Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2340

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нравст­венных принципах, среди которых можно назвать следующие.

  1. В основе делового контакта лежат прежде всего интересы де­ла, которые посредуют и личные интересы и собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, этот принцип нарушается чаще всего, поскольку далеко не каждый и далеко не всегда нахо­дит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела.

  2. Порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному по­ступку, включающая обостренную совесть, стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности, непод­купности и благородства; умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса; принципиальность — наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации; обязательность, точность, ответствен­ность, верность слову и делу.

  3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро. Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного». Однако добро­желательность расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, поскольку без этого он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он получает денежное довольствие (зарплату)). Прин­цип доброжелательности побуждает человека выполнять не толь­ко то, что он должен, но еще и сверх того, что он может, во имя блага людей и за что он получает человеческую признательность и удовлетворенность.

  4. Уважительность, т.е. уважение человеческого достоинства, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. При этом вежливость, не в ущерб уважительности, должна соче­таться с корректностью, выдержкой и уравновешенностью. Здесь этикет смыкается с моралью, ибо, выполняя его нормы, мы одно­временно выполняем моральное требование: уважать человеческое достоинство. То же относится к уставным положениям: устав ни в коей степени не допускает умаления достоинства подчиненного его начальником. Этикетные нормы общения, при которых люди не испытывают взаимного раздражения, обид, оскорблений, недоволь­







312


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ства друг другом, предохраняют от стрессов, нервных потрясений и других негативных последствий общения, как бытового, так и дело­вого. Незнание этикетных правил, по выражению британского по­литического деятеля XVIII в. Ф. Честерфильда, неумение их приме­нять способны отрицательно сказаться на уважении окружающих к данной личности, ибо делают человека скованным, неуклюжим, в результате чего общение становится тягостным не только для него, но и для окружающих1.

  1. Разумность и целесообразность.
Этот общий принцип, ле­жащий в основе любых этических норм и правил, особенно не­обходим во всех формах человеческого поведения и общения, значительная часть которых определена этикетными нормами. Так, соблюдение этикетных норм общения благоприятно влияет на нравственно-психологический климат служебного коллектива и делает наиболее эффективным его функционирование. Соблю­дение этикетных норм за столом помимо создания приятной ат­мосферы способствует лучшему усвоению пищи. Культура одеж­ды (здесь также соблюдаются определенные этикетные правила) способствует аккуратности и чистоплотности, развивает эстети­ческий вкус и т.д.

Следует признать справедливым остроум­ное замечание английского философа Джона Локка о том, что в дурно воспитанном челове­ке смелость принимает вид грубости, ученость выглядит педантизмом, остроумие — шутовст­вом, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью2.

Хорошие качества составляют подлинное богатство души, но это богатство часто лежит без движения, в лучшем случае приносит ма­лозначительный эффект, если человек не уме- ет выразить себя должным образом, не умеет

Д. Локк найти этим качествам соответствующей формы

для применения.

Знание этикетных норм и правил культуры поведения имеет не только общественную полезность, но и приносит пользу и удоволь­ствие тому, кто им обладает. Личный интерес здесь удовлетворяется еще и тем, что хорошо воспитанный человек чувствует себя уверен­но в любом обществе, легко преодолевает психологический барьер общения, не испытывает комплекса неполноценности и получает


1 Честерфияд Ф. Письма к сыну. Л., 1971. С. 13.


2 Мареев С.Н., Маревва Е.В.. История философии (общий курс). М., 2009. С. 43.


9. Этика делового общения


313


возможность расширять сколько угодно круг своего общения, включая в него интересных, умных людей, у которых есть чему по­учиться и общение с которыми доставляет истинное наслаждение.

Знание этикетных норм не является врожденным, не постигает­ся бессознательно, стихийным путем. Им надо овладевать осознан­но и целеустремленно — так, как мы овладеваем любым умением. Полученные знания необходимо закреплять путем упражнений и практического применения. Таким образом создается собственная манера поведения, и вести себя по-другому человек уже не может. Общепризнанно, что знание и соблюдение этикетных норм — это качественный показатель уровня развития культуры личности.

Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе.
Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном эти­кете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социаль­ному статусу собеседника и конкретной специфике ситуации, в ко­торой происходит общение. Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного досто­инства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.


Этикет по своей этимологии (но не по содержанию) с этикой не имеет ничего общего — их созвучие случайно. Как уже говорилось в главе I, термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающее «обычай», «характер», «образ мыслей». Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцуз­ского глагола estiquer, буквально означающего «приближать», «при­креплять», и в своем первоначальном значении включал свод пра­вил, определявший форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных.

Тем не менее, поскольку и этикет, и мораль имеют своим пред­метом регуляцию человеческих отношений, они обладают опреде­ленной общностью, хотя каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль от­носится преимущественно к содержанию, а этикет — к форме этого



314


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной кра­сотой и высокой нравственностью.

Характерной особенностью правил этикета является их конвен- ционалъностъ,
иначе говоря, они вырабатываются людьми по вза­имному соглашению. При этом одни формы поведения считаются корректными, а другие — нет. Отсюда, кстати, происходит опреде­ленная пестрота правил этикета у различных народов, социальных и профессиональных общностей, возникающая вследствие специ­фичности условий их развития и становления.

Соблюдение этикетных норм — важнейший элемент культуры поведения. Очень точно определил связь между культурой поведе­ния человека и характером его общения с другими людьми извест­ный российский социолог А.Г. Харчев: «Культура одежды, движе­ний, манер важна не сама по себе. То, что называется «внешней культурой», не только обеспечивает определенный уровень общения между людьми, но при соответствующей направленности ее воспи­тания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных тенденций. И наоборот: неумение вести себя на людях — это своеобразный психологический тупик, оно интенсивно формирует у человека чувство ущербности, озлобляет его, создает «полосу отчуждения» между его личным «Я» и системой социальных ценностей»
1.

Исходя из этого, этикет как форма проявления культуры опре­деляется не как сумма застывших норм и правил, а как важнейший элемент культуры общения, отвечающий всем ее требованиям и тесно связанный с основополагающими принципами морали.

Следует подчеркнуть, что самые высокие нравственные качества выхолащиваются, лишаются практического смысла, если они соче­таются с низкой культурой поведения, с незнанием этикетных норм, с пренебрежением к «условностям». «Хорошие люди, из которых в подавляющем большинстве состоит наше общество, — писал вы­дающийся ленинградский режиссер Н.П. Акимов, — очень часто в повседневной жизни ведут себя не очень хорошо, обижают своих близких, нередко портят настроение себе и другим. И происходит это обычно безо всякого злого умысла, без намерения обидеть, уни­зить, оскорбить, а так просто, по недосмотру, недомыслию, невни­манию»2. И на этом основании он делал важный вывод о значении


1 Харчев А.Г. О диалектике процесса воспитания // Философские науки. 1971. № 1. С. 10.


2 Акимов Н.П. Не только о театре. М.-Л., 1966. С. 366.



9. Этика делового общения


315


воспитания, умения вести себя таким образом, чтобы действия и
поступки облекались в формы, способствующие возникновению
подлинно гуманных отношений между людьми. К такому наблюде-
нию следует внимательно прислушаться, ибо мы все неоднократно
сталкивались с тем, как обида, нанесенная не «по злобе», а просто
в силу нравственной и культурной глухоты человека, порождала
цепную реакцию взаимных обид и оскорблений, в результате чего у
многих людей было испорчено и настроение, и самочувствие, да и
дело страдало.


Это положение легко проиллюстрировать
хрестоматийным примером. Достаточно вспом-
нить, по какой причине у Гоголя Иван Ива-
нович поссорился с Иваном Никифоровичем:
тот в пылу препирательства назвал его гуса-
ком. Можно сказать (и именно так рассуждал
Иван Никифорович): подумаешь, какое страш-
ное оскорбление, стоит ли из-за такого пустяка
огород городить. Но в том-то и дело, что в силу
каких-то личных причин именно сравнение с
гусем нанесло Ивану Ивановичу смертельную
обиду. В результате не только была разрушена
многолетняя дружба, но вообще вся жизнь
Ивана Ивановича оказалась изломанной: у
него испортился характер, он сделался сутяж-
ником, лишился состояния — и все это лишь
потому, что Иван Никифорович в силу своей
«толстокожести» не сумел проявить должного
такта и чуткости.


Подчеркнем: строгое соблюдение правил этикета — важное усло­вие высокой культуры поведения.