ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2301
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а путем переключения внимания на родных и любимых членов семьи, их интересы и заботы, на организацию совместного отдыха, оздоровительных мероприятий. Однако и жена поступила не корректно, эгоистично. Почувствовав подавленное состояние мужа, она должна была не предъявлять претензию к супругу, а помочь ему снять напряжение добрым словом, лаской, красивым ужином, доброй вестью.
Если существует (должен существовать) определенный барьер между службой и домом, то также должен быть барьер между семьей
М.А. Светлов
10. Служебный этикет
397
и работой. Конечно, условия семейной жизни (взаимоотношения супругов и других членов семьи, быт, материальный достаток, условия для здорового отдыха и развития) накладывают заметный отпечаток на сотрудника, его настроение, трудовую активность, отношение с коллегами и т.д. Однако это отнюдь не означает, что, допустим, плохое настроение сотрудник станет возмещать на подчиненных и коллегах, что будет делиться с сослуживцами семейной информацией. Подобное поведение свидетельствует о слабоволии или распущенности работника.
Весьма благоприятно влияют на семейную жизнь маленькие, но по возможности частые «знаки внимания» супругов. Это и билеты в любимый театр, и букет цветов, и подарок к празднику, и любимое блюдо на столе, и прием гостей, и ужин при свечах, и бутылка шампанского, и совместный отдых на природе. При этом не цена «знака внимания» играет здесь решающую роль, а чувства, которые его сопровождают. Как говорят в народе: «Мне не дорог твой подарок. Дорога твоя любовь!». При этом не надо искать особых поводов, чтобы подарить жене цветы, а мужу галстук или авторучку. Разумеется, к юбилею, годовщине свадьбы, рождению ребенка, ко дню рождения супруги подарок должен быть более значимым. Но опять же, если материальная стоимость подарка определяется финансовыми возможностями семьи, то его эстетическая и нравственная ценности — чистотой, искренностью и силой чувств поздравляющего.
Семья — одна из важнейших ценностей человека. Человек во многом живет и трудится ради семьи, ее благополучия, процветания, счастья. Поэтому стремление сотрудника к материальному достатку, эстетическому комфорту дома, желание сделать, как говорится, дом полной чашей является естественным и нормальным. Но быт не должен стать самоцелью, когда не материальная среда служит человеку, а он ей, становясь порой рабом своих вещей (мебели, картин, сервизов, гардероба, автомашин и т.п.). Чистота и уют домашнего очага, наличие необходимых и достаточных предметов быта, облегчающих домашний труд, создающих условие для здорового отдыха и воспитания детей, — главные критерии материальной составляющей семьи. Основой подлинной семьи, подчеркнем еще раз, является ее духовное состояние, т.е. забота, внимание, любовь, дружба, сострадание, общность интересов и, как, может быть, ни покажется странным, близость взглядов и супругов, и детей на такие понятия, как «Родина», «вера», «идеал», «долг», даже если эти слова в семье не произносятся вслух.
398
II. Прикладная этика
Конечно, жизнь в общежитии, коммунальной квартире, в частном секторе, в доме «без удобств» и т.д. создает серьезные препятствия для нормального развития и поддержания семейных отношений. Быт способен даже разрушить семью (вспомним В.В. Маяковского), однако не каждую. Недаром народная мудрость гласит: «С милым и в шалаше рай». Минимальный уют и комфорт можно создать в любых условиях. И нужно создавать. Эстамп на стене, портрет родителей, цветы на подоконнике, ваза с цветами на столе, книги на полке, свежие обои, вещи, сделанные своими руками, необходимые бытовые приборы, радиоприемник, телевизор, вымытая посуда — все это влияет на настроение людей, способно приглушить объективные неудобства быта. Неприятное впечатление производят сотрудники, годами живущие во временном жилище, ничего не делая для его благоустройства и улучшения эстетического вида, полагая, что рано или поздно бросят, оставят свой приют. Грязные стены, покореженные двери, некрашеные рамы окон, текущие краны, во всем запустенье, серость, убогость. В таких домах часты ссоры, взаимные упреки, незаслуженные обиды. Из такого жилища редко выходит жизнерадостный, опрятный, подтянутый сотрудник, готовый к успешному решению служебных задач.
Этикет семейной жизни предъявляет определенные требования и к внешнему виду супругов и других членов семьи. Он, в частности, не одобряет неряшливость в одежде, когда, допустим, супруга с утра до вечера ходит по квартире в замызганном халате, а муж щеголяет в майке и трико с пузырями на коленях. Домашняя одежда должна быть простой, удобной, но не лишенной эстетической привлекательности. Отдых от службы не означает отдых от того, что представляют собой нормы приличия.
Социологические исследования свидетельствуют, что порой в основе супружеской неверности лежат причины сугубо бытового характера. Человек аккуратный, следящий за собой вследствие воспитания и условий службы, изменяет неряшливой и бесхозяйственной жене. Он находит отдых и отраду после службы у другой женщины, которая встречает его всегда причесанной, изящно и со вкусом одетой, в чистой, уютной квартире, за хорошо сервированным столом.
В силу рода деятельности, образования, состояния здоровья и т.д. члены семьи имеют свои пристрастия и увлечения. Но в семье обязательно должны быть и общие интересы, объединяющие всех домочадцев. Эти интересы могут быть эстетического или бытового (хозяйственного) характера, связанные с воспитанием детей, орга
10. Служебный этикет
399
низацией отдыха, уходом за больным членом семьи. Полезны со-
вместные просмотры телепередач или прочтение и обсуждение
художественных произведений, выходы всей семьей на природу,
посещение концертов, музеев, театров, работа на садово-дачном
участке, художественное творчество членов семьи, совместные иг-
ры дома или на свежем воздухе. Особенно важно поощрять, сти-
мулировать любые проявления творчества младшего поколения.
Одной из важнейших функций семьи является детородная функ-
ция. Как поется в известной песне, дети — это «вершина любви»,
это — «чудо великое». С годами дети становятся главным смыслом
существования семьи, центром притяжения и надеждой родителей.
Правда, если на первых порах (особенно до 12—14 лет) дети больше
нуждаются в родителях, то позже, когда дети покинут родное гнез-
до, родители все более начинают нуждаться в детях. Причем нужда
эта, как правило, не материального, а духовного, нравственного
порядка. Молодым родителям полезно об этом знать с первых лет
супружества.
От родителей, их физического и морального здоровья, образа
жизни зависит, какими и кем станут их дети, что унаследуют они от
них. Дети принимают от своих родителей не
только лучшие черты, но, к сожалению, и их
дурные склонности и привычки, и даже порой,
физические болезни. О чем людям, вступаю-
щим в брак, не вредно заранее ознакомиться и
учитывать в семейной жизни.
В семье происходит первое приобщение де-
тей к прекрасному. Роль родителей здесь труд-
но переоценить. Великий итальянский мечта-
тель Томмазо Кампанелла писал в «Городе
Солнца», что для рождения красивого душой и
телом ребенка надо, чтобы будущая мать жила
в кругу красивых людей, слушала хорошую музыку, смотрела на
красивые полотна художников.
Эстетические увлечения родителей (музыка, театр, поэзия, живопись, киноискусство, рукоделия), их отношение к прекрасному, художественное оформление жилища — все это не остается незамеченным детьми, закладывает основу их эстетического мироощущения. Радуга в полнеба, увиденная в раннем детстве, стрекоза на поплавке удочки, церковь на косогоре, ветка, опушенная инеем, архитектура родного города остаются в памяти ребенка и служат в последующем своеобразным
критерием оценки как произведений искусства, так и окружающего мира.
Т. Кампанелла
400
II. Прикладная этика
Диалектика эстетического воспитания в семье осуществляется почти по классической формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к восприятию произведений искусства. Формулу можно продолжить, поскольку эстетический вкус, сформировавшийся художественными произведениями, проявляется в восприятии человеком окружающего мира. Так, без поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина вряд ли возможно правильно воспринимать и любить родную природу. Точно так же это трудно сделать без полотен И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова. Таким образом, первой ступенькой в эстетическом освоении жизни ребенком является семья. Именно от семьи зависит, будет ли ребенок, став взрослым, «жить и творить по законам красоты», что он воспримет из этикета семьи и жизни.
А.П. Чехов вложил в уста одного из своих героев фразу, которая стала крылатым выражением: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Далеко не каждое лицо, красивое от природы, можно назвать прекрасным. Если человек (мужчина или женщина) холодный, надменный, эгоистичный, злой, завистливый, двуличный, то как бы красив он ни был, вряд ли кто назовет его лицо прекрасным. Внешний вид человека, его восприятие окружающими во многом зависит от моральных добродетелей человека (чуткость, искренность, преданность, скромность, отзывчивость и др.). Зависит оно и от его умения одеваться, пользоваться косметикой, поддерживать в чистоте свое тело. Главные требования к одежде и обуви: аккуратность и соответствие фигуре, возрасту, образу жизни, обстоятельствам, а также моде, насколько это, конечно, возможно. Одежда и обувь должны подчеркивать достоинства и скрывать недостатки фигуры. У людей с хорошим вкусом, как правило, нет вопросов, как и во что одеться. Многие люди, к сожалению, этим вкусом не обладают.
Человек, активно занимающийся спортом, туризмом, в одежде и обуви отдает предпочтение курткам, джинсам, кроссовкам, свитерам, футболкам, спортивным брюкам и т.д. В то же время в гардеробе должны быть строгий костюм, вечернее платье для торжественного случая, выхода в театр, посещения официальных учреждений. Обувь (чистая и исправная) должна соответствовать костюму, платью. К одежде
темных тонов подходит только обувь черная, темно-серая и не допустима обувь коричневого, желтого и тем более белого цветов. Светлая обувь надевается со светлой одеждой. Спортивная обувь (при всей ее удобности) со строгим костюмом
10. Служебный этикет
401
смотрится нелепо. Если костюм пестрых расцветок, то сорочка, блузка должны быть одного цвета. К костюму темного цвета хорошо подходят сорочки, блузки светлых тонов.
Важную роль в одежде мужчины и женщины играют аксессуары (перчатки, кашне, галстуки, дамские сумочки, бижутерия, носки, чулки и т.п.). При умелом использовании этого дополнения гардероба можно значительно разнообразить свой внешний вид и сократить объем гардероба. Применение деталей аксессуара требует соблюдения ряда требований. Так, цвет и фактура перчаток должны гармонировать с обувью и дамской сумкой или головным убором и шарфом, к цветной рубашке редко подходит пестрый галстук. Галстук к тому же должен гармонировать с костюмом. Если костюм пестрый, в клетку, то галстук должен быть однотонным. В одежде, как и во всем остальном, надо соблюдать чувство меры. Как говорил один мудрец: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество».
Важно также помнить: то, что допустимо и прилично в одежде и обуви на даче, в походе, на пляже, не допустимо или нежелательно на службе, в общественных местах. К примеру, шорты и шлепанцы в условиях города вряд ли украсят сотрудника, даже если он выгуливает собаку, выносит мусор во дворе своего дома или покупает газету в ближайшем киоске.
Семейная жизнь редко обходится без гостей и визитов в гости. Умение наносить визиты и принимать гостей свидетельствуют о культуре человека. Гостеприимство принимающей стороны зависит не от количества и качества напитков и закусок (хотя это важно), а от радушия хозяев, их искренней заинтересованности в гостях, в потребности общения с ними, в умении организовать это общение. Стремление некоторых хозяев во чтобы то ни стало напоить гостя спиртными напитками свидетельствует либо о желании самим иметь за столом собутыльника, либо о их неумении организовать интересную встречу, беседу, либо об отсутствии подлинного интереса к гостю.
Если существует (должен существовать) определенный барьер между службой и домом, то также должен быть барьер между семьей
М.А. Светлов
10. Служебный этикет
397
и работой. Конечно, условия семейной жизни (взаимоотношения супругов и других членов семьи, быт, материальный достаток, условия для здорового отдыха и развития) накладывают заметный отпечаток на сотрудника, его настроение, трудовую активность, отношение с коллегами и т.д. Однако это отнюдь не означает, что, допустим, плохое настроение сотрудник станет возмещать на подчиненных и коллегах, что будет делиться с сослуживцами семейной информацией. Подобное поведение свидетельствует о слабоволии или распущенности работника.
Весьма благоприятно влияют на семейную жизнь маленькие, но по возможности частые «знаки внимания» супругов. Это и билеты в любимый театр, и букет цветов, и подарок к празднику, и любимое блюдо на столе, и прием гостей, и ужин при свечах, и бутылка шампанского, и совместный отдых на природе. При этом не цена «знака внимания» играет здесь решающую роль, а чувства, которые его сопровождают. Как говорят в народе: «Мне не дорог твой подарок. Дорога твоя любовь!». При этом не надо искать особых поводов, чтобы подарить жене цветы, а мужу галстук или авторучку. Разумеется, к юбилею, годовщине свадьбы, рождению ребенка, ко дню рождения супруги подарок должен быть более значимым. Но опять же, если материальная стоимость подарка определяется финансовыми возможностями семьи, то его эстетическая и нравственная ценности — чистотой, искренностью и силой чувств поздравляющего.
Семья — одна из важнейших ценностей человека. Человек во многом живет и трудится ради семьи, ее благополучия, процветания, счастья. Поэтому стремление сотрудника к материальному достатку, эстетическому комфорту дома, желание сделать, как говорится, дом полной чашей является естественным и нормальным. Но быт не должен стать самоцелью, когда не материальная среда служит человеку, а он ей, становясь порой рабом своих вещей (мебели, картин, сервизов, гардероба, автомашин и т.п.). Чистота и уют домашнего очага, наличие необходимых и достаточных предметов быта, облегчающих домашний труд, создающих условие для здорового отдыха и воспитания детей, — главные критерии материальной составляющей семьи. Основой подлинной семьи, подчеркнем еще раз, является ее духовное состояние, т.е. забота, внимание, любовь, дружба, сострадание, общность интересов и, как, может быть, ни покажется странным, близость взглядов и супругов, и детей на такие понятия, как «Родина», «вера», «идеал», «долг», даже если эти слова в семье не произносятся вслух.
398
II. Прикладная этика
Конечно, жизнь в общежитии, коммунальной квартире, в частном секторе, в доме «без удобств» и т.д. создает серьезные препятствия для нормального развития и поддержания семейных отношений. Быт способен даже разрушить семью (вспомним В.В. Маяковского), однако не каждую. Недаром народная мудрость гласит: «С милым и в шалаше рай». Минимальный уют и комфорт можно создать в любых условиях. И нужно создавать. Эстамп на стене, портрет родителей, цветы на подоконнике, ваза с цветами на столе, книги на полке, свежие обои, вещи, сделанные своими руками, необходимые бытовые приборы, радиоприемник, телевизор, вымытая посуда — все это влияет на настроение людей, способно приглушить объективные неудобства быта. Неприятное впечатление производят сотрудники, годами живущие во временном жилище, ничего не делая для его благоустройства и улучшения эстетического вида, полагая, что рано или поздно бросят, оставят свой приют. Грязные стены, покореженные двери, некрашеные рамы окон, текущие краны, во всем запустенье, серость, убогость. В таких домах часты ссоры, взаимные упреки, незаслуженные обиды. Из такого жилища редко выходит жизнерадостный, опрятный, подтянутый сотрудник, готовый к успешному решению служебных задач.
Этикет семейной жизни предъявляет определенные требования и к внешнему виду супругов и других членов семьи. Он, в частности, не одобряет неряшливость в одежде, когда, допустим, супруга с утра до вечера ходит по квартире в замызганном халате, а муж щеголяет в майке и трико с пузырями на коленях. Домашняя одежда должна быть простой, удобной, но не лишенной эстетической привлекательности. Отдых от службы не означает отдых от того, что представляют собой нормы приличия.
Социологические исследования свидетельствуют, что порой в основе супружеской неверности лежат причины сугубо бытового характера. Человек аккуратный, следящий за собой вследствие воспитания и условий службы, изменяет неряшливой и бесхозяйственной жене. Он находит отдых и отраду после службы у другой женщины, которая встречает его всегда причесанной, изящно и со вкусом одетой, в чистой, уютной квартире, за хорошо сервированным столом.
В силу рода деятельности, образования, состояния здоровья и т.д. члены семьи имеют свои пристрастия и увлечения. Но в семье обязательно должны быть и общие интересы, объединяющие всех домочадцев. Эти интересы могут быть эстетического или бытового (хозяйственного) характера, связанные с воспитанием детей, орга
10. Служебный этикет
399
низацией отдыха, уходом за больным членом семьи. Полезны со-
вместные просмотры телепередач или прочтение и обсуждение
художественных произведений, выходы всей семьей на природу,
посещение концертов, музеев, театров, работа на садово-дачном
участке, художественное творчество членов семьи, совместные иг-
ры дома или на свежем воздухе. Особенно важно поощрять, сти-
мулировать любые проявления творчества младшего поколения.
Одной из важнейших функций семьи является детородная функ-
ция. Как поется в известной песне, дети — это «вершина любви»,
это — «чудо великое». С годами дети становятся главным смыслом
существования семьи, центром притяжения и надеждой родителей.
Правда, если на первых порах (особенно до 12—14 лет) дети больше
нуждаются в родителях, то позже, когда дети покинут родное гнез-
до, родители все более начинают нуждаться в детях. Причем нужда
эта, как правило, не материального, а духовного, нравственного
порядка. Молодым родителям полезно об этом знать с первых лет
супружества.
От родителей, их физического и морального здоровья, образа
жизни зависит, какими и кем станут их дети, что унаследуют они от
них. Дети принимают от своих родителей не
только лучшие черты, но, к сожалению, и их
дурные склонности и привычки, и даже порой,
физические болезни. О чем людям, вступаю-
щим в брак, не вредно заранее ознакомиться и
учитывать в семейной жизни.
В семье происходит первое приобщение де-
тей к прекрасному. Роль родителей здесь труд-
но переоценить. Великий итальянский мечта-
тель Томмазо Кампанелла писал в «Городе
Солнца», что для рождения красивого душой и
телом ребенка надо, чтобы будущая мать жила
в кругу красивых людей, слушала хорошую музыку, смотрела на
красивые полотна художников.
Эстетические увлечения родителей (музыка, театр, поэзия, живопись, киноискусство, рукоделия), их отношение к прекрасному, художественное оформление жилища — все это не остается незамеченным детьми, закладывает основу их эстетического мироощущения. Радуга в полнеба, увиденная в раннем детстве, стрекоза на поплавке удочки, церковь на косогоре, ветка, опушенная инеем, архитектура родного города остаются в памяти ребенка и служат в последующем своеобразным
критерием оценки как произведений искусства, так и окружающего мира.
Т. Кампанелла
400
II. Прикладная этика
Диалектика эстетического воспитания в семье осуществляется почти по классической формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к восприятию произведений искусства. Формулу можно продолжить, поскольку эстетический вкус, сформировавшийся художественными произведениями, проявляется в восприятии человеком окружающего мира. Так, без поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина вряд ли возможно правильно воспринимать и любить родную природу. Точно так же это трудно сделать без полотен И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова. Таким образом, первой ступенькой в эстетическом освоении жизни ребенком является семья. Именно от семьи зависит, будет ли ребенок, став взрослым, «жить и творить по законам красоты», что он воспримет из этикета семьи и жизни.
А.П. Чехов вложил в уста одного из своих героев фразу, которая стала крылатым выражением: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Далеко не каждое лицо, красивое от природы, можно назвать прекрасным. Если человек (мужчина или женщина) холодный, надменный, эгоистичный, злой, завистливый, двуличный, то как бы красив он ни был, вряд ли кто назовет его лицо прекрасным. Внешний вид человека, его восприятие окружающими во многом зависит от моральных добродетелей человека (чуткость, искренность, преданность, скромность, отзывчивость и др.). Зависит оно и от его умения одеваться, пользоваться косметикой, поддерживать в чистоте свое тело. Главные требования к одежде и обуви: аккуратность и соответствие фигуре, возрасту, образу жизни, обстоятельствам, а также моде, насколько это, конечно, возможно. Одежда и обувь должны подчеркивать достоинства и скрывать недостатки фигуры. У людей с хорошим вкусом, как правило, нет вопросов, как и во что одеться. Многие люди, к сожалению, этим вкусом не обладают.
Человек, активно занимающийся спортом, туризмом, в одежде и обуви отдает предпочтение курткам, джинсам, кроссовкам, свитерам, футболкам, спортивным брюкам и т.д. В то же время в гардеробе должны быть строгий костюм, вечернее платье для торжественного случая, выхода в театр, посещения официальных учреждений. Обувь (чистая и исправная) должна соответствовать костюму, платью. К одежде
темных тонов подходит только обувь черная, темно-серая и не допустима обувь коричневого, желтого и тем более белого цветов. Светлая обувь надевается со светлой одеждой. Спортивная обувь (при всей ее удобности) со строгим костюмом
10. Служебный этикет
401
смотрится нелепо. Если костюм пестрых расцветок, то сорочка, блузка должны быть одного цвета. К костюму темного цвета хорошо подходят сорочки, блузки светлых тонов.
Важную роль в одежде мужчины и женщины играют аксессуары (перчатки, кашне, галстуки, дамские сумочки, бижутерия, носки, чулки и т.п.). При умелом использовании этого дополнения гардероба можно значительно разнообразить свой внешний вид и сократить объем гардероба. Применение деталей аксессуара требует соблюдения ряда требований. Так, цвет и фактура перчаток должны гармонировать с обувью и дамской сумкой или головным убором и шарфом, к цветной рубашке редко подходит пестрый галстук. Галстук к тому же должен гармонировать с костюмом. Если костюм пестрый, в клетку, то галстук должен быть однотонным. В одежде, как и во всем остальном, надо соблюдать чувство меры. Как говорил один мудрец: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество».
Важно также помнить: то, что допустимо и прилично в одежде и обуви на даче, в походе, на пляже, не допустимо или нежелательно на службе, в общественных местах. К примеру, шорты и шлепанцы в условиях города вряд ли украсят сотрудника, даже если он выгуливает собаку, выносит мусор во дворе своего дома или покупает газету в ближайшем киоске.
Семейная жизнь редко обходится без гостей и визитов в гости. Умение наносить визиты и принимать гостей свидетельствуют о культуре человека. Гостеприимство принимающей стороны зависит не от количества и качества напитков и закусок (хотя это важно), а от радушия хозяев, их искренней заинтересованности в гостях, в потребности общения с ними, в умении организовать это общение. Стремление некоторых хозяев во чтобы то ни стало напоить гостя спиртными напитками свидетельствует либо о желании самим иметь за столом собутыльника, либо о их неумении организовать интересную встречу, беседу, либо об отсутствии подлинного интереса к гостю.