Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2306

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Скромность — моральное качество, проявляющееся в том, что сотрудник не признает и не выставляет напоказ своих особых за­слуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требова­ниям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одно­временно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность — моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежден­ность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежден­ности человека. Антиподами честности являются предательство, обман, ложь, воровство, лицемерие, очковтирательство.


Правдивость — моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность — нравственное качество, означающее верность определенной идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с тре­бовательностью и чуткостью.

Требовательность — к людям и к себе — предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности



10. Служебный этикет


389


за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга. Важно помнить, что в дурно воспитанном человеке смелость при­нимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, ост­роумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью.

Таковы основные общечеловеческие правила этикета, обуслов­ливающие красоту и изящество манер поведения.

  1. Культура речи

О культуре сотрудника органов внутренних дел судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, излагать свои мысли.

Культура речи — составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык — это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу. Слово — оружие, которое может нанести рану и даже убить. Но словом можно и поддержать человека в трудную минуту, помочь ему преодолеть трудности, а порой и спасти жизнь человека.

Весомость и емкость слова, необъятная значимость его в жизни человека запечатлены народной мудростью в многочисленных по­словицах, поговорках, притчах. Вспомним притчу о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:

  • Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое пре­красное, что есть на свете.

Хозяин велел позвать Эзопа.

  • Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.

  • Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.

  • Эзоп, ты же принес язык!

  • А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».




390


II. Прикладная этика


Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:

  • Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

Удивлению гостей нет предела.

  • Эзоп, ты же опять принес язык!

  • А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

С этой умной притчей перекликается высказывание Ильи Эренбурга: «Я знаю силу слова, я говорю это с гордостью и горе­чью. Слово может помочь человеку стать героем, призвать его к благородным поступкам, разжечь в его сердце любовь, и слово мо­жет принизить человека, одурманить его, заглушить совесть, толк­нуть на низкие дела».

Культура языка — это в конечном итоге культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать. Человек, говорящий неправильно, вызывает к себе насмешливое, пренебрежительное отношение окружающих. Поэтому в народе го­ворят: «Лучше ногою запнуться, чем языком». Свою мысль всегда старайтесь выражать кратко и ясно. Не засоряйте речь такими бес­смысленными выражениями, как: «железно», «законно», «лады» и т.д. Очень обедняют речь часто употребляемые без надобности слова: «так сказать», «значит», «собственно говоря», «понимаете» и другие.

Чтобы избавиться от ненужных слов — контролируйте себя. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Красота речи (единство содержания и формы и их соответствие условиям, обстановке, назначению) способствует утверждению кра­соты во взаимоотношениях как между сотрудниками, так и между сотрудниками и гражданами.

Сотруднику в любом звании и должности следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим сто­лом, с гражданами, обращение к подчиненным перед строем или в непринужденной беседе, в общественном месте, в наряде, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние. В совершенстве овладеть навыками высокой культуры речи — про­



10. Служебный этикет



391


фессиональная обязанность сотрудников органов внутренних дел. Их речь должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того, о чем идет речь;

  • быть грамматически и литературно грамотной;

  • быть точной, ясной, краткой и понятной;

  • быть выразительной, эмоциональной, образной;

  • при разговоре с гражданами сотрудник должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять только те слова, значение которых вам понятно;

  • мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, ску­пыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Культура речи, как известно, может быть привита сотруднику лишь в том случае, когда она своими основами опирается на вы­сокие образцы и примеры для подражания. «Подобное порождает подобное» — именно это сущностное правило характерно для сис­темы обучения и воспитания. Известно, что воспитать себе по­добного может каждый, но не всякий способен взрастить высоко образованного и культурного человека с присущими ему чертами интеллигентности и нравственного совершенства. Вот почему по­ложение о «зеркальном» отражении у воспитуемых качеств воспи­тателя, в том числе и в сфере речевого общения, предъявляет се­годня значительные требования к облику тех, кто призван руково­дить и воспитывать.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда сотрудник легко сбивается на крик — это верный признак того, что он не умеет владеть собой. Но кричат не только начальники. Чаще всего переходят на крик отчаявшиеся что-либо объяснить со­беседнику (коллеге, подчиненному и др.) в рамках нормального тона, не формируя повышенный звук.

Как подсказывает житейский опыт, эффективность крика в си­туации, когда нужно убедить человека или склонить к своей точке зрения, близка к нулю, и громче — вовсе не значит убедительней и понятнее. Поэтому исключение крика из арсенала повседневного общения, несомненно, существенно повысит не только речевую культуру сотрудника, но и явится важнейшим показателем его общей культуры и интеллигентности.

Обращаясь к проблеме совершенствования культуры речи, особо следует сказать о сквернословии и жаргоне.




392


II. Прикладная этика


Жаргон — это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от основной части общества. Щеголяют жаргоном, как правило, те, кто желает выделить себя из устоявшейся культурной среды. Именно они стремятся заимст­вовать некоторые слова из арго. Арго — это речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют вульгарной руганью или матерщиной.

Матерная брань имеет свои истоки в пластах русской лексики. Она возникла много веков назад и сложилась не сразу, а в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери соз­дались из традиций родового строя, когда представитель старшего поколения мог обратиться к молодому человеку со словами, напо­минающими последнему, что он мог быть отцом этого молодого человека, поскольку имел половую связь с его матерью. Таким об­разом, «матерные выражения» изначально не были бранью, по­скольку напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в не­пристойнейшие ругательства.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — очень распространенное явле­ние, и оно в основном свидетельствует о психологической незащи­щенности человека, его слабости, а вовсе не силе. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Грубая, жаргонная, вульгарная речь портит любое симпатичное лицо, искажает приятное впечатление от знакомства, отталкивает человека. И хочется верить, что «жаргонный словесный мусор» не будет засорять общения тех, кто носит форму сотрудника ОВД, чей долг и достоинство требуют быть образованным и культурным человеком.

Таким образом, речь сотрудника ОВД, будучи важнейшим сред­ством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образо­ванности, культурности.

Специфическая значимость правоохранительной деятельности вытекает из тех задач и функций, которые возложены на органы правопорядка и их сотрудников. Каждый сотрудник — от рядового до генерала — облечен государственной властью, от имени государ­ства охраняет правопорядок, наделен определенными властными полномочиями и применяет принудительные санкции, реализация