Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2342

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разрешению этой проблемы может способствовать совершенст­вование системы воспитания и обучения юристов, создание реаль­ной перспективы продвижения по службе, формирование и под­держание чувства защищенности, уверенности в полезности и спра­ведливости своего дела.

Руководство правоохранительных органов должно вносить твор­ческий компонент в процесс выполнения служебных обязанностей и его организацию (один раз в 5—7 лет — изменение вида, харак­тера труда: переход на другую работу, например с практической на научную, изменение предмета деятельности). Отсюда целесооб­разность перемены вида деятельности, реального продвижения по службе, материального и морального стимулирования на основе дифференцированного подхода.





8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 307


В юридической науке и практике недостаточно внимания уде­ляется такому важнейшему фактору, как состояние здоровья и фи­зическая подготовленность сотрудников соответствующих органов. Между тем этот фактор значительно влияет на производительность, качество и эффективность юридической деятельности. Многие юри­дические профессии, особенно в правоохранительных органах, свя­заны с огромными эмоциональными, интеллектуальными и физи­ческими нагрузками.

Человек может вынести любые, самые длительные и тяжелые нравственные испытания, стрессы, эмоционально-психологические перегрузки, если он знает — зачем, и если он имеет какой-либо положительный эмоционально-психологический противовес. Таким противовесом может стать коллектив сотрудников. Если между ними сложились нормальные человеческие и деловые отношения, если в коллективе человек чувствует себя социально и психологически за­щищенным, если его окружают умные, порядочные и надежные люди, если начальник сумел найти правильный стиль руководства и отношений с подчиненными, если работа в этом коллективе явля­ется для человека важным источником самоуважения — то никакие внешние воздействия, как правило, не повлекут за собой профес­сиональной деформации. Если же в коллективе всего этого нет, то его уже надо называть «группа сослуживцев» и такая группа сама может стать источником развития профессиональной нравственной деформации. Особенно опасна деформация руководителя.

Профилактика профессионально-нравственной деформации

пред­ставляет собой совокупность профилактических мероприятий, ори­ентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений деформации личности.

Работа по профилактике профессиональной нравственной де­формации включает в себя меры как воспитательного (организаци­онно-управленческого), так и психологического характера. К основ­ным задачам, решаемым в процессе профилактической работы с сотрудниками, следует отнести:

  • выработку у сотрудников профессионально-нравственного им­мунитета и высокой культуры в работе;

  • развитие нравственно-психологической устойчивости и дело­вой направленности у всех сотрудников;

  • совершенствование стиля и методов управления;

  • формирование оптимального морально-психологического кли­мата в службах и подразделениях органов внутренних дел.

Руководитель должен знать науку управления, постоянно вне­дрять научную организацию управленческого труда, так как эта функ­ция является его главной служебной обязанностью. Современным



308


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


руководителем может быть только профессионально грамотный, дея­тельный человек, требовательный к себе и подчиненным, готовый взять на себя ответственность.

Работа руководителя органа, подразделения, учреждения право­охранительных органов по профилактике профессиональной нрав­ственной деформации личного состава предусматривает:

  • формирование установки на сознательное соблюдение про­фессионально-этических принципов и норм;

  • развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников;

  • информирование сотрудников о признаках и последствиях нега­тивных изменений личности в профессиональной деятельности;

  • выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;

  • воспитание высокой профессионально-нравственной культуры;

  • совершенствование стиля и методов руководства;

  • создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

  • организацию активного отдыха с частичным или полным из­менением социально-психологического фона общения.

Справедливым будет утверждение, что работа по преодолению профессиональной нравственной деформации — это всегда само­воспитание. Можно внешними средствами, ужесточением контроля, наказаниями заставить сотрудника несколько изменить поведение (и это необходимо делать). Но изменить внутреннюю позицию чело­века, особенно при таких глубинных искажениях личности, как про­фессиональная нравственная деформация, может по-настоящему только он сам. И здесь ему нужна помощь. Так, если сотрудник по своим интеллектуальным и профессиональным способностям не соответствует должности, уровню профессиональных задач, есть смысл поискать для него другую должность, другую сферу деятель­ности. Нередко это дает хороший результат и даже не встречает с его стороны особого сопротивления, так как внутреннее самочувст­вие профессионально деформирующегося человека отнюдь не все­гда радужное. Бывают случаи, когда сотрудник находится в коллек­тиве, где все остальные значительно выше его по своему уровню, общечеловеческому и профессиональному, и он просто не может соответствовать этому уровню, при всем своем желании и самом добром отношении к нему коллеги. Иногда стоит изменить харак­тер деятельности сотрудника. Так, монотонная, однообразная работа, постоянно повторяющееся решение одних и тех же задач у некото­рых людей могут вызвать развитие деформации. Другие же по складу






8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 309


своей натуры наоборот тяготеют к размеренной, четко организован­ной, хорошо известной им работе. Иногда сотрудника стоит перевес­ти на другое место работы только потому, что есть профессионально деформированные работники, оказывающие на него отрицательное влияние. Особенно часто это касается молодых сотрудников. Но во всех случаях в добавление к этому нужна индивидуальная работа, побуждающая человека менять самого себя. Ему надо помочь пра­вильно оценить самого себя, определить — ради чего бороться с профессиональной деформацией. Иногда даже трудно доказать со­труднику, что он профессионально деформирован. И, конечно, не­обходимы и требования коллектива, и педагогический контроль.

Как уже отмечалось ранее, конфликт в деятельности сотрудника правоохранительных органов заложен в самой природе этой работы. Она осуществляется в постоянном напряжении, зачастую в экстре­мальных условиях. Все это требует своеобразной психологической закалки. Многое зависит от того, как сотрудник относится к работе. Потеря интереса к ней может привести в конечном итоге к нер­возности, усталости, конфликтности в поведении, ошибкам в при­нятии решений.

Неправильная организация рабочего времени, постоянная пере­груженность работой могут даже у сотрудника, любящего свое дело, сформировать усталость, физическое и психическое переутомление. В таком состоянии проявляется апатия, безразличие и даже отвра­щение к работе.

Таким образом, морально-психологическая подготовка сотруд­ников также является важнейшей защитной мерой от их профессио­нальной нравственной деформации, нравственного «разложения», деградации личности.

Совершенствование организации и управления всей структурой органов внутренних дел является важным направлением в профи­лактике профессиональной нравственной деформации. Недостатки, упущения, пренебрежение вопросами научной организации и управ­ления могут способствовать развитию профессиональной нравствен­ной деформации, которая проявляется в нечетком распределении функциональных обязанностей подчиненных, неравномерности слу­жебной нагрузки, разобщенности, отсутствии четкой задачи и цели, конкретных путей их достижения.




Глава и Этика делового общения


  1. Понятия этики делового общения

Этика делового общения — это сумма выработанных наукой, прак­тикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их со­вместных действий.

В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отноше­ний с весьма малоприятными последствиями для субъектов обще­ния. Поэтому нравственная сторона позиций, решений и социаль­ного результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Поэтому знание и владе­ние этикой делового общения является показателем профессио­нальной культуры сотрудника правоохранительных органов, степе­ни его соответствия современным требованиям.

Исследования показывают, что в деловой жизни большинства людей процессы общения занимают 70—85% их рабочего времени. Иными словами, наибольшую часть результата своей служебной деятельности человек достигает через взаимодействие с другими людьми, что дало основание известному американскому банкиру Д. Рокфеллеру сказать: «Умение общаться с людьми — это также товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество, которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Особенно важно это умение для руководителя. От качест­ва общения руководителя зависят: степень информированности руководителя, эффективность его воздействия на подчиненных, морально-психологический климат коллектива, удовлетворенность,




9. Этика делового общения


311


как самого руководителя, так и его подчиненных результатами деятельности.

Деловое общение должно основываться на определенных
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   74