ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2340
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нравственных принципах, среди которых можно назвать следующие.
312
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ства друг другом, предохраняют от стрессов, нервных потрясений и других негативных последствий общения, как бытового, так и делового. Незнание этикетных правил, по выражению британского политического деятеля XVIII в. Ф. Честерфильда, неумение их применять способны отрицательно сказаться на уважении окружающих к данной личности, ибо делают человека скованным, неуклюжим, в результате чего общение становится тягостным не только для него, но и для окружающих1.
Следует признать справедливым остроумное замечание английского философа Джона Локка о том, что в дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость выглядит педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью2.
Хорошие качества составляют подлинное богатство души, но это богатство часто лежит без движения, в лучшем случае приносит малозначительный эффект, если человек не уме- ет выразить себя должным образом, не умеет
Д. Локк найти этим качествам соответствующей формы
для применения.
Знание этикетных норм и правил культуры поведения имеет не только общественную полезность, но и приносит пользу и удовольствие тому, кто им обладает. Личный интерес здесь удовлетворяется еще и тем, что хорошо воспитанный человек чувствует себя уверенно в любом обществе, легко преодолевает психологический барьер общения, не испытывает комплекса неполноценности и получает
1 Честерфияд Ф. Письма к сыну. Л., 1971. С. 13.
2 Мареев С.Н., Маревва Е.В.. История философии (общий курс). М., 2009. С. 43.
9. Этика делового общения
313
возможность расширять сколько угодно круг своего общения, включая в него интересных, умных людей, у которых есть чему поучиться и общение с которыми доставляет истинное наслаждение.
Знание этикетных норм не является врожденным, не постигается бессознательно, стихийным путем. Им надо овладевать осознанно и целеустремленно — так, как мы овладеваем любым умением. Полученные знания необходимо закреплять путем упражнений и практического применения. Таким образом создается собственная манера поведения, и вести себя по-другому человек уже не может. Общепризнанно, что знание и соблюдение этикетных норм — это качественный показатель уровня развития культуры личности.
Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социальному статусу собеседника и конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение. Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.
Этикет по своей этимологии (но не по содержанию) с этикой не имеет ничего общего — их созвучие случайно. Как уже говорилось в главе I, термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающее «обычай», «характер», «образ мыслей». Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, буквально означающего «приближать», «прикреплять», и в своем первоначальном значении включал свод правил, определявший форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных.
Тем не менее, поскольку и этикет, и мораль имеют своим предметом регуляцию человеческих отношений, они обладают определенной общностью, хотя каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль относится преимущественно к содержанию, а этикет — к форме этого
314
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной красотой и высокой нравственностью.
Характерной особенностью правил этикета является их конвен- ционалъностъ, иначе говоря, они вырабатываются людьми по взаимному соглашению. При этом одни формы поведения считаются корректными, а другие — нет. Отсюда, кстати, происходит определенная пестрота правил этикета у различных народов, социальных и профессиональных общностей, возникающая вследствие специфичности условий их развития и становления.
Соблюдение этикетных норм — важнейший элемент культуры поведения. Очень точно определил связь между культурой поведения человека и характером его общения с другими людьми известный российский социолог А.Г. Харчев: «Культура одежды, движений, манер важна не сама по себе. То, что называется «внешней культурой», не только обеспечивает определенный уровень общения между людьми, но при соответствующей направленности ее воспитания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных тенденций. И наоборот: неумение вести себя на людях — это своеобразный психологический тупик, оно интенсивно формирует у человека чувство ущербности, озлобляет его, создает «полосу отчуждения» между его личным «Я» и системой социальных ценностей»
1.
Исходя из этого, этикет как форма проявления культуры определяется не как сумма застывших норм и правил, а как важнейший элемент культуры общения, отвечающий всем ее требованиям и тесно связанный с основополагающими принципами морали.
Следует подчеркнуть, что самые высокие нравственные качества выхолащиваются, лишаются практического смысла, если они сочетаются с низкой культурой поведения, с незнанием этикетных норм, с пренебрежением к «условностям». «Хорошие люди, из которых в подавляющем большинстве состоит наше общество, — писал выдающийся ленинградский режиссер Н.П. Акимов, — очень часто в повседневной жизни ведут себя не очень хорошо, обижают своих близких, нередко портят настроение себе и другим. И происходит это обычно безо всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто, по недосмотру, недомыслию, невниманию»2. И на этом основании он делал важный вывод о значении
1 Харчев А.Г. О диалектике процесса воспитания // Философские науки. 1971. № 1. С. 10.
2 Акимов Н.П. Не только о театре. М.-Л., 1966. С. 366.
9. Этика делового общения
315
воспитания, умения вести себя таким образом, чтобы действия и
поступки облекались в формы, способствующие возникновению
подлинно гуманных отношений между людьми. К такому наблюде-
нию следует внимательно прислушаться, ибо мы все неоднократно
сталкивались с тем, как обида, нанесенная не «по злобе», а просто
в силу нравственной и культурной глухоты человека, порождала
цепную реакцию взаимных обид и оскорблений, в результате чего у
многих людей было испорчено и настроение, и самочувствие, да и
дело страдало.
Это положение легко проиллюстрировать
хрестоматийным примером. Достаточно вспом-
нить, по какой причине у Гоголя Иван Ива-
нович поссорился с Иваном Никифоровичем:
тот в пылу препирательства назвал его гуса-
ком. Можно сказать (и именно так рассуждал
Иван Никифорович): подумаешь, какое страш-
ное оскорбление, стоит ли из-за такого пустяка
огород городить. Но в том-то и дело, что в силу
каких-то личных причин именно сравнение с
гусем нанесло Ивану Ивановичу смертельную
обиду. В результате не только была разрушена
многолетняя дружба, но вообще вся жизнь
Ивана Ивановича оказалась изломанной: у
него испортился характер, он сделался сутяж-
ником, лишился состояния — и все это лишь
потому, что Иван Никифорович в силу своей
«толстокожести» не сумел проявить должного
такта и чуткости.
Подчеркнем: строгое соблюдение правил этикета — важное условие высокой культуры поведения.
-
В основе делового контакта лежат прежде всего интересы дела, которые посредуют и личные интересы и собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, этот принцип нарушается чаще всего, поскольку далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела. -
Порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному поступку, включающая обостренную совесть, стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности, неподкупности и благородства; умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса; принципиальность — наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации; обязательность, точность, ответственность, верность слову и делу. -
Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро. Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного». Однако доброжелательность расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, поскольку без этого он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он получает денежное довольствие (зарплату)). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может, во имя блага людей и за что он получает человеческую признательность и удовлетворенность. -
Уважительность, т.е. уважение человеческого достоинства, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. При этом вежливость, не в ущерб уважительности, должна сочетаться с корректностью, выдержкой и уравновешенностью. Здесь этикет смыкается с моралью, ибо, выполняя его нормы, мы одновременно выполняем моральное требование: уважать человеческое достоинство. То же относится к уставным положениям: устав ни в коей степени не допускает умаления достоинства подчиненного его начальником. Этикетные нормы общения, при которых люди не испытывают взаимного раздражения, обид, оскорблений, недоволь
312
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ства друг другом, предохраняют от стрессов, нервных потрясений и других негативных последствий общения, как бытового, так и делового. Незнание этикетных правил, по выражению британского политического деятеля XVIII в. Ф. Честерфильда, неумение их применять способны отрицательно сказаться на уважении окружающих к данной личности, ибо делают человека скованным, неуклюжим, в результате чего общение становится тягостным не только для него, но и для окружающих1.
-
Разумность и целесообразность.
Следует признать справедливым остроумное замечание английского философа Джона Локка о том, что в дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость выглядит педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью2.
Хорошие качества составляют подлинное богатство души, но это богатство часто лежит без движения, в лучшем случае приносит малозначительный эффект, если человек не уме- ет выразить себя должным образом, не умеет
Д. Локк найти этим качествам соответствующей формы
для применения.
Знание этикетных норм и правил культуры поведения имеет не только общественную полезность, но и приносит пользу и удовольствие тому, кто им обладает. Личный интерес здесь удовлетворяется еще и тем, что хорошо воспитанный человек чувствует себя уверенно в любом обществе, легко преодолевает психологический барьер общения, не испытывает комплекса неполноценности и получает
1 Честерфияд Ф. Письма к сыну. Л., 1971. С. 13.
2 Мареев С.Н., Маревва Е.В.. История философии (общий курс). М., 2009. С. 43.
9. Этика делового общения
313
возможность расширять сколько угодно круг своего общения, включая в него интересных, умных людей, у которых есть чему поучиться и общение с которыми доставляет истинное наслаждение.
Знание этикетных норм не является врожденным, не постигается бессознательно, стихийным путем. Им надо овладевать осознанно и целеустремленно — так, как мы овладеваем любым умением. Полученные знания необходимо закреплять путем упражнений и практического применения. Таким образом создается собственная манера поведения, и вести себя по-другому человек уже не может. Общепризнанно, что знание и соблюдение этикетных норм — это качественный показатель уровня развития культуры личности.
Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социальному статусу собеседника и конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение. Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.
Этикет по своей этимологии (но не по содержанию) с этикой не имеет ничего общего — их созвучие случайно. Как уже говорилось в главе I, термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающее «обычай», «характер», «образ мыслей». Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, буквально означающего «приближать», «прикреплять», и в своем первоначальном значении включал свод правил, определявший форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных.
Тем не менее, поскольку и этикет, и мораль имеют своим предметом регуляцию человеческих отношений, они обладают определенной общностью, хотя каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль относится преимущественно к содержанию, а этикет — к форме этого
314
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной красотой и высокой нравственностью.
Характерной особенностью правил этикета является их конвен- ционалъностъ, иначе говоря, они вырабатываются людьми по взаимному соглашению. При этом одни формы поведения считаются корректными, а другие — нет. Отсюда, кстати, происходит определенная пестрота правил этикета у различных народов, социальных и профессиональных общностей, возникающая вследствие специфичности условий их развития и становления.
Соблюдение этикетных норм — важнейший элемент культуры поведения. Очень точно определил связь между культурой поведения человека и характером его общения с другими людьми известный российский социолог А.Г. Харчев: «Культура одежды, движений, манер важна не сама по себе. То, что называется «внешней культурой», не только обеспечивает определенный уровень общения между людьми, но при соответствующей направленности ее воспитания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных тенденций. И наоборот: неумение вести себя на людях — это своеобразный психологический тупик, оно интенсивно формирует у человека чувство ущербности, озлобляет его, создает «полосу отчуждения» между его личным «Я» и системой социальных ценностей»
1.
Исходя из этого, этикет как форма проявления культуры определяется не как сумма застывших норм и правил, а как важнейший элемент культуры общения, отвечающий всем ее требованиям и тесно связанный с основополагающими принципами морали.
Следует подчеркнуть, что самые высокие нравственные качества выхолащиваются, лишаются практического смысла, если они сочетаются с низкой культурой поведения, с незнанием этикетных норм, с пренебрежением к «условностям». «Хорошие люди, из которых в подавляющем большинстве состоит наше общество, — писал выдающийся ленинградский режиссер Н.П. Акимов, — очень часто в повседневной жизни ведут себя не очень хорошо, обижают своих близких, нередко портят настроение себе и другим. И происходит это обычно безо всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто, по недосмотру, недомыслию, невниманию»2. И на этом основании он делал важный вывод о значении
1 Харчев А.Г. О диалектике процесса воспитания // Философские науки. 1971. № 1. С. 10.
2 Акимов Н.П. Не только о театре. М.-Л., 1966. С. 366.
9. Этика делового общения
315
воспитания, умения вести себя таким образом, чтобы действия и
поступки облекались в формы, способствующие возникновению
подлинно гуманных отношений между людьми. К такому наблюде-
нию следует внимательно прислушаться, ибо мы все неоднократно
сталкивались с тем, как обида, нанесенная не «по злобе», а просто
в силу нравственной и культурной глухоты человека, порождала
цепную реакцию взаимных обид и оскорблений, в результате чего у
многих людей было испорчено и настроение, и самочувствие, да и
дело страдало.
Это положение легко проиллюстрировать
хрестоматийным примером. Достаточно вспом-
нить, по какой причине у Гоголя Иван Ива-
нович поссорился с Иваном Никифоровичем:
тот в пылу препирательства назвал его гуса-
ком. Можно сказать (и именно так рассуждал
Иван Никифорович): подумаешь, какое страш-
ное оскорбление, стоит ли из-за такого пустяка
огород городить. Но в том-то и дело, что в силу
каких-то личных причин именно сравнение с
гусем нанесло Ивану Ивановичу смертельную
обиду. В результате не только была разрушена
многолетняя дружба, но вообще вся жизнь
Ивана Ивановича оказалась изломанной: у
него испортился характер, он сделался сутяж-
ником, лишился состояния — и все это лишь
потому, что Иван Никифорович в силу своей
«толстокожести» не сумел проявить должного
такта и чуткости.
Подчеркнем: строгое соблюдение правил этикета — важное условие высокой культуры поведения.