Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

МЕНЕДЖМЕНТ 3

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 24

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем 24

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 24

Линейная структура управления 42

Функциональная структура управления 42

Дивизионная структура управления 43

Матричная структура управления 43

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 75

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 75

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем 75

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 75

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 85

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 85

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем 85

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 85

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 92

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 92

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем 92

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 92

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 101

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 101

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем 101

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 106

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 106

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем 106

ГЛОССАРИЙ 106

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 122

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 122

Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем 122

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 122

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 16

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 68

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 78

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 85

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94

ГЛОССАРИЙ 99

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 108

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ


Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

Курс -_2_, семестр _3_.

Лекции _34_ часа.

Практические занятия - _17_ час.

Семинарские занятия – ___ час.

Лабораторные работы - ___час.

Самостоятельная работа – _85___ час.

Всего - _136__ час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет: ____ семестр

Экзамен: __3____ семестр

Рабочая программа составлена на основании типовой программы ГОС ВПО и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры от 01.06.09 № 10

Заведующая кафедрой _________________________________ А.А.Кравченко

Составитель (ли) _____________________________________Е.В. Лагунова

Аннотация


  1. Цель и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности, а также заложить потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера.

Задачи дисциплины:

– обучить студентов основным тенденциям развития менеджмента в современных условиях; теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией, комплексному подходу к рассмотрению проблем организации и принятию управленческих решений;

– развить у студентов самостоятельность мышления при разработке концепции формирования хозяйственной организации и ее структуры, творческий подход при анализе и оценке конкретных практических ситуаций в различных областях деятельности организации;

– способствовать приобретению практических навыков в области постановки целей организации, проектирования организационной структуры, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, а также оценке эффективности управления.

Предмет курса:

1) свойства, функции, структура менеджмента, взаимодействие его составных частей в процессе функционирования;

2) объективные закономерности, присущие менеджменту, развитие исовершенствование их функционирования.

В качестве основной

гипотезы, определяющей существо курса «Менеджмент», может быть использована следующая: имеется некая методология, позволяющая исследовать существующие тенденции в области применения общей теории менеджмента, выявлять отклонения в их функционировании, определять критерии эффективности, формулировать принципы построения оптимальных структур.

В результате изучения дисциплины «Менеджмент» студент должен знать:

– современные подходы к определению сущности и содержания менеджмента;

– содержание процесса управления;

– существующие организационные структуры и методы их построения;

– сущность процесса принятия управленческих решений;

– методы управления конфликтами и изменениями;

– достоинства и недостатки существующих моделей менеджмента;

– возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике.

В результате изучения дисциплины «Менеджмента» студент должен уметь:

– владеть методами подготовки и реализации управленческих решений, построения организационных структур управления, налаживания коммуникаций, мотивации работников, разрешения конфликтов;

– решать возникающие проблемы в режиме реального времени;

– анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам менеджмента;

– активно использовать знания в области менеджмента в реализации профессиональных навыков.


  1. Место дисциплины в структуре учебного плана

Учебная дисциплина «Менеджмент» является дисциплиной федеральной части профессионального цикла ОПД. Изучение дисциплины «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

– современные подходы к определению сущности и содержания менеджмента;

– содержание процесса управления;

– существующие организационные структуры и методы их построения;

– сущность процесса принятия управленческих решений;

– методы управления конфликтами и изменениями;

– достоинства и недостатки существующих моделей менеджмента;

– возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике.


В результате изучения дисциплины «Менеджмента» студент должен уметь:

– владеть методами подготовки и реализации управленческих решений, построения организационных структур управления, налаживания коммуникаций, мотивации работников, разрешения конфликтов;

– решать возникающие проблемы в режиме реального времени;

– анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам менеджмента;

– активно использовать знания в области менеджмента в реализации профессиональных навыков.

Владеть:

- современными методами и инструментами менеджмента

- навыками самостоятельной исследовательской и управленческой работы.

4. Формы и методы обучения

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

Формы организации учебного процесса по данной дисциплине представляют собой сочетание лекционных и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов, которая предлагает более глубокую проработку актуальных вопросов, включенных в тематический план по данной дисциплине при подготовке к семинарским занятиям.

В процессе обучения целесообразно использовать деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения, а также компьютеры, организовывать экскурсии на предприятия и выставочные центры.

В преподавании курса «Менеджмент» при проведении семинарских занятий используются следующие инновационно-педагогические технологии:

Совместная работа студентов – предполагает освоение обучающимися технологий коллективного принятия решений, выработки общей стратегии действий и поиска решений возникающих проблем. Данные технологии успешно используются в выполнении групповых заданий (проектов), разрабатываемых студентами в процессе проведения деловой игры.

Деловая игра – метод, подразумевающий имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности.


Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания докладов (презентаций), а также дискуссий.

Тематика рекомендуемых групповых дискуссий приводится по каждой теме семинарских занятий.

Все это позволяет студентам освоить методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, его технологию и экономический механизм.

5. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 136 часов, в т.ч. лекций 34 часа, практических занятий 17 часов, самостоятельной работы 85 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.

6. Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена в 3 семестре.
2. Структура и содержание теоретической части курса (34 часа)

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (6 часов)

Тема 1.1. Понятие менеджмента. История возникновения и

развития менеджмента

Понятие менеджмента. Связь менеджмента с другими областями деятельности. Функции менеджмента. Методы менеджмента. Подсистемы менеджмента. Исторические этапы становления менеджмента. Особенности управления на каждом этапе.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

- об исторических предпосылках возникновения менеджмента как науки;

- о существующих подсистемах менеджмента.

знать:

- историю возникновения менеджмента;

- определение менеджмента;

- методы менеджмента;

- функции менеджмента.

Тема 1.2. Школы менеджмента

Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений. Современная школа управления.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- представителей каждой школы управления;

- принципы управления каждой школы;

- методы управления каждой из школ;

- подходы управления современной школы.

Тема 1.3. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Планирование как функция менеджмента. Организация как функция менеджмента. Мотивация как функция менеджмента. Контроль как функция менеджмента.

В результате изучения данной темы студент должен