Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – совершенствование механизмов учета интересов человека в процессе управления. Управление, отражающее власть большинства.

Децентрализация (decentralization) – смещение властных полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ – передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.

Закрытая система (closedsystem) – система, не взаимодействующая с внешней средой.

ИМИДЖ – образ менеджера (или фирмы в целом), возникающий при восприятии его (или ее) деятельности и оцениваемый в соответствии с господствующими в обществе интересами и ценностями.

ИНТЕГРАЦИЯ – объединение усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.

Интерактивная группа (interactivegroup) – форма группового принятия решения, когда выбор осуществляется во время встречи сотрудников, имеющих конкретную задачу и цели.

Интуиция (intuition) – способность индивида, не обращаясь к логическим выкладкам, быстро «схватывать» особенности текущей ситуации и принимать решения на основе прошлого опыта.

ИНФРАСТРУКТУРА – совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.

Классическая модель (classicalmodel) – модель принятия решений, основанная на допущении, что менеджеры принимают логически обоснованные решения в соответствии с экономическими интересами организации.

Классическое направление менеджмента (classicalperspective) –возникшее в конце XIX – начале XX вв. направление менеджмента, характеризующееся научным, рациональным подходом к исследованиям процессов управления, когда организации рассматриваются как эффективно функционирующие механизмы.

Команда (team) – группа сотрудников из нескольких отделов, регулярно встречающихся для решения текущих, представляющих общий интерес, проблем; два и более взаимодействующих между собой, координирующих свою, направленную на достижение определенной цели, деятельность.

Коммуникации (communication) – процесс, в ходе которого два человека или более обмениваются и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него.


Компенсационная справедливость (compensatoryjustice) – концепция, утверждающая, что ответственная сторона обязана возместить пострадавшим от ее действий людям причиненный ущерб. Более того, люди не должны нести ответственность за события, которые находятся вне сферы их контроля.

КОМПРОМИСС – соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

Конкуренты (competitors) – организации, оперирующие в одной отрасли или сфере бизнеса и предлагающие свои товары или услуги тем же группам потребителей.

Контроль (controlling) – управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями работников, точным следованием организа­ции по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных интересов, отражающееся на деятельности отдельного человека и социальной группы в целом.

Конфликт (conflictl) – враждебные взаимодействия, когда одна сторона пытается воспрепятствовать целям или намерениям другой.

Концептуальные навыки (conceptualskill) – когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как еди­ное целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей.

Концепция справедливости (justiceapproach) – этическая концепция, утверждающая, что этически корректное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости.

Концепция человеческих ресурсов (humanresourcesperspective) – направление менеджмента, в соответствии с воззрениями сторонников которого разработка рабочих заданий должна осуществляться в соответствии с теориями мотивации, когда работники (основной объект внимания) получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои высшие потребности.

Координация (coordination) – качество сотрудничества между отделами организации. Корпоративное отделение (spin-off). Независимая фирма, производящая товары или услуги, во многом аналогичные тем, которые выпускает бывший работодатель предпринимателя.

Кружок качества (qualitycircle (QC) – группа из 6–12 объединившихся на добровольной основе сотрудников, которые регулярно встречаются для обсуждения и решения проблем, возникающих в процессе их трудовой деятельности.

Культура (culture

) – набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами общества или организации.

Лидер-символ (symbolicleader) – менеджер, который в стремлении изменить корпоративную культуру самостоятельно определяет и использует наиболее адекватные сигналы и символы.

Лидерство (руководство) (leading) – управленческая функция, предполагающая использование влияния менеджера для мотивации ра­ботников к достижению целей организации.

ЛИНЕЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – управление по вертикальной цепочке полномочных звеньев системы управления.

ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – управление, в котором значительное участие принимают функциональные звенья системы управления.

Линейные властные полномочия (lineauthority) – форма властных полномочий, означающая, что менеджеры имеют формальное право управлять и контролировать действия непосредственных подчиненных.

МАТРИЧНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – система управления, основанная на принципе разделения подчиненности по методологическим, организационным, объективным или проектным признакам.

Матричный подход (matrixapproach) – организационная структура, предполагающая одновременное использование функциональной и дивизиональной командных цепочек в одной из частей организации. Матрицу образуют двойные линии властных полномочий.

Менеджер первой линии (first-linemanager) – менеджер, находящийся на первом или втором уровнях управления и несущий непосредствен­ную ответственность за производство товаров и услуг.

Менеджер проекта (projectmanager) – менеджер, несущий ответственность за реализацию определенной рабочей задачи, требующий уча­стия других сотрудников того же организационного уровня.

Менеджер среднего звена (middlemanager) – менеджер, занимающий позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвеча­ющий за деятельность важнейших отделов организации.

Менеджер-интегратор (integratingmanager) – индивид, несущий ответственность за координацию деятельности нескольких отделов или подразделений компании.

Менеджмент (management) – эффективное и производительное достижение целей компании посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организа­ционными ресурсами.

Миссия (mission
) – обоснование необходимости деятельности организации.

МОДЕЛЬ – устройство, воспроизводящее процессы реальной действительности, имитирующее структуру, строение, тенденции. Заместитель оригинала.

Модель Врума–Джаго (VroomJagomodel) – модель, призванная облегчить менеджерам анализ ситуации, в которой принимается реше­ние и предлагается набор правил их принятия.

Модель характеристик рабочих заданий (jobcharacteristicmodel)модель дизайна рабочих заданий, включающая в себя стержневые их измерения, воздействие на критические психологиче­ские состояния и стремление сотрудников к росту.

Мотиваторы (motivators) – факторы, воздействующие на удовлетворение от труда, и опре­деляемые степенью насыщения потребностей высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможности для роста.

Мотивация (motivation) – силы, существующие внутри или вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении оп­ределенных действий.

Невербальные коммуникации (nonverbalcommunication) – сообщения, которые выражаются не словами, а представляют собой отдель­ные действия или поведение людей.

Непрограммируемые решения (nonprogrammeddecision) – выбор, осуществляемый в уникальных, неопределенных и неструктурируемых ситуациях, имеющий важное значение для деятельности организации.

Неуверенность (uncertainty) – ситуация, когда менеджер четко осознает цели, к которым он стремится, но информация о вариантах решений и будущих событиях недостаточна, не позволяет оценить риски и возможные последствия.

Неформальные каналы коммуникации (informalcommunicationchannel) – коммуникативные каналы, никак не связанные ни с формаль­но узаконенными каналами, ни с иерархической структурой организации.

ОБЯЗАННОСТИ – совокупность функций и полномочий, обязательных для выполнения.

Организационная структура (organizationstructure) – «каркас» организации, определяющий комплекс ее формальных задач, взаимоотношения формальной подотчетности и системы, обес­печивающие эффективную координацию деятельности работников отделов.

Организация
(organizing) – управленческая функция, предполагающая назначение рабочих задач, их группировку в отделах компании и распределение ресурсов между ними; размеще­ние организационных ресурсов для достижения стратегических целей.

Основанное на выходах в народ управление (managementbywanderingaround (MBWA) – коммуникативный метод, основанный на непосредственном взаимодействии менеджера и рабочих, которое осуществляется с целью обмена информацией.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – форма зависимости в условиях разделения деятельности, определяющая меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.

Открытая система (opensystem) – система, взаимодействующая с внешней средой.

Парадигма (paradigm) – основополагающий способ мышления, восприятия и понимания мира.

План (plan) – проект движения организации к поставленным целям, включающий в себя схемы распределения ресурсов, различные гра­фики, промежуточные задачи.

Планирование (planning) – определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка не­обходимых для их решения ресурсов.

Подкрепление (reinforcement) – любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения.

ПОЛНОМОЧИЯ – право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.

ПОТРЕБНОСТЬ – совокупность необходимых условий существования и жизнедеятельности человека.

Предприниматель (entrepreneur) – человек, обладающий жизнеспособной идеей коммерче­ского товара или услуги и воплощающий ее на практике.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ – фундаментальные положения, определяющие требования к системе, структуре и организации управления.

Программируемые решения (programmeddecision) – выбор, осуществляемый в ситуациях, достаточно часто возникающих в деятельности организации. Он позволяет менеджменту разработать правила принятия решений в будущем.

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ – команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Референтная власть (referentpower) – возникает вследствие личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожим.

РЕШЕНИЕ – выбор альтернативы и результат управленческого труда.