Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – совершенствование механизмов учета интересов человека в процессе управления. Управление, отражающее власть большинства.
Децентрализация (decentralization) – смещение властных полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации.
ЕДИНОНАЧАЛИЕ – передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.
Закрытая система (closedsystem) – система, не взаимодействующая с внешней средой.
ИМИДЖ – образ менеджера (или фирмы в целом), возникающий при восприятии его (или ее) деятельности и оцениваемый в соответствии с господствующими в обществе интересами и ценностями.
ИНТЕГРАЦИЯ – объединение усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.
Интерактивная группа (interactivegroup) – форма группового принятия решения, когда выбор осуществляется во время встречи сотрудников, имеющих конкретную задачу и цели.
Интуиция (intuition) – способность индивида, не обращаясь к логическим выкладкам, быстро «схватывать» особенности текущей ситуации и принимать решения на основе прошлого опыта.
ИНФРАСТРУКТУРА – совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.
Классическая модель (classicalmodel) – модель принятия решений, основанная на допущении, что менеджеры принимают логически обоснованные решения в соответствии с экономическими интересами организации.
Классическое направление менеджмента (classicalperspective) –возникшее в конце XIX – начале XX вв. направление менеджмента, характеризующееся научным, рациональным подходом к исследованиям процессов управления, когда организации рассматриваются как эффективно функционирующие механизмы.
Команда (team) – группа сотрудников из нескольких отделов, регулярно встречающихся для решения текущих, представляющих общий интерес, проблем; два и более взаимодействующих между собой, координирующих свою, направленную на достижение определенной цели, деятельность.
Коммуникации (communication) – процесс, в ходе которого два человека или более обмениваются и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него.
Компенсационная справедливость (compensatoryjustice) – концепция, утверждающая, что ответственная сторона обязана возместить пострадавшим от ее действий людям причиненный ущерб. Более того, люди не должны нести ответственность за события, которые находятся вне сферы их контроля.
КОМПРОМИСС – соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.
Конкуренты (competitors) – организации, оперирующие в одной отрасли или сфере бизнеса и предлагающие свои товары или услуги тем же группам потребителей.
Контроль (controlling) – управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных интересов, отражающееся на деятельности отдельного человека и социальной группы в целом.
Конфликт (conflictl) – враждебные взаимодействия, когда одна сторона пытается воспрепятствовать целям или намерениям другой.
Концептуальные навыки (conceptualskill) – когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей.
Концепция справедливости (justiceapproach) – этическая концепция, утверждающая, что этически корректное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости.
Концепция человеческих ресурсов (humanresourcesperspective) – направление менеджмента, в соответствии с воззрениями сторонников которого разработка рабочих заданий должна осуществляться в соответствии с теориями мотивации, когда работники (основной объект внимания) получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои высшие потребности.
Координация (coordination) – качество сотрудничества между отделами организации. Корпоративное отделение (spin-off). Независимая фирма, производящая товары или услуги, во многом аналогичные тем, которые выпускает бывший работодатель предпринимателя.
Кружок качества (qualitycircle (QC) – группа из 6–12 объединившихся на добровольной основе сотрудников, которые регулярно встречаются для обсуждения и решения проблем, возникающих в процессе их трудовой деятельности.
Культура (culture
) – набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами общества или организации.
Лидер-символ (symbolicleader) – менеджер, который в стремлении изменить корпоративную культуру самостоятельно определяет и использует наиболее адекватные сигналы и символы.
Лидерство (руководство) (leading) – управленческая функция, предполагающая использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации.
ЛИНЕЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – управление по вертикальной цепочке полномочных звеньев системы управления.
ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – управление, в котором значительное участие принимают функциональные звенья системы управления.
Линейные властные полномочия (lineauthority) – форма властных полномочий, означающая, что менеджеры имеют формальное право управлять и контролировать действия непосредственных подчиненных.
МАТРИЧНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – система управления, основанная на принципе разделения подчиненности по методологическим, организационным, объективным или проектным признакам.
Матричный подход (matrixapproach) – организационная структура, предполагающая одновременное использование функциональной и дивизиональной командных цепочек в одной из частей организации. Матрицу образуют двойные линии властных полномочий.
Менеджер первой линии (first-linemanager) – менеджер, находящийся на первом или втором уровнях управления и несущий непосредственную ответственность за производство товаров и услуг.
Менеджер проекта (projectmanager) – менеджер, несущий ответственность за реализацию определенной рабочей задачи, требующий участия других сотрудников того же организационного уровня.
Менеджер среднего звена (middlemanager) – менеджер, занимающий позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечающий за деятельность важнейших отделов организации.
Менеджер-интегратор (integratingmanager) – индивид, несущий ответственность за координацию деятельности нескольких отделов или подразделений компании.
Менеджмент (management) – эффективное и производительное достижение целей компании посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
Миссия (mission
) – обоснование необходимости деятельности организации.
МОДЕЛЬ – устройство, воспроизводящее процессы реальной действительности, имитирующее структуру, строение, тенденции. Заместитель оригинала.
Модель Врума–Джаго (Vroom–Jagomodel) – модель, призванная облегчить менеджерам анализ ситуации, в которой принимается решение и предлагается набор правил их принятия.
Модель характеристик рабочих заданий (jobcharacteristicmodel) – модель дизайна рабочих заданий, включающая в себя стержневые их измерения, воздействие на критические психологические состояния и стремление сотрудников к росту.
Мотиваторы (motivators) – факторы, воздействующие на удовлетворение от труда, и определяемые степенью насыщения потребностей высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможности для роста.
Мотивация (motivation) – силы, существующие внутри или вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий.
Невербальные коммуникации (nonverbalcommunication) – сообщения, которые выражаются не словами, а представляют собой отдельные действия или поведение людей.
Непрограммируемые решения (nonprogrammeddecision) – выбор, осуществляемый в уникальных, неопределенных и неструктурируемых ситуациях, имеющий важное значение для деятельности организации.
Неуверенность (uncertainty) – ситуация, когда менеджер четко осознает цели, к которым он стремится, но информация о вариантах решений и будущих событиях недостаточна, не позволяет оценить риски и возможные последствия.
Неформальные каналы коммуникации (informalcommunicationchannel) – коммуникативные каналы, никак не связанные ни с формально узаконенными каналами, ни с иерархической структурой организации.
ОБЯЗАННОСТИ – совокупность функций и полномочий, обязательных для выполнения.
Организационная структура (organizationstructure) – «каркас» организации, определяющий комплекс ее формальных задач, взаимоотношения формальной подотчетности и системы, обеспечивающие эффективную координацию деятельности работников отделов.
Организация
(organizing) – управленческая функция, предполагающая назначение рабочих задач, их группировку в отделах компании и распределение ресурсов между ними; размещение организационных ресурсов для достижения стратегических целей.
Основанное на выходах в народ управление (managementbywanderingaround (MBWA) – коммуникативный метод, основанный на непосредственном взаимодействии менеджера и рабочих, которое осуществляется с целью обмена информацией.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – форма зависимости в условиях разделения деятельности, определяющая меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.
Открытая система (opensystem) – система, взаимодействующая с внешней средой.
Парадигма (paradigm) – основополагающий способ мышления, восприятия и понимания мира.
План (plan) – проект движения организации к поставленным целям, включающий в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи.
Планирование (planning) – определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.
Подкрепление (reinforcement) – любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения.
ПОЛНОМОЧИЯ – право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.
ПОТРЕБНОСТЬ – совокупность необходимых условий существования и жизнедеятельности человека.
Предприниматель (entrepreneur) – человек, обладающий жизнеспособной идеей коммерческого товара или услуги и воплощающий ее на практике.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ – фундаментальные положения, определяющие требования к системе, структуре и организации управления.
Программируемые решения (programmeddecision) – выбор, осуществляемый в ситуациях, достаточно часто возникающих в деятельности организации. Он позволяет менеджменту разработать правила принятия решений в будущем.
ПРЯМАЯ СВЯЗЬ – команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Референтная власть (referentpower) – возникает вследствие личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожим.
РЕШЕНИЕ – выбор альтернативы и результат управленческого труда.