ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА го Союза привел к созданию на западных окраинах Китая ряда государств, в отношении которых китайские лидеры не могут оставаться безразличными. Таким образом, на Россию также в значительной степени повлияет более активная роль Китая на мировой арене.
В восточной периферии Евразии заключен парадокс.
Япония явно представляет собой крупную державу в миро
вых отношениях, и американо-японский альянс часто - и правильно - определяется как наиболее важные двусторон
ние отношения. Как одна из самых значительных экономи
ческих держав мира Япония, очевидно, обладает потенциа
лом политической державы первого класса. Тем не менее она его не использует, тщательно избегая любых стремле
ний к региональному доминированию и предпочитая вместо этого действовать под протекцией Америки. Япония, как и
Великобритания в случае Европы, предпочитает не вступать в политические перипетии материковой Азии, хотя причи
ной тому, по крайней мере частичной, является давняя враждебность многих собратьев-азиатов в отношении лю
бой претензии Японии на ведущую политическую роль в регионе.
В свою очередь, такая сдержанная политическая пози
ция Японии позволяет Соединенным Штатам играть цент
ральную роль по обеспечению безопасности на Дальнем
Востоке. Таким образом, Япония не является геостратеги
ческим действующим лицом, хотя очевидный потенциал, способный быстро превратить ее в таковую, особенно если
Китай или Америка неожиданно изменят свою нынешнюю политику, возлагает на Соединенные Штаты особое обяза
тельство тщательно пестовать американо-японские отно
шения. И это вовсе не японская внешняя политика, за кото
рой Америке следует тщательно наблюдать, а японская сдержанность, которую Америка должна очень бережно культивировать. Любое существенное ослабление америка
но-японских политических связей непосредственно повли
яло бы на стабильность в регионе.
Легче обосновать отсутствие Индонезии в перечне дина
мичных геостратегических действующих лиц. В Юго-Вос
точной Азии Индонезия является наиболее важной страной, но ее возможности оказывать влияние даже в самом регионе ограничены относительной неразвитостью экономики, про
должающейся внутриполитической нестабильностью, рас
средоточенностью входящих в архипелаг островов и под-
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
6 1 верженяостью этническим конфликтам, которые усугубля
ются центральной ролью китайского меньшинства во внут
ренних финансах страны. В чем-то Индонезия могла бы стать серьезным препятствием для китайских южных уст
ремлений. В конце концов Австралия признала это. Она какое-то время опасалась индонезийского экспансионизма, но позднее начала приветствовать более тесное австралий
ско-индонезийское сотрудничество в области безопасности.
Но потребуется период консолидации и устойчивого эконо
мического успеха, прежде чем Индонезию можно будет рас
сматривать как доминирующее в регионе действующее лицо.
Индия, наоборот, находится в процессе своего становле
ния как региональной державы и рассматривает себя как потенциально крупное действующее лицо в мировом масш
табе. Она видит в себе и соперника Китаю. Возможно, это переоценка своих стародавних возможностей, но Индия, несомненно, является наиболее сильным государством
Южной Азии, и стала она таковой не столько для того, что
бы запугать или шантажировать Пакистан, сколько чтобы сбалансировать наличие у Китая ядерного арсенала. Индия обладает геостратегическим вЦдением своей региональной роли как в отношении своих соседей, так и в Индийском океане. Однако ее амбиции на данном этапе лишь перифе
рмчески вторгаются в евразийские интересы Америки, и, таким образом, как геостратегическое действующее лицо
Индия не представляет собой, по крайней мере не в такой степени, как Россия или Китай, источник геополитическо
го беспокойства.
Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, по
тому что само ее существование как независимого государ
ства помогает трансформировать Россию. Без Украины Рос
сия перестает быть евразийской империей. Без Украины
Россия все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским госу
дарством и скорее всего бьmа бы втянута в изнуряющие конфликты с поднимающей голову Средней Азией, которая, произойди такое, бьmа бы обижена в связи с утратой недав
ней независимости и получила бы поддержку со стороны дружественных ей исламских государств Юга. Китай, похо
же, также воспротивился бы любого рода реставрации рос
сийского доминирования над Средней Азией, учитывая его
62
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА возрастающий интерес к недавно получившим независи
мость государствам этого региона. Однако если Москва вер
нет себе контроль над Украиной с ее 52-миллионным насе
лением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинув
шееся в Европе и в Азии. Потеря Украиной независимости имела бы незамедлительные последствия для Центральной
Европы, трансформировав Польшу в rеополитический центр на восточных рубежах объединенной Европы.
Несмотря на ограниченные территориальные масштабы и незначительное по численности население, Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами также в rеопо
литическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное по
нятие, если Азербайджан будет полностью подчинен мос
ковскому контролю. Собственные и весьма значительные нефтяные ресурсы Азербайджана могут также быть подчи
нены контролю России, если независимость этой страны окажется аннулированной. Независимый Азербайджан, со
единенный с рынками Запада нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, так
же становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энерrетически богатым республикам Средней Азии. Будущее Азербайджана и Сред
ней Азии почти в такой же степени, как и в случае Украины, принципиально зависит от того, кем может стать или не стать Россия.
Турция и Иран заняты установлением пекоторой степени влияния в каспийско-среднеазиатском регионе, используя потерю Россией своей власти. По этой причине их можно бьmо бы считать rеостратегическими действующими лицами.
Однако оба эти государства сталкиваются с серьезными внут
ренними проблемами и их возможности осуществлять значи
тельные региональные подвижки в расстановке сил власти ограничены. Кроме того, они являются соперниками и, та
ким образом, сводят на нет влияние друг друга. Например, в
АзербаЙдЖане, где Турция добилась влиятельной роли, пози
ция Ирана (вытекающая из обеспокоенности возможными национальными волнениями азербайджанцев на собственной территории) для России оказалась более полезной.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
63
Однако и Турция, и Иран являются в первую очередь важными геополитическими центрами. Турция стабилизи
рует регион Черного моря, контролирует доступ из него в
Средиземное море, уравновешивает Россию на Кавказе, все еще остается противоядием от мусульманского фундамен
тализма и служит южным якорем НАТО. Дестабилизирован
ная Турция, похоже, дала бы большую свободу насилию на южных Балканах, одновременно обеспечив России восста
новление контроля над недавно получившими независи
мость государствами Кавказа. Иран, несмотря на свое двой
ственное отношение к Азербайджану, аналогичным образом обеспечивает стабилизирующую поддержку новому полити
ческому разнообразию Средней Азии. Он доминирует над восточным побережьем Персидекого залива, а его независи
мость, несмотря на сегодняшнюю враждебность к Соеди
ненным Штатам, играет роль барьера для любой перспек
тивной российской угрозы американским интересам в этом регионе.
И наконец, Южная Корея - геополитический центр
Дальнего Востока. Ее тесные связи с Соединенными Шта
тами позволяют Америке играть роль щита для Японии и с помощью этого не давать последней превратиться в незави
симую и мощную военную державу без подавляющего аме
риканского присутствия в самой Японии. Любая существен
ная перемена в статусе Южной Кореи либо в связи с объединением, либо из-за перехода в расширяющуюся сфе
РУ влияния Китая непременно коренным образом изменила бы роль Америки на Дальнем Востоке, изменив, таким об
разом, и роль Японии. Кроме того, растущая экономичес
кая мощь Южной Кореи также иревращает ее в более важ
ное "пространство" само по себе, контроль над которым приобретает все большую ценность.
Вышеприведенный перечень геостратегических действу
ющих лиц и геополитических центров не является ни посто
янньiМ, ни неизменньiМ. Временами некоторые государства моrут быть внесены или исключены из него. Безусловно, с какой -то точки зрения могло бы так сложиться, что Тайвань или Таиланд, Пакистан, или, возможно, Казахстан или Узбе
кистан нужно бьmо бы также внести в последнюю категорию.
Однако на данном этапе ситуация вокруг каждой из вьппе
упомянутых стран не примуждает нас к этому. Изменения в статусе любой из них предст авлял и бы значительные собы
тия и повлекли за собой некоторые сдвиги в расстановке сил,
64
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА но сомнительно, чтобы их последствия оказались далеко иду
щими. Единственным исключением мог бы стать Тайвань, если кто-нибудь предпочтет рассматривать его отдельно от
Китая. Но даже тогда этот вопрос встал бы лишь в том случае, если Китай вознамерился бы использовать значительную силу для завоевания острова, бросая вызов Соединенным
Штатам и таким образом в более широком плане угрожая политической репутации Америки на Дальнем Востоке. Ве
роятность такого хода событий представляется небольшой, но эти соображения все же стоит иметь в виду при формиро
вании политики США в отношении Китая.
ВАЖНЫЙ ВЫБОР И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
Выявление центральных действующих лиц и ключевых цен
тров помогает определить дилеммы общей американской политики и предвосхитить возникновение крупных про
блем на Евразийском суперконтиненте. До всестороннего обсуждения в последующих главах все эти моменты можно свести к пяти основным вопросам: е
Какая Европа предпочтительнее для Америки и, следо
вательно, созданию какой Европы она должна способ
ствовать? ki-i f.. {f. k (; ( t
•
Какой должна быть Россия, чтобы соответствовать инте
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
ресам Америки, и что и как должна Америка для этого делать?
•
Каковы перспективы возникновения в Центральной Ев
ропе новых "Балкан" и что должна сделать Америка, чтобы свести до минимума опасность, которая может в результате возникнуть? е
На какую роль на Дальнем Востоке следует поощрять
Китай и каковы могут бьпь последствия вышеупомяну
того не только для
Соединенных Штатов, но также и для
Японии?
•
Каковы возможные евразийские коалиции, которые в наибольшей степени могут быть опасными для интере
сов Соединенных Штатов, и что необходимо сделать, чтобы предотвратить их возникновение?
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
65
США всегда заявляли о своей приверженности делу со
здания единой Европы. Еще со времен правления админис
трации Кеннеди обычным призывом является призьm к "равному партнерству". Официальный В ашингтон постоян
но заявляет о своем желании видеть Европу единым образо
ванием, достаточно мощным, чтобы разделить с Америкой ответственность и бремя мирового лидерства.
Это обычная риторика. Однако на ирактике Соединен
ные Штаты не так определенны и не так настойчивы. Дей
ствительно ли Вашингтон искренне хочет видеть в Европе настоящего равного партнера в мировых делах или же он предпочитает неравный альянс? Например, готовы ли Со
единенные Штаты поделиться лидерством с Европой на
Ближнем Востоке, в регионе, который не только в геогра
фическом плане расположен ближе к Европе, чем к Амери
ке, и в котором несколько европейских стран имеют свои давние интересы? Сразу же приходят на ум вопросы, свя
занные с Израилем. Разногласия между США и европейски
ми странами по поводу Ирана и Ирака рассматриваются
Соединенными Штатами не как вопрос между равными партнерами, а как вопрос неподчинения.
Двусмысленность относительно степени американской поддержки процесса объединения Европы также распрост
раняется на вопрос о том, как должно определяться ев
ропейское единство, и особенно на вопрос о том, какая страна должна возглавить объединенную Европу (и вообще должна ли быть такая страна). Вашингтон не имеет ничего против разъединяющей позиции Лондона по поводу интег
рации Европы, хотя Вашингтон отдает явное предпочтение скорее германскому, чем французскому, лидерству в Евро
пе. Это понятно, учитывая традиционное направление французской политики, однако этот выбор имеет также определенные последствия, которые выражаются в содей
ствии появлению время от времени тактических франко
британских договоренностей с целью противодействовать
Германии, равно как и в периодическом заигрывании Фран
ции с Москвой с целью противостоять американо-германс
кой коалиции.
Появление по-настоящему единой Европы - особенно, если это должно произойти с конструктивной американс
кой помощью, - потребует значительных изменений в структуре и процессах блока НАТО, основного связующего звена между Америкой и Европой. НАТО не только обеспе-
3
З а к а з 2060
66
BF.JIИKAЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА чивает основной механизм осуrцествления американского влияния в европейских делах, но и является основой для критически важного с точки зрения политики американс
кого военного присутствия в Западной Европе. Однако ев
ропейское единство потребует приспособления этой струк
туры к новой реальности альянса, основанного на двух более или менее равных партнерах, вместо альянса, кото
рый, если пользоваться традиционной терминологией, пред
полагал наличие гегемона и его вассалов. Этот вопрос до сих пор большей частью не затрагивается, несмотря на приня
тые в 1 996 году крайне скромные меры, направленные на повышение роли в рамках НАТО Западноевропейского со
юза (ЗЕС), военной коалиции стран Западной Европы. Та
ким образом, реальный выбор в пользу объединенной Евро
пы потребует осуrцествления далеко идуrцей реорганизации
НАТО, что неизбежно приведет к уменьшению главенству
юrцей роли Америки в рамках альянса.
Короче говоря, в своей долгосрочной стратегии в отно
шении Европы американская сторона должна четко опреде
литься в вопросах европейского единства и реального парт
нерства с Европой. Америка, которая по-настояrцему хочет, чтобы Европа была единой и, следовательно, более незави
симой, должна будет всем своим авторитетом поддержать те европейские силы, которые действительно выступают за политическую и экономическую интеграцию Европы. Такая стратегия также должна означать отказ от последних при
знаков однажды освяrценных особых отношений между
США и Великобританией.
Политика в отношении создания объединенной Европы должна также обратиться - хотя бы и совместно с европей
цами - к крайне важному вопросу о географических грани
цах Европы. Как далеко на восток должен расширяться
Европейский Союз? И должны ли восточные пределы ЕС совпадать с восточной границей НАТО? Первый из этих двух вопросов - это скорее вопрос, по которому решение должно приниматься в Европе, однако мнение европейских стран по этому вопросу окажет прямое воздействие на ре
шение НАТО. Принятие решения по второму вопросу, од
нако, предполагает участие Соединенных Штатов, и голос
США в НА ТО по-прежнему решаюrций. Учитывая растуrцее согласие относительно желательности принятия стран Цен
тральной Европы как в ЕС, так и в НАТО, практическое значение этого вопроса вынуждает фокусировать внимание
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
67 на будущем статусе Балтийских республик и, возможно, на статусе Украины.
Таким образом, существует важное частичное совпаде
ние между европейской дилеммой, которая обсуждалась выше, и второй, которая касается России. Легко ответить на вопрос относительно будущего России, заявив о том, что предпочтение отдается демократической России, тесно свя
заиной с Европой. Возможно, демократическая Россия с большим одобрением относилась бы к ценностям, которые разделяют Америка и Европа, и, следовательно, также весь
ма вероятно, стала бы младшим партнером в создании более стабильной и основанной на сотрудничестве Евразии. Од
нако амбиции России мoryr пойти дальше простого дости
жения признания и уважения ее как демократического госу
дарства. В рамках российского внешнеполитического истеблишмента (состоящего главным образом из бывших советских чиновников) до сих пор живет глубоко укоренив
шееся желание играть особую евразийскую роль, такую роль, которая может привести к тому, что вновь созданные независимые постсоветские государства будут подчиняться
Москве.
В этом контексте даже дружественная политика Запада рассматривается некоторыми влиятельными членами рос
сийского сообщества, определяющего политику, как на
правленная на то, чтобы лишить Россию ее законного права на статус мировой державы. Вот как это сформулировали два российских геополитика:
"Соединенные Штаты и страны НАТО - хотя и уважа
ют чувство самоуважения России в разумных пределах , но, тем не менее, неуклонно и последовательно уничто
жают геополитические основы, которые могли, по край
ней мере теоретически, позволить России надеяться на получение статуса державы номер два в мировой поли
тике, который принадr1ежал Советскому Союзу".
Более того, считается, что Америка проводит политику, в рамках которой "новая организация европейского пространства, кото
рое создается в настоящее время Западом , по существу строится на идее оказания помощи в этой части мира новым, относительно небольшим и слабым нацио-