Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в профессию (Клиническая психология)
26
т.е. в определенном смысле идя «на ощупь». Нередко они обращают- ся к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов. В отличие от этого научные психологиче- ские знания рациональные и вполне осознаны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логиче- ски вытекающих из них следствий.
Различие третье. Это способы передачи знаний и даже сама воз- можность их передачи. В сфере практической психологии такая воз- можность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Передается житейский опыт от старшего поколения к младшему с большим трудом и в очень не- значительной степени. Вечная проблема «отцов и детей». Дети не мо- гут, да и не хотят перенимать опыт родителей. Каждому приходится набивать собственные шишки. В науке знания аккумулируются и пе- редаются с большим КПД. Ю.Б. Гиппенрейтер приводит сравнение представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у велика- нов. Они меньше, но видят дальше и больше. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристалли- зируются в понятиях и законах. Они фиксируются в литературе, пере- даются вербально.
Различие четвертое. Методы получения знаний в житейской пси- хологии – это наблюдение и размышление. В научной психологии эти методы также используются, но к ним прибавляются и методы науч- ного познания – эксперимент. Суть его – исследователь не ждет сте- чения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Именно с введением в психологию экспериментального ме- тода она оформилась в самостоятельную науку.
Различие пятое. Научная психология располагает обширным, раз- нообразным и уникальным фактическим материалом, не доступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специ- альных отраслях психологической науки (возрастная психология, клиническая психология, социальная психология и т.д.).
Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что в этой связи уместен вопрос: а ка- кую позицию научные психологи должны занимать по отношению к
Глава 1. Психология как профессия
27
носителям житейской психологии? Вы – носитель научного опыта и знаний, а рядом с вами опыт житейский. Иногда позиция такая: Я не занимаюсь проблемами человеческой жизни, я занимаюсь научной психологией. Разбираюсь в теориях, нейронах, рефлексах, психиче- ских процессах и т.д. Здесь надо помнить, для чего получались все научные знания. Ведь новые теории, новые знания вводились и вво- дятся для анализа реальной жизни, но с новым арсеналом средств научной психологии. Выдающийся отечественный психолог Лев Се- менович Выготский говорил о том, что важно видеть в малых фактах отражение общих принципов и особо важно переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам. Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание могут предостеречь от такой опасно- сти, как принятие решения на основе интуиции: поскольку она возни- кает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог дол- жен быть и прекрасным житейским психологом. Иначе он будет мало полезен науке.
Необходимо отметить, что в системе наук психологии отводится совершенно особое место по следующим причинам:
1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.
Даже рассматривая психику как свойство высокоорганизованной ма- терии, следует понимать, что к словам высокоорганизованная материя нужно прибавить слово «самая», так как мозг человека – это и есть самая высокоорганизованная материя, известная человечеству.
2. Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливается объект и субъект познания. Воспользуемся сравне- нием, представленным Ю.Б. Гиппенрейтер: «…Рождается на свет че- ловек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие идет быстрыми темпами. Формиру- ются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он позна- ет мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.
И постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Примерно в подростковом возрасте это состояние приобретает осознанные формы. Появляются вопросы «Кто я?, Какой я?», а позже «Зачем я?». Те психические способности и функции, ко- торые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого
Введение в профессию (Клиническая психология)
28
себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить и в масштабе всего человечества.
В первобытно-общинном строе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; по- явились письменность, искусство, науки. И наступил момент, когда человек задал себе вопрос: что это за силы, которые дают возмож- ность творить, исследовать и подчинять себе окружающий мир, како- ва природа разума человека, каким законам подчиняется его внутрен- няя, душевная жизнь? Это, собственно, и был момент рождения само- сознания, т.е. рождение психологического знания. Итак, если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обрати- лась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мыш- ления начать исследовать само мышление…». Таким образом, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.
3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практи- ческих следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов лю- бой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим нечто, научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способно- стями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. Надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек бу- дет себя изменять. Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношение, цели, его состояния и переживания. Если же снова прийти к масштабу человечества, то можно сказать, что психо- логия – это наука не только познающая, но и конструирующая, сози- дающая человека. Очевидно, что человек, всю жизнь исследующий природу и свойства души, и сам становится не совсем обычным чело- веком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел де- лать то, чему учит. Психологов специально обучают умению управ- лять собой, искусно слушать и понимать, быстро вникать в суть про-
Глава 1. Психология как профессия
29
блемы и помогать находить решение. Психолог – все время совер- шенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литерату- ру, встречается с коллегами, занимается собственными исследовани- ями. Профессиональный психолог – не советчик и не великий Учи- тель, но помощник, который умеет принимать клиента таким, какой он есть, и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог, общаясь с клиентом, – созда- ет условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает и самостоятельно принимает верное решение.
Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее.
Настоящий психолог развивается в обоих направлениях, т.е. рабо- тает и как психолог-исследователь (в науке), и как психолог-практик
(помогая людям).
Психолог-исследователь работает обычно в институтах и лабора- ториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, воле- вой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведе- ния, возрастные особенности, межличностные отношения и т.д. (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель психологических дисци- плин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое зна- ние, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.
Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни чело- века – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, искусстве, политике, сфере раз- влечений и т.д. Основная задача психолога-практика – не открытие нового знания о человеческой душе, а помощь человеку с использо- ванием существующих в психологии знаний. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые ак- тивно развивающиеся сейчас специализации – это организационная,
клиническая, юридическая психология и психология в образовании.
В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например психология экстремальных ситуаций. Психологи востребо- ваны в современном обществе в самых разных сферах и эта востребо- ванность с каждым годом только усиливается.
Введение в профессию (Клиническая психология)
30
Однако в какой бы сфере человеческой, общественной жизни пси- холог не участвовал, ему, как минимум, необходимо освоить следу- ющие виды деятельности:
– психологическая профилактика (способствование развитию пси- хологической культуры, формирование желания познавать себя и уметь решать сложные ситуации общения);
– психологическая диагностика (выявление индивидуально- психологических особенностей, отношений личности и специфики группового взаимодействия);
– психологическая коррекция (воздействие психолога на внутрен- ний мир клиента с целью раскрытия его резервов для решения психо- логической проблемы);
– психологическое развитие (формирование новых психологиче- ских качеств, свойств личности, позволяющих клиенту развиваться в выбранном им направлении);
– психологическое консультирование (создание условий для пони- мания человеком самого себя и значимых других, для принятия ре- шений о том, что делать и как к этому относиться).
Поэтому еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может рабо- тать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы зани- маться. Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в ра- боте с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто- то с самого начала знает, что его путь – это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-иссле- довательское направление. Все эти направления – очень разные.
В каждом из них необходимы разные навыки, умения, опыт. Если направление будущей профессиональной деятельности известно зара- нее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если опреде- литься очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред – они, скорее, позволят расширить кругозор,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Глава 1. Психология как профессия
31
лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы занимать- ся. В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление).
Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умею- щие общаться, востребованы везде и всегда. Окончив обучение, мо- лодой специалист может работать: психологом-консультантом в си- стеме образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивиду- альное, коучинг); в больницах и поликлиниках; преподавать психоло- гию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах; в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу); в торговле (от продавца в элитном бутике, администрато- ра и супервайзера до корпоративного тренера). Быть может, самое страшное для психолога – превратиться в узкого специалиста, спо- собного лишь проводить отдельные «методики» или умеющего чи- тать лишь конкретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем мире... Известный американский со- циолог Р. Миллс писал о том, что именно общественные проблемы часто лежат в основе личных забот и трудностей многих людей, по- этому «задача либеральных институтов, как и задача широкообразо- ванных людей, заключается в том, чтобы постоянно превращать лич- ные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать об- щественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (Миллс. С. 424–425).
Однако, чтобы добиться успеха, психолог должен быть: личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, вы- соким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием, т.е. отвечать требова- ниям профессии.
Прежде всего, необходимо знать потенциальные способности и мотивы поступивших абитуриентов на психологические специаль- ности. К сожалению, высокие оценки на экзаменах не являются од- нозначными показателями склонности к профессии психолога, так же как платежеспособность тех, кто не прошел по конкурсу. Извест-
Введение в профессию (Клиническая психология)
32
но, что психологические факультеты притягивают людей, имеющих собственные проблемы, внутриличностные конфликты и даже от- дельные психические заболевания, а также тех, кто хотел бы ис- пользовать секреты психологических технологий и техник для ма- нипулирования людьми и получения от этого собственной выгоды.
Неслучайно многие специалисты в психологии (Р.В. Овчарова,
Н.С. Пряжников и др.) выделяют противопоказания для работы пси- хологом:
– ненависть к людям;
– психическое нездоровье;
– отсутствие эмпатии;
– неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоува- жительной основе и др.
Профессия психолога предполагает наличие определенной соци- альной позиции и проецирование в будущее направленности на по- мощь людям. Очевидно, что реализация ее возможна при наличии осознания студентом выбранного жизненного пути. Типичный ответ студентов-психологов на вопрос о мотиве выбора образовательного направления – лучше узнать себя. Это может означать отсутствие у них знаний о будущем содержании труда психолога и, возможно, наличие собственных проблем. Результатом такой неосознанной по- зиции может явиться потеря интереса к профессии, так как изучение психологических дисциплин не дает прямой помощи в решении про- блем, но требует больших усилий. Необходимым условием успешной деятельности является осознание нравственных основ и ориентиров, от которых зависит направление применения психологических зна- ний, технологий и техник. Нужен титанический труд для достижения своих профессиональных целей.
В.А. Фокин при изучении проблем профессионализации конкрет- ного индивида считает необходимым:
– сравнить этот процесс с условно нормативным;
– исследовать «врастание» человека в новую для него среду, в определенное профессиональное сообщество.
Проследить такое «врастание» во всей полноте характеристик не- возможно. Ведь жизнь – это не жестко обусловленная последователь- ность действий и форм поведения, реализация которых с необходимо- стью приводит к определенной цели. У каждого человека на пути