Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2343

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



292


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


выговором, сделанным в присутствии других сотрудников. Послед­нее переносится всегда тяжелее, но не всегда достигает желаемого результата.

При вынесении взыскания руководителю важно проявить так­тичность, корректность. Лучше вначале сказать об определенных положительных качествах проштрафившегося работника, затем изло­жить суть нарушения и меру наказания. Следует помнить правило: чем полнее в отношениях с людьми руководитель опирается на по­зитивные, неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.

Естественно, руководитель не может обойтись без критических замечаний в адрес подчиненных. И здесь особенно важно, чтобы эта критика воспринималась человеком как заслуженная. Критика только тогда станет действенной силой, способной устранять нега­тивные последствия, когда она будет отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней.

  1. Критика должна быть деловой и предметной.
К сожалению, существует и так называемая псевдокритика. Она может быть: тен­денциозной (как средство сведения личных счетов, сохранения или повышения своего положения и престижа); формальной, когда, на­пример, в доклад вносится «критическая» часть, которая ни к чему не обязывает; показной, создающей видимость непримиримости к недостаткам; порочащей, когда на принципиального и честного ра­ботника обрушиваются обвинения, раздувающие его малозначи­тельные ошибки и просчеты.

  • Критика должна быть доброжелательной, учитывать положи­тельные качества и заслуги критикуемого. Ее задача — не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути выхода из соз­давшегося положения. Критика всегда воспринимается как неспра­ведливая, если она несет лишь негативный заряд. И наоборот, справедливая оценка положительных и отрицательных моментов в деятельности сотрудника оказывает благотворное влияние.

  • Критика должна иметь свой четко очерченный объект. Ничего, кроме вреда, не причиняет критика, когда вместо оценки конкрет­ных действий человека критикуются его личность, характер. Это может вызвать гнев, возмущение критикуемого, желание оправдать­ся во что бы то ни стало, поскольку человек считает себя, и вполне обоснованно, незаслуженно обиженным. А конкретное указание на определенные действия или поведение сотрудника нейтрализует эти негативные эмоциональные реакции критикуемого. Поэтому оно всегда предпочтительнее.


  • Критика требует конкретного подхода, учета особенностей темперамента и характера человека. Один отнесется к критике бо­






    п/п

    Качества руководителя, названные респондентами

    Количество назвавших эти качества, %

    1

    Требовательность к себе и подчиненным

    70

    2

    Справедливость

    70

    3

    Доверие к подчиненным

    68

    4

    Уважение личного достоинства подчиненного

    67

    5

    Чувство ответственности за положение дел в подчи­ненном коллективе

    65

    6

    Умение владеть собой, тактичность

    61

    7

    Забота о подчиненных, внимание к их нуждам, про­блемам

    56

    8

    Уверенность в себе, настойчивость, твердость, реши­тельность

    53

    9

    Чуткость, отзывчивость

    44

    10

    Верность слову, обязательность

    41

    И

    Общительность, простота в общении, доступность

    39

    12

    Скромность, самокритичность

    38

    13

    Жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора

    26







    м

    -1

    ф



    с

    л





    Нравственное воздействие на решение злужеЬной задачи


    Нравственные последствия управленческою решения


    Рис. 8.1. Этика управления:

    Р — руководитель (субъект управления); П — подчиненный (объект управления); М — методы управленческого воздействия; Ф — формы управленческого воздействия; С — средства управленческого воздействия


    1 Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. М., 2005. С. 288.






    п/п

    Нравственные качества личности подчиненного

    Количество указавших данное качество, %

    1

    Дисциплинированность, исполнительность

    80

    2

    Ответстве н ность

    72

    3

    Честность

    65

    4

    Добросовестность

    64

    5

    Общительность, коллективизм, чувство товарищества

    47

    6

    Самостоятельность, инициативность

    35

    7

    Искренность, доверительность

    35

    8

    Уважение к начальникам и старшим

    33

    9

    Трудолюбие, старательность, усердие

    28

    10

    Чувство собственного достоинства

    20



    Разумеется, многие качества личности подчиненного должны быть присущи и руководителю. Не случайно говорят: «Не научив­шись повиноваться, не сумеешь повелевать». И недаром хорошие


    1 Указ. соч. С. 290.



    296


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    руководители обязательно проходят «школу подчинения» — прежде всего в учебных заведениях и на низших командных должностях. Однако значимость и характер проявления этих качеств у руководи­теля и руководимого далеко не одинаковы. Например, нет таких ситуаций, когда сотрудник имел бы моральное право скрыть от на­чальника какую-либо служебную информацию. Однако мораль не осуждает руководителя за сохранение в тайне от подчиненных оп­ределенной оперативной информации, планов и замыслов старшего начальства. Если чувство собственного достоинства подчиненного не совместимо главным образом с такими аморальными качества­ми, как лицемерие, угодничество, зависть, клевета, то чувство соб­ственного достоинства руководителя выступает прежде всего против таких качеств, как грубость, несправедливость, фамильярность, мстительность, малодушие, попустительство.

    1. Основные правила поведения руководителя

    Правоохранительная практика нередко ставит руководителя в слож­ные и достаточно деликатные ситуации, в которых соблюдение пра­вил поведения, рекомендованных этиками и психологами, помогает значительно снизить нервное напряжение и предостеречь от оши­бок. Служебные отношения многообразны, поэтому и правил пове­дения руководителя множество. Чтобы описать эти правила, потре­бовались бы целые тома пособий по подготовке управленческого персонала. Мы же просто приведем своеобразный кодекс поведе­ния руководителя, составленный специалистами в области управле­ния на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.

    Основой подлинного авторитета руководителя являются знания и уме­ния, принципиальность и человечность.
    Это означает, что компетент­ность в служебных вопросах и порядочность в поведении — слагае­мые истинного руководителя. Следует быть смелым и решительным: ничто так не компрометирует руководителя, как безынициатив­ность и трусость, нежелание брать на себя ответственность, посто­янное ожидание указаний сверху.


    Практика служебного общения выработала ряд правил поведения руководителя, следование которым способствует созданию психоло­гически комфортной атмосферы в коллективе, способствует упроче­нию отношений руководителей и подчиненных. Среди правил поведе­ния руководителя первоочередное значение имеют следующие.


    1. Будьте фактическим, а не номинальным лидером, в сложных си­туациях всегда берите на себя инициативу и ответственность — тогда вы будете зажигать людей и вести их за собой, а не подталкивать их,





    8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 297


    «обжигая» их при этом грубым словом, унижая их бестактностью, недо­верием, предвзятостью.

    1. При неудаче не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите при­чину их в себе. С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как правило, руководители, не способные предугадать их и подготовиться к ним.

    2. Постоянно изучайте подчиненных, знайте их деловые, мораль­ные и иные качества, семейное положение, бытовые условия и т.д. Это поможет вам при распределении заданий учитывать опыт и способно­сти каждого подчиненного. Каким бы трудным ни было задание, оно должно быть посильным и, следовательно, выполнимым. Давая зада­ние, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, чтобы он мог действовать сознательно и проявлять инициативу. Нельзя поручать подчиненному одновременно несколько важных и срочных заданий. Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них самые важные и срочные.

    3. Неразумно взваливать всю работу только на себя, считая подчи­ненных неспособными ее выполнить. Никогда не делайте сами того, что могут сделать подчиненные, за исключением случаев, когда нужно показать пример.

    4. Выполнение каждого задания всегда контролируйте: отсутствие контроля может навести сотрудника на мысль о ненужности выпол­няемой работы. Вместе с тем не подменяйте контроль мелочной опе­кой. Будьте требовательным, но не придирчивым. Никогда при этом не «козыряйте».

    5. Когда предлагаемое сотрудником решение в принципе не проти­воречит вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы.

    6. Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присут­ствии других сотрудников, за хорошую работу.

    7. Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-либо вопросе, напротив, поддержите его. Хорошая репутация подчиненного — это похвала руководителю.

    8. Не давайте обещаний, если не уверены, что они обязательно бу­дут выполнены.

    9. Старайтесь постоянно поддерживать материальную и моральную заинтересованность подчиненных в результатах труда. Не увлекайтесь наказаниями; если вы не полностью уверены в виновности подчинен­ного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

    10. Никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь, что остальные средства воздействия исчерпаны. Действуйте методом убеждения, находите индивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.

    11. Держите себя с людьми ровно, проявляйте выдержку, не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще. Помните правило: «Когда чело­век в гневе кричит, то он смешон».