Файл: Тема Знакомство с базой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 3121

Скачиваний: 86

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает администрация школы, если это общешкольное родительское собрание и классный руководитель, если собрание классное (в классе тематика обсуждается на родительском комитете и очередную тему собрания могут предлагать родители). Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Одной из наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания. На них обсуждаются все важные вопросы, касающиеся классной жизни. Первое собрание, которое проводится еще в августе, носит организационный характер. Но уже следующее родительское собрание в 1 классе, которое должно пройти не позднее, чем через месяц после начала учебы, необходимо посвятить адаптации первоклассников в школе.

Такому мероприятию должна предшествовать тщательная подготовка, направленная на:

  • изучение теоретического материала по теме;

  • подготовку выступления учителем, психологом и медицинским работником;

  • изучение запросов самих родителей, связанных с проблемами адаптации их детей;

  • проведение с первоклассниками диагностических анкет и тестов;

  • обработка диагностического материала, обобщение статистических данных;

  • подготовка творческой части родительского собрания.

Перед проведением родительского собрания учитель должен досконально изучить материал, касающийся адаптации первоклассников к школе. Важно, чтобы он умел не только объяснить все основные моменты темы, но и дать аргументированные ответы на вопросы родителей.  

К практической части собрания следует подготовиться заранее. Рекомендуется за две недели до этого события изготовить и разместить в классе «Почтовый ящик для вопросов родителей». Чтобы им было понятно, какой именно темы должны касаться вопросы, рядом нужно вывесить информационный бюллетень с кратким описанием сути адаптации первоклассников к школе. Непосредственно перед заседанием все вопросы необходимо прочитать, разделить их на группы в соответствии с затрагиваемыми проблемами и обсудить возможные варианты ответов и рекомендации с коллегами или психологом.  Желательно подготовить памятки для родителей, которые будут розданы в конце собрания.


Обязательно, готовясь к заседанию, следует собрать диагностический материал. Рекомендуется провести с детьми такие опросы:

  • тест по выявлению уровня школьной мотивации;

  • анкета «Что мне нравится в школе».

На собрании необходимо будет огласить и обсудить общие данные по классу. А для каждого родителя подготовить отдельное заключение по результатам диагностики именно его ребенка. Такая информация строго конфиденциальна!

Анкетирование детей можно провести не в стандартной письменной форме, а в виде аудио- или видеозаписи интервью. При пересмотре полученного видео будет много улыбок и комментариев. Таким способом удастся внести в ход собрания заметное оживление, вызвать у родителей позитивные эмоции, настроить их на дружеский благодушный лад в общении.

Еще одним интересным моментом в проведении собрания может стать демонстрация родителям достижений их детей. Он тоже требует предварительной подготовки. Можно подготовить для родителей небольшой концерт. Более лучшим вариантом является создание тематических выставок типа:

  • «Мы писали» — демонстрация тетрадей;

  • «Наше творчество» — демонстрация рисунков, поделок и т.д.

Отдельно рекомендуется продумать другие организационные моменты.

  • Поскольку родители первого класса еще мало знакомы друг с другом, уместным будет подготовить визитки с их именами.

  • Определить способ размещения родителей в классе (группами, по парам, по кругу).

  • Подготовить благодарственные письма родителям (за то, что они мужественно пережили все трудности первого школьного месяца).

  • Не забыть заранее пригласить на собрание других специалистов, которые должны будут выступать перед родителями.

  1. Посещение и анализ родительских собраний в 1 классе

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» выполнен протокол и анализ родительского собрания. Приложение 8

  1. Изучение сведений о семьях первоклассников

Анкета для родителей первоклассников в начале года — это простой способ передать учителю все важные сведения о ребенке.

Анкетирование позволяет классному руководителю заочно познакомиться с родителями, узнать особенности семьи, в которой воспитывается маленький ученик.



Учителя составляют анкету так, чтобы, по полученным сведениям, можно было:

  • составить список для медицинского персонала школы;

  • заполнить классный журнал;

  • заполнить социальный паспорт класса;

  • связаться с родителями, если потребуется;

  • понимать, кому из детей потребуется особое внимание в плане безопасности (аллергии, ограничения по физической нагрузке);

  • кому из детей нужны будут консультации психолога, дефектолога, кого из деток по медицинским показаниям нужно будет посадить за первую парту;

  • какие дополнительные занятия будут интересны детям;

  • кому из детей нужна будет особая поддержка в социальной адаптации к школьной жизни.

Анкета для родителей по сбору необходимой информации на родительском собрании

  • Фамилия, имя, отчество ребенка.

  • Как Вы к нему обращаетесь дома?

  • Дата рождения.

  • Домашний адрес (место регистрации/ фактическое место проживания).

  • Фамилия, имя, отчество мамы. Образование. Где и кем работает. Контактный телефон.

  • Фамилия, имя, отчество папы. Образование. Где и кем работает. Контактный телефон.

  • Посещал ли ребенок дошкольное учреждение, какое?

  • Какая рука является ведущей (правая или левая)?

  • Есть у ребенка аллергические реакции, если есть, то на какие аллергены?

  • Часто ли он болеет, имеются ли хронические заболевания? Какие именно?

  • Есть ли нарушение осанки?

  • Получены ли специальные рекомендации окулиста? Что порекомендовано?

  • Есть ли необходимость заниматься с логопедом?

  • Рекомендовались ли занятия с психологом, дефектологом?

  • Назовите положительные черты характера Вашего ребенка.

  • Имеются ли у него отрицательные стороны характера, какие?

  • В каких кружках, секциях занимается?

  • В какие объединения дополнительного образования Вы планируете его

записать? (музыкальная, художественная, спортивные школы и пр.)

  • Чем интересуется?

  • Посоветуйте, на что необходимо обратить внимание учителю при

обучении Вашего ребенка и общении с ним?

  1. Подбор информации для проведения родительского собрания в 1 классе

Тематический список бесед с родителями первоклассников по актуальным вопросам адаптации первоклассников к школьной жизни:


  1. Режим дня первоклассника

  2. Истоки неорганизованности младшего школьника

  3. Как помочь ребенку учится

  4. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе

  5. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе

  6. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению

  7. Признаки успешной адаптации

  8. Тревожный ребенок – как ему помочь

  9. Свободное время – как эффективно использовать

  10. Школьные уроки «без слез», как подготовить ребенка к самостоятельной работе дома.

Свободное время – как эффективно использовать

Список литературы:

  1. Безруких М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей - М.: Эксмо, 2010. - 640 с.

  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.

  3. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 120 с.

  4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014.

  5. Микляева Н. В. Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012.

  6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2012.

  7. Ткачёва М.С. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2014. 200 с

  8. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе/ Издательство «Пеленг», г. Томск, 2011.

План беседы с родителями по теме «Свободное время – как эффективно использовать»

  1. Актуализация темы беседы

  2. Родителям об умении ребенка

  3. Домашние условия для продуктивного времяпровождения

  4. Содержательная деятельность и родительский отклик на эту деятельность.

  5. просмотр видеоролика подготовленного _____________. с участием учащихся «Беседа – Чем мне нравится заниматься и чему хочу научится!»

  1. Участие в проведении родительского собрания в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий


По согласованию с учителем приняла участие в подготовке и проведении родительского собрания. Проведена разработанная беседа с родителями первоклассников по теме «Свободное время – как эффективно использовать».

Приложение 17

В рамках родительского собрания было проведено анкетирование родителей по теме «Свободное время вашего ребенка». Результаты анкетирования изложены в Приложение 18.

  1. Исследование проблем готовности первоклассников к систематическому школьному обучению и разработка рекомендаций по адаптации первоклассников к школьному обучению с целью проектирования успешной педагогической деятельности в 1 классе начальной школы

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» разработаны рекомендации родителям по успешной адаптации первоклассника к школьному обучению.

Приложение 14