Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 839

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

1.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ

1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

1.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1.4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1.5. РЕСУРСЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА

2.3. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Радиационное загрязнение инициирует облучение человека и природных объектов ионизирующими излучениями, которые, проходя через живые ткани, нарушают нормальное функционирование клеток организма, что приводит к патологическим изменениям в нем.Ионизирующее излучение в зависимости от физического механизма распада ядер атомов химических элементов проявляется в виде альфа-, бета- и гамма-излучения.Порции альфа- и бета-излучения называют альфа- и бета-частицами соответственно, а порции гамма-излучения - гамма-квантами, гамма-частицами или фотонами.Поражающее действие радиоактивных веществ и излучений характеризуется дозой облучения, то есть количеством переданной организму энергии в результате воздействия ионизирующих излучений. Основными видами доз облучения являются: доза поглощенная (или просто доза) - фундаментальная доза, метрическая величина; доза эквивалентная.Поглощенная доза облучения - это количество энергии ионизирующего излучения, поглощенное единицей массы вещества. В системе СИ поглощенная доза измеряется в джоулях, деленных на килограмм (Дж/кг), и имеет специальное название - грей (Гр). Внесистемная единица - рад; 1 рад равен 0,01 грея.Эквивалентная доза облучения - поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на взвешивающий коэффициент W, отражающий поражающую способность данного вида излучения.Для различных видов излучения при расчете эквивалентной дозы коэффициенты W принимаются равными указанным далее величинам:

2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

4.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ

4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ

5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ

6.2. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

7.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕВДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Техническое обслуживание и ремонт вооружения и военной техники. Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии вооружения и военной техники при использовании по назначению или при хранении.

Повседневное техническое обслуживание включает контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание. Во всех случаях техническое обслуживание должно обеспечить постоянную готовность вооружения и техники к использованию, безопасность эксплуатации, устранение причин, вызывающих преждевременный износ и поломки составных частей, надежную работу вооружения и техники в течение установленных межремонтных сроков, а также минимальный расход эксплуатационных материалов.

Контрольный осмотр боевых, специальных и транспортных машин проводится перед выходом из парка, в пути (на остановках и привалах), в ходе занятий и учений. С природоохранной точки зрения важными его элементами являются:

  • проверка заправки топливом, смазочными материалами, водой;

  • выявление утечек воды, масла, горючего;

  • устранение причин неисправности при выявлении утечек.

  • Насколько важен последний элемент, можно судить, исходя из следующего примера.

Если происходит утечка бензина или масла со скоростью одна капля в секунду, то за сутки на грунт попадает около 4,5 литра загрязняющего природную среду продукта, который в конечном счете появится в воде, а один литр масла способен испортить миллион литров воды, то есть количество воды, помещающейся в 20 железнодорожных цистернах.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) вооружения и военной техники проводится по окончании занятия (этапа учения, работы) в целях определения технического состояния и предотвращения ускоренного износа под воздействием грязи, влаги, остатков едких жидкостей и веществ, а также для приведения в готовность к предстоящим действиям.

В ходе ЕТО узлы, агрегаты и детали машины чистятся, моются, смазываются; устраняются выявленные неисправности; выполняются крепежные и регулировочные работы. До начала ЕТО, в ходе его или по завершении производится заправка машин топливом, маслами, охлаждающими жидкостями на полевых заправочных пунктах, организуемых в подразделениях и при складе горючего части.

При выявлении неисправностей, неустранимых силами экипажа, производится
текущий ремонт машин с помощью передвижных ремонтных средств батальона (дивизиона) или части.

Все операции по заправке, техническому обслуживанию и ремонту ВВТ связаны с неизбежным выбросом на грунт загрязненных вод, нефтепродуктов, использованных обтирочных материалов, упаковок, мелких резинотехнических изделий и других деталей. Поэтому все операции должны выполняться на специально подобранных площадках с твердым грунтом или низким травяным покровом, укрытых от наземного наблюдения. Такая площадка оборудуется сточными канавками, групповыми сборниками (отстойниками) загрязненных вод, жидкостей, использованных обтирочных материалов, упаковок и непригодных деталей. По окончании занятия (этапа учения, работы) водосборники нейтрализуются, а использованные материалы и детали собираются в герметичную тару и транспортируются в отведенное место сбора для утилизации (захоронения, уничтожения).

Площадки для технического обслуживания и текущего ремонта ни в коем случае не должны развертываться вблизи водоемов и на особо охраняемых территориях. На тактических полях и других объектах полигонов и учебных центров целесообразно оборудовать для этого специальные стационарные площадки с твердым (бетонным) покрытием.


6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ


Транспорт - важнейшее условие функционирования общественного производства и жизни людей, что определяет необходимость ускоренного его развития. Пассажиропотоки в городах растут быстрее, чем население. Большую часть транспортных перевозок выполняет промышленный транспорт, в составе которого до 60 процентов составляет автомобильный транспорт.

В Вооруженных Силах, особенно в войсковых звеньях, основной объем перевозок также ложится на автомобильный транспорт. Воинские части и соединения, как правило, все необходимое для жизни и боевой деятельности доставляют своим штатным автомобильным транспортом. Высокая маневренность и проходимость автомобилей позволяет доставлять необходимые грузы практически в любую точку театра войны. Без интенсивных автомобильных перевозок невозможно представить функционирование современной армии.

Вместе с тем интенсивная эксплуатация автотранспорта связана с возникновением целого ряда экологических проблем. Часть из них была рассмотрена в предыдущих разделах. Здесь же остановимся на проблемах, связанных с шумовым загрязнением, высокой аварийностью и, особенно, на проблеме перевозки опасных грузов.

Важной экологической проблемой, связанной с развитием различных транспортных средств, является высокий уровень производимого ими шума. Сегодня транспортные средства - основной источник шума на планете. Из них больше всего шума производят (в порядке возрастания): дизельные автопоезда (до 95 дБ), железнодорожные поезда (до 100 дБ), самолеты на взлете (до 150 дБ). Рост мощности и скоростей транспортных средств приводит к дальнейшему усилению шума.

Другая проблема - высокая аварийность автотранспорта. Проблема безопасности вообще стала одной из главных для современных транспортных средств. Различные транспортные аварии, приводящие к гибели людей, занимают одно из первых мест среди причин смертных случаев. Больше всего транспортных увечий и смертей приходится на долю аварий автотранспорта.

В целях повышения безопасности широко применяется электроника. Электронные устройства, установленные на автомобилях, решают такие задачи, как ограничение скорости, пристегивание ремнями, управление световой сигнализацией, контроль за состоянием водителя, предупреждение ослепления и столкновения. Электроника предоставляет водителю данные о состоянии всех систем автомобиля, например контролирует давление в шинах и т. п. И все же главными элементами в системе, обеспечивающей снижение аварийности, остаются высокие профессиональные навыки и дисциплинированность водителя.


Вредное воздействие транспортной аварии на природную среду в десятки и сотни раз усугубляется, если это происходит с транспортным средством, перевозящим опасный груз. Как раз такие грузы составляют большую часть всех материально-технических средств, перевозимых в интересах войск.

К опасным грузам относятся:

  • взрывчатые вещества, боеприпасы, пиротехнические изделия, средства взрывания. Они могут взрываться при неосторожном обращении, ударах, повреждении корпусов; в смеси с воздухом и пылью могут взрываться пары горючих веществ;

  • газы. Они перевозятся, как правило, под давлением, и потому при определенных обстоятельствах, когда давление резко возрастает или появляется утечка газа (особенно горючего газа), может произойти взрыв;

  • воспламеняющиеся жидкие и твердые вещества - бензин, дизельное топливо, керосин, мазут, расплавленная сера, наполнители регенеративных патронов и др. Это едва ли не самая большая группа опасных веществ. Для возгорания этих веществ иногда достаточно соприкосновения с горячей поверхностью, с маслом, водой или появления электрической искры от ударов металла по металлу (молотком, гаечным ключом). Возгорание может сопровождаться взрывом с разбросом горящего вещества на десятки метров вокруг;

  • самовоспламеняющиеся вещества - фосфор, щелочные металлы и др. Такие вещества легко воспламеняются при контакте с кислородом воздуха и самовозгораются вследствие низкой температуры воспламенения (у фосфора, например, 50 °С) при повреждении защитной оболочки;

  • вещества, образующие при соприкосновении с водой воспламеняющиеся газы - например, карбид кальция, применяемый для газовой резки и сварки;

  • сильные окислители и органические перекиси, которые при взаимодействии с водой, органическими растворителями и другими веществами вступают с ними в реакцию с выделением большого количества тепла, что приводит к воспламенению;

  • ядовитые вещества. Их перечень включает сотни наименований веществ, опасных для человека и природы;

  • инфекционные (заразные) вещества, вызывающие различные заболевания человека, животных и растительности;

  • радиоактивные вещества, широко применяемые в войсках для проверки работоспособности и градуировки дозиметрических приборов и в других целях;

  • едкие вещества - щелочи и минеральные кислоты;

  • вещества, вредные для воды. Перечень их может занять десятки страниц.



Таким образом, грузы считаются опасными, если при авариях транспортных средств или при неправильном обращении с самими грузами возникает опасность для человека и природы.
Угроза при работе с опасными грузами существует всегда. Но, приняв ряд мер, можно, а главное необходимо, свести соответствующую опасность до минимума.

Прежде всего автомобиль должен быть всегда в исправном состоянии. Но даже при достаточной уверенности в исправности автомобиля перед выездом в рейс надо проверить пять вещей:

  • давление воздуха в шинах и затяжку гаек колес. Давление должно быть не ниже и не выше нормального установленного и отмеченного в технической документации. И подозрительно низкое, и слишком высокое давление могут явиться причиной аварии;

  • уровни жидкостей; масла в картере, воды и антифриза в радиаторе, тормозной жидкости в цилиндрах, - которые должны соответствовать техническим условиям; падение уровня жидкости свидетельствует о ее утечке, а утечки не должно быть;

  • состояние тормозов и длину тормозного пути;

  • состояние рулевого управления, в первую очередь - величину люфта рулевого колеса. При необходимости следует устранить причину несоответствия люфта установленной норме;

  • исправность фар и сигнальных ламп.

Все выявленные неисправности необходимо устранять на месте. С любой из указанных неисправностей машина не должна выходить из парка.

Автомашины, перевозящие опасные грузы, обозначаются предупреждающими щитами и табличками, чтобы они были заметны для всех участников дорожного движения. Для всех машин, перевозящих опасные грузы, инструкцией, введенной в действие приказом Министра обороны № 246 от 23 июня 1997 г., установлены обязательные правила, регламентирующие порядок установки опознавательных знаков, нанесения надписей и обозначений на транспортные средства Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с данной инструкцией, при перевозке опасных грузов на транспортных средствах справа на бампере (кабине) машины и сзади на стенке (борту) кузова или цистерны устанавливается знак «Опасный груз» в виде прямоугольника, правая часть которого окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет. Окантовка знака, разделительные линии, код экстренных мер (КЭМ), номер вещества по списку ООН и надписи, характеризующие опасные свойства груза, выполняются черным цветом. На белый фон опознавательного знака наносится знак опасности по ГОСТ 19443-81. На транспортные средства, перевозящие особо опасные грузы (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие вещества), устанавливается проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета.