ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2343
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
292
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
выговором, сделанным в присутствии других сотрудников. Последнее переносится всегда тяжелее, но не всегда достигает желаемого результата.
При вынесении взыскания руководителю важно проявить тактичность, корректность. Лучше вначале сказать об определенных положительных качествах проштрафившегося работника, затем изложить суть нарушения и меру наказания. Следует помнить правило: чем полнее в отношениях с людьми руководитель опирается на позитивные, неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.
Естественно, руководитель не может обойтись без критических замечаний в адрес подчиненных. И здесь особенно важно, чтобы эта критика воспринималась человеком как заслуженная. Критика только тогда станет действенной силой, способной устранять негативные последствия, когда она будет отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней.
-
Критика должна быть деловой и предметной.
Критика должна быть доброжелательной, учитывать положительные качества и заслуги критикуемого. Ее задача — не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается как несправедливая, если она несет лишь негативный заряд. И наоборот, справедливая оценка положительных и отрицательных моментов в деятельности сотрудника оказывает благотворное влияние.
Критика должна иметь свой четко очерченный объект. Ничего, кроме вреда, не причиняет критика, когда вместо оценки конкретных действий человека критикуются его личность, характер. Это может вызвать гнев, возмущение критикуемого, желание оправдаться во что бы то ни стало, поскольку человек считает себя, и вполне обоснованно, незаслуженно обиженным. А конкретное указание на определенные действия или поведение сотрудника нейтрализует эти негативные эмоциональные реакции критикуемого. Поэтому оно всегда предпочтительнее.
Критика требует конкретного подхода, учета особенностей темперамента и характера человека. Один отнесется к критике бо
№ п/п | Качества руководителя, названные респондентами | Количество назвавших эти качества, % |
1 | Требовательность к себе и подчиненным | 70 |
2 | Справедливость | 70 |
3 | Доверие к подчиненным | 68 |
4 | Уважение личного достоинства подчиненного | 67 |
5 | Чувство ответственности за положение дел в подчиненном коллективе | 65 |
6 | Умение владеть собой, тактичность | 61 |
7 | Забота о подчиненных, внимание к их нуждам, проблемам | 56 |
8 | Уверенность в себе, настойчивость, твердость, решительность | 53 |
9 | Чуткость, отзывчивость | 44 |
10 | Верность слову, обязательность | 41 |
И | Общительность, простота в общении, доступность | 39 |
12 | Скромность, самокритичность | 38 |
13 | Жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора | 26 |
.г | м | -1 |
ф | ||
■1У | с | л |
Нравственное воздействие на решение злужеЬной задачи
Нравственные последствия управленческою решения
Рис. 8.1. Этика управления:
Р — руководитель (субъект управления); П — подчиненный (объект управления); М — методы управленческого воздействия; Ф — формы управленческого воздействия; С — средства управленческого воздействия
1 Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. М., 2005. С. 288.
№ п/п | Нравственные качества личности подчиненного | Количество указавших данное качество, % |
1 | Дисциплинированность, исполнительность | 80 |
2 | Ответстве н ность | 72 |
3 | Честность | 65 |
4 | Добросовестность | 64 |
5 | Общительность, коллективизм, чувство товарищества | 47 |
6 | Самостоятельность, инициативность | 35 |
7 | Искренность, доверительность | 35 |
8 | Уважение к начальникам и старшим | 33 |
9 | Трудолюбие, старательность, усердие | 28 |
10 | Чувство собственного достоинства | 20 |
Разумеется, многие качества личности подчиненного должны быть присущи и руководителю. Не случайно говорят: «Не научившись повиноваться, не сумеешь повелевать». И недаром хорошие
1 Указ. соч. С. 290.
296
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
руководители обязательно проходят «школу подчинения» — прежде всего в учебных заведениях и на низших командных должностях. Однако значимость и характер проявления этих качеств у руководителя и руководимого далеко не одинаковы. Например, нет таких ситуаций, когда сотрудник имел бы моральное право скрыть от начальника какую-либо служебную информацию. Однако мораль не осуждает руководителя за сохранение в тайне от подчиненных определенной оперативной информации, планов и замыслов старшего начальства. Если чувство собственного достоинства подчиненного не совместимо главным образом с такими аморальными качествами, как лицемерие, угодничество, зависть, клевета, то чувство собственного достоинства руководителя выступает прежде всего против таких качеств, как грубость, несправедливость, фамильярность, мстительность, малодушие, попустительство.
-
Основные правила поведения руководителя
Правоохранительная практика нередко ставит руководителя в сложные и достаточно деликатные ситуации, в которых соблюдение правил поведения, рекомендованных этиками и психологами, помогает значительно снизить нервное напряжение и предостеречь от ошибок. Служебные отношения многообразны, поэтому и правил поведения руководителя множество. Чтобы описать эти правила, потребовались бы целые тома пособий по подготовке управленческого персонала. Мы же просто приведем своеобразный кодекс поведения руководителя, составленный специалистами в области управления на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.
Основой подлинного авторитета руководителя являются знания и умения, принципиальность и человечность. Это означает, что компетентность в служебных вопросах и порядочность в поведении — слагаемые истинного руководителя. Следует быть смелым и решительным: ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, нежелание брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний сверху.
Практика служебного общения выработала ряд правил поведения руководителя, следование которым способствует созданию психологически комфортной атмосферы в коллективе, способствует упрочению отношений руководителей и подчиненных. Среди правил поведения руководителя первоочередное значение имеют следующие.
1. Будьте фактическим, а не номинальным лидером, в сложных ситуациях всегда берите на себя инициативу и ответственность — тогда вы будете зажигать людей и вести их за собой, а не подталкивать их,
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 297
«обжигая» их при этом грубым словом, унижая их бестактностью, недоверием, предвзятостью.
-
При неудаче не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите причину их в себе. С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как правило, руководители, не способные предугадать их и подготовиться к ним. -
Постоянно изучайте подчиненных, знайте их деловые, моральные и иные качества, семейное положение, бытовые условия и т.д. Это поможет вам при распределении заданий учитывать опыт и способности каждого подчиненного. Каким бы трудным ни было задание, оно должно быть посильным и, следовательно, выполнимым. Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, чтобы он мог действовать сознательно и проявлять инициативу. Нельзя поручать подчиненному одновременно несколько важных и срочных заданий. Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них самые важные и срочные. -
Неразумно взваливать всю работу только на себя, считая подчиненных неспособными ее выполнить. Никогда не делайте сами того, что могут сделать подчиненные, за исключением случаев, когда нужно показать пример. -
Выполнение каждого задания всегда контролируйте: отсутствие контроля может навести сотрудника на мысль о ненужности выполняемой работы. Вместе с тем не подменяйте контроль мелочной опекой. Будьте требовательным, но не придирчивым. Никогда при этом не «козыряйте». -
Когда предлагаемое сотрудником решение в принципе не противоречит вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы. -
Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии других сотрудников, за хорошую работу. -
Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-либо вопросе, напротив, поддержите его. Хорошая репутация подчиненного — это похвала руководителю. -
Не давайте обещаний, если не уверены, что они обязательно будут выполнены. -
Старайтесь постоянно поддерживать материальную и моральную заинтересованность подчиненных в результатах труда. Не увлекайтесь наказаниями; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться. -
Никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь, что остальные средства воздействия исчерпаны. Действуйте методом убеждения, находите индивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу. -
Держите себя с людьми ровно, проявляйте выдержку, не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще. Помните правило: «Когда человек в гневе кричит, то он смешон».