Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[2, 3, 4, 8, 31, 43]

2.2. Школа научного управления (рационалистическая школа)

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Формирование менеджмента как науки, классификация подходов к проблемам управления.

2. Основные положения школы научного управления. Вклад Ф.Тейлора в развитие теории менеджмента.

3. Концепция «экономического человека» как основа системы Тейлора. Развитие идей Тейлора в трудах его последователей.

Тема для последующей дискуссии: Какое влияние оказала школа научного управления на формирование современного менеджмента?

Литература: [2, 3, 4, 8, 31, 43]

2.3. Классическая (административная) школа управления

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Основные подходы сторонников классической школы к проблемам управления организацией.

2. Основа концепции Файоля в исследованиях процесса управления.

3. Принципы управления, сформулированные Файолем: их значение на современном этапе.

Тема для последующей дискуссии: Какие положения и принципы классической (административной школы) используются в современном менеджменте?

Литература: [2, 3, 4, 8, 31, 37, 43]

2.4. Школа психологии и человеческих отношений

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Человек и его поведение – основа школы психологии и человеческих отношений.

2. Основные положения школы.

3. Значение Хоторнского эксперимента в формировании основных положений доктрины «человеческих отношений».

Тема для последующей дискуссии: Какие факторы оказывают влияние на формирование потребностей?

Литература: [2, 3, 4, 8, 31, 37, 43]

2.5. Школа науки управления (количественная школа)

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Основные направления школы науки управления.

2. Методологические подходы в исследованиях: системный, процессный, ситуационный; их сущность.

3. Роль количественных методов и системного анализа в управлении.

Тема для последующей дискуссии: В чем суть системного подхода и системного анализа?

Литература: [2, 3, 4, 8, 31, 37, 43]

2.6. Модели менеджмента и их характеристика

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Американская модель менеджмента и ее характеристика.


2. Японская модель менеджмента и ее сущность.

3. Характеристика западноевропейской модели менеджмента.

Тема для последующей дискуссии: В чем состоят особенности современного американского и западноевропейского менеджмента?

Литература: [2, 3, 6, 13, 16, 29, 30, 37]

2.7. Особенности развития менеджмента в России

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы развития российского менеджмента в условиях общественной формы собственности.

2. Развитие российского менеджмента в условиях рынка.

3. Основные результаты развития рыночной экономики за последнее десятилетие.

Тема для последующей дискуссии: Чем вызван переход российской экономики на рыночные отношения и были ли другие альтернативы?

Литература: [3, 4, 8, 23, 31, 37, 43]

Тема 3. Организация как система управления

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Организация как открытая система управления. Внутренняя и внешняя среда организации.

2. Законы организации.

3. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Тема для последующей дискуссии: Как осуществляется связь внешней среды с процессами внутри функционирующей организации?

Литература: [3, 4, 7, 9, 10, 47]

Тема 4. Организационная структура управления

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Проектирование организационной структуры. Организация взаимоотношений между линейными и аппаратными полномочиями.

2. Типы организационных структур: бюрократический и адаптивный.

3. Формирование корпоративных структур. Организационные структуры предприятий будущего.

Тема для последующей дискуссии: Возможна ли «демократическая иерархия»?

Литература: [2, 3, 4, 10, 13, 23]

Тема 5. Функции менеджмента

5.1. Планирование

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления.

2. Планирование как стадия процесса управления: постановка целей, прогнозирование, стратегическое и текущее планирование.

3. Иерархический характер системы целей, управление по целям.

Тема для последующей дискуссии: Какова роль и содержание функции планирования в отечественных организациях в условиях рыночной экономики?



Литература: [1, 2, 3, 4, 9, 15, 22]

5.2. Организация

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Основные составляющие функции организации.

2. Реорганизация структур в соответствии с изменением внешней и внутренней среды.

3. Организационная культура.

Тема для последующей дискуссии: Какие взаимосвязи существуют между стратегией и организационной структурой?

Литература: [2, 3, 4, 9, 15, 22, 39, 45]
5.3. Координация

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Роль координации в управленческом процессе.

2. Способы и средства взаимодействия между подсистемами организации.

3. Коммуникации в управленческом процессе.

Тема для последующей дискуссии: Почему эффективные коммуникации важны для руководителей и организации?

Литература: [3, 4, 7, 19]

5.4. Мотивация

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Первоначальные концепции мотивации. Основные направления эволюции современных теорий мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

Тема для последующей дискуссии: Какие виды мотивирования применяются в современных организациях?

Литература: [2, 3, 4, 9, 35, 36, 49]

5.5. Контроль

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Роль функции контроля в процессе управления.

2. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

3. Этапы процесса контроля и его эффективность.

4. Специфика контроля и контроллинга.

Тема для последующей дискуссии: Какое различие между контролем и контроллингом?

Литература: [1 ,2, 3, 4, 9, 30, 23, 28]

Тема 6. Методы управления

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Классификация и мотивационная направленность различных методов управления.

2. Организационно-распорядительные методы управления.

3. Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям.

4. Социально-психологические методы управления и их роль на современном этапе.

Тема для последующей дискуссии: Какова взаимосвязь между методами управления, потребностями и мотивацией?

Литература: [3, 4, 35, 36, 49]

Тема 7. Процесс принятия управленческих решений

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Классификация управленческих решений и их роль в процессе управления.

2. Этапы процесса принятия решения.

3. Моделирование в принятии решений.

Тема для последующей дискуссии: Какое влияние поведенческие факторы оказывают на принятие решений?


Литература: [2, 3, 4, 30, 33, 50]

Тема 8. Групповая динамика. Основные теории лидерства

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Формальные и неформальные группы и организации и их характеристика.

2. Проблемы управления неформальной организацией.

3. Общая характеристика теорий и подходов к лидерству.

Тема для последующей дискуссии: В чем различие между управлением и лидерством?

Литература: [2, 3, 4, 20, 23, 36, 49]

Деловые игры

  1. Деловая игра «Менеджер».

Для практического закрепления материала, темы 3, 4, 5, 6, 7, 12 целесообразно объединить в одну деловую игру «Менеджер», предполагающую создание в студенческой группе 4 – 6 предприятий (фирм) в зависимости от численности группы. Студентам предлагается осуществить процесс управления в этих предприятиях: определив вид деятельности своего предприятия и его организационно-правовую основу, реализовать все функции менеджмента: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Студенты должны сформулировать миссию и цели фирмы, разработать стратегию и бизнес-план, осуществить мотивацию сотрудников фирмы и процесс контроля; сформулировать проблему и принять управленческое решение, смоделировать конфликтную ситуацию и пути ее преодоления.

Результаты проведения деловой игры оформляются в виде отчета и защищаются каждым предприятием публично перед всей группой. По результатам защиты каждое предприятие получает оценку, что дает возможность выявить победителя.

  1. Деловая игра «Полет на луну».

В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.


Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

Утверждение кандидатуры на должность директора филиала фирмы

Время проведения – до 30 минут.

  1. Деловая игра «Назначение директора».

Участники деловой игры:

1) директор;

2) первый заместитель директора;

3) заместитель директора (мужчина);

4) начальник отдела кадров (женщина).

Краткая характеристика ситуации

Многопрофильная посредническая фирма, расположенная в г. Москве, имеет несколько филиалов в самой Москве и в Подмосковье. Имеет длительные деловые контакты с Красногорским механическим заводом по сбыту оптических приборов (фотоаппараты / кинокамеры, бинокли и т.п.) и планирует открыть свой филиал в Красногорске. На утверждение Совета фирмы выдвинуты две кандидатуры на должность директора филиала: давний, но не близкий знакомый директора Оболенский А.А. и один из работников Красногорского завода Иванов И.И.

План:

1) Выбрать участников игры;

2) Дать директору первый лист с биографическими данными и проводить его за дверь;