ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 3121
Скачиваний: 86
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает администрация школы, если это общешкольное родительское собрание и классный руководитель, если собрание классное (в классе тематика обсуждается на родительском комитете и очередную тему собрания могут предлагать родители). Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.
Одной из наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания. На них обсуждаются все важные вопросы, касающиеся классной жизни. Первое собрание, которое проводится еще в августе, носит организационный характер. Но уже следующее родительское собрание в 1 классе, которое должно пройти не позднее, чем через месяц после начала учебы, необходимо посвятить адаптации первоклассников в школе.
Такому мероприятию должна предшествовать тщательная подготовка, направленная на:
-
изучение теоретического материала по теме; -
подготовку выступления учителем, психологом и медицинским работником; -
изучение запросов самих родителей, связанных с проблемами адаптации их детей; -
проведение с первоклассниками диагностических анкет и тестов; -
обработка диагностического материала, обобщение статистических данных; -
подготовка творческой части родительского собрания.
Перед проведением родительского собрания учитель должен досконально изучить материал, касающийся адаптации первоклассников к школе. Важно, чтобы он умел не только объяснить все основные моменты темы, но и дать аргументированные ответы на вопросы родителей.
К практической части собрания следует подготовиться заранее. Рекомендуется за две недели до этого события изготовить и разместить в классе «Почтовый ящик для вопросов родителей». Чтобы им было понятно, какой именно темы должны касаться вопросы, рядом нужно вывесить информационный бюллетень с кратким описанием сути адаптации первоклассников к школе. Непосредственно перед заседанием все вопросы необходимо прочитать, разделить их на группы в соответствии с затрагиваемыми проблемами и обсудить возможные варианты ответов и рекомендации с коллегами или психологом. Желательно подготовить памятки для родителей, которые будут розданы в конце собрания.
Обязательно, готовясь к заседанию, следует собрать диагностический материал. Рекомендуется провести с детьми такие опросы:
-
тест по выявлению уровня школьной мотивации; -
анкета «Что мне нравится в школе».
На собрании необходимо будет огласить и обсудить общие данные по классу. А для каждого родителя подготовить отдельное заключение по результатам диагностики именно его ребенка. Такая информация строго конфиденциальна!
Анкетирование детей можно провести не в стандартной письменной форме, а в виде аудио- или видеозаписи интервью. При пересмотре полученного видео будет много улыбок и комментариев. Таким способом удастся внести в ход собрания заметное оживление, вызвать у родителей позитивные эмоции, настроить их на дружеский благодушный лад в общении.
Еще одним интересным моментом в проведении собрания может стать демонстрация родителям достижений их детей. Он тоже требует предварительной подготовки. Можно подготовить для родителей небольшой концерт. Более лучшим вариантом является создание тематических выставок типа:
-
«Мы писали» — демонстрация тетрадей; -
«Наше творчество» — демонстрация рисунков, поделок и т.д.
Отдельно рекомендуется продумать другие организационные моменты.
-
Поскольку родители первого класса еще мало знакомы друг с другом, уместным будет подготовить визитки с их именами. -
Определить способ размещения родителей в классе (группами, по парам, по кругу). -
Подготовить благодарственные письма родителям (за то, что они мужественно пережили все трудности первого школьного месяца). -
Не забыть заранее пригласить на собрание других специалистов, которые должны будут выступать перед родителями.
-
Посещение и анализ родительских собраний в 1 классе
Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» выполнен протокол и анализ родительского собрания. Приложение 8
-
Изучение сведений о семьях первоклассников
Анкета для родителей первоклассников в начале года — это простой способ передать учителю все важные сведения о ребенке.
Анкетирование позволяет классному руководителю заочно познакомиться с родителями, узнать особенности семьи, в которой воспитывается маленький ученик.
Учителя составляют анкету так, чтобы, по полученным сведениям, можно было:
-
составить список для медицинского персонала школы; -
заполнить классный журнал; -
заполнить социальный паспорт класса; -
связаться с родителями, если потребуется; -
понимать, кому из детей потребуется особое внимание в плане безопасности (аллергии, ограничения по физической нагрузке); -
кому из детей нужны будут консультации психолога, дефектолога, кого из деток по медицинским показаниям нужно будет посадить за первую парту; -
какие дополнительные занятия будут интересны детям; -
кому из детей нужна будет особая поддержка в социальной адаптации к школьной жизни.
Анкета для родителей по сбору необходимой информации на родительском собрании
-
Фамилия, имя, отчество ребенка. -
Как Вы к нему обращаетесь дома? -
Дата рождения. -
Домашний адрес (место регистрации/ фактическое место проживания). -
Фамилия, имя, отчество мамы. Образование. Где и кем работает. Контактный телефон. -
Фамилия, имя, отчество папы. Образование. Где и кем работает. Контактный телефон. -
Посещал ли ребенок дошкольное учреждение, какое? -
Какая рука является ведущей (правая или левая)? -
Есть у ребенка аллергические реакции, если есть, то на какие аллергены? -
Часто ли он болеет, имеются ли хронические заболевания? Какие именно? -
Есть ли нарушение осанки? -
Получены ли специальные рекомендации окулиста? Что порекомендовано? -
Есть ли необходимость заниматься с логопедом? -
Рекомендовались ли занятия с психологом, дефектологом? -
Назовите положительные черты характера Вашего ребенка. -
Имеются ли у него отрицательные стороны характера, какие? -
В каких кружках, секциях занимается? -
В какие объединения дополнительного образования Вы планируете его
записать? (музыкальная, художественная, спортивные школы и пр.)
-
Чем интересуется? -
Посоветуйте, на что необходимо обратить внимание учителю при
обучении Вашего ребенка и общении с ним?
-
Подбор информации для проведения родительского собрания в 1 классе
Тематический список бесед с родителями первоклассников по актуальным вопросам адаптации первоклассников к школьной жизни:
-
Режим дня первоклассника -
Истоки неорганизованности младшего школьника -
Как помочь ребенку учится -
Психологические трудности адаптации первоклассников к школе -
Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе -
Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению -
Признаки успешной адаптации -
Тревожный ребенок – как ему помочь -
Свободное время – как эффективно использовать -
Школьные уроки «без слез», как подготовить ребенка к самостоятельной работе дома.
Свободное время – как эффективно использовать
Список литературы:
-
Безруких М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей - М.: Эксмо, 2010. - 640 с. -
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь - М.: Эксмо, 2009. - 464 с. -
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 120 с. -
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. -
Микляева Н. В. Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. -
Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2012. -
Ткачёва М.С. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2014. 200 с -
Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе/ Издательство «Пеленг», г. Томск, 2011.
План беседы с родителями по теме «Свободное время – как эффективно использовать»
-
Актуализация темы беседы -
Родителям об умении ребенка -
Домашние условия для продуктивного времяпровождения -
Содержательная деятельность и родительский отклик на эту деятельность. -
просмотр видеоролика подготовленного _____________. с участием учащихся «Беседа – Чем мне нравится заниматься и чему хочу научится!»
-
Участие в проведении родительского собрания в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
По согласованию с учителем приняла участие в подготовке и проведении родительского собрания. Проведена разработанная беседа с родителями первоклассников по теме «Свободное время – как эффективно использовать».
Приложение 17
В рамках родительского собрания было проведено анкетирование родителей по теме «Свободное время вашего ребенка». Результаты анкетирования изложены в Приложение 18.
-
Исследование проблем готовности первоклассников к систематическому школьному обучению и разработка рекомендаций по адаптации первоклассников к школьному обучению с целью проектирования успешной педагогической деятельности в 1 классе начальной школы
Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» разработаны рекомендации родителям по успешной адаптации первоклассника к школьному обучению.
Приложение 14