающейся внутриполитической нестабильностью, рас­
средоточенностью входящих в архипелаг островов и под-

ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
6 1 верженяостью этническим конфликтам, которые усугубля­
ются центральной ролью китайского меньшинства во внут­
ренних финансах страны. В чем-то Индонезия могла бы стать серьезным препятствием для китайских южных уст­
ремлений. В конце концов Австралия признала это. Она какое-то время опасалась индонезийского экспансионизма, но позднее начала приветствовать более тесное австралий­
ско-индонезийское сотрудничество в области безопасности.
Но потребуется период консолидации и устойчивого эконо­
мического успеха, прежде чем Индонезию можно будет рас­
сматривать как доминирующее в регионе действующее лицо.
Индия, наоборот, находится в процессе своего становле­
ния как региональной державы и рассматривает себя как потенциально крупное действующее лицо в мировом масш­
табе. Она видит в себе и соперника Китаю. Возможно, это переоценка своих стародавних возможностей, но Индия, несомненно, является наиболее сильным государством
Южной Азии, и стала она таковой не столько для того, что­
бы запугать или шантажировать Пакистан, сколько чтобы сбалансировать наличие у Китая ядерного арсенала. Индия обладает геостратегическим вЦдением своей региональной роли как в отношении своих соседей, так и в Индийском океане. Однако ее амбиции на данном этапе лишь перифе­
рмчески вторгаются в евразийские интересы Америки, и, таким образом, как геостратегическое действующее лицо
Индия не представляет собой, по крайней мере не в такой степени, как Россия или Китай, источник геополитическо­
го беспокойства.
Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, по­
тому что само ее существование как независимого государ­
ства помогает трансформировать Россию. Без Украины Рос­
сия перестает быть евразийской империей. Без Украины
Россия все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским госу­
дарством и скорее всего бьmа бы втянута в изнуряющие конфликты с поднимающей голову Средней Азией, которая, произойди такое, бьmа бы обижена в связи с утратой недав­
ней независимости и получила бы поддержку со стороны дружественных ей исламских государств Юга. Китай, похо­
же, также воспротивился бы любого рода реставрации рос­
сийского доминирования над Средней Азией, учитывая его


62
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА возрастающий интерес к недавно получившим независи­
мость государствам этого региона. Однако если Москва вер­
нет себе контроль над Украиной с ее 52-миллионным насе­
лением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинув­
шееся в Европе и в Азии. Потеря Украиной независимости имела бы незамедлительные последствия для Центральной
Европы, трансформировав Польшу в rеополитический центр на восточных рубежах объединенной Европы.
Несмотря на ограниченные территориальные масштабы и незначительное по численности население, Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами также в rеопо­
литическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное по­
нятие, если Азербайджан будет полностью подчинен мос­
ковскому контролю. Собственные и весьма значительные нефтяные ресурсы Азербайджана могут также быть подчи­
нены контролю России, если независимость этой страны окажется аннулированной. Независимый Азербайджан, со­
единенный с рынками Запада нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, так­
же становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энерrетически богатым республикам Средней Азии. Будущее Азербайджана и Сред­
ней Азии почти в такой же степени, как и в случае Украины, принципиально зависит от того, кем может стать или не стать Россия.
Турция и Иран заняты установлением пекоторой степени влияния в каспийско-среднеазиатском регионе, используя потерю Россией своей власти. По этой причине их можно бьmо бы считать rеостратегическими действующими лицами.
Однако оба эти государства сталкиваются с серьезными внут­
ренними проблемами и их возможности осуществлять значи­
тельные региональные подвижки в расстановке сил власти ограничены. Кроме того, они являются соперниками и, та­
ким образом, сводят на нет влияние друг друга. Например, в
АзербаЙдЖане, где Турция добилась влиятельной роли, пози­
ция Ирана (вытекающая из обеспокоенности возможными национальными волнениями азербайджанцев на собственной территории) для России оказалась более полезной.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
63
Однако и Турция, и Иран являются в первую очередь важными геополитическими центрами. Турция стабилизи­
рует регион Черного моря, контролирует доступ из него в
Средиземное море, уравновешивает Россию на Кавказе, все еще остается противоядием от мусульманского фундамен­
тализма и служит южным якорем НАТО. Дестабилизирован­
ная Турция, похоже, дала бы большую свободу насилию на южных Балканах, одновременно обеспечив России восста­
новление контроля над недавно получившими независи­
мость государствами Кавказа. Иран, несмотря на свое двой­
ственное отношение к Азербайджану, аналогичным образом обеспечивает стабилизирующую поддержку новому полити­
ческому разнообразию Средней Азии. Он доминирует над восточным побережьем Персидекого залива, а его независи­
мость, несмотря на сегодняшнюю враждебность к Соеди­
ненным Штатам, играет роль барьера для любой перспек­
тивной российской угрозы американским интересам в этом регионе.
И наконец, Южная Корея - геополитический центр
Дальнего Востока. Ее тесные связи с Соединенными Шта­
тами позволяют Америке играть роль щита для Японии и с помощью этого не давать последней превратиться в незави­
симую и мощную военную державу без подавляющего аме­
риканского присутствия в самой Японии. Любая существен­
ная перемена в статусе Южной Кореи либо в связи с объединением, либо из-за перехода в расширяющуюся сфе­
РУ влияния Китая непременно коренным образом изменила бы роль Америки на Дальнем Востоке, изменив, таким об­
разом, и роль Японии. Кроме того, растущая экономичес­
кая мощь Южной Кореи также иревращает ее в более важ­
ное "пространство" само по себе, контроль над которым приобретает все большую ценность.
Вышеприведенный перечень геостратегических действу­
ющих лиц и геополитических центров не является ни посто­
янньiМ, ни неизменньiМ. Временами некоторые государства моrут быть внесены или исключены из него. Безусловно, с какой -то точки зрения могло бы так сложиться, что Тайвань или Таиланд, Пакистан, или, возможно, Казахстан или Узбе­
кистан нужно бьmо бы также внести в последнюю категорию.
Однако на данном этапе ситуация вокруг каждой из вьппе­
упомянутых стран не примуждает нас к этому. Изменения в статусе любой из них предст авлял и бы значительные собы­
тия и повлекли за собой некоторые сдвиги в расстановке сил,


64
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА но сомнительно, чтобы их последствия оказались далеко иду­
щими. Единственным исключением мог бы стать Тайвань, если кто-нибудь предпочтет рассматривать его отдельно от
Китая. Но даже тогда этот вопрос встал бы лишь в том случае, если Китай вознамерился бы использовать значительную силу для завоевания острова, бросая вызов Соединенным
Штатам и таким образом в более широком плане угрожая политической репутации Америки на Дальнем Востоке. Ве­
роятность такого хода событий представляется небольшой, но эти соображения все же стоит иметь в виду при формиро­
вании политики США в отношении Китая.
ВАЖНЫЙ ВЫБОР И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
Выявление центральных действующих лиц и ключевых цен­
тров помогает определить дилеммы общей американской политики и предвосхитить возникновение крупных про­
блем на Евразийском суперконтиненте. До всестороннего обсуждения в последующих главах все эти моменты можно свести к пяти основным вопросам: е
Какая Европа предпочтительнее для Америки и, следо­
вательно, созданию какой Европы она должна способ­
ствовать? ki-i f.. {f. k (; ( t

Какой должна быть Россия, чтобы соответствовать инте­

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ресам Америки, и что и как должна Америка для этого делать?

Каковы перспективы возникновения в Центральной Ев­
ропе новых "Балкан" и что должна сделать Америка, чтобы свести до минимума опасность, которая может в результате возникнуть? е
На какую роль на Дальнем Востоке следует поощрять
Китай и каковы могут бьпь последствия вышеупомяну­
того не только для
Соединенных Штатов, но также и для

Японии?

Каковы возможные евразийские коалиции, которые в наибольшей степени могут быть опасными для интере­

сов Соединенных Штатов, и что необходимо сделать, чтобы предотвратить их возникновение?

ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
65
США всегда заявляли о своей приверженности делу со­
здания единой Европы. Еще со времен правления админис­
трации Кеннеди обычным призывом является призьm к "равному партнерству". Официальный В ашингтон постоян­
но заявляет о своем желании видеть Европу единым образо­
ванием, достаточно мощным, чтобы разделить с Америкой ответственность и бремя мирового лидерства.
Это обычная риторика. Однако на ирактике Соединен­
ные Штаты не так определенны и не так настойчивы. Дей­
ствительно ли Вашингтон искренне хочет видеть в Европе настоящего равного партнера в мировых делах или же он предпочитает неравный альянс? Например, готовы ли Со­
единенные Штаты поделиться лидерством с Европой на
Ближнем Востоке, в регионе, который не только в геогра­
фическом плане расположен ближе к Европе, чем к Амери­
ке, и в котором несколько европейских стран имеют свои давние интересы? Сразу же приходят на ум вопросы, свя­
занные с Израилем. Разногласия между США и европейски­
ми странами по поводу Ирана и Ирака рассматриваются
Соединенными Штатами не как вопрос между равными партнерами, а как вопрос неподчинения.
Двусмысленность относительно степени американской поддержки процесса объединения Европы также распрост­
раняется на вопрос о том, как должно определяться ев­
ропейское единство, и особенно на вопрос о том, какая страна должна возглавить объединенную Европу (и вообще должна ли быть такая страна). Вашингтон не имеет ничего против разъединяющей позиции Лондона по поводу интег­
рации Европы, хотя Вашингтон отдает явное предпочтение скорее германскому, чем французскому, лидерству в Евро­
пе. Это понятно, учитывая традиционное направление французской политики, однако этот выбор имеет также определенные последствия, которые выражаются в содей­
ствии появлению время от времени тактических франко­
британских договоренностей с целью противодействовать
Германии, равно как и в периодическом заигрывании Фран­
ции с Москвой с целью противостоять американо-германс­
кой коалиции.
Появление по-настоящему единой Европы - особенно, если это должно произойти с конструктивной американс­
кой помощью, - потребует значительных изменений в структуре и процессах блока НАТО, основного связующего звена между Америкой и Европой. НАТО не только обеспе-
3
З а к а з 2060


66
BF.JIИKAЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА чивает основной механизм осуrцествления американского влияния в европейских делах, но и является основой для критически важного с точки зрения политики американс­
кого военного присутствия в Западной Европе. Однако ев­
ропейское единство потребует приспособления этой струк­
туры к новой реальности альянса, основанного на двух более или менее равных партнерах, вместо альянса, кото­
рый, если пользоваться традиционной терминологией, пред­
полагал наличие гегемона и его вассалов. Этот вопрос до сих пор большей частью не затрагивается, несмотря на приня­
тые в 1 996 году крайне скромные меры, направленные на повышение роли в рамках НАТО Западноевропейского со­
юза (ЗЕС), военной коалиции стран Западной Европы. Та­
ким образом, реальный выбор в пользу объединенной Евро­
пы потребует осуrцествления далеко идуrцей реорганизации
НАТО, что неизбежно приведет к уменьшению главенству­
юrцей роли Америки в рамках альянса.
Короче говоря, в своей долгосрочной стратегии в отно­
шении Европы американская сторона должна четко опреде­
литься в вопросах европейского единства и реального парт­
нерства с Европой. Америка, которая по-настояrцему хочет, чтобы Европа была единой и, следовательно, более незави­
симой, должна будет всем своим авторитетом поддержать те европейские силы, которые действительно выступают за политическую и экономическую интеграцию Европы. Такая стратегия также должна означать отказ от последних при­
знаков однажды освяrценных особых отношений между
США и Великобританией.
Политика в отношении создания объединенной Европы должна также обратиться - хотя бы и совместно с европей­
цами - к крайне важному вопросу о географических грани­
цах Европы. Как далеко на восток должен расширяться
Европейский Союз? И должны ли восточные пределы ЕС совпадать с восточной границей НАТО? Первый из этих двух вопросов - это скорее вопрос, по которому решение должно приниматься в Европе, однако мнение европейских стран по этому вопросу окажет прямое воздействие на ре­
шение НАТО. Принятие решения по второму вопросу, од­
нако, предполагает участие Соединенных Штатов, и голос
США в НА ТО по-прежнему решаюrций. Учитывая растуrцее согласие относительно желательности принятия стран Цен­
тральной Европы как в ЕС, так и в НАТО, практическое значение этого вопроса вынуждает фокусировать внимание

ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
67 на будущем статусе Балтийских республик и, возможно, на статусе Украины.
Таким образом, существует важное частичное совпаде­
ние между европейской дилеммой, которая обсуждалась выше, и второй, которая касается России. Легко ответить на вопрос относительно будущего России, заявив о том, что предпочтение отдается демократической России, тесно свя­
заиной с Европой. Возможно, демократическая Россия с большим одобрением относилась бы к ценностям, которые разделяют Америка и Европа, и, следовательно, также весь­
ма вероятно, стала бы младшим партнером в создании более стабильной и основанной на сотрудничестве Евразии. Од­
нако амбиции России мoryr пойти дальше простого дости­
жения признания и уважения ее как демократического госу­
дарства. В рамках российского внешнеполитического истеблишмента (состоящего главным образом из бывших советских чиновников) до сих пор живет глубоко укоренив­
шееся желание играть особую евразийскую роль, такую роль, которая может привести к тому, что вновь созданные независимые постсоветские государства будут подчиняться
Москве.
В этом контексте даже дружественная политика Запада рассматривается некоторыми влиятельными членами рос­
сийского сообщества, определяющего политику, как на­
правленная на то, чтобы лишить Россию ее законного права на статус мировой державы. Вот как это сформулировали два российских геополитика:
"Соединенные Штаты и страны НАТО - хотя и уважа­
ют чувство самоуважения России в разумных пределах , но, тем не менее, неуклонно и последовательно уничто­
жают геополитические основы, которые могли, по край­
ней мере теоретически, позволить России надеяться на получение статуса державы номер два в мировой поли­
тике, который принадr1ежал Советскому Союзу".
Более того, считается, что Америка проводит политику, в рамках которой "новая организация европейского пространства, кото­
рое создается в настоящее время Западом , по существу строится на идее оказания помощи в этой части мира новым, относительно небольшим и слабым нацио-