Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основой для определения оценки на экзамене служит глубина знаний по дисциплине, умение применять полученные знания для оценки практических ситуаций.
Предлагаются следующие критерии оценки:
«отлично» - студент демонстрирует глубокие знания теоретических положений предмета, умеет применять их к поставленным практическим задачам, отвечает на дополнительные вопросы.
«хорошо» - студент демонстрирует глубокие знания теоретических положений предмета, умеет применять их к поставленным практическим задачам, но не отвечает на дополнительные вопросы.
«удовлетворительно»- студент демонстрирует выборочные знания теоретических положений предмета, частично умеет применять их к поставленным практическим задачам, не отвечает на дополнительные вопросы.
«неудовлетворительно» - студент не владеет базовыми знаниями теоретических положений предмета, не умеет решать поставленные практические задачи, не отвечает на дополнительные вопросы.
Вопросы к экзамену
-
Понятие менеджмента. История возникновения и развития менеджмента -
Школы менеджмента. -
Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. -
Организация как система управления -
Жизненный цикл организации -
Виды организационных структур управления -
Линейно-функциональная структура управления, ее преимущества и недостатки. -
Дивизиональная структура управления, ее преимущества и недостатки. -
Адаптивные структуры управления. -
Бюрократический тип структур, его характерные черты. -
Корпоративная культура. -
Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации. -
Управленческая психология -
Психологические аспекты организации коллектива -
Управление конфликтами и стрессами -
Управленческое решение: понятие и классификация -
Методы и уровни принятия решений -
Кадровый менеджмент как профессия -
Принципы и методы управления персоналом -
Мотивация персонала -
Коммуникации в системе управления фирмой -
Деловая этика. Деловые беседы. Переговоры. Совещания -
Характеристика американской модели менеджмента -
Характеристика японской модели менеджмента -
Характеристика западноевропейской модели менеджмента -
Особенности развития менеджмента в России -
Методы управления -
Влияние материальной, властной и духовной мотивации на выбор методов управления; комплексный подход к применению методов управления. -
Организационно-распорядительные методы управления: характеристика, разновидности. -
Экономические методы управления: характеристика и особенности. -
Социально-психологические методы управления и их значение для развития социальной активности персонала и коллектива в целом. -
Процесс принятия управленческих решений -
Групповая динамика. Основные теории лидерства -
Формальные и неформальные группы, их характеристика. -
Формы власти и влияния -
Стили руководства -
Личность в системе управления -
Стратегическое планирование, выбор стратегии развития предприятия. Опыт разработки стратегии в зарубежных фирмах. -
Управление изменениями в организации -
Факторы эффективности менеджмента
5. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
-
Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. - 800 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=395045 -
Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2009. – 504 с. -
Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 670 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=373936 -
Герчикова И. Н. Менеджмент: [учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления] / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб и доп. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 500 с. -
Мескон М. Х. Основы менеджмента : [учебное пособие] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - 3-е изд. - М. : СПб : Киев : Вильямс, 2008. - 665 с.
Дополнительная литература
-
Глухов, В. В. Менеджмент : учеб. для студентов экон. специальностей вузов / В. В. Глухов. - 3-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 600 с. -
Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, испр. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с. -
Грошев, И. В. Служебное совещание / И. В. Грошев, А. А. Поздняков. – СПб. : Питер, 2005. -
Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения /Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 288 с. (Настольная книга бизнесмена). -
Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2002. – 464с. -
Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 398с. -
Имаи , М. Кайдзен - Kaizen : The key to japan's competitive success : ключ к успеху японских компаний / М. Имаи ; пер. с англ. Т. Гутман; науч. ред. Ю. Адлер .— 3-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007 -
Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента : учеб. пособие по специальности "Менеджмент орг." / Н. И. Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М. : Новое знание, 2009. - 336 с. -
Кантор, В. Е. Менеджмент : [учеб. пособие] / В. Е. Кантор, Г. А. Маховикова. - М. : Эксмо, 2009. - 201 с. -
Карлеф, Б. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели / Б. Карлеф, Ф. Х. Левингсон. – СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2007. -
Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития: Курс лекций. – М.: Ступени, 2002. – 256с. -
Кравченко А.И. История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 352с. -
Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес /Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – СПБ.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004. – 267 с. -
Коротков, Э. Концепция менеджмента / Э. Коротков. – М. : Дека, 2003. -
Кемпбелл Э., Лачс К.С. Стратегический синергизм /Пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 416с. -
Мазур, И. И. Всеобщая история менеджмента / И. И. Мазур, В. Т. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. – М. : Элима, 2007. -
Маршев В.И. История управленческой мысли. Учебник. – М.: Инфра-М, 2005. –731 с. -
Маленков Ю.А. Современный менеджмент: Учебник. – СПб.: Экономика, 2010. – 440 с. -
Монден, Я. Система менеджмента Тойоты - The Toyota Management System / Я. Монден ; пер. с англ. под ред. С. М. Заверского [ др.] .— Москва : Институт комплексных стратегических исследований, 2007 -
Маллинз, Л. Менеджмент и организационное поведение : учеб.-практ. пособие : пер. с англ. / Л. Маллинз. – Минск : Новое знание, 2003. – 1039 с. -
Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение : пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, . Дэвис. – СПб. : Питер, 2000. – 448 с. -
Оу, И. Японский менеджмент : прошлое, настоящее и будущее : [перевод] / И. Оу ; под ред. и с предисл. к русск. изд. В. А. Спивака .— М. : Эксмо, 2007 -
Оучи, У. Методы организации производства: японский и американский подходы / У. Оучи. – М. : Экономика, 1990. -
Орлов, А. И. Теория принятия решений : учебник / А. И. Орлов. – М. : Изд-во «Экзамен», 2006. -
Робинс, Стивен, П., Коултер, Мэри. Менеджмент, 6-е издание. /Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 880с. -
Салмон Р. Будущее менеджмента/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 298с. -
Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408с. -
Семенов, А. К. Этика менеджмента : учебное пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова .— 2-е изд. — М. : Дашков и Ко, 2007 . -
Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н., – СПб.: Питер, 2005. – 496 с. -
Тейлор, Ф. Принципы научного управления / Ф. Тейлор. – М. : Контроллинг, 1991. Теория системного менеджмента. Учебник / Под общ. ред. П.В. Журавлева и др. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с. -
Технология корпоративного менеджмента: Учеб. пособие. /Под ред. И.В.Мишуровой, Н.Ф.Новосельской. – М.: ИКЦ МарТ, 2004. – 544 с. -
Тронин, Ю. Н. Управленческие решения : учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Тронин, Ю. С. Масленченков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -
Файоль, А. Общее промышленное управление / А. Файоль. – М. : Экономика, 1989. -
Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения / Г. Форд. – М. : Финансы и статистика, 1989. -
Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации : пер. с англ.; под ред. В. А. Спивака. – СПб. : Питер, 2001. -
Шермерорн, Дж. Организационное поведение. – 8-е изд. : пер. с англ. / Дж. Шермерорн, Дж. Хант, Р. Осборн ; под ред. Е. Г. Молл. – СПб. : Питер, 2004. – 637 с. -
Уткин, Э. А. История менеджмента / Э. А. Уткин. – М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» : Изд-во ЭКМОС, 2007. -
Хамел Г., Прохалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня/ Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2002. – 288 с. -
Хаксевер К., Рендер Б., Рассел. Р, Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. – 2-е изд. / Пер. с англ./ Под ред. В.В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
Интернет-ресурсы
-
Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. - (Серия "Высшее образование")/Басовский Л. Е. ИНФРА-М, 2000. - 216 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=42901 -
Менеджмент: Учеб. пособие / Ред. Э.М. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 220 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=63629 -
Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 283 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=123084
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«Менеджмент»
специальность: «Финансы и кредит»
Спасск-Дальний
2009
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1.1. Понятие менеджмента. История возникновения и
развития менеджмента
Понятие менеджмента. Связь менеджмента с другими областями деятельности. Функции менеджмента. Методы менеджмента. Подсистемы менеджмента. Исторические этапы становления менеджмента. Особенности управления на каждом этапе.
В результате изучения данной темы студент должен иметь представление:
- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
- об исторических предпосылках возникновения менеджмента как науки;
- о существующих подсистемах менеджмента.
знать:
- историю возникновения менеджмента;
- определение менеджмента;
- методы менеджмента;
- функции менеджмента.
Управление (менеджмент) развилось в ответ на необходимость объяснить «почему» и «вследствие чего» преуспевают или рушатся организации. Что может сделать руководитель для обеспечения успеха организации?
В XX веке менеджмент стал рассматриваться как наука. Новое направление отличалось от предшествующих широким применением математических и статистических методов, различных количественных дисциплин в принятии управленческих решений.
Под операционным менеджментом сегодня понимают область менеджмента, непосредственно связанную с процессами и технологиями производства товаров и услуг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют математические методы, и прежде всего прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массового обслуживания, построение графиков производства, моделирование, анализ безубыточности.
Относительно новой областью менеджмента являются управленческие информационные системы, призванные своевременно и эффективно (с точки зрения затрат) обеспечивать менеджеров необходимыми им данными и сведениями.
Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»? Ответ:
Управление является более широким понятием, чем менеджмент.
Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.
Управлять можно:
• автомобилем;
• самолетом;
• яхтой;
• распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, тепло, финансовые средства, полномочия);
• коллективом;
• отдельным человеком;
• биологическим объектом (дрессированное животное);
• совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун лошадей, стадо коров, отара овец);
• развитием биологических объектов.
Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей:
• отдельному человеку;
• коллективу — общности людей по признаку единства деятельности (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс);
• социуму — общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).
Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.
Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.
Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.
Формальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Неформальная организация – спонтанно возникающая группа, в которой люди достаточно регулярно взаимодействуют.
Характеристики организации:
1) Ресурсы. Цель организации – преобразование ресурсов (люди, капитал, материалы, технология, информация) для достижения результатов.
2) Зависимость от внешней среды (экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технологии).
3) Горизонтальное разделение труда (разделение всей работы на составляющие компоненты – «Один – у штурвала, другой – у парусов»). Сложные организации на горизонтальном уровне создают подразделения.