Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Резкая преувеличенность кистей при экстравертной позе – это, как правило, показательно очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.
Грубые искажения пропорций фигуры человека (резкая вытянутость, сплющенность, подчеркнутая геометричность, роботообразность) отчасти связаны со сферой общения и обычно указывают на шизоидный вариант развития ребенка. Некоторые авторы полагают, что эти признаки в рисунке человека отражают отклонения в схеме собственного тела.
Показатели тревожности.
Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека. На нее указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные). Тенденция к штриховке (особенно – к размашистой) свидетельствует о тревожности. Самоисправления (особенно частые, бессмысленные: когда они не ведут к улучшению результата) – показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но и практически во всех поведенческих проявлениях. «Тревожная линия» - длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится ее провести всю сразу. К показателям тревоги относиться линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.
Показатели демонстративности.
Наличие украшений, необязательных деталей (сорочки, цветочки на
платье, перья на шляпке, цепочки, бантики и пр.) При выраженной демонстративности дети изображают «демонстративных персонажей» (клоунов, принцесс, бандитов, фей).
Дополнительные показатели по изображению человека.
Девочки больше чем мальчики уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. Пухлые губы у девочки, также, - признак половой идентификации. В случае если мальчик хорошо прорисовывает лицо, то это может указывать на озабоченность своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.
Длинная шея может означать любопытство.
При высокой технике рисования (и только в этом случае) высокодиагностичное отсутствие или редуцированность в рисунке человека каких- либо первостепенных деталей. Так, к примеру, отсутствие или чрезвычайно примитивное изображение ног может указывать на низкую бытовую, житейскую ориентацию ребенка, на возможность ухода от реальной деятельности в сферу воображения.
Дополнительными диагностическими показателями могут служить размеры фигуры и ее расположение на листе. Так, очень маленькая фигурка (особенно – загнанная в угол) рассматривается как признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Иногда маленькую фигурку рисует ребенок с конфликтной самооценкой, надеясь, что на мельком изображении несовершенства техники рисунка не так заметны. Резкое увеличение фигуры может говорить о тревоге, если оно сочетается с другими показателями тревоги.
Показатели хорошего уровня:
· равномерная плотность рисунка (изображение распределено по всему пространству листа; детали такого рисунка, как правило, тематически связаны).
· Адекватность цветового решения: отсутствие не раскрашенных мест
(цветовых пустот).
· Наличие в рисунке перспективы: изображения «не прозрачны» – более далекие объекты частично скрыты за более близкими и имеют относительно меньшие размеры;
Детализированность изображения.
Стандартизированная шкала оценки возрастных норм детализированности в изображении человека для детей 6-7 лет разработана в тесте Йирасека.
Высокий уровень: синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем, не больше туловища. На голове – волосы (или головной убор), уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пальцами. Ноги снизу загнуты. Приведены детали одежды. Может допускаться отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец, но не части лица).
Средний уровень: в изображении есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. Но могут отсутствовать уши, волосы, одежда, пальцы, ступни.
Низкий уровень: примитивный рисунок с туловищем, конечности рисуются простыми линиями.
Пропорциональность объектов.
Соразмерность изображаемых объектов и их частей – важный положительный показатель. К примеру, на рисунке человека длина рук должна соответствовать размерам тела.
Оригинальность изображения.
Хорошо, если изображение типичных видов рисунков несет отпечаток своеобразия, – к примеру, девочка рисует не «принцессу в длинном платье», а «бегущую девочку со скакалкой». Хотя стандартное изображение не является признаком низкого уровня интеллектуального развития, а отражает стремление ребенка овладеть образцом, приобщиться к ценностям своей группы.
Приложение 5
Таблица 2 - Схема стандартизированного наблюдения. Констатирующий эксперимент
№ | Ф.И. ребенка | Чрезмерно скован, не может расслабиться | Болезненно воспринимает оценку сверстников и взрослых | Старается меньше разговаривать /тихий голос | Опускает глаза во время разговора | Не уверен в себе, не решителен | Легко краснеет или бледнеет | Боится публичных выступлений (т.е. отвечать на занятиях | Ощущает себя не защищённым, беспомощным в некоторых ситуациях | Испытывает робость при общении со сверстниками и взрослыми | Зависимость от взрослого; самостоятельно не начинает никаких действий | Избегает ссор | Стремится к одобрению | Стесняется незнакомых людей | Редко «огрызается» на замечания | Склонен играть в одиночестве /с избранными детьми | Не любит привлекать к себе внимание | Зацикливается на своих недостатках | Боится быть неправым / знает ответ, но не отвечает | Итого: |
1 | Полина К. | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 10 |
2 | Стас Б. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 10 |
3 | Гордей М. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 28 |
4 | Витя В. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 14 |
5 | Вова Ф. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 27 |
6 | Захар Л. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 10 |
7 | Виталя И. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 24 |
8 | Артем Г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 8 |
9 | Данил Б | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 27 |
10 | Тимофей З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 15 |
Приложение 6
Протоколы проведения теста тревожности
Констатирующий эксперимент
Имя: Полина К. Возраст: 6 лет Дата: 06.10.22 г.
Рисунок | Высказывание | Выбор | |
Веселое лицо | Печальное лицо | ||
1. Игра с младшими детьми | Не хочет играть в мяч | | + |
2. Ребенок и мать с младенцем | Люблю гулять с мамой | + | |
3. Объект агрессии | Дерется | | + |
4. Одевание | Идет гулять. | + | |
5. Игра со старшими детьми | Интересно играть с мамой | + | |
6. Укладывание спать в одиночестве | Хочется спать с кошечкой, а так страшно | | + |
7. Умывание | Умываться весело | + | |
8. Выговор | Мама злится | | + |
9. Игнорирование | Потому что маленький | + | |
10. Агрессивность | У него отбирают игрушку | | + |
11. Собирание игрушек | Уберет игрушки пойдут в гости | + | |
12. Изоляция | Играют в догонялки | + | |
13. Ребенок с родителями | Фотографируются | + | |
14. Еда в одиночестве | Пьет вкусный сок | + | |