ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2342
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разрешению этой проблемы может способствовать совершенствование системы воспитания и обучения юристов, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и справедливости своего дела.
Руководство правоохранительных органов должно вносить творческий компонент в процесс выполнения служебных обязанностей и его организацию (один раз в 5—7 лет — изменение вида, характера труда: переход на другую работу, например с практической на научную, изменение предмета деятельности). Отсюда целесообразность перемены вида деятельности, реального продвижения по службе, материального и морального стимулирования на основе дифференцированного подхода.
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 307
В юридической науке и практике недостаточно внимания уделяется такому важнейшему фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников соответствующих органов. Между тем этот фактор значительно влияет на производительность, качество и эффективность юридической деятельности. Многие юридические профессии, особенно в правоохранительных органах, связаны с огромными эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
Человек может вынести любые, самые длительные и тяжелые нравственные испытания, стрессы, эмоционально-психологические перегрузки, если он знает — зачем, и если он имеет какой-либо положительный эмоционально-психологический противовес. Таким противовесом может стать коллектив сотрудников. Если между ними сложились нормальные человеческие и деловые отношения, если в коллективе человек чувствует себя социально и психологически защищенным, если его окружают умные, порядочные и надежные люди, если начальник сумел найти правильный стиль руководства и отношений с подчиненными, если работа в этом коллективе является для человека важным источником самоуважения — то никакие внешние воздействия, как правило, не повлекут за собой профессиональной деформации. Если же в коллективе всего этого нет, то его уже надо называть «группа сослуживцев» и такая группа сама может стать источником развития профессиональной нравственной деформации. Особенно опасна деформация руководителя.
Профилактика профессионально-нравственной деформации
представляет собой совокупность профилактических мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений деформации личности.
Работа по профилактике профессиональной нравственной деформации включает в себя меры как воспитательного (организационно-управленческого), так и психологического характера. К основным задачам, решаемым в процессе профилактической работы с сотрудниками, следует отнести:
-
выработку у сотрудников профессионально-нравственного иммунитета и высокой культуры в работе; -
развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех сотрудников; -
совершенствование стиля и методов управления; -
формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов внутренних дел.
Руководитель должен знать науку управления, постоянно внедрять научную организацию управленческого труда, так как эта функция является его главной служебной обязанностью. Современным
308
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
руководителем может быть только профессионально грамотный, деятельный человек, требовательный к себе и подчиненным, готовый взять на себя ответственность.
Работа руководителя органа, подразделения, учреждения правоохранительных органов по профилактике профессиональной нравственной деформации личного состава предусматривает:
-
формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм; -
развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников; -
информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности; -
выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры; -
воспитание высокой профессионально-нравственной культуры; -
совершенствование стиля и методов руководства; -
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе; -
организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.
Справедливым будет утверждение, что работа по преодолению профессиональной нравственной деформации — это всегда самовоспитание. Можно внешними средствами, ужесточением контроля, наказаниями заставить сотрудника несколько изменить поведение (и это необходимо делать). Но изменить внутреннюю позицию человека, особенно при таких глубинных искажениях личности, как профессиональная нравственная деформация, может по-настоящему только он сам. И здесь ему нужна помощь. Так, если сотрудник по своим интеллектуальным и профессиональным способностям не соответствует должности, уровню профессиональных задач, есть смысл поискать для него другую должность, другую сферу деятельности. Нередко это дает хороший результат и даже не встречает с его стороны особого сопротивления, так как внутреннее самочувствие профессионально деформирующегося человека отнюдь не всегда радужное. Бывают случаи, когда сотрудник находится в коллективе, где все остальные значительно выше его по своему уровню, общечеловеческому и профессиональному, и он просто не может соответствовать этому уровню, при всем своем желании и самом добром отношении к нему коллеги. Иногда стоит изменить характер деятельности сотрудника. Так, монотонная, однообразная работа, постоянно повторяющееся решение одних и тех же задач у некоторых людей могут вызвать развитие деформации. Другие же по складу
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 309
своей натуры наоборот тяготеют к размеренной, четко организованной, хорошо известной им работе. Иногда сотрудника стоит перевести на другое место работы только потому, что есть профессионально деформированные работники, оказывающие на него отрицательное влияние. Особенно часто это касается молодых сотрудников. Но во всех случаях в добавление к этому нужна индивидуальная работа, побуждающая человека менять самого себя. Ему надо помочь правильно оценить самого себя, определить — ради чего бороться с профессиональной деформацией. Иногда даже трудно доказать сотруднику, что он профессионально деформирован. И, конечно, необходимы и требования коллектива, и педагогический контроль.
Как уже отмечалось ранее, конфликт в деятельности сотрудника правоохранительных органов заложен в самой природе этой работы. Она осуществляется в постоянном напряжении, зачастую в экстремальных условиях. Все это требует своеобразной психологической закалки. Многое зависит от того, как сотрудник относится к работе. Потеря интереса к ней может привести в конечном итоге к нервозности, усталости, конфликтности в поведении, ошибкам в принятии решений.
Неправильная организация рабочего времени, постоянная перегруженность работой могут даже у сотрудника, любящего свое дело, сформировать усталость, физическое и психическое переутомление. В таком состоянии проявляется апатия, безразличие и даже отвращение к работе.
Таким образом, морально-психологическая подготовка сотрудников также является важнейшей защитной мерой от их профессиональной нравственной деформации, нравственного «разложения», деградации личности.
Совершенствование организации и управления всей структурой органов внутренних дел является важным направлением в профилактике профессиональной нравственной деформации. Недостатки, упущения, пренебрежение вопросами научной организации и управления могут способствовать развитию профессиональной нравственной деформации, которая проявляется в нечетком распределении функциональных обязанностей подчиненных, неравномерности служебной нагрузки, разобщенности, отсутствии четкой задачи и цели, конкретных путей их достижения.
Глава и Этика делового общения
-
Понятия этики делового общения
Этика делового общения — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.
В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона позиций, решений и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Поэтому знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.
Исследования показывают, что в деловой жизни большинства людей процессы общения занимают 70—85% их рабочего времени. Иными словами, наибольшую часть результата своей служебной деятельности человек достигает через взаимодействие с другими людьми, что дало основание известному американскому банкиру Д. Рокфеллеру сказать: «Умение общаться с людьми — это также товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».
Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество, которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Особенно важно это умение для руководителя. От качества общения руководителя зависят: степень информированности руководителя, эффективность его воздействия на подчиненных, морально-психологический климат коллектива, удовлетворенность,
9. Этика делового общения
311
как самого руководителя, так и его подчиненных результатами деятельности.
Деловое общение должно основываться на определенных
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 74