ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
79 говоря уже о презрении к связанной с этим "американиза­
ции" западной культуры. Создание подлинной Европы, по словам Шарля де Голля, "от Атлантики до Урала" должно было исправить это прискорбное положение вещей. И по­
скольку во главе такой Европы стоял бы Париж, это в то же время вернуло бы Франции величие, которое, с точки зре­
ния французов, по-прежнему является особым предназначе­
нием их нации.
Для
Германии привержени ость Европе является основой национального искупления, в то время как тесная связь с
Америкой необходима для ее безопасности. Следовательно, вариант более независимой от Америки Европы не может быть осуществлен. Германия придерживается формульr:
"искупление
+ безопасность
=
Европа
+
Америка". Этой формулой определяются позиция и политика Германии; при этом Германия одновременно становится истинно добропо­
рядочным гражданином Европы и основным европейским сторонником Америки.
В своей горячей приверженности единой Европе Герма­
ния видит историческое очищение, возрождение морально­
го и политического доверия к себе. Искупая свои грехи с помощью Европы, Германия восстанавливает свое величие, беря на себя миссию, которая не вызовет в Европе непро­
извольного возмущения и страха. Если немцы будут стре­
миться к осуществлению национальных интересов Герма­
нии, они рискуют отдалиться от остальных европейцев; если немцы будут добиваться осуществления общеевро­
пейских интересов, они заслужат поддержку и уважение Ев­
ропы.
Франция бьmа верным, преданным и решительным союз­
ником в отношении ключевых вопросов холодной войны. В решающие моменты она стояла плечом к плечу с Америкой.
И во время двух блокад Берлина, и во время кубинского ракетного кризиса * не было никаких сомнений в непоколе­
бимости Франции. Но поддержка, оказьmаемая Францией
НАТО, в пекоторой степени умерялась из-за желания Фран­
ции одновременно утвердить свою политическую самобьrr­
ность и сохранить для себя существенную свободу действий, особенно в вопросах, относящихся к положению Франции в мире или к будущему Европы.
* В советской литературе это событие известно под названием карибского кризиса.
-
Прим. ред.

80
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Есть элемент навязчивого заблуждения в том, что француз­
ская политическая элита все еще считает Францию мировой державой. Когда премъер-министр Ален Жюпе, вторя своим предшественникам, заявил в мае 1995 года в Национальном собрании, что "Франция может и должна доказать свое при­
звание бъrrъ мировой державой", собравшиеся в невольном порьmе разразились аплодисментами. Настойчивость Фран­
ции в отношении развития собственных средств ядерного ус­
трашения в значительной степени мотивировалась точкой зре­
ния, что т
аким образом Франция сможет расширить свободу действий и в то же время получить возможность влиять на жизненно важные решения Америки по вопросам безопасно­
сти западного альянса в целом. Франция стремилась повысить свой ядерный статус не в отношении Советского Союза, пото­
му что французские средства ядер1_1ого устрашения оказьmали в лучшем случае лишь незначителъное влияние на советский военный потенциал. Вместо этого Париж считал, что свое соб­
ственное ядерное оружие позволит Франции сьпрать роль в процессах припятня весьма опасных решений на высшем уровне во время холодной войны.
По мнению французов, обладание ядерным оружием ук­
репило претензии Франции на статус мировой державы и на то, чтобы к ее голосу приелушивались во всем мире. Оно ощутимо усилило позицию Франции в качестве одного из пяти членов Совета Безопасности ООН, обладающих пра­
вом вето и являющихся ядерными державами. В представле­
нии Франции британские средства ядерного устрашения бъти просто продолжением американских, особенно если учесть приверженноетЪ Великобритании к особым отноше­
ниям и ее отстраненность от усилий по созданию независи­
мой Европы. (То, что ядерная программа Франции получила значительную тайную помощь США, не влечет за собой, как полагают французы, никаких последствий для стратегичес­
ких расчетов Франции.) Французские средства ядерного устрашения также укрепили в представлении французов положение Франции как ведущей континентальной держа­
вы, единственного подлинно европейского государства, об­
ладающего такими средствами.
Честолюбивые замыслы Франции на мировой арене так­
же проявились в ее решительных усилиях продолжать иг­
рать особую роль в области безопасности в большинстве франкоязычных стран Африки. Несмотря на потерю после долгой борьбы Вьетнама и Алжира и отказ от обширной


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
8 1 территории, эта миссия по поддержанию безопасности, а также сохраняющийся контроль Франции над разбросанны­
ми тихоокеанскими островами (которые стали местом про­
ведения Францией вызвавших много споров испытаний атомного оружия) укрепили убеждение французской элиты в том, что Франция действительно продолжает играть роль в мировых делах, хотя на самом деле после распада колони­
альной империи она по сути является европейской держа­
вой среднего ранга.
Все вышесказанное подкрепляет и мотивирует претен­
зии Франции на лидерство в Европе. Учитывая, что Вели­
кобритания самоустранилась и, в сущности, является при­
датком США, а Германия бьmа разделенной на протяжении большей части холодной войны и еще полностью не опра­
вилась от произошедших с ней в :ХХ веке собьrrий, Франция могла бы ухватиться за идею единой Европы, отождествить себя с ней и единолично использовать ее как совпадающую с представленнем Франции о самой себе. Страна, которая первой изобрела идею суверенного государства-нации и возвела национализм в статус гражданской религии, тем самым совершенно естественно увидела в себе - с тем же эмоциональным пафосом, который когда-то вкладьшался в понятие "la patгie" (Родина), - воплощение независимой, но единой Европы. Величие Европы во главе с Францией бьmо бы тогда величием и самой Франции.
Это особое призвание, порожденное глубоко укоренив­
шимся чувством исторического предназначения и подкреп­
ленное исключительной гордостью за свою культуру, имеет большой политический смысл. Главное геополитическое пространство, на котором Франция должна бьmа поддержи­
вать свое влияние - или, по крайней мере, не допускать господства более сильного государства, - может бьrrь изоб­
ражено на карте в форме полукруга. Оно включает в себя
Иберийский полуостров, северное побережье Западного
СредиземноморЪя и Германию до Центрально-Восточной
Европы (см. карту
XI).
Это не только минимальный радиус безопасности Франции, это также основная зона ее полити­
ческих интересов. Только при гарантированной поддержке южных государств и Германии может эффективно выпол­
няться задача построения единой и независимой Европы во главе с Францией. И очевидно, что в этом геополитическом пространстве труднее всего будет управляться с набираю­
щей силу Германией.

82
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
ШIОрбопа фршщузсюiХ особых шrrересов
.Орбопа гep>taнCIКарта XI
С точки зрения Франции, главная задача по созданию единой и независимой Европы может быть решена пуrем объединения Европы под руководством Франции одновре­
менно с постепенным сокращением главенства Америки на
Европейском континенте. Но если Франция хочет форми­
ровать будущее Европы, ей нужно и привлекать, и сдержи­
вать Германию, стараясь в то же время постепенно ограни­
чивать политическое лидерство В ашингтона в европейских делах. В рез
:Ул ь'Рате перед Францией стоят две главные по­
литические дилеммы двойного содержания: как сохранить участие Америки - которое Франция все еще считает не­
обходимым - в поддержании безопасности в Европе, при этом неуклонно сокращая американское присуrствие, и как сохранить франко-германское сотрудничество в качестве политико-экономического механизма объединения Европы, не допуская при этом занятия Германией лидирующей пози­
ции в Европе.


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
8 3
Если бы Франция действительно бьmа мировой держа­
вой, ей бьmо бы несложно разрешить эти дилеммы в ходе вьmолнения своей главной задачи. Ни одно из других евро­
пейских государств, кроме Германии, не обладает такими амбициями и таким сознанием своего предназначения. Воз­
можно, даже Германия согласилась бы с ведущей ролью
Франции в объединенной, но независимой (от Америки)
Европе, но только в том случае, если бы она чувствовала, что Франция на самом деле является мировой державой и может тем самым обеспечить для
Европы безопасность, которую не может дать Германия, зато дает Америка.
Однако Германия знает реальные пределы французской мощи. Франция намного слабее Германии в экономическом плане, тогда как ее военная машина (как показала война в
Персидеком заливе в 1 99 1 г.) не отличается высокой компе­
тентностью. Она вполне
ГОДИТСЯ для подавления внутренних переворотов в африканских государствах-сателлитах, но не способна ни защитить Европу, ни распространить свое вли­
яние далеко за пределы Европы. Франция - европейская держава среднего ранга, не более и не менее. Поэтому для построения единой Европы Германия готова поддерживать самолюбие Франции, но для обеспечения подлинной безо­
пасности в Европе Германия не хочет слепо следовать за
Францией. Германия продолжает настаивать на том, что центральную роль в европейской безопасности должна иг­
рать Америка.
Эта реальность, крайне неприятная для самоуважения
Франции, проявилась более четко после объединения Гер­
мании. До этого франко-германское примирение выглядело как политическое лидерство Франции с удобной опорой на динамичную экономику Германии. Такое понимание устра­
ивало обе стороны. Оно приrлушало традиционные для
Европы опасения в отношении Германии, а также укрепля­
ло и удовлетворяло иллюзии Франции, создавая впечатле­
ние, что во главе европейского строительства стоит Фран­
ция, которую поддерживает динамичная в экономическом плане Западная Германия.
Франко-германское примирение, даже несмотря на не­
правильное его истолкование, стало, тем не менее, положи­
тельным событием в жизни Европы, и его значение трудно переоценить. Оно обеспечило создание прочной основы для успехов, достигнутых на настоящий момент в трудном про­
цессе объединения Европы. Таким образом, оно также пол-

84
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ностью совпало с американскими интересами и соответ­
ствовало давнишней приверженмости Америки продвиже­
нию многостороннего сотрудничества в Европе. Прекраще­
ние франко-германского сотрудничества бьmо бы роковой неудачей для Европы и катастрофой для позиций Америки в Европе.
Молчаливая поддержка Америки позволила Франции и
Германии продвигать вперед процесс объединения Европы.
Воссоединение Германии, кроме того, усилило стремление
Франции заключить Германию в жесткие европейские рам­
ки. Таким образом, б декабря
1 990 г. французский прези­
дент и немецкий канцлер объявили о своей приверженмос­
ти созданию федеральной Европы, а десять дней спустя
Римская межправительственная конференция по полити­
ческому союзу дала - несмотря на оговорки Великобрита­
нии - четкое указание
1 2 министрам иностранных дел стран Европейского сообщества подготовить проект дого­
вора о политическом союзе.
Однако объединение Германии также резко изменило характер европейской политики. Оно стало геополитичес­
ким поражением одновременно и для
России, и для
Фран­
ции. Объединенная Германия не только перестала быть младшим политическим партнером Франции, но и автома­
тически превратилась в бесспорно важнейшую державу в
Западной Европе и даже в пекотором отношении в мировую державу, особенно через крупные финансовые вклады в поддержку ключевых международных институтов
1 •
Новая реальность вызвала некоторое взаимное разочарование в отношениях Франции и Германии, потому что Германия получила возможность и про.�вила желание формулировать и открыто воплощать свое вИдение будущего Европы по­
прежнему в качестве партнера Франции, но больше не в качестве ее протеже.
Для
Франции сокращение политического влияния выз­
вало несколько политических последствий. Франции нуж­
но бьmо каким-то образом вновь добиться большего влия­
ния в НА ТО (от участия в которой она в значительной
1
Например, в процентном отношении к общему бюджету на долю Германии приходится 28,5% бюджета Европейского Союза,
22,8% бюджета НАТО, 8,93% бюджета ООН; кроме того, Герма­
ния является крупнейшим акционером Мирового банка и ЕБРР
(Европейского банка реконструкции и развития) .


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ШIАЦДАРМ
85 степени воздерживалась в знак протеста против господства
США), в то же время компенсируя свою относительную слабость более масштабными дипломатическими маневра­
-ми. Возвращение в НАТО могло бы позволить Франции оказывать большее влияние на Америку; имеющие место время от времени заигрывания с Москвой или Лондоном могли бы вызвать давление извне как на Америку, так и на
Германию.
В результате этого, следуя скорее своей политике манев­
ра, а не вызова, Франция вернулась в командную структуру
НАТО. К 1 994 году Франция снова стала фактическим ак­
тивным участником процессов припятня решений в поли­
тической и военной сфере; к концу 1 995 года министры иностранных дел и обороны Франции вновь стали регуляр­
но присутствовать на заседаниях НАТО. Но небескорыст­
но: став полноправными членами альянса, они вновь заяви­
ли о своей решимости реформировать его структуру, чтобы добиться большего равновесия между его американским руководством и европейскими участниками. Они хотели, чтобы коллективный европейский элемент занимал более активную позицию и играл более значительную роль. Как заявил министр иностранных дел Франции Эрве де Шаретт в своей речи от
8 апреля 1 996 г.,
"для
Франции главной целью (восстановления партнерских отношений) является заслуживающее доверия и очевидное в политическом пла­
не самоутверждение в альянсе как европейского госу­
дарства".
В то же время Париж бьш вполне готов тактически ис­
пользовать свои традиционные связи с Россией, чтобы сдер­
живать европейскую политику Америки и возродить, когда это будет целесообразно, давнее согласие между Францией и Великобританией, чтобы компенсировать возрастание роли Германии в Европе. Министр иностранных дел Фран­
ции сказал об этом почти открытым текстом в августе 1996 года, заявив, что, "если Франция хочет играть роль на междуна­
родном уровне, ей выгодно существование сильной России и оказание ей помощи в повторном самоутверждении в ка­
честве сильной державы", и подтолкнув российского мини­
стра иностранных дел ответить, что "из всех мировых лиде­
ров у французских руководителей самый конструктивный подход к взаимоотношениям с Россией"2•
2
Цит. по
Le Nouvel Observateur. - 1 996. - Aug. 12.

86
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Изначально вялая поддержка Францией расширения
НАТО на восток - по суrи едва подавляемый скептицизм по поводу его желательности - таким образом явилась в пекотором смысле тактикой, имеющей целью усилить вли­
яние Франции в отношениях с Соединенными Штатами.
Именно потому, что Америка "И
Германия бьmи главными сторонниками расширения НАТО, Францию устраивало действовать осмотрительно, сдержанно, высказывать озабо­
ченность возможным влиянием этой инициативы на Россию и выступать в качестве самого чуткого европейского собе­
седника в отношениях с Москвой. Некоторым представите­
лям Центральной Европы даже показалось, что Франция дала понять, что она не возражает против российской сфе­
ры влияния в Восточной Европе. Таким образом, разыгры­
вание российской карты не только послужило противове­
сом Америке и явственно показало Германии намерения
Франции, но и усилило необходимость положительного рассмотрения Соединенными Штатами предложений Фран­
ции по реформированию НАТО.
В конечном счете расширение НА ТО потребует едино­
гласия среди 1 6 членов альянса. Париж знал, что его молча­
ливое согласие было не только крайне необходимо для до­
стижения этого единогласия, но и что от Франции требовалась реальная поддержка, чтобы избежать обструк­
ции других членов альянса. Поэтому Франция не скрывала намерения сделать свою поддержку расширения НАТО за­
логом конечного удовлетворения Соединенными Штатами стремления Франции изменить как баланс сил внутри аль­
янса, так и основы его организации.
Попачалу Франция неохотно поддерживала расширение
Европейского Союза на восток. В этом вопросе в основном лидировала Германия при поддержке Америки, но при меньшей степени ее участия, чем в случае расширения
НАТО. В НАТО Франция бьmа склонна уrверждать, что расширение Европейского Союза послужит более подходя­
щим прибежищем для бывших коммунистических стран, но, несмотря на это, как только Германия стала настаивать на более быстром расширении Европейского Союза и вклю­
чении в него стран Центральной Европы, Франция вырази­
ла беспокойство по поводу технических формальностей и потребовала, чтобы Европейский Союз уделял такое же внимание незащищенному южному фланrу - европейско­
му Средиземноморью. (Эти разногласия возникли еще в


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАIЩАРМ
87 ноябре 1 994 г. на франко-германской встрече в верхах.)
Упор, который Франция делает на этом вопросе, завоевал ей поддержку южноевропейских стран - членов НАТО, та­
ким образом максимально усиливая способность Франции к ведению переговоров. Однако в результате увеличился разрыв между геополитическими Представлениями Фран­
ции и Германии о Европе, разрыв, который удалось лишь частично сократить благодаря запоздалому одобрению
Францией во второй половине 1 996 года вступления
Польши в НАТО и Европейский Союз.
Этот разрьm бьш неизбежен, учитьmая меняющийся ис­
торический контекст. Еще со времени окончания второй мировой войны демократическая Германия признавала не­
обходимость примирения Франции и Германии для созда­
ния европейского содружества в западной части разделен­
ной Европы. Это примирение бьшо крайне важным для исторической реабилитации Германии. Поэтому принятие лидерства Франции бьшо справедливой ценой. В то же вре­
мя из-за сохранявшейся советской угрозы по отношению к уязвимой Западной Германии преданность Америке стала важнейшим условием выживания, и это признавали даже французы. Но после развала Советского Союза подчинение
Франции для создания расширенного и в большей степени объединенного Европейского сообщества не бьшо ни необ­
ходимым, ни целесообразным. Равноправное франко-гер­
манское партнерство - при этом Германия стала теперь, в сущности, более сильным партнером - бьшо более чем справедливой сделкой для Парижа; поэтому французам при­
шлось бы просто смириться с тем, что в сфере обеспечения безопасности Германия отдает предпочтение своему заоке­
анскому союзнику и защитнику.
После окончания холодной войны эта связь с Америкой стала для Германии еще важнее. В прошлом она защищала
Германию от внешней, но непосредственной угрозы и бьша необходимым условием для конечного объединения страны.
После развала Советского Союза и объединения Германии связь с Америкой стала "зонтиком", под прикрыrием кото­
рого Германия могла более открьпо утверждаться в роли лидера Центральной Европы, не создавая при этом угрозы для своих соседей. Связь с Америкой стала не просто сви­
детельством добропорядочного поведения, она показала соседям Германии, что тесные отношения с Германией оз­
начают также более тесные отношения с Америкой. Все это

8 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА позволило Германии более открыто определять свои rеопо­
литические приоритеты.
Германия, которая прочно закрепилась в Европе и не предста влял а собой угрозы, оставаясь при этом в безопасно­
сти благодаря видимому американскому военному присут­
ствию, могла теперь помогать освобожденным странам Цен­
тральной Европы влиться в структуру единой Европы. Это была бы не старая "Миттель-Европа"* времен германского империализма, а сообщество экономического возрождения с более дружественными отношениями между странами, стимулируемое капиталовложениями и торговлей Герма­
нии, при этом Германия выступала бы также в роли органи­
затора в конечном счете формального включения новой "Миттель-Европы" в состав как Европейского Союза, так и
НАТО. Поскольку союз Франции и Германии позволял Гер­
мании играть более значительную роль в реmонах, ей боль­
ше не бьшо необходимости осторожничать в самоутвержде­
нии в зоне своих особых интересов.
На карте Европы зона особых интересов Германии мо­
жет быть изображена в виде овала, на западе включающего в себя, конечно, Францию, а на востоке охватывающего освобожденные посткоммунистические государства Цент­
ральной и Восточной Европы - республики Балтии, Укра­
ину и Беларусь, а также частично Россию (см. карту
XI) .
Во мноmх отношениях в историческом плане эта зона совпа­
дает с территорией созидательного культурного влияния
Германии, оказываемого в донационалистическую эпоху на
Центральную и Восточную Европу и Прибалтийские рес­
публики городскими и сельскими немецкими колонистами, которые все бьши уничтожены в ходе второй мировой вой­
ны. Еще важнее тот факт, что зоны особых интересов фран­
цузов (о которых говорилось выше) и немцев, если их рас­
сматривать вместе на карте, определяют, в сущности, западные и восточные границы Европы, тогда как частич­
ное совпадение этих зон подчеркивает несомненную rеопо­
литическую значимость связи Франции и Германии как жизненной основы Европы.
Переломным моментом в вопросе более открытого само­
утверждения Германии в Центральной Европе стало урегу­
лирование германо-польских отношений в середине 90-х годов. Несмотря на первоначальное нежелание, объединен-
* Mitteleuropa - Центральная Европа
(нем.). - При.м. пер.