Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 835
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА
2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ
5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
На транспортных средствах, перевозящих горючие жидкости, кроме того, на основной (защитный) цвет покрытия наружной поверхности цистерн сбоку и сзади наносится опознавательная надпись «ОГНЕОПАСНО» белого цвета.
Категорически запрещается наносить на транспортные средства опознавательные надписи и обозначения, не предусмотренные указанной инструкцией, а также изменять форму, цвет и расположение опознавательных надписей и обозначений.
Наличие опознавательных знаков, предупреждающих участников дорожного движения, путевой документации, состояние специального оборудования, знание водителями и сопровождающими лицами правил перевозки опасных грузов проверяются перед выездом в рейс. Одновременно грузоотправителем проводится тщательный инструктаж всех лиц, осуществляющих транспортировку опасных грузов.
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
В силу специфики своей деятельности войска и силы постоянно оказывают негативное воздействие на окружающую среду, нанося ей ущерб. Так как избежать этого ущерба практически невозможно, то следует поступать так, чтобы он был минимальным и не приводил к необратимым изменениям природной среды. Нагрузка на природные объекты не должна быть выше того уровня, с превышением которого невозможно восстановление естественного состояния природных систем. Но выяснить, справится ли природа с нанесенными ей ранами или нет, - дело достаточно тонкое. Тут уж лучше не гадать, а помочь природе, охранить ее от возможной еще большей беды. А еще лучше было бы вообще не наносить природе вреда. Древняя заповедь врачей - «не навреди организму» - справедлива в отношении всей окружающей среды. Но если вредного воздействия избежать все-таки не удалось, необходимо ликвидировать его последствия.
Очистка территорий и водных пространств от нефтепродуктов, производственных и бытовых отходов, детоксикация почв, грунтов и воды - это все меры, направленные на восстановление окружающей среды. Это часть сложной проблемы, решение которой требует привлечения значительных сил и средств и невозможно без формирования определенного экологического сознания, экологической культуры каждого военнослужащего.
Действия отдельных военнослужащих и мелких подразделений на полевых занятиях на первый взгляд не наносят заметного ущерба экосистеме учебного центра (полигона) или другого места учений. Но это - только на первый взгляд. Ущерб может проявиться спустя некоторое время. Наверное, всем приходилось видеть как образуются овраги, наносящие огромный ущерб окружающей среде: овраги разрушают дороги и уничтожают сельскохозяйственные угодия. По подсчетам ученых, за последнее столетие оврагами и ветровой эрозией, или дефляцией (выдуванием почв ветром), на земном шаре уничтожена почва на площади 2 млрд гектаров. Это 15 процентов всей суши, или 27 процентов сельскохозяйственных земель.
Овраги начинают расти от пешеходной тропинки или от колеи, оставленной машиной на влажном грунте. Дождевые и талые воды смывают верхний, наиболее плодородный слой почвы даже при незначительном уклоне. Любая промоина быстро углубляется и удлиняется после нескольких ливней. Известны случаи, когда за год овраги удлинялись на 40-50 и даже на 100-150 метров. А ведь колею с самого начала несложно заровнять или засыпать травой, ветками, листьями деревьев и другими подручными материалами. Через год это сделать становится труднее, а через несколько лет потребуется привлечение крупных сил, специальных методов и средств рекультивации данного участка земной поверхности.
Для маскировки позиций, инженерных сооружений и закрепления скатов дорожных насыпей, дамб, искусственных высот (курганов) для наблюдения часто на значительных площадях снимается дерн. И если дерн снят с открытого участка местности, то здесь полный простор не только для эрозии, но и для дефляции (выдувания) почвы.
На местности, лишенной естественной растительности, ветер разрушает поверхностные слои почвы, превращая их в тонкую пыль, которая может переноситься по воздуху на многие сотни километров. В засушливых пустынях и полупустынях, а также в степях на распаханных территориях случаются страшной силы пыльные бури. Одна такая буря в состоянии перенести до 25 кубических километров грунта: это целая горная гряда длиной 25 километров, шириной 2 километра и высотой почти километр. Весной 1960 г. такого рода сильные бури («черные бури») произошли на Северном Кавказе и Южной Украине. Ветрами был выдут слой почвы толщиной 7-10 сантиметров.
Громадный ущерб лесным экосистемам наносят лесные пожары и сплошные хищнические рубки леса. Работники лесного хозяйства прилагают усилия к восстановлению лесных массивов, засевая их семенами наиболее ценных пород деревьев. Сосенке из семечка и дубу из желудя расти да расти, пока они не поднимутся над травяным покровом. Эту нежную молодую поросль надо всячески оберегать. Ведь ее можно погубить, наступив на нее сапогом. А что же говорить о бронетранспортере или танке? Не спешите занимать позицию: сначала осмотритесь - сохраните деревце, посаженное добрыми людьми.
Нередко тактические занятия и учения проводятся вне полей учебных центров - на сельскохозяйственных, в том числе и пахотных, землях, поскольку не всегда имеется возможность выхода подразделений в учебные центры и на полигоны (из-за ограниченности времени на отработку задач, моторесурсов, лимитов топлива и по другим причинам). Учебные занятия можно проводить и на поле, но только когда с него убран урожай. А главное -поле после занятий должно оставаться таким, каким оно было до начала занятий. Нельзя допускать, чтобы плодородный слой почвы вследствие утрамбовки ее гусеницами и колесами тяжелой техники превратился в некое подобие асфальта, пропитанное горючим и маслами; чтобы поле испещрили окопы, траншеи, воронки, чтобы оно
было забросано консервными банками, промасленной ветошью, остатками использованных имитационных средств, боеприпасов, упаковки и другим мусором; чтобы были повреждены лесозащитные полосы, изгороди, полевые дороги. Все отходы должны быть собраны и вывезены в установленные места; окопы, траншеи, колеи - засыпаны и выровнены; изгороди - восстановлены; лесопосадки - приведены в порядок.
За потраву посевов, за испорченное поле никто вам спасибо не скажет. Да и вообще - на проведение занятий на таких землях следует получать согласие и разрешение со стороны того лица или той организации, за которыми земля закреплена.
Знаете ли вы, что...
...В случае развязывания всеобщей ядерной войны может наступить глобальная экологическая катастрофа вследствие поступления в атмосферу Земли огромного количества продукте.: горения, резкого нарушения баланса энергии, поступающей от Солнца и с поверхности Земли, и, в конечном счете, похолодания атмосферы на несколько градусов? Эта катастрофа примет вид «ядерной зимы» - оледенения значительной части северного полушария и гибели большинства экосистем, особенно растительного и животного мира. А каковы будут последствия радиационного загрязнения атмосферы, вод, почвы, мы можем судить по печальным результатам Чернобыльской катастрофы.
Но и в войнах с применением обычных средств поражения природная среда становится одним из объектов поражения. Об этом свидетельствуют опыт военных действий США во Вьетнаме, последствия преднамеренного уничтожения Ираком нефтепромыслов на территории Кувейта, результаты бомбежек авиацией НАТО экологически опасных объектов на территории Югославии, а также попытки подрыва химических объектов чеченскими боевиками осенью и зимой 1999-2000 гг.
Подумаем вместе о том...
...Как можно предотвратить загрязнение окружающей среды при боевой подготовке? Здесь многое зависит от заранее продуманной системы природоохранных мер при планировании учений, марш-бросков, строительстве инженерных сооружений, организации переправ через водные объекты. Идеально было бы решать задачи по планам боевой подготовки так, чтобы минимизировать наше вмешательство в экосистемы леса, луга, поля, пруда, реки, озера. Если можно не рубить деревья, а использовать табельные средства для
маскировки войск - это очень хорошо; для костра же в лесу вполне достаточно валежника и сухостоя.
Скажите, разве сложно убрать после привала в специальную тару бутылки, консервные банки, пищевые отходы, промасленную ветошь и увезти все это с собой? Ведь битое стекло в земле может сохраняться сотни лет. Если вы оставили за собой после проведения учений незарытые окопы, то знайте: они обезобразят лик земли на десятки лет. А ведь сюда рано или поздно приедут на отдых люди! Зачем же их лишать удовольствия наслаждаться природными ландшафтами в их почти первозданном виде?
Вопросы и задания:
1. Ознакомьтесь с экологическими требованиями к обслуживаемым образцам вооружения t военной техники.
2. Выясните, составляется ли в вашей воинской части план обеспечения экологической безопасности (план мероприятий по охране окружающей среды) при проведении учений, боевых стрельб, марш-бросков.
3. Одобряете ли вы движение «зеленых*, которые часто выступают против захоронения радиационных отходов, утилизации вооружения и военной техники, уничтожения химического оружия в определенных регионах России, даже если гарантируется безопасность этих мероприятий для населения и объектов природы?
Глава 7