ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА нальным государствам через их более или менее тесное сближение с
НАТО,
ЕС и т.д."4•
Приведеиные выше цитаты хорошо определяют - хотя и с некоторым предубеждением - ту дилемму, перед кото
рой стоят США. До какой степени следует оказывать Рос
сии экономическую помощь, которая неизбежно приведет к усилению России как в политическом, так и в военном ас
пекте, и до какой степени следует одновременно помогать новым независимым государствам в их усилиях по защите и укреплению своей независимости? Может ли Россия быть мощным и одновременно демократическим государством?
Если она вновь обретет мощь, не захочет ли она вернуть свои утерянные имперские владения и сможет ли она тогда бьпь и империей, и демократией?
Политика США по отношению к важным геополитичес
ким центрам, таким как Украина и Азербайджан, не позво
ляет обойти этот вопрос, и Америка, таким образом, стоит перед трудной дилеммой относительно тактической расста
новки сил и стратегической цели. Внутреннее оздоровление
России необходимо для демократизации России и в конеч
ном счете для европеизации. Однако любое восстановление ее имперской мощи может нанести вред обеим этим целям.
Более того, именно по поводу этого вопроса могут возник
нуть разногласия между Америкой и некоторыми европей
скими государствами, особенно в случае расширения ЕС и
НАТО. Следует ли считать Россию кандидатом в возможные члены в обе эти структуры? И что тогда предпринимать в отношении Украины? Издержки, связанные с недопущени
ем России в эти структуры, могут быть крайне высокими - в российском сознании будет реализовьmаться идея соб
ственного особого предназначения России, - однако по
следствия ослабления ЕС и НАТО также могут оказаться де
стабилизирующими.
Еще одна большая неопределенность проявляется в крупном и геополитически неустойчивом пространстве
Центральной Евразии; эта неопределенность доведена до
4
Боrатуров А. и
Кременюк В.
Современные отношения и перспектины взаимодействия между Россией и Соединенными
Штатами Америки
//
Независимая газета.
-
1 996.
-
28 июня. (Оба автора являются ведутими учеными, работающими в Институте США и Канады.)
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
69 предела возможной уязвимостью турецкого и иранского центров. В районе, граница которого показана на карте Х, она проходит через Крым в Черном море прямо на восток вдоль новых южных границ России, идет по границе с ки
тайской провинцией Синьцзян, затем спускается вниз к
Индийскому океану, оттуда идет на запад к Красному морю, затем поднимается на север к восточной части Средиземно
го моря и вновь возвращается к Крыму, там проживает око
ло
400 млн. человек приблизительно в 25 странах, почти все из них как в этническом плане, так и в религиозном являют
ся разнородными, и практически ни одна из этих стран не является политически стабильной. Некоторые из этих стран могут находиться в процессе приобретения ядерного оружия.
Этот огромный регион, раздираемый ненавистью, кото
рую легко разжечь, и окруженный конкурирующими между собой могущественными соседями, вероятно, является и огромным полем битвы, на котором происходят войны меж
ду национальными государствами, и зоной (это скорее все
го), где царит затянувшееся этническое и религиозное наси
лие. Будет ли Индия выступать в качестве сдерживающего фактора или же воспользуется некоторыми возможностями, чтобы навязывать свою волю Пакистану, в большой степени скажется на региональных рамках возможных конфликтов.
Внутренняя напряженность в Турции и Иране, вероятно, не только усилится, но значительно снизит стабилизирующую роль, которую эти государства могут играть во взрьmоопас
ном регионе. Такие события, в свою очередь, возможно, затруднят процесс ассимиляции международным сообще
ством новых государств Центральной Азии, а также отрица
тельно повлияют на безопасность в Персидеком заливе, в обеспечении которой доминирующую роль играет Амери
ка. В любом случае и Америка, и международное сообще
ство могут столкнуться здесь с проблемой, по сравнению с которой недавний кризис в бывшей Югославии покажется незначительным.
(См. карту на стр. 70.)
Частью проблемы этого нестабильного региона может стать вызов главенствующей роли Америки со стороны ис
ламского фундаментализма. Эксплуатируя религиозную враждебность к американскому образу жизни и извлекая выгоду из арабо-израильского конфликта, исламский фун
даментализм может подорвать позиции нескольких проза
падных ближневосточных правительств и в итоге поставить
70
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Карта Х под угрозу американские региональные интересы, особенно в районе Персидекого залива. Однако без политической сплоченности и при отсутствии единого по-настоящему мощного исламского государства вызову со стороны ислам
ского фундаментализма будет не хватать геополитического ядра и, следовательно, он будет выражаться скорее всего через насилие.
Появление Китая как крупной державы ставит гео
стратегический вопрос крайней важности. Наиболее при
влекательным результатом бьmо бы кооптирование иду
щего по пути демократии и развивающего свободный рынок
Китая в более крупную азиатскую региональную структуру сотрудничества. А если Китай не станет проводить демок
ратических преобразований, но продолжит наращивать свою экономическую и военную мощь? Может появиться
Великий Китай, какими бы ни бьmи желания и расчеты его соседей, и любые попьпки помешать этому могут привести к обострению конфликта с Китаем. Такой конфликт может
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
7 1 внести напряженность в американо-японские отношения, поскольку совсем необязательно, что Япония захочет сле
довать американскому примеру в сдерживании Китая, и, следовательно, может иметь революционные последствия для определения роли Японии на региональном уровне, что, возможно, даже приведет к прекращению американского присутствия на Дальнем Востоке.
Однако достижение договоренностей с Китаем потребу
ет своей собственной цены. Признать Китай в качестве региональной державы не означает простого одобрения од
ного лишь лозунга. Такое превосходство на региональном уровне должно иметь и сушностное содержание. Откровен
но говоря, в каком объеме и где готова Америка признать китайскую сферу влияния, что необходимо сделать в каче
стве составной части политики, направленной на успешное вовлечение Китая в мировые дела? Какие районы, находя
щиеся в настоящее время за пределами политического ра
диуса действия Китая, можно уступить в сферу влияния вновь появляющейся Поднебесной империи?
В этом контексте сохранение американского присут
ствия в Южной Корее становится особенно важным. Труд
но представить себе, что без него американо-японское со
глашение в оборонной области будет сушествовать в нынешней форме, поскольку Япония вынуждена будет стать более независимой в военном плане. Однако любое движе
ние в сторону корейского воссоединения, вероятно, разру
шит основу для продолжения американского военного при
сутствия в Южной Корее. Воссоединенная Корея может счесть необходимым отказаться от американской военной защиты; это фактически может стать ценой, которую потре
бует Китай за то, что он всем своим авторитетом поддержи
вает объединение полуострова. Короче говоря, урегулиро
вание США своих отношений с Китаем неизбежно непосредственным образом скажется на стабильности отно
шений в области безопасности в рамках американо-японо
корейского "треугольника".
И в заключение следует кратко остановиться на некото
рых возможных обстоятельствах, которые могут привести к созданию будуших политических союзов; более полно этот вопрос будет рассмотрен в соответствующих главах. В про
шлом на международные дела оказывала влияние борьба между отдельными государствами за господство на регио
нальном уровне. Впредь Соединенные Штаты, вероятно,
72
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА должны будут решать, как справляться с региональными коалициями, стремящимися вытолкнуть Америку из Евра
зии, тем самым создавая угрозу статусу Америки как миро
вой державы. Однако будут или не будут такие коалиции бросать вызов американскому господству, фактически зави
сит в очень большой степени от того, насколько эффектив
но Соединенные Штаты cмoryr решить основные дилеммы, обозначенные здесь.
Потенциально самым опасным сценарием развития со
бытий может быть создание "антиrеrемонистской" коали
ции с участием Китая, России и, возможно, Ирана, которых будет объединять не идеология, а взаимодополняющие оби
ды. Такое развитие событий может напоминать по своему размеру и масштабу проблему, которая однажды уже бьша поставлена китайско-советским блоком, хотя в этот раз
Китай, вероятнее всего, будет лидером, а Россия - ведо
мым. Чтобы предотвратить создание этого блока, как бы маловероятно это ни выглядело, США потребуется про
явить rеостратегическое мастерство одновременно на запад
ной, восточной и южной границах Евразии.
Географически более ограниченную, но потенциально даже более важную проблему может представлять собой китайско-японская "ось", которая может возникнуть вслед за крушением американских позиций на Дальнем Востоке и революционными изменениями во взглядах Японии на ми
ровые проблемы. Такой блок может объединить мощь двух чрезвычайно продуктивных народов и использовать в каче
стве объединяющей антиамериканской доктрины некую форму "азиатчины" ("asianism"). Однако представляется маловероятным, что в обозримом будущем Китай и Япония образуют такой альянс, учитывая их прошлый историчес
кий опыт; а дальновидная американская политика на Даль
нем Востоке, конечно же, должна суметь предотвратить реализацию подобных изменений.
Существует также возможность - хотя и маловероят
ная, но которую нельзя полностью исключить - серьезной перегруппировки сил в Европе, заключающейся или в тай
ном германо-российском сговоре, или в образовании фран
ко-российского союза. В истории есть подобные прецеден
ты, и каждая из этих двух возможностей может реализоваться в случае, если остановится процесс европей
ского объединения и произойдет серьезное ухудшение от
ношений между Европой и Америкой. Фактически в случае
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
73 реализации последней из упомянутых возможностей можно представить, что произойдет налаживание взаимопонима
ния между Европой и Россией с целью выдавливания Аме
рики с континента. На данной стадии все эти варианты представляются невероятными. Для их осуществления по
надобились бы не только проведение Америкой крайне неправильной европейской политики, но и резкая переори
ентация основных европейских государств.
Каким бы ни бьmо будущее, разумно сделать вывод о том, что американское главенство на Евразийском континенте столкнется с различного рода волнениями и, возможно, с отдельными случаями насилия . Ведущая роль Америки по
тенциально не защищена от новых проблем, которые могут создать как региональные соперники, так и новая расста
новка сил. Нынешняя мировая система с преобладанием
Америки, снятием "угрозы войны с повестки дня" стабиль
на, вероятно, только в тех частях мира, в которых амери
канское главенство, определяемое долгосрочной геострате
гией, опирается на совместимые и родственные обще
ственно-политические системы, связанные многосторонни
ми рамками.
Г Л А В А 3
Демократи
ческий
Шiаuдарм
ЕВРОПА ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ СОЮЗНИКОМ АМЕРИКИ
Она разделяет те же самые ценности; разделяет главным образом те же самые религиозные взгляды; проводит ту же самую демократическую политику и является исторической родиной большинства американцев. Прокладывая путь к интеграции государств-наций в коллективный надгосудар
ственный экономический и в конечном счете политический союз, Европа указывает также направление к образованию более крупных форм постнациональной организации, выхо
дящей за узкие представления и деструктивные эмоции, характерные для эпохи национализма. Это уже самый мно
госторонне организованный регион мира (см. схему на стр. 75). Достижение успеха в области политического объе
динения этого региона может привести к созданию единой структуры, объединяющей 400 млн. человек, которые будут жить в условиях демократии и иметь уровень жизни, срав
нимый с тем, который существует в Соединенных Штатах.
Такая Европа неизбежно станет мировой державой.
Европа также служит трамплином для дальнейшего про
движения демократии в глубь Евразии. Расширение Европы на восток может закрепить демократическую победу 90-х годов. На политическом и экономическом уровне расшире
ние соответствует тем по своему существу цивилизаторским целям Европы, именовавшейся Европой Петра, которые определялись древним и общим религиозным наследием, оставленным Европе западной ветвью христианства. Такая
Европа некогда существовала, задолго до эпохи национа-
74
Е
вр о
п е
й ск и
е о
рган и
з а
ц ии
ОБС
Е
Е
С
И
рландия
Ш
ве ция
А
встрия
Финляндия
Н
АТО
Г
ре ция
Дания
З
Е
С
Польша
С
ША
Б
ельmя
Ч
еш ская
Р
ес пуб ли ка
Кан ад а
Г
ер м
ания
Словак и
я
Т
у р
ция
Франция
Ве нгрия
И
сландия
И
талия
Болгария
Норве mя
Лю ксе м
бург
Ру м
ы н
ия
Э
стони я
Латвия
Литва
А
л бан и
я
Словения
Х
о рва ти я
Мальта
Ш
ве йцария
Б
о сни я-Г
ер цоrовина
Ю
rо сла в
ия
Ва ти кан
Лихтен ш
те йн
Сан-Марино
Кипр
Монако
Росс ия
Б
елорусс ия
У
краина
Молдавия
Ка зах стан
Кыр rыз стан
У
зб ек и
стан
Ту рк м
ения
Таджик и
стан
Грузия
�
�
:;-::
� i!5
:;-:: ::s:: ::s::c
§
>
�
�
-...J U\
76
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА лизма и даже задолго до последнего раздела Европы на две части, в одной из которых господствовало американское влияние, в другой - советское. Такая большая Европа смог
ла бы обладать маmетической привлекательностью для го
сударств, расположенных даже далеко на востоке, устанав
ливая систему связей с Украиной, Белоруссией и Россией, вовлекая их во все более крепнущий процесс сотрудниче
ства с одновременным внедрением в сознание общих демок
ратических принципов. В итоге такая Европа могла бы стать одной из важнейших опор поддерживаемой Америкой крупной евразийской структуры по обеспечению безопас
ности и сотрудничества.
Однако прежде всего Европа является важнейшим гео
политическим плацдармом Америки на Европейском кон
тиненте. Геостратегическая заинтересованность Америки в
Европе огромна. В отличие от связей Америки с Японией,
Атлантический альянс укрепляет американское политичес
кое влияние и военную мощь на Евразийском континенте.
На этой стадии американо-европейских отношений, когда союзные европейские государства все еще в значительной степени зависят от обеспечиваемой американцами безопас
ности, любое расширение пределов Европы автоматически становится также расширением границ прямого американ
ского влияния. И наоборот, без тесных трансатлантических связей главенство Америки в Евразии сразу исчезнет. Кон
троль США над Атлантическим океаном и возможности распространять влияние и силу в глубь Евразии могут быть значительно ограничены.
Проблема, однако, заключается в том, что истинной ев
ропейской "Европы" как таковой не существует. Это образ, концепция и цель, но еще не реальность. Западная Европа уже является общим рынком, но она еще далека от того, чтобы стать единым политическим образованием. Полити
ческая Европа еще не появилась. Кризис в Боснии стал неприятным доказательством - если доказательства все еще требуются - продолжающегося отсутствия Европы как единого организма. Горький факт заключается в том, что За
падная Европа, а также все больше и больше и Центральная
Европа остаются в значительной степени американским протекторатом, при этом союзные государства напоминают древних вассалов и подчиненных. Такое положение не яв
ляется нормальным как для Америки, так и для европейс
ких государств.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
77
Положение дел ухудшается за счет снижения внутренней жизнеспособности Европы. И легитимность существующей социоэкономической системы, и даже внешне проявляемое чувство европейской идентичности оказываются уязвимы
ми. В ряде европейских стран можно обнаружить кризис доверия и утрату созидательного импульса, а также суще
ствование внутренних перспектив, которые являются как изоляционистскими, так и эскапистскими, уводящими от решения крупных мировых проблем. Не ясно, хочет ли даже большинство европейцев видеть Европу крупной державой и готовы ли они сделать все необходимое, чтобы она такой стала. Даже остаточный европейский антиамериканизм, в настоящее время очень слабый, является удивительно ци
ничным: европейцы сетуют по поводу американской "геге
монии", но в то же время чувствуют себя комфортно под ее защитой.
Три основных момента явились когда-то политическим толчком к объединению Европы, а именно: память о двух разрушительных мировых войнах, желание экономическо
го оздоровления и отсутствие чувства безопасности, пораж
денное советской угрозой. К середине 90-х годов, однако, эти моменты исчезли. Экономическое оздоровление в це
лом бьmо достигнуто; скорее проблема, с которой все в большей степени сталкивается Европа, заключается в суще
ствовании чрезмерно обременительной системы социально
го обеспечения, которая подрывает ее экономическую жиз
неспособность, в то время как неистовое сопротивление любой реформе со стороны особых заинтересованных кру
гов отвлекает европейское политическое внимание на внут
ренние проблемы. Советская угроза исчезла, тем не менее желание некоторых европейцев освободиться от американ
ской опеки не воплотилось в непреодолимый импульс к объединению континента.
Дело объединения Европы все в большей мере поддер
живается бюрократической энергией, порождаемой боль
шим организационным аппаратом, созданным Европейским сообществом и его преемником - Европейским Союзом.
Идея объединения все еще пользуется значительной народ
ной поддержкой, но ее популярность падает; в этой идее отсутствуют энтузиазм и понимание важности цели. Вооб
ще, современная Западная Европа производит впечатление попавшей в затруднительное положение, не имеющей цели, хотя и благополучной, но неспокойной в социальном плане
7 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА группы обществ, не принимающих участия в реализации каких-либо более крупных идей. Европейское объединение все больше представляет собой процесс, а не цель.
И все же политические элиты двух ведущих европейских стран - Франции и Германии - остаются в основном пре
данными делу создания и определения такой Европы, кото
рая может стать действительно Европой. Таким образ()м, именно они являются главными архитекторами Европы.
Работая вместе, они смогут создать Европу, достойную ее прошлого и ее потенциала. Однако у каждой стороны суще
ствуют свои собственные, в чем-то отличные от других пред
ставления и планы, и ни одна из сторон не является настоль
ко сильной, чтобы добиться своего.
Это положение предоставляет Соединенным Штатам особую возможность для решительного вмешательства. Оно делает необходимым американское участие в деле объеди
нения Европы, поскольку в противном случае процесс объе
динения может приостановиться и постепенно даже пойти вспять. Однако любое эффективное американское участие в строительстве Европы должно определяться четкими
Представлениями со стороны Америки относительно того, какая Европа для нее предпочтительнее и какую она готова поддерживать - Европу в качестве равного партнера или младшего союзника, а также определиться относительно возможных размеров как Европейского Союза, так и НАТО.
Это также потребует осторожного регулирования деятель
ности этих двух основных архитекторов Европы.
ВЕЛИЧИЕ И ИСКУПЛЕНИЕ
Франция стремится вновь олицетворять собой Европу; Гер
мания надеется на искупление с помощью Европы. Эти различные мотивировки играют важную роль в объяснении и определении сущности альтернативных проектов Фран
ции и Германии для Европы.
Для
Франции Европа является способом вернуть бьшое величие. Еще до начала второй мировой войны серьезные французские исследователи международных отношений бьши обеспокоены постепенным снижением центральной роли Европы в мировых делах. За несколько десятилетий холодной войны эта обеспокоенность превратилась в недо
вольство "англосаксонским" господством над Западом, не