ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
79 говоря уже о презрении к связанной с этим "американиза
ции" западной культуры. Создание подлинной Европы, по словам Шарля де Голля, "от Атлантики до Урала" должно было исправить это прискорбное положение вещей. И по
скольку во главе такой Европы стоял бы Париж, это в то же время вернуло бы Франции величие, которое, с точки зре
ния французов, по-прежнему является особым предназначе
нием их нации.
Для
Германии привержени ость Европе является основой национального искупления, в то время как тесная связь с
Америкой необходима для ее безопасности. Следовательно, вариант более независимой от Америки Европы не может быть осуществлен. Германия придерживается формульr:
"искупление
+ безопасность
=
Европа
+
Америка". Этой формулой определяются позиция и политика Германии; при этом Германия одновременно становится истинно добропо
рядочным гражданином Европы и основным европейским сторонником Америки.
В своей горячей приверженности единой Европе Герма
ния видит историческое очищение, возрождение морально
го и политического доверия к себе. Искупая свои грехи с помощью Европы, Германия восстанавливает свое величие, беря на себя миссию, которая не вызовет в Европе непро
извольного возмущения и страха. Если немцы будут стре
миться к осуществлению национальных интересов Герма
нии, они рискуют отдалиться от остальных европейцев; если немцы будут добиваться осуществления общеевро
пейских интересов, они заслужат поддержку и уважение Ев
ропы.
Франция бьmа верным, преданным и решительным союз
ником в отношении ключевых вопросов холодной войны. В решающие моменты она стояла плечом к плечу с Америкой.
И во время двух блокад Берлина, и во время кубинского ракетного кризиса * не было никаких сомнений в непоколе
бимости Франции. Но поддержка, оказьmаемая Францией
НАТО, в пекоторой степени умерялась из-за желания Фран
ции одновременно утвердить свою политическую самобьrr
ность и сохранить для себя существенную свободу действий, особенно в вопросах, относящихся к положению Франции в мире или к будущему Европы.
* В советской литературе это событие известно под названием карибского кризиса.
-
Прим. ред.
80
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Есть элемент навязчивого заблуждения в том, что француз
ская политическая элита все еще считает Францию мировой державой. Когда премъер-министр Ален Жюпе, вторя своим предшественникам, заявил в мае 1995 года в Национальном собрании, что "Франция может и должна доказать свое при
звание бъrrъ мировой державой", собравшиеся в невольном порьmе разразились аплодисментами. Настойчивость Фран
ции в отношении развития собственных средств ядерного ус
трашения в значительной степени мотивировалась точкой зре
ния, что т
аким образом Франция сможет расширить свободу действий и в то же время получить возможность влиять на жизненно важные решения Америки по вопросам безопасно
сти западного альянса в целом. Франция стремилась повысить свой ядерный статус не в отношении Советского Союза, пото
му что французские средства ядер1_1ого устрашения оказьmали в лучшем случае лишь незначителъное влияние на советский военный потенциал. Вместо этого Париж считал, что свое соб
ственное ядерное оружие позволит Франции сьпрать роль в процессах припятня весьма опасных решений на высшем уровне во время холодной войны.
По мнению французов, обладание ядерным оружием ук
репило претензии Франции на статус мировой державы и на то, чтобы к ее голосу приелушивались во всем мире. Оно ощутимо усилило позицию Франции в качестве одного из пяти членов Совета Безопасности ООН, обладающих пра
вом вето и являющихся ядерными державами. В представле
нии Франции британские средства ядерного устрашения бъти просто продолжением американских, особенно если учесть приверженноетЪ Великобритании к особым отноше
ниям и ее отстраненность от усилий по созданию независи
мой Европы. (То, что ядерная программа Франции получила значительную тайную помощь США, не влечет за собой, как полагают французы, никаких последствий для стратегичес
ких расчетов Франции.) Французские средства ядерного устрашения также укрепили в представлении французов положение Франции как ведущей континентальной держа
вы, единственного подлинно европейского государства, об
ладающего такими средствами.
Честолюбивые замыслы Франции на мировой арене так
же проявились в ее решительных усилиях продолжать иг
рать особую роль в области безопасности в большинстве франкоязычных стран Африки. Несмотря на потерю после долгой борьбы Вьетнама и Алжира и отказ от обширной
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАЦДАРМ
8 1 территории, эта миссия по поддержанию безопасности, а также сохраняющийся контроль Франции над разбросанны
ми тихоокеанскими островами (которые стали местом про
ведения Францией вызвавших много споров испытаний атомного оружия) укрепили убеждение французской элиты в том, что Франция действительно продолжает играть роль в мировых делах, хотя на самом деле после распада колони
альной империи она по сути является европейской держа
вой среднего ранга.
Все вышесказанное подкрепляет и мотивирует претен
зии Франции на лидерство в Европе. Учитывая, что Вели
кобритания самоустранилась и, в сущности, является при
датком США, а Германия бьmа разделенной на протяжении большей части холодной войны и еще полностью не опра
вилась от произошедших с ней в :ХХ веке собьrrий, Франция могла бы ухватиться за идею единой Европы, отождествить себя с ней и единолично использовать ее как совпадающую с представленнем Франции о самой себе. Страна, которая первой изобрела идею суверенного государства-нации и возвела национализм в статус гражданской религии, тем самым совершенно естественно увидела в себе - с тем же эмоциональным пафосом, который когда-то вкладьшался в понятие "la patгie" (Родина), - воплощение независимой, но единой Европы. Величие Европы во главе с Францией бьmо бы тогда величием и самой Франции.
Это особое призвание, порожденное глубоко укоренив
шимся чувством исторического предназначения и подкреп
ленное исключительной гордостью за свою культуру, имеет большой политический смысл. Главное геополитическое пространство, на котором Франция должна бьmа поддержи
вать свое влияние - или, по крайней мере, не допускать господства более сильного государства, - может бьrrь изоб
ражено на карте в форме полукруга. Оно включает в себя
Иберийский полуостров, северное побережье Западного
СредиземноморЪя и Германию до Центрально-Восточной
Европы (см. карту
XI).
Это не только минимальный радиус безопасности Франции, это также основная зона ее полити
ческих интересов. Только при гарантированной поддержке южных государств и Германии может эффективно выпол
няться задача построения единой и независимой Европы во главе с Францией. И очевидно, что в этом геополитическом пространстве труднее всего будет управляться с набираю
щей силу Германией.
82
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
ШIОрбопа фршщузсюiХ особых шrrересов
.Орбопа гep>taнCI
С точки зрения Франции, главная задача по созданию единой и независимой Европы может быть решена пуrем объединения Европы под руководством Франции одновре
менно с постепенным сокращением главенства Америки на
Европейском континенте. Но если Франция хочет форми
ровать будущее Европы, ей нужно и привлекать, и сдержи
вать Германию, стараясь в то же время постепенно ограни
чивать политическое лидерство В ашингтона в европейских делах. В рез
:Ул ь'Рате перед Францией стоят две главные по
литические дилеммы двойного содержания: как сохранить участие Америки - которое Франция все еще считает не
обходимым - в поддержании безопасности в Европе, при этом неуклонно сокращая американское присуrствие, и как сохранить франко-германское сотрудничество в качестве политико-экономического механизма объединения Европы, не допуская при этом занятия Германией лидирующей пози
ции в Европе.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАцдАРМ
8 3
Если бы Франция действительно бьmа мировой держа
вой, ей бьmо бы несложно разрешить эти дилеммы в ходе вьmолнения своей главной задачи. Ни одно из других евро
пейских государств, кроме Германии, не обладает такими амбициями и таким сознанием своего предназначения. Воз
можно, даже Германия согласилась бы с ведущей ролью
Франции в объединенной, но независимой (от Америки)
Европе, но только в том случае, если бы она чувствовала, что Франция на самом деле является мировой державой и может тем самым обеспечить для
Европы безопасность, которую не может дать Германия, зато дает Америка.
Однако Германия знает реальные пределы французской мощи. Франция намного слабее Германии в экономическом плане, тогда как ее военная машина (как показала война в
Персидеком заливе в 1 99 1 г.) не отличается высокой компе
тентностью. Она вполне
ГОДИТСЯ для подавления внутренних переворотов в африканских государствах-сателлитах, но не способна ни защитить Европу, ни распространить свое вли
яние далеко за пределы Европы. Франция - европейская держава среднего ранга, не более и не менее. Поэтому для построения единой Европы Германия готова поддерживать самолюбие Франции, но для обеспечения подлинной безо
пасности в Европе Германия не хочет слепо следовать за
Францией. Германия продолжает настаивать на том, что центральную роль в европейской безопасности должна иг
рать Америка.
Эта реальность, крайне неприятная для самоуважения
Франции, проявилась более четко после объединения Гер
мании. До этого франко-германское примирение выглядело как политическое лидерство Франции с удобной опорой на динамичную экономику Германии. Такое понимание устра
ивало обе стороны. Оно приrлушало традиционные для
Европы опасения в отношении Германии, а также укрепля
ло и удовлетворяло иллюзии Франции, создавая впечатле
ние, что во главе европейского строительства стоит Фран
ция, которую поддерживает динамичная в экономическом плане Западная Германия.
Франко-германское примирение, даже несмотря на не
правильное его истолкование, стало, тем не менее, положи
тельным событием в жизни Европы, и его значение трудно переоценить. Оно обеспечило создание прочной основы для успехов, достигнутых на настоящий момент в трудном про
цессе объединения Европы. Таким образом, оно также пол-
84
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА ностью совпало с американскими интересами и соответ
ствовало давнишней приверженмости Америки продвиже
нию многостороннего сотрудничества в Европе. Прекраще
ние франко-германского сотрудничества бьmо бы роковой неудачей для Европы и катастрофой для позиций Америки в Европе.
Молчаливая поддержка Америки позволила Франции и
Германии продвигать вперед процесс объединения Европы.
Воссоединение Германии, кроме того, усилило стремление
Франции заключить Германию в жесткие европейские рам
ки. Таким образом, б декабря
1 990 г. французский прези
дент и немецкий канцлер объявили о своей приверженмос
ти созданию федеральной Европы, а десять дней спустя
Римская межправительственная конференция по полити
ческому союзу дала - несмотря на оговорки Великобрита
нии - четкое указание
1 2 министрам иностранных дел стран Европейского сообщества подготовить проект дого
вора о политическом союзе.
Однако объединение Германии также резко изменило характер европейской политики. Оно стало геополитичес
ким поражением одновременно и для
России, и для
Фран
ции. Объединенная Германия не только перестала быть младшим политическим партнером Франции, но и автома
тически превратилась в бесспорно важнейшую державу в
Западной Европе и даже в пекотором отношении в мировую державу, особенно через крупные финансовые вклады в поддержку ключевых международных институтов
1 •
Новая реальность вызвала некоторое взаимное разочарование в отношениях Франции и Германии, потому что Германия получила возможность и про.�вила желание формулировать и открыто воплощать свое вИдение будущего Европы по
прежнему в качестве партнера Франции, но больше не в качестве ее протеже.
Для
Франции сокращение политического влияния выз
вало несколько политических последствий. Франции нуж
но бьmо каким-то образом вновь добиться большего влия
ния в НА ТО (от участия в которой она в значительной
1
Например, в процентном отношении к общему бюджету на долю Германии приходится 28,5% бюджета Европейского Союза,
22,8% бюджета НАТО, 8,93% бюджета ООН; кроме того, Герма
ния является крупнейшим акционером Мирового банка и ЕБРР
(Европейского банка реконструкции и развития) .
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ШIАЦДАРМ
85 степени воздерживалась в знак протеста против господства
США), в то же время компенсируя свою относительную слабость более масштабными дипломатическими маневра
-ми. Возвращение в НАТО могло бы позволить Франции оказывать большее влияние на Америку; имеющие место время от времени заигрывания с Москвой или Лондоном могли бы вызвать давление извне как на Америку, так и на
Германию.
В результате этого, следуя скорее своей политике манев
ра, а не вызова, Франция вернулась в командную структуру
НАТО. К 1 994 году Франция снова стала фактическим ак
тивным участником процессов припятня решений в поли
тической и военной сфере; к концу 1 995 года министры иностранных дел и обороны Франции вновь стали регуляр
но присутствовать на заседаниях НАТО. Но небескорыст
но: став полноправными членами альянса, они вновь заяви
ли о своей решимости реформировать его структуру, чтобы добиться большего равновесия между его американским руководством и европейскими участниками. Они хотели, чтобы коллективный европейский элемент занимал более активную позицию и играл более значительную роль. Как заявил министр иностранных дел Франции Эрве де Шаретт в своей речи от
8 апреля 1 996 г.,
"для
Франции главной целью (восстановления партнерских отношений) является заслуживающее доверия и очевидное в политическом пла
не самоутверждение в альянсе как европейского госу
дарства".
В то же время Париж бьш вполне готов тактически ис
пользовать свои традиционные связи с Россией, чтобы сдер
живать европейскую политику Америки и возродить, когда это будет целесообразно, давнее согласие между Францией и Великобританией, чтобы компенсировать возрастание роли Германии в Европе. Министр иностранных дел Фран
ции сказал об этом почти открытым текстом в августе 1996 года, заявив, что, "если Франция хочет играть роль на междуна
родном уровне, ей выгодно существование сильной России и оказание ей помощи в повторном самоутверждении в ка
честве сильной державы", и подтолкнув российского мини
стра иностранных дел ответить, что "из всех мировых лиде
ров у французских руководителей самый конструктивный подход к взаимоотношениям с Россией"2•
2
Цит. по
Le Nouvel Observateur. - 1 996. - Aug. 12.
86
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Изначально вялая поддержка Францией расширения
НАТО на восток - по суrи едва подавляемый скептицизм по поводу его желательности - таким образом явилась в пекотором смысле тактикой, имеющей целью усилить вли
яние Франции в отношениях с Соединенными Штатами.
Именно потому, что Америка "И
Германия бьmи главными сторонниками расширения НАТО, Францию устраивало действовать осмотрительно, сдержанно, высказывать озабо
ченность возможным влиянием этой инициативы на Россию и выступать в качестве самого чуткого европейского собе
седника в отношениях с Москвой. Некоторым представите
лям Центральной Европы даже показалось, что Франция дала понять, что она не возражает против российской сфе
ры влияния в Восточной Европе. Таким образом, разыгры
вание российской карты не только послужило противове
сом Америке и явственно показало Германии намерения
Франции, но и усилило необходимость положительного рассмотрения Соединенными Штатами предложений Фран
ции по реформированию НАТО.
В конечном счете расширение НА ТО потребует едино
гласия среди 1 6 членов альянса. Париж знал, что его молча
ливое согласие было не только крайне необходимо для до
стижения этого единогласия, но и что от Франции требовалась реальная поддержка, чтобы избежать обструк
ции других членов альянса. Поэтому Франция не скрывала намерения сделать свою поддержку расширения НАТО за
логом конечного удовлетворения Соединенными Штатами стремления Франции изменить как баланс сил внутри аль
янса, так и основы его организации.
Попачалу Франция неохотно поддерживала расширение
Европейского Союза на восток. В этом вопросе в основном лидировала Германия при поддержке Америки, но при меньшей степени ее участия, чем в случае расширения
НАТО. В НАТО Франция бьmа склонна уrверждать, что расширение Европейского Союза послужит более подходя
щим прибежищем для бывших коммунистических стран, но, несмотря на это, как только Германия стала настаивать на более быстром расширении Европейского Союза и вклю
чении в него стран Центральной Европы, Франция вырази
ла беспокойство по поводу технических формальностей и потребовала, чтобы Европейский Союз уделял такое же внимание незащищенному южному фланrу - европейско
му Средиземноморью. (Эти разногласия возникли еще в
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЛАIЩАРМ
87 ноябре 1 994 г. на франко-германской встрече в верхах.)
Упор, который Франция делает на этом вопросе, завоевал ей поддержку южноевропейских стран - членов НАТО, та
ким образом максимально усиливая способность Франции к ведению переговоров. Однако в результате увеличился разрыв между геополитическими Представлениями Фран
ции и Германии о Европе, разрыв, который удалось лишь частично сократить благодаря запоздалому одобрению
Францией во второй половине 1 996 года вступления
Польши в НАТО и Европейский Союз.
Этот разрьm бьш неизбежен, учитьmая меняющийся ис
торический контекст. Еще со времени окончания второй мировой войны демократическая Германия признавала не
обходимость примирения Франции и Германии для созда
ния европейского содружества в западной части разделен
ной Европы. Это примирение бьшо крайне важным для исторической реабилитации Германии. Поэтому принятие лидерства Франции бьшо справедливой ценой. В то же вре
мя из-за сохранявшейся советской угрозы по отношению к уязвимой Западной Германии преданность Америке стала важнейшим условием выживания, и это признавали даже французы. Но после развала Советского Союза подчинение
Франции для создания расширенного и в большей степени объединенного Европейского сообщества не бьшо ни необ
ходимым, ни целесообразным. Равноправное франко-гер
манское партнерство - при этом Германия стала теперь, в сущности, более сильным партнером - бьшо более чем справедливой сделкой для Парижа; поэтому французам при
шлось бы просто смириться с тем, что в сфере обеспечения безопасности Германия отдает предпочтение своему заоке
анскому союзнику и защитнику.
После окончания холодной войны эта связь с Америкой стала для Германии еще важнее. В прошлом она защищала
Германию от внешней, но непосредственной угрозы и бьша необходимым условием для конечного объединения страны.
После развала Советского Союза и объединения Германии связь с Америкой стала "зонтиком", под прикрыrием кото
рого Германия могла более открьпо утверждаться в роли лидера Центральной Европы, не создавая при этом угрозы для своих соседей. Связь с Америкой стала не просто сви
детельством добропорядочного поведения, она показала соседям Германии, что тесные отношения с Германией оз
начают также более тесные отношения с Америкой. Все это
8 8
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА позволило Германии более открыто определять свои rеопо
литические приоритеты.
Германия, которая прочно закрепилась в Европе и не предста влял а собой угрозы, оставаясь при этом в безопасно
сти благодаря видимому американскому военному присут
ствию, могла теперь помогать освобожденным странам Цен
тральной Европы влиться в структуру единой Европы. Это была бы не старая "Миттель-Европа"* времен германского империализма, а сообщество экономического возрождения с более дружественными отношениями между странами, стимулируемое капиталовложениями и торговлей Герма
нии, при этом Германия выступала бы также в роли органи
затора в конечном счете формального включения новой "Миттель-Европы" в состав как Европейского Союза, так и
НАТО. Поскольку союз Франции и Германии позволял Гер
мании играть более значительную роль в реmонах, ей боль
ше не бьшо необходимости осторожничать в самоутвержде
нии в зоне своих особых интересов.
На карте Европы зона особых интересов Германии мо
жет быть изображена в виде овала, на западе включающего в себя, конечно, Францию, а на востоке охватывающего освобожденные посткоммунистические государства Цент
ральной и Восточной Европы - республики Балтии, Укра
ину и Беларусь, а также частично Россию (см. карту
XI) .
Во мноmх отношениях в историческом плане эта зона совпа
дает с территорией созидательного культурного влияния
Германии, оказываемого в донационалистическую эпоху на
Центральную и Восточную Европу и Прибалтийские рес
публики городскими и сельскими немецкими колонистами, которые все бьши уничтожены в ходе второй мировой вой
ны. Еще важнее тот факт, что зоны особых интересов фран
цузов (о которых говорилось выше) и немцев, если их рас
сматривать вместе на карте, определяют, в сущности, западные и восточные границы Европы, тогда как частич
ное совпадение этих зон подчеркивает несомненную rеопо
литическую значимость связи Франции и Германии как жизненной основы Европы.
Переломным моментом в вопросе более открытого само
утверждения Германии в Центральной Европе стало урегу
лирование германо-польских отношений в середине 90-х годов. Несмотря на первоначальное нежелание, объединен-
* Mitteleuropa - Центральная Европа
(нем.). - При.м. пер.