Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2296

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



10. Служебный этикет


407


Помните, что «закон отдачи» существует: отдающий может и должен получить.

Любой ваш поступок (хороший или плохой) через тысячи при­чинно-следственных связей бумерангом всегда возвратится к вам же. Вот уж поистине «что отдал — то твое!»

Помните, то, что мы посылаем в жизнь других, возвращается в нашу собственную!

Будьте особо терпимы к явно несовершенным людям.

Иногда приходится просто зажмуриваться, глядя на несовер­шенство существа, имя которому — человек. Постарайтесь войти в этой ситуации в высочайшую степень сострадания к такому челове­ку и искренне помочь ему как словом, так и делом.

Научитесь правильно отвечать на незаслуженную критику в ваш адрес.

В ситуации, когда кто-то вас критикует (даже без всяких на то оснований), необходимо простить и поблагодарить его. Это необхо­димо сделать, во-первых, для того, чтобы помочь ему отчасти осво­бодиться от собственной агрессии и трудностей, с которыми он бо­рется, решая проблемы земного существования; во-вторых, что бы облегчить процесс собственного совершенствования. Пожелание критикующему: «Всего тебе хорошего!» — будет правильным и исклю­чительно благим как для него, так и для вас самих.

Уважайте своего собеседника.

Уважение — это начало симпатии, которая приведет к располо­женности и далее — к привязанности.

Симпатия, в свою очередь, способна убеждать без слов.

Научитесь любить окружающих людей.

Помните, что без любви человеческая личность деградирует, приходит в упадок и погибает.

Любовь означает особую эмоциональную связь со всем хорошим, светлым и добродетельным.

Научитесь любить окружающий мир, и он полюбит вас.



Глава 1 1 Этика в следственной и прокурорской деятельности

  1. Теоретико-методологические основы этики расследования преступлений

Вопрос о роли этических начал в правоохранительной сфере, и в частности в деятельности следователей, является предметом посто­янной дискуссии. Надо отметить, что этой проблеме уделялось зна­чительное внимание и в советский период развития прикладной этики, когда формировались фундаментальные основы советского уголовного процесса, уголовного права и т.д. Однако, если подверг­нуть анализу исследования того времени, касающиеся данной про­блематики, становится очевидным, что их суть в основном сводилась к тому, чтобы использовать мощнейший научно-практический по­тенциал этики для обоснования идеологических концепций совет­ского права и уголовно-процессуальной деятельности.

Современные условия являются принципиально новым этапом в осознании роли нравственных начал в деятельности правоохрани­тельных органов, обусловленных гуманизацией права, повышенным интересом к человеческой личности, признанием ее высочайшей социальной ценностью. «Декларация прав и свобод человека и гра­жданина», утвержденная Постановлением Верховного Совета Россий­ской Федерации 22 ноября 1991 г., рассматривает права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства.

Очевидно, что этика имеет непосредственное отношение к деятель­ности следственных подразделений, поскольку:

  • этическими нормами и предписаниями пронизана вся ткань уголовного, уголовно-процессуального законодательства;

  • как следователи, так и правонарушители, являясь носителями общественных отношений, руководствуются в своих поступ­ках морально-этическими нормами;

  • в общем плане борьба с преступностью является борьбой со злом во имя добра, и поэтому данный процесс всегда имеет морально-этический фон.




И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


409


Здесь же важно отметить еще одну особенность процессуальной деятельности следователя, накладывающую заметный отпечаток на всю структуру этических отношений с участниками процесса, — это законодательная регламентация методов и способов работы.
Закон достаточно жестко регламентирует производство дознания и пред­варительного расследования. В то же время и правовая оценка по­ведения (поступка) в уголовно-процессуальной деятельности — это оценка с позиции соответствия его закону: расследование также должно проходить в строгих границах закона и отступление от него ни по каким мотивам недопустимо, в том числе и по мотивам нравственным. Из этого логично вытекает, что соответствие дея­тельности следователя требованиям закона однозначно соответству­ет нормам морали. Здесь можно вполне согласиться с утверждением, что в рамках жесткой правовой регламентации человеческой дея­тельности, когда закон сужает свободу выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбрать наиболее нравственный вариант поведения1.

Важное место в этом процессе занимает сама система категорий этики, так как, во-первых, они выступают в качестве общечелове­ческих ценностей, их роль особенно актуальна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, по­ступков, действий и идеалов. Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нор­мами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном итоге через них устанавливается взаимодействие морали и права. В-третьих, они ориентируют человека на утверждение об­щественного блага, ибо антисоциальная направленность деятельно­сти личности является главным существенным признаком любого преступления.

Вопрос о роли этических начал в деятельности следователя стано­вится актуальным также в силу ряда особенностей его общения с участниками процесса на разных стадиях предварительного рассле­дования. Прежде всего — это специфичность поводов для общения следователя с обвиняемым, подозреваемым, свидетелями, потер­певшими и т.д. В большинстве случаев повод — это совершенное или готовящееся преступление, в силу чего в основу общения сле­дователя с лицами, его совершившими (или готовящимися его со­вершить), изначально заложен конфронтационный характер, где




1
1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   74

Ветрова Г.Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводстве // Вестник московского университета. 1996. № 1. С 52.



410


II. Прикладная этика


цели общения чаще всего не совпадают либо не осознаются участ­никами. Отрицательный эмоциональный фон накладывает отпеча­ток на всю структуру общения следователя с участниками процесса, поэтому помимо возрастающих требований к уровню профессио­нального мастерства следователя актуализируются такие сугубо нрав­ственные качества его личности, как гуманность, справедливость, долг, совесть и т.д.

Взгляды на процесс расследования преступлений как процесс конфронтации, борьбы обусловливают проникновение в следствен­ную тактику приемов, в основе которых лежит механическое прив­несение в криминалистику проблемных положений, разрабатывае­мых общей теорией борьбы (агонологией и праксеологией). При этом не учитывается, что общая теория борьбы разрабатывает свои положения без учета мотивов деятельности и наступающих при этом последствий; совершенно очевидно, что в сфере уголовно-про­цессуальной деятельности это может причинить невосполнимый вред.

Ряд авторов считает, что использование в уголовно-процес­суальных отношениях методов конфронтации, борьбы аморально, а в некоторых случаях и наказуемо, что не могут быть нравственно оправданы приемы, основанные на «введении противоборствующей стороны в заблужде-ние», «раздроблении сил и средств противодей­ствующей стороны», «разжигании конфликта между соучастниками преступлений», предупреждении «об угрозе совершения нежелатель­ных для обвиняемого действий», использовании элементов внезапно­сти и неизвестных противодействующей стороне методов и средств, «воздействии на нравственную и эмоциональную сферу подследст­венного, вызывающем невыгодный для него эффект», и др.

Эти взгляды находят понимание и среди практиков. Так, в про­куратуру Центрального округа г. Москвы поступило заявление от обвиняемого по делу о мошенничестве о том, что следователь во время допроса угрожал ему применением силы. Следователь отри­цал это обвинение, заявив, что это домысел обвиняемого. На самом деле произошло следующее. Во время допроса обвиняемый слышал шум и крики человека в соседнем кабинете, было очевидно, что происходит избиение. Однако следователь не прерывал допроса и не обращал на это внимание. Спустя некоторое время в комнату за­глянул мужчина, вид у него был возбужденный, рукава рубашки были засучены... «Ну, что... давай...» — произнес он, кивнув на об­виняемого. «Да нет, еще рано...» — ответил следователь. Дверь за­крылась, обвиняемый съежился на стуле и начал признаваться в содеянном. Позже в камере обвиняемый понял, что это был шан­таж, и написал жалобу на следователя. Следователь же ссылался на больное воображение обвиняемого. Коллега по работе действительно




11. Этика в следственной и прокурорской деятельности


411


заходил в кабинет, приглашая на обед, крики же раздавались отку- да-то с улицы. Им он не придал значения. Комиссия после долгих споров пришла к выводу о том, что имел место скрытый шантаж1.

Как представляется, с такой позицией можно согласиться лишь с некоторыми оговорками. Действительно, продуцировать, разжи­гать конфронтацию с участниками процесса следователь не должен не только в силу морально-этических причин, но прежде всего ис­ходя из практических целей достижения истины по делу.

Одной из важнейших целей допросов является поиск «трещин» в, казалось бы, монолитной группе, выявление противоречий, кон­фликтных отношений между ее членами. Подчас выраженная доп­рашиваемым неприязнь к тому или иному партнеру, будучи умело использованной следователем, побуждает к даче показаний, изо­бличающих антипатичного члена группы.

В одной из преступных групп состояла женщина, которая вна­чале была женой одного соучастника, а затем перешла к другому. Выясняя подробности ее жизненного пути и выразив ей подчеркну­тое сочувствие, следователь на допросе сыграл на весьма чувстви­тельной струне ее души. Между прочим он поинтересовался, что побудило эту женщину оставить прежнего супруга. Оказалось, что причин было несколько, и весьма существенны: неверность мужа, его цинизм и грубость. В его адрес допрашиваемая высказала ряд очень нелицеприятных фраз. На допросе же оставленного женщи­ной мужа следователь поинтересовался, соответствуют ли ее пока­зания действительности. При этом допрашиваемый был настолько разгневан, что дал показания об одном из преступных эпизодов, в котором особую активность проявили упомянутая женщина и ее новый спутник жизни, что значительно облегчило расследование2.

Анализ законодательств в сфере уголовного судопроизводства пока­зывает, что им наиболее регламентировано психологическое принуж­дение в виде угрозы негативных последствий в случае нежелания добровольного исполнения процессуальных обязанностей участни­ками уголовного процесса. Психологическое принуждение
заключается в воздействии на психику человека с целью заставить выполнить что-либо вопреки его воле. Законодателем определены средства пси­