Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2277

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




12. Особенности оперативно-розыскной этики


449


работник поступает так, как ему однозначно предписано поступать, ибо действовать как-либо иначе нормативным актом не предусмот­рено. Между тем нередко способу действий, предусмотренному нормативным актом, имеются альтернативы, не выходящие из плоскости законопослушного поведения, но в большей степени со­ответствующие духу времени и моральному оправданию способов достижения цели.

В результате, к сожалению, профессиональное сознание опера­тивного работника иногда формируется так, что содержит только один вариант решения задачи, прямо предусмотренный нормативным актом, несмотря на то, что сам этот нормативный акт в принципе не исключает иных, в том числе прямо не предусмотренных правом вариантов решения задачи. К тому же вариант решения, прямо предусмотренный нормативным актом, оказывается предпочтитель­ным еще и потому, что обусловливает неуязвимость позиции опера­тивного работника, что в принципе исключает претензии и какие- либо последствия с точки зрения оценки правомерности и обосно­ванности действий. Именно поэтому действовать в строгом соот­ветствии с требованиями нормативного акта с моральной точки зрения, может быть, и не всегда комфортно, зато всегда спокойно в смысле оценки правильности действий.

В других случаях нравственная профессиональная деформация может быть порождена субъективной оценкой оперативным работ­ником существующей ситуации и, соответственно, выбором таких действий, которые формально хотя и отвечают нормам права, но не являются наиболее нравственными из допускаемых правом в данной ситуации. Наиболее ярко данные ситуации могут быть проиллюст­рированы случаями, когда возникает необходимость «защиты чести мундира».

Например, нередко при постановке на учет проверяемых лиц при наличии формальных признаков не выдерживается в полной мере фактическая сторона основания проведения соответствующего комплекса оперативно-розыскных мероприятий. В этих случаях проверка, как правило, перспективы не имеет и подлежит прекра­щению как необоснованно начатая. Однако, поступить так означает признать серьезную ошибку, что противоречит принципу соблю­дения «чести мундира». Поэтому инициатор проверки продолжает сохранять видимость целенаправленных действий, соблюдает пре­дусмотренные нормативными актами процедурные моменты, стре­мясь собрать и представить материалы, которые пусть и не свиде­тельствуют о раскрытии преступления, совершенного проверяемым лицом, тем не менее и не опровергают обоснованности начала са­мой проверки. Именно по этой причине часто приходится иметь




450


II. Прикладная этика


дело с такими результатами проверки, как предупреждение престу­пления в ходе проверки, отказ проверяемого от совершения пре­ступления в ходе проверки и т.п., хотя чаще всего проверка начи­нается в целях раскрытия совершенных преступлений. В таких слу­чаях формальная сторона действий, определяемая ведомственными правовыми нормами, соблюдена; моральная же сторона деятельно­сти не выдерживает никакой критики, равно как игнорируется и принцип целесообразности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

  1. Неподконтрольность целой группы профессиональных реше­ний и действий, в том числе в рамках использования конфиденци­ального содействия граждан, в совокупности с преобладанием инст­рументального подхода, ориентированного на конкретный результат деятельности, также может привести к формированию корпоратив­ных моральных представлений.

Комментируя данное положение, следует отметить, что в активе профессии оперативного работника имеется целый арсенал прие­мов, основанных на проведении различных оперативно-розыскных мероприятий. В ситуации правового вакуума вопрос о целесообраз­ности их применения в значительной степени выносится на усмот­рение оперативного работника, принимающего решение не только с учетом накопленного опыта борьбы с преступностью, но и жиз­ненного опыта, а также идейно-нравственных воззрений.

Конечно же, самым эффективным является тот прием или спо­соб решения задачи, который позволяет достичь стоящей цели с наименьшими затратами времени и средств. Однако аналогично тому, как на практике прямая линия между двумя точками не все­гда является кратчайшим путем между ними, так и применение са­мого эффективного приема, т.е. «самого острого инструмента», бы­вает, хотя и более эффективным, но нравственно ущербным или вообще недопустимым. По имеющемуся опыту известно, что очень легко оказаться под влиянием «чисто профессионального» подхода к решению задачи, т.е. учитывающего только деловую целесообраз­ность. Однако не стоит забывать, что корпоративная мораль обра­зуется именно тогда, когда в выборе способа, приема решения за­дачи рациональность начинает преобладать над нравственностью, когда интересы профессии берут верх над теми интересами общест­ва и государства, ради которых предусмотрено проведение опера­тивно-розыскной деятельности.

С учетом сказанного следует признать, что нейтрализация на­званных факторов в наибольшей степени зависит от интенсивности и содержания воспитательного воздействия на сотрудников опера­




12. Особенности оперативно-розыскной этики


451


тивных аппаратов, нацеленного не только на формирование долж­ных мировоззренческих позиций, но также и на разработку опреде­ленных правил поведения при решении служебных задач, имеющих ярко выраженную нравственную окраску. Справедливо отмечено, что из-за повторяемости и сходства служебных ситуаций стереоти­пы поведения становятся самодовлеющими, нравы заменяют собой сознательный моральный выбор, стираются основы индивидуаль­ной ответственности сотрудников, парализуется их нравственная самостоятельность1.

Применительно к сфере использования оперативными аппаратами кон­фиденциального содействия граждан
весьма специфическую окраску приобретают проблемы морального конфликта и морального выбора, имеющие истоки в отношениях, складывающихся между оператив­ным работником и конфидентом. Проблемы эти имеют не только нравственный, но в значительной степени и идеологический харак­тер, поскольку, во-первых, отражают состояние мотивации конфи­денциального содействия граждан (т.е. увеличение или сокращение в общей массе доли тех или иных мотивов, руководствуясь которыми, граждане устанавливают отношения конфиденциального содействия с субъектами оперативно-розыскной деятельности); во-вторых, ха­рактеризуют нравственное состояние профессионала, что указывает на его способность решать задачи, связанные с привлечением граж­дан к участию в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Произошедшие в стране социально-экономические изменения не могли не сказаться на нравственном состоянии общества. Здесь так же, как и в других сферах общественной жизни, произошли су­щественные изменения, как правило, основанные на развитии про­цессов переоценки ценностей. Анализ оперативно-розыскной прак­тики свидетельствует, что в период последних десяти лет сущест­венно сократилась доля конфидентов, содействующих органам внутренних дел по так называемым патриотическим мотивам. Такое положение отражает ситуацию ослабления позиций общественной морали и государственности, что прямо сказалось как на авторитете субъектов оперативно-розыскной деятельности в целом, так и на их способности побуждать граждан к участию в проведении оператив­но-розыскных мероприятий, к преодолению ими в этом процессе проблемы морального выбора в позитивном, общественно ориенти­рованном направлении.


Проблема морального выбора здесь весьма актуальна — прежде всего из-за нравственных переживаний граждан, привлеченных к


1 См.: Грядовой Д.И. и др. Профессиональная мораль сотрудников органов внут­ренних дел: специфика, проблемы, решения. М., 1996. С. 19.



452


II. Прикладная этика


участию в проведении оперативно-розыскных мероприятий путем оказания конфиденциального содействия оперативным аппаратам. Состояние амбивалентности конфидента, высокая вероятность его морального выбора в отрицательном направлении вызывают необ­ходимость постоянно оказывать на него воспитательное воздейст­вие в целях формирования у него нравственного сознания, удовле­творяющего общественно значимым потребностям решения задач по борьбе с преступностью, стоящих перед субъектами оперативно­розыскной деятельности.

К сожалению, отношения отдельной части оперативных работ­ников к использованию конфиденциального содействия граждан не всегда моральны в смысле соответствия интересам общества и госу­дарства. Нередко приходится иметь дело с пренебрежительным от­ношением некоторых сотрудников к конфидентам. Такое положе­ние, разумеется, не может способствовать формированию у конфи­дентов положительного морального выбора, а следовательно, прямо снижает эффективность оперативно-розыскной деятельности как таковой.

Характеристика нравственных основ оперативно-розыскной деятель­ности была бы неполной, если не сказать о том, что ее специфика накладывает особый нравственно-психологический отпечаток на ха­рактер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой.


Конечно, в общем и целом деловое общение сотрудников опе­ративных аппаратов между собой протекает по канонам, общепри­нятым в органах — субъектах оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем имеется ряд специфических особенностей, определяе­мых прежде всего необходимостью обеспечения высокого уровня конспирации в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи в ходе оперативно-розыскной деятель­ности соблюдается ряд правил (обычаев), которые применительно к деятельности неоперативных служб могут вызвать недоумение и даже конфликты. Правила, о которых идет речь, в концентриро­ванном выражении можно охарактеризовать следующим образом.


  1. Не следует проявлять интерес к действиям, выполняемым коллегами, составляемым ими документам, к фактам, ими исследуе­мым, а также к лицам, с которыми они контактируют. Это не означает отсутствия общения среди оперативных работников как такового. Общение, в первую очередь служебное, является весьма интенсив­ным. Однако обмен мнениями по каким-либо фактам или конкрет­ным мероприятиям остается ограниченным и предполагает осве­домленность лишь отдельной группы сотрудников, задействованных в реализации плана, и то лишь в части, их касающейся.



12. Особенности оперативно-розыскной этики


453


  1. Без необходимости не стоит делиться с коллегами своими со­ображениями относительно места, времени и целей проведения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителей и т.п. Не следует интересоваться аналогичными действиями сослуживцев. Все эти сведения должны быть закрыты для коллег даже при условии добрых личных отношений с ними. В противном случае осведом­ленность при определенных ситуациях может поставить коллег в неловкое положение (например, при обнаружении «утечки» инфор­мации о подготавливаемых оперативно-розыскных мероприятиях проверены должны быть все осведомленные сотрудники. Именно поэтому осведомленными должны быть лишь те сотрудники, кото­рые задействованы в проведении мероприятия).

  2. Каждый из сотрудников, привлекаемых к проведению опе­ративно-розыскных мероприятий, осведомлен о них (объектах, целях, участниках, месте, времени и т.п.) только в той части, которая потребна ему для успешного выполнения своих функций (дейст­вий) в ходе проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия.

Приведенные правила не являются следствием обстановки то­тального недоверия оперативных работников друг к другу. В мо­рально здоровом коллективе следование им является совершенно естественным. Это всего лишь «правила игры», которые «разгру­жают» моральную напряженность в коллективе, исключают возник­новение обстановки подозрительности. Следование им, помимо всего прочего, позволяет еще и эффективно решать задачи борьбы с преступностью (имеется в виду праксеологический аспект дея­тельности).