Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2344

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



298


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  1. Будьте простым и доступным в общении, но не допускайте фа­мильярности. Репутация доброго руководителя заслуживает уважения, репутация «добренького» — унизительна.

  2. Избегайте в споре резкостей и оскорбительных выражений. Ста­райтесь разобраться в аргументах оппонента, поставив себя на его место.

  3. Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиле­ния требовательности и сложность ситуации — это не является ее оп­равданием.

  4. Помните, что уважение к руководителю со стороны подчинен­ного — действеннее властных полномочий. Оно способно подвигнуть последнего на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.

  5. Без надобности не делайте замечания подчиненному в присут­ствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчи­ненных недоброжелательно заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто. Помните афоризм: похвала, высказанная заочно, рано или поздно дойдет до ушей того, к кому она относится, недоброжела­тельные слова доходят сразу.

  6. Будьте строгим и придирчивым в оценке собственных досто­инств и заслуг и более терпимым и благожелательным в оценке своих подчиненных. Оценивая поведение подчиненного, не придавайте слу­чайным и второстепенным деталям слишком большого значения.

  7. Умейте трезво оценивать результаты своей деятельности, призна­вать свои ошибки и отменять неправильные решения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уяс­ните, что нужно скорректировать.

  8. Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое предложение подчиненных. Руководитель, пренебрегающий спра­ведливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять. Учите подчиненных (но не поучайте их) и сами учитесь у них.

  9. Следите за своей речью. В манере говорить проявляются про­фессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя.

  10. Будьте оптимистом, в сложных ситуациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела. Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Шутка снимает напряжение, создает обстановку доверия и доброжелательности.

  11. Будьте невосприимчивы к лести. Подхалимство и неумеренные восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку, результаты своей деятельности и ок­ружающих их людей.

  12. Не пытайтесь создавать вокруг себя группу «особо приближен­ных», чтобы обеспечить поддержку в коллективе. Результат бывает, как правило, противоположным.

  13. Точность и обязательность — непременные качества руководи­теля. Он никогда не опаздывает и требует того же от подчиненных.






8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 299


  1. Следует быть принципиальным (но не упрямым!) не только со своими подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел на своем участке, отстаивать интересы дела.

  2. Не допускайте мелочной опеки подчиненных, старайтесь разви­вать их инициативу.

  3. Старайтесь не применять меры дисциплинарного воздействия (поощрения, наказания), которые могут вызвать неприятие коллектива. Дисциплинарное воздействие обязательно должно быть своевремен­ным, справедливым и понятным.

  4. Избегайте иронической оценки действий и поступков подчи­ненного, особенно в присутствии других членов коллектива, ибо она, как правило, вызывает обиду.

  5. Критикуя подчиненного, критикуйте его за конкретные поступ­ки, но не саму личность. Особенно неблагоприятные последствия имеют действия тех руководителей, которые, не имея устойчивого стиля работы, шарахаются от состояния беспечности, благодушия к «закручиванию га­ек», оскорблению достоинства подчиненных. Критикуя действия других, начальник должен помнить, что подчиненный защищает не только свою точку зрения, так сказать, «свой интерес», но также и свой престиж, свою профессиональную честь, свое право на уважение, причем порой трудно сказать, какой из этих факторов для него является наиболее важным.

Не следует упускать из виду, что каждый начальник является в то же время и подчиненным по отношению к вышестоящему руководству. Поэтому ему необходимо знать и соблюдать некоторые

основные правила поведения подчиненного, среди которых можно выделить следующие:

  • уважать начальника, а не угождать ему;

  • быть вежливым, а не льстивым;

  • вести себя с достоинством, но без высокомерия;

  • быть скромным, а не смиренным;

  • проявлять разумную инициативу, но не самовольство;

  • быть правдивым, но тактичным;

  • быть исполнительным, но не подобострастным; иными сло­вами, подчиненный должен выполнять все требования субор­динации, но не терять при этом своего достоинства.

Эффективность любого из названных здесь правил зависит от отношения к ним коллектива: являются ли они нормами поведения отдельных сотрудников, большинства или всех членов коллектива, а также насколько моральные качества руководителя сочетаются с нравственными качествами подчиненных. При высокой сознатель­ности и дисциплинированности всех членов коллектива деятельность руководителя начинает напоминать работу дирижера, который, «от­работав» с каждым музыкантом его партию, далее заботится лишь о слаженности звучания оркестра.



300


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  1. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и ее профилактика

Профессиональная нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров у части сотруд­ников органов внутренних дел под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующее моральный облик сотрудника.

Профессиональные и нравственные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнениям и критике. Для этого есть опреде­ленные основания.

В условиях резкого расслоения населения по уровню матери­альной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что влечет за собой уход из служб и подразделений трудоспособных сотрудников, ослабляет приток молодых, способных специалистов.

Отметим, что постановка проблемы профессиональной нравст­венной деформации сотрудников — это требование не только на­шего времени, эта проблема существовала со времени возникнове­ния советской милиции, поскольку речь идет об особой профес­сиональной деятельности, изобилующей нравственно-правовыми конфликтами и разнообразными конфликтными ситуациями.

Среди причин отрицательного отношения граждан к защитни­кам правопорядка называются:

  • равнодушие, низкая культура сотрудников;

  • отсутствие профессионализма, некомпетентность;

  • использование служебного положения в личных целях, побо­ры, взяточничество, коррумпированность;

  • применение насильственных действий, необоснованные за­держания.

Наличие указанных негативных качеств у определенной части сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о распростра­ненности такого явления, как профессиональная нравственная де­формация.

Было бы неверно считать профессиональной нравственной де­формацией сотрудников органов внутренних дел только ее крайние, наиболее опасные проявления — нарушение законности и соверше­ние аморальных поступков. Профессиональная нравственная дефор­мация — это изменение личностных качеств и профессиональных возможностей сотрудника в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. И начинается такая деформация не с нарушения закона, а с того, что сотрудник






8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 301


утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии; у него притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается вос­приимчивость к отрицательным влияниям, в том числе — со стороны криминальных элементов.

Все это не может не влиять на профессиональные возможности сотрудника: сужаются профессиональные возможности сотрудника; сужаются профессиональные знания, навыки и умения, теряется способность к их исполнению, развивается формальное отношение к службе и шаблонность профессиональных действий, человек явно стремится избежать ответственности, предпочитает подменять ре­альную работу составлением разного рода бумаг или участием во всевозможных совещаниях и заседаниях. Он испытывает потреб­ность в мелочной регламентации своих действий со стороны руко­водства. Это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, пре­увеличенным вниманием к внешней атрибутике деятельности, в особенности — к атрибутике власти. Иногда бывает наоборот — че­ловек замыкается, уходит в самого себя, старается стать незаметным и в деле, и в коллективе.

Основными признаками профессиональной нравственной дефор­мации сотрудника являются:

  • правовой нигилизм, выражающийся в пренебрежительном отношении к требованиям закона;

  • утеря представления о нравственном смысле служебной дея­тельности;

  • поддержка ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;

  • утрата личных перспектив в профессиональной деятельности;

  • систематическое нарушение профессионально-этических норм поведения;

  • равнодушие к процессу и результатам служебной деятельности;

  • беспринципность в оценке нарушений служебной дисципли­ны, выполнению служебного долга;

  • моральная нечистоплотность, следование двойным моральным стандартам;

  • уныние и пессимизм в коллективных настроениях;

  • недоброжелательность и зависть в отношении коллег;

  • индивидуализм, эгоизм, зависть, склочность, мелочность, кон­фликтность в отношениях;

  • использование элементов криминальной субкультуры в слу­жебной деятельности;

  • нравственная распущенность, выражающаяся в пьянстве, бы­товом разложении, аморальных поступках.




302


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


По мнению экспертов, материальная выгода не всегда выступает единственным (или основным) побудительным мотивом совершения сотрудниками правоохранительных органов предательства интере­сов службы. Этот фактор приобретает все большее значение на фоне утраты духовных ценностей, процветания эгоистических интересов, укоренения частнособственнической психологии.

К основным критериям профессиональной нравственной дефор­мации относятся:

  • злоупотребление властью (несправедливость по отношению к людям, унижение их человеческого достоинства, неоправдан­ное применение сил и средств в работе);

  • формально-бюрократические методы руководства (высокоме­рие, грубость, чванство, бездушие и пр.);

  • терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения (несоблюдения) служебного долга;

  • халатное отношение к функциональным обязанностям;

  • культивирование руководством наушничества и доносительства;

  • психологически конфликтная атмосфера в коллективе (кон­фликты как норма служебных отношений);

  • приоритет моральных антиценностей (культ денег, власти, силы и т.п.);

  • формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»);

  • неразборчивость в средствах («для достижения цели все сред­ства хороши»);

  • формирование атмосферы круговой поруки (все «повязаны»);

  • «усталость» от выполнения служебных обязанностей, порож­дающая равнодушие к интересам службы;

  • бытовое разложение, пьянство.

Знание и учет вышеприведенных показателей имеет исключитель­ное значение как для руководителей правоохранительных органов, так и для работников кадрового аппарата, отвечающих за воспита­тельную работу с личным составом.

Структура профессиональной нравственной деформации сотруд­ников правоохрантельных органов включает:

  • деформацию профессиональной деятельности;

  • деформацию служебных и внеслужебных отношений;

  • деформацию морального сознания.

Следует обратить особое внимание на то, что деформационным процессам подвержены в первую очередь те «компоненты», которые входят в структуру профессиональной морали (нравственная дея­тельность, нравственные отношения, нравственное сознание). Рас­смотрим подробнее.