ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2242
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нравственный барьер со своей системой критериев, суть которых сводится к понятиям «хорошо — плохо». Он не столь обширен, как предыдущий, ибо с нравственными проблемами мы сталкиваемся реже, чем с эстетическими, и преодолеть его уже легче, ибо, как говорится, «лиха беда начало»: процесс пошел, деформация духовного мира личности уже приобрела некоторый негативный «опыт», но время
38
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
остановиться еще есть. Прекратить движение по этому пути помо-
гает в данном случае такая категория, как совесть, благодаря кото-
рой человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и
это может стать решающим фактором для прекращения дальней-
шей деформации личности. И только после преодоления этого
барьера перед человеком возникает правовой барьер — последний.
Сравнительно с первыми двумя он уже представляется незначи-
тельным, ибо здесь действует критерий «законно — незаконно», с
которым личность, как правило, на практике сталкивается редко, и
социальный опыт, а следовательно, иммунитет, в этой области не-
велики. И выбор теперь опосредуется лишь страхом перед наказа-
нием, которого человек надеется избежать.
Очень хорошо сказал по этому поводу
Сомерсет Моэм: «В борьбе с человеческой
личностью общество пускает в ход три ору-
жия: закон, общественное мнение и совесть;
закон и общественное мнение можно пере-
хитрить, но совесть — предатель в собствен-
ном стане. Она сражается в человеческой
душе на стороне общества и заставляет лич-
ность приносить себя в жертву на алтарь про-
тивника»1.
Следовательно, расширение роли и зна-
чимости морального фактора в демократиче-
ском обществе распространяется не только на общесоциальные, но
на все, в том числе и на сугубо профессиональные, отношения,
приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику. Таким
образом, всякие моральные принципы и нормы во всякой служебной
деятельности являют собой совокупность общей и профессиональ-
ной этики. В полной мере это относится и к деятельности правоох-
ранительных органов, и прежде всего сотрудников органов внутрен-
них дел, ибо именно эта сфера деятельности протекает в условиях
непосредственных властноприменительных отношений практически
со всеми членами общества — гражданами, населением.
Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов определяются основной сущностью их деятельно
c. Моэм
1 Моэм С. Бремя страстей человеческих. М., 1959. С. 235.
1. Научные основы этики
39
сти, определенной ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Именно выполнение этой обязанности и осуществляется в первую очередь правоохранительными органами, что и определяется директивными государственными и ведомственными документами1.
Уже сегодня наше общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, гуманизм, нравственность и культура (эти понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников.
Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимости постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом.
Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно вы-
1 Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 29 декабря 2009 г., с изм. от 8 мая 2010 г.).
40
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
поднять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.
1. Научные основы этики
41
Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как «профессиональная этика». Профессиональная этика — область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют военнослужащие, медики, моряки, летчики, специалисты некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологиче- ским характером (от греч. deon — должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, а предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями.
Профессиональная деонтология — часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми
) санкциями.
Достаточно выразительным примером деонтологических норм поведения и общения является Дисциплинарный устав, предписывающий строго обязательные нормы поведения и взаимоотноше
42
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ний, неисполнение которых влечет за собой скрупулезно разработанную систему взысканий вплоть до увольнения из органов на основании ст. 58 (п. «л») Положения о службе в органах внутренних дел. К деонтологическим нормам относятся также требования и других уставов и вообще все требования служебных документов, определяющих нормы поведения и общения.
Соответственно к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований, состоящих в следующем:
38
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
остановиться еще есть. Прекратить движение по этому пути помо-
гает в данном случае такая категория, как совесть, благодаря кото-
рой человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и
это может стать решающим фактором для прекращения дальней-
шей деформации личности. И только после преодоления этого
барьера перед человеком возникает правовой барьер — последний.
Сравнительно с первыми двумя он уже представляется незначи-
тельным, ибо здесь действует критерий «законно — незаконно», с
которым личность, как правило, на практике сталкивается редко, и
социальный опыт, а следовательно, иммунитет, в этой области не-
велики. И выбор теперь опосредуется лишь страхом перед наказа-
нием, которого человек надеется избежать.
Очень хорошо сказал по этому поводу
Сомерсет Моэм: «В борьбе с человеческой
личностью общество пускает в ход три ору-
жия: закон, общественное мнение и совесть;
закон и общественное мнение можно пере-
хитрить, но совесть — предатель в собствен-
ном стане. Она сражается в человеческой
душе на стороне общества и заставляет лич-
ность приносить себя в жертву на алтарь про-
тивника»1.
Следовательно, расширение роли и зна-
чимости морального фактора в демократиче-
ском обществе распространяется не только на общесоциальные, но
на все, в том числе и на сугубо профессиональные, отношения,
приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику. Таким
образом, всякие моральные принципы и нормы во всякой служебной
деятельности являют собой совокупность общей и профессиональ-
ной этики. В полной мере это относится и к деятельности правоох-
ранительных органов, и прежде всего сотрудников органов внутрен-
них дел, ибо именно эта сфера деятельности протекает в условиях
непосредственных властноприменительных отношений практически
со всеми членами общества — гражданами, населением.
-
Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов
Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов определяются основной сущностью их деятельно
c. Моэм
1 Моэм С. Бремя страстей человеческих. М., 1959. С. 235.
1. Научные основы этики
39
сти, определенной ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Именно выполнение этой обязанности и осуществляется в первую очередь правоохранительными органами, что и определяется директивными государственными и ведомственными документами1.
Уже сегодня наше общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, гуманизм, нравственность и культура (эти понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников.
Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимости постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом.
Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно вы-
1 Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 29 декабря 2009 г., с изм. от 8 мая 2010 г.).
40
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
поднять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.
-
Современное общество, в том числе и деятельность правоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель. -
Все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески — максимально результативно и с «человеческим лицом». -
Функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, «от сих до сих», компенсируя это созданием видимости кипучей деятельности, а можно, как сказал поэт, «не знать ни зим, ни лет», а работать с максимальной отдачей, вызывая «огонь на себя», самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть. -
В деятельности любого сотрудника правоохранительных органов обязательно наличествует элемент секретности, конспиративности, причем, как уже указывалось выше, во многих ситуациях здесь отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права (особенно это характерно для оперативнорозыскных служб). Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть.
1. Научные основы этики
41
-
Общеизвестно, что между правопослушным и преступным поведением пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность и где она духовно деформируется, прежде чем начинает совершать преступные деяния. Об этой деформации мы уже говорили выше, когда анализировали духовные барьеры, возникающие перед человеком, решившем стать на путь достижения цели путем свершения преступного деяния.
Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как «профессиональная этика». Профессиональная этика — область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют военнослужащие, медики, моряки, летчики, специалисты некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологиче- ским характером (от греч. deon — должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, а предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями.
Профессиональная деонтология — часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми
) санкциями.
Достаточно выразительным примером деонтологических норм поведения и общения является Дисциплинарный устав, предписывающий строго обязательные нормы поведения и взаимоотноше
42
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ний, неисполнение которых влечет за собой скрупулезно разработанную систему взысканий вплоть до увольнения из органов на основании ст. 58 (п. «л») Положения о службе в органах внутренних дел. К деонтологическим нормам относятся также требования и других уставов и вообще все требования служебных документов, определяющих нормы поведения и общения.
Соответственно к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований, состоящих в следующем:
-
отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали; -
глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей; -
разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга; -
принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений; -
безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов; -
сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях; -
постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.