Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


знать:

- функции менеджмента;

- особенности и этапы планирования;

- сущность организации как функции менеджмента;

- виды мотивации;

- принципы осуществления контроля.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (6 часов)

Тема 2.1. Организация как система управления

Организация как система управления. Общие признаки организаций. Классификация организаций по различным признакам. Формальная и неформальная организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- понятие организации;

- общие признаки организации;

- понятие формальной и неформальной организаций;

- факторы внешней и внутренней среды;

- цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.
Тема 2.2. Жизненный цикл организации

Понятие жизненного цикла организации. Стадии жизненного цикла организации: характерные черты и причины наступления. Стадия зарождения. Стадия становления. Стадия развития. Стадия спада. Стадия банкротства и ликвидации.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- стадии жизненного цикла организации и их особенности;

- поведение организации при переходе в определенную стадию жизненного цикла;

уметь:

- определять стадию жизненного цикла организации по имеющимся данным.

Тема 2.3. Виды организационных структур управления

Понятие организационной структуры управления. Бюрократические и адаптивные оргструктуры. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Дивизионная структура управления. Матричная структура управления.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- виды структур управления;

- достоинства и недостатки каждой структуры управления;

уметь:

- выбирать определенный вид организационной структуры управления в зависимости от характерных черт и потребностей организации.

РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (6 часов)

Тема 3.1. Управленческая психология

Понятие управленческой психологии. Типы темперамента. Способности человека. Характер. Воля. Мыслительная деятельность.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о составляющих управленческой психологии;

уметь:

- определять тип темперамента;


- выбирать определенную модель поведения в зависимости от психологических особенностей партнера.

Тема 3.2. Психологические аспекты организации коллектива

Принципы организации трудового коллектива. Руководство: власть и партнерство. Стили управления руководителя. Референтные группы.

Понятие лидерства. Типы лидеров в коллективе. Причины появления и методы борьбы с негативными лидерами.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- принципы организации коллектива;

- стили управления руководителя;

- понятие референтных групп в коллективе;

- понятие лидера в коллективе;

- типы лидеров;

- методы борьбы с негативными лидерами.

уметь:

- определять стиль руководства;

- применять методы борьбы с негативными лидерами.

Тема 3.3. Управление конфликтами и стрессами

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификации конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт личность-группа, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Стресс. Причины возникновения стресса. Методы борьбы со стрессом.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- понятие конфликта;

- особенности объекта конфликта;

- виды конфликтов;

- методы управления конфликтами;

- последствия конфликтов;

- понятие стресса;

- причины стресса;

- методы борьбы со стрессом.

уметь:

- применять на практике изученные методы управления конфликтами.

РАЗДЕЛ 4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (6 часов)

Тема 4.1. Управленческое решение: понятие и классификация

Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по различным классификациям.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о видах управленческих решений.

Тема 4.2. Методы и уровни принятия решений

Методы принятия решений. Метод Дельфи: характерные черты и условия применения. Метод брейнсторминга, или метод «мозгового штурма»: характерные черты и условия применения.

Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.



В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- различные методы принятия решений;

- уровни принятия решений;

уметь:

- выбирать метод принятия решения в зависимости от ситуации.

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА (6 часов)

Тема 5.1. Кадровый менеджмент как профессия

Кадровый менеджмент как профессия. Понятие персонала. Классификация персонала. Деятельность по управлению персоналом в организации. Карьера и управление деловой карьерой.

Профессиональный профиль HR-менеджера (менеджера по персоналу): профессиональные качества и функции. Рекрутинговые агентства.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о роли кадрового менеджмента;

- об управлении персоналом в организации;

- о карьере и ее видах;

- о профессиональных качествах HR-менеджера;

- о функциях HR-менеджера;

- о принципах функционирования рекрутинговых агентств.

Тема 5.2. Принципы и методы управления персоналом

Принципы управления персоналом. Классификация методов управления персоналом. Организационно-распорядительные методы управления персоналом. Экономические методы управления персоналом. Социально-психологические методы управления персоналом.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- принципы управления персоналом;

- методы управления персоналом: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

Тема 5.3. Мотивация персонала

Понятие мотивации. Критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Связь потребностей и мотивации.

Классификация теорий мотивации. Обзор и сравнение содержательных теорий мотивации. Обзор и сравнение процессуальных теорий мотивации.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- понятие мотивации;

- понятие и классификацию потребностей;

- различные теории мотивации.

РАЗДЕЛ 6. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 часа)

Тема 6.1. Коммуникации в системе управления фирмой

Вербальные и невербальные коммуникации. Коммуникативные барьеры.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- видах коммуникаций;

- о методах преодоления коммуникативных барьеров;

- фазах делового общения.


Тема 6.2. Деловая этика. Деловые беседы. Переговоры. Совещания

Правила подготовки и проведения деловой беседы. Правила подготовки и ведения переговоров. Традиции и культурные особенности при ведении переговоров с иностранными партнерами. Проведение рабочих совещаний. Трудности, возникающие во время совещания.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о традициях и культурных особенностях при ведении переговоров с иностранными партнерами;

знать:

- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

уметь:

- составлять план беседы, совещания, переговоров;

- преодолевать возникающие трудности при проведении совещаний.

Раздел 7. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА (2 часа)

Японский менеджмент. Американский менеджмент. Европейский менеджмент. Особенности российского менеджмента. Основные факторы, определяющие формирование модели менеджмента: тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений, национальные особенности.

7.1. Характеристика американской модели менеджмента

Основные исторические предпосылки современного американского менеджмента. Корпорация как основная организационно-правовая форма частного предпринимательства. Стратегическое управление в американских корпорациях и его значение в конкурентной борьбе. Партисипативное управление как способ совершенствования использования человеческого потенциала в организации. Американская практика подбора руководящих кадров. Основная задача американского менеджмента на современном этапе.

7.2. Характеристика японской модели менеджмента

Сущность японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему по возрасту.

Система оплаты труда, корпоративный дух фирмы как средство мотивации, система пожизненного найма, продвижение по старшинству, управление качеством, система организации труда. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента. «Японизация» в менеджменте американских и западноевропейских фирм.

7.3. Характеристика западноевропейской модели менеджмента

Основные принципы концепции государственного регулирования экономики М.Кейнса и ее отражение в моделях «социального рыночного хозяйства» (ФРГ) и «шведской модели социализма».

Основные положения социального рыночного хозяйства Л.Эрхарда. Социальное партнерство как тип отношений между предпринимателями и работниками. Основа шведской модели социализма. Сравнение европейской и американской моделей менеджмента. Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе.


7.4. Особенности развития менеджмента в России

Развитие теории и практики управления в 20-30-е годы. А.А. Богданов как основоположник всеобщей организационной науки. Механизмы и принципы науки-организации.

Вклад О.А.Ерманского в развитие научной организации труда и создание теории социалистической рационализации.

Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный период, усиление командно-административных методов.

Первая реформа системы управления экономикой 1965 г. Изменение системы планируемых показателей, создание фондов экономического стимулирования на предприятиях.

Вторая экономическая реформа 1979 г. Введение новых плановых показателей и нормативов.

Перестройка 1985 г., решение о создании целостной системы управления. Проведение экономических экспериментов по проверке результатов новых методов планирования и управления.

Переход от плановой системы к регулируемому рынку. Формирование рыночного механизма управления. Процесс проведения приватизации и переход к рыночным ценам – основные вехи нового этапа рыночных отношений. Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие.
3. Содержание практической части курса (17 часов)

Цель семинарских занятий – помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах менеджмента и изучить подходы к принятию решений по практическим управленческим ситуациям.

При подготовке к занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.

Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания докладов, подготовленных студентами по соответствующим вопросам, дискуссий, деловых игр и разбора конкретных ситуаций.

Тематика рекомендуемых групповых дискуссий приводится по каждой теме семинарских занятий.

Тема 1. Введение в менеджмент (2 часа)

Тема 2. История менеджмента (3 часа)

Тема 3. Организация как система управления (2 часа)

Тема 4. Организационная структура управления (2 часа)

Тема 5. Функции менеджмента (2 часа)

Тема 6. Методы управления (2 часа)

Тема 7. Процесс принятия управленческих решений (2 часа)

Тема 8. Групповая динамика. Основные теории лидерства (2 часа)
4. Контроль достижения целей курса