ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2344
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
298
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
Будьте простым и доступным в общении, но не допускайте фамильярности. Репутация доброго руководителя заслуживает уважения, репутация «добренького» — унизительна. -
Избегайте в споре резкостей и оскорбительных выражений. Старайтесь разобраться в аргументах оппонента, поставив себя на его место. -
Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиления требовательности и сложность ситуации — это не является ее оправданием. -
Помните, что уважение к руководителю со стороны подчиненного — действеннее властных полномочий. Оно способно подвигнуть последнего на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем. -
Без надобности не делайте замечания подчиненному в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто. Помните афоризм: похвала, высказанная заочно, рано или поздно дойдет до ушей того, к кому она относится, недоброжелательные слова доходят сразу. -
Будьте строгим и придирчивым в оценке собственных достоинств и заслуг и более терпимым и благожелательным в оценке своих подчиненных. Оценивая поведение подчиненного, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большого значения. -
Умейте трезво оценивать результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что нужно скорректировать. -
Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое предложение подчиненных. Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять. Учите подчиненных (но не поучайте их) и сами учитесь у них. -
Следите за своей речью. В манере говорить проявляются профессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя. -
Будьте оптимистом, в сложных ситуациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела. Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Шутка снимает напряжение, создает обстановку доверия и доброжелательности. -
Будьте невосприимчивы к лести. Подхалимство и неумеренные восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку, результаты своей деятельности и окружающих их людей. -
Не пытайтесь создавать вокруг себя группу «особо приближенных», чтобы обеспечить поддержку в коллективе. Результат бывает, как правило, противоположным. -
Точность и обязательность — непременные качества руководителя. Он никогда не опаздывает и требует того же от подчиненных.
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 299
-
Следует быть принципиальным (но не упрямым!) не только со своими подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел на своем участке, отстаивать интересы дела. -
Не допускайте мелочной опеки подчиненных, старайтесь развивать их инициативу. -
Старайтесь не применять меры дисциплинарного воздействия (поощрения, наказания), которые могут вызвать неприятие коллектива. Дисциплинарное воздействие обязательно должно быть своевременным, справедливым и понятным. -
Избегайте иронической оценки действий и поступков подчиненного, особенно в присутствии других членов коллектива, ибо она, как правило, вызывает обиду. -
Критикуя подчиненного, критикуйте его за конкретные поступки, но не саму личность. Особенно неблагоприятные последствия имеют действия тех руководителей, которые, не имея устойчивого стиля работы, шарахаются от состояния беспечности, благодушия к «закручиванию гаек», оскорблению достоинства подчиненных. Критикуя действия других, начальник должен помнить, что подчиненный защищает не только свою точку зрения, так сказать, «свой интерес», но также и свой престиж, свою профессиональную честь, свое право на уважение, причем порой трудно сказать, какой из этих факторов для него является наиболее важным.
Не следует упускать из виду, что каждый начальник является в то же время и подчиненным по отношению к вышестоящему руководству. Поэтому ему необходимо знать и соблюдать некоторые
основные правила поведения подчиненного, среди которых можно выделить следующие:
-
уважать начальника, а не угождать ему; -
быть вежливым, а не льстивым; -
вести себя с достоинством, но без высокомерия; -
быть скромным, а не смиренным; -
проявлять разумную инициативу, но не самовольство; -
быть правдивым, но тактичным; -
быть исполнительным, но не подобострастным; иными словами, подчиненный должен выполнять все требования субординации, но не терять при этом своего достоинства.
Эффективность любого из названных здесь правил зависит от отношения к ним коллектива: являются ли они нормами поведения отдельных сотрудников, большинства или всех членов коллектива, а также насколько моральные качества руководителя сочетаются с нравственными качествами подчиненных. При высокой сознательности и дисциплинированности всех членов коллектива деятельность руководителя начинает напоминать работу дирижера, который, «отработав» с каждым музыкантом его партию, далее заботится лишь о слаженности звучания оркестра.
300
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
Профессиональная нравственная деформация сотрудника и ее профилактика
Профессиональная нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров у части сотрудников органов внутренних дел под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующее моральный облик сотрудника.
Профессиональные и нравственные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнениям и критике. Для этого есть определенные основания.
В условиях резкого расслоения населения по уровню материальной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что влечет за собой уход из служб и подразделений трудоспособных сотрудников, ослабляет приток молодых, способных специалистов.
Отметим, что постановка проблемы профессиональной нравственной деформации сотрудников — это требование не только нашего времени, эта проблема существовала со времени возникновения советской милиции, поскольку речь идет об особой профессиональной деятельности, изобилующей нравственно-правовыми конфликтами и разнообразными конфликтными ситуациями.
Среди причин отрицательного отношения граждан к защитникам правопорядка называются:
-
равнодушие, низкая культура сотрудников; -
отсутствие профессионализма, некомпетентность; -
использование служебного положения в личных целях, поборы, взяточничество, коррумпированность; -
применение насильственных действий, необоснованные задержания.
Наличие указанных негативных качеств у определенной части сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о распространенности такого явления, как профессиональная нравственная деформация.
Было бы неверно считать профессиональной нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел только ее крайние, наиболее опасные проявления — нарушение законности и совершение аморальных поступков. Профессиональная нравственная деформация — это изменение личностных качеств и профессиональных возможностей сотрудника в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. И начинается такая деформация не с нарушения закона, а с того, что сотрудник
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 301
утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии; у него притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям, в том числе — со стороны криминальных элементов.
Все это не может не влиять на профессиональные возможности сотрудника: сужаются профессиональные возможности сотрудника; сужаются профессиональные знания, навыки и умения, теряется способность к их исполнению, развивается формальное отношение к службе и шаблонность профессиональных действий, человек явно стремится избежать ответственности, предпочитает подменять реальную работу составлением разного рода бумаг или участием во всевозможных совещаниях и заседаниях. Он испытывает потребность в мелочной регламентации своих действий со стороны руководства. Это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, преувеличенным вниманием к внешней атрибутике деятельности, в особенности — к атрибутике власти. Иногда бывает наоборот — человек замыкается, уходит в самого себя, старается стать незаметным и в деле, и в коллективе.
Основными признаками профессиональной нравственной деформации сотрудника являются:
-
правовой нигилизм, выражающийся в пренебрежительном отношении к требованиям закона; -
утеря представления о нравственном смысле служебной деятельности; -
поддержка ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке; -
утрата личных перспектив в профессиональной деятельности; -
систематическое нарушение профессионально-этических норм поведения; -
равнодушие к процессу и результатам служебной деятельности; -
беспринципность в оценке нарушений служебной дисциплины, выполнению служебного долга; -
моральная нечистоплотность, следование двойным моральным стандартам; -
уныние и пессимизм в коллективных настроениях; -
недоброжелательность и зависть в отношении коллег; -
индивидуализм, эгоизм, зависть, склочность, мелочность, конфликтность в отношениях; -
использование элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности; -
нравственная распущенность, выражающаяся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
302
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
По мнению экспертов, материальная выгода не всегда выступает единственным (или основным) побудительным мотивом совершения сотрудниками правоохранительных органов предательства интересов службы. Этот фактор приобретает все большее значение на фоне утраты духовных ценностей, процветания эгоистических интересов, укоренения частнособственнической психологии.
К основным критериям профессиональной нравственной деформации относятся:
-
злоупотребление властью (несправедливость по отношению к людям, унижение их человеческого достоинства, неоправданное применение сил и средств в работе); -
формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушие и пр.); -
терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения (несоблюдения) служебного долга; -
халатное отношение к функциональным обязанностям; -
культивирование руководством наушничества и доносительства; -
психологически конфликтная атмосфера в коллективе (конфликты как норма служебных отношений); -
приоритет моральных антиценностей (культ денег, власти, силы и т.п.); -
формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»); -
неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»); -
формирование атмосферы круговой поруки (все «повязаны»); -
«усталость» от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы; -
бытовое разложение, пьянство.
Знание и учет вышеприведенных показателей имеет исключительное значение как для руководителей правоохранительных органов, так и для работников кадрового аппарата, отвечающих за воспитательную работу с личным составом.
Структура профессиональной нравственной деформации сотрудников правоохрантельных органов включает:
-
деформацию профессиональной деятельности; -
деформацию служебных и внеслужебных отношений; -
деформацию морального сознания.
Следует обратить особое внимание на то, что деформационным процессам подвержены в первую очередь те «компоненты», которые входят в структуру профессиональной морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание). Рассмотрим подробнее.