Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2240

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

статируя это обстоятельство, шотландский эко-
номист и философ XVIII в. А. Смит разработал
теорию «разумного эгоизма», где он пытался

найти разумный баланс между общественными и личными интере-
сами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали,
что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозмож-
но, и поэтому в этике были утверждены два взаимоисключающих,





А. Смит



28


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуа­лизм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала.

Применительно к социально-политическим реалиям современ­ности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ со­циалистическому обществу, а принцип индивидуализма — обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной сре­ды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния кри­минальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зави­сит от целеустремленности и единства его действий, а, следователь­но, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осозна­ются его членами как приоритетные по сравнению с личными ин­тересами людей, его образующих. Английская поговорка гласит: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нра­вится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные ин­тересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов.

  1. Единство цели и воли.
Единая цель сплачивает людей, органи­зует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллекти­ва определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседнев­ной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степе­ни определяется нравственно-психологическим климатом коллек­тива и нравственной воспитанностью его членов.


  • Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших ус­ловий принципа коллективизма. В коллективах правоохранитель­ных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно дей­ственно. «Сам погибай, а товарища выручай» — не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, полу­чивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с кру­говой порукой, покрывательством недобросовестных работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основа­ния говорить о нравственной деформации коллектива, о его «забо­левании» и о необходимости его срочного «лечения».

  • Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организован­ных структурах, как правоохранительные органы, существует немало



    1. Научные основы этики


    29


    аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно- административных отношений к отношениям делового сотрудни­чества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

    1. Дисциплина.
    В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечива­ет требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации об­щих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

    Принцип гуманизма. Этот нравственный принцип в обыденном по­нимании означает человечность, любовь к людям, защиту человече­ского достоинства, права людей на счастье и полноценную возмож­ность для саморазвития. Гуманизм — требование современной эпо­хи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к пра­воохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей сис­темы нравственно-правовых отношений между сотрудниками пра­воохранительных органов и гражданами.



    Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обес­печение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посяга­тельств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохра­нительных органов быстро и своевременно реагировать на все не­достойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осуждается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранитель­ных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего общества и каждой личности в от­дельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспе­



    30


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    чивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

    Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилак­тика правонарушений и преступлений. Используя различные сред­ства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, анти­общественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обществу, людям и самому на­рушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и проти­воправные поступки. Если меры убеждения оказываются недоста­точными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное боль­шинство граждан оказываются социально защищенными, а с дру­гой — этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

    Единство принципов справедливости и законности.
    Важнейшим прин­ципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость — не только принцип морали. Он охватывает практически все сферы чело­веческой
    деятельности и человеческих отношений, и прежде всего права и политики. Как способ моральной регуляции принцип спра­ведливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индиви­дов, т.е. их социальное положение, заслуги, возрастные и физиче­ские возможности, и устанавливать соответствие между практиче­ской деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным призна­нием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Не­соответствие в этих отношениях воспринимается как несправедли­вость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается пре­ступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман как один из ее видов).

    Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедея­тельности, но наиболее зримое воплощение она получает в право­вой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные



    1. Научные основы этики


    31


    звенья общественной жизни1. Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной приви­легированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на полу­чение образования, жилья, пенсии в старости и при получении ин­валидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необ­ходимыми для их достижения, — одно из важнейших проявлений принципа справедливости.

    В качестве реализации целей права выступают санкции, преду­смотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдержи­ваться особенно четко. Важнейшие требования принципа справед­ливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

    • санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

    • санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;

    • между санкциями, устанавливающими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

    • суды должны иметь возможность назначать индивидуальное наказание с учетом конкретных обстоятельств;

    • за одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

    Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохрани­тельных органов являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер, имею­щий для членов служебного коллектива императивное значение.

    1. Специфика и роль морали в условиях развития правового и демократического общества

    По какому бы пути не пошло дальше наше общество, оно неизбеж­но будет развиваться — это всеобщий закон, которому подвластно



    1 Примечательно, что в латинском языке — языке Древнего Рима — слова «за­кон» (jus) и «справедливость» (justitia) — одного корня, а сам термин «юстиция», охватывающий всю систему права, являет собой воплощение одного из важней­ших нравственных принципов — принципа справедливости.



    32


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    всякое общество, если, конечно, оно не становится на путь само­уничтожения. И главной доминантой этого развития должна быть демократизация общественных отношений и укрепление власти зако­на.
    Таким образом, если для современного общества нормальное развитие означает его эволюцию по пути прогресса, то нормальной системой его управления и функционирования является расширяю­щаяся демократия.

    Демократия как форма государственного управления вызывала и вызывает до сих пор неоднозначное отношение. В современном российском обществе по этому поводу ведется яростная полемика как между партиями, так и внутри самих партий. Однако она ведет­ся, как правило, не по поводу самой демократии как формы госу­дарственного устройства, а вокруг вопроса о том, какая у нас демо­кратия и есть ли она у нас вообще. Иными словами, вся политиче­ская и идеологическая борьба ведется «за хорошую, настоящую демократию» против «демократии плохой» или «ложной». И если кто-то начинает выступать против демократии как таковой, против вообще демократии, то он немедленно объявляется «мракобесом», «тоталитаристом» или еще кем-нибудь похуже.

    Между тем вопрос не так прост, как он представляется боль­шинству спорщиков. На протяжении истории немало светлых умов (темных, впрочем, тоже) и благородных душ выступали против де­мократии. Вспомним хотя бы мудрого Платона, который считал демократию худшим видом государственного управления.





    Рассмотрим в качестве примера одну инте-
    ресную концепцию, посвященную этой проблеме.
    Ее создал итальянский ученый Джиамбаттиста
    Вико,
    опубликовавший в 1725 г. книгу под назва-
    нием «Основания новой науки об общей природе
    наций», где он изложил созданную им «теорию
    круговорота». Предположим, пишет здесь Вико, в
    государстве создана деспотическая система госу-
    дарственного устройства. Во главе государства —