Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

— задачи на вычисление.

По функциональному назначению:

— задачи с дидактическими функциями;

— задачи с познавательными функциями;

— задачи с развивающими функциями.

По величине проблемности:

— стандартные (известны все компоненты задачи);

— обучающие (неизвестен один из четырех компонентов задачи);

— поисковые (неизвестны два из четырех компонентов задачи);

— проблемные (неизвестны три из четырех компонентов задачи).

В соответствии с тем, какие компоненты задачи (А — условие, В — заключение, К— решение, С — базис решения задачи) неизвестны ре­шающему, сформировалась следующая типология:

1-й тип — известны все компоненты (АСКВ);

2-й тип — неизвестен один компонент:

а) ...СКВ; б) А...КВ; в) АС...В; г) АСК...;

3-й тип — неизвестны два компонента:

а) А......В; б) ...СК... и т.д.;

4-й тип — неизвестны три компонента:

а).........В; б) А.........; в) ...С......; г)......К....

По методам решения:

— задачи на геометрические преобразования;

— задачи на векторы и др.

По числу объектов в условии задачи и связей между ними:

— простые;

— сложные.

По компонентам учебной деятельности:

— организационно-действенные;

— стимулирующие;

— контрольно-оценочные.

Кроме того, различают задачи: стандартные и нестандартные; тео­ретические и практические; устные и письменные; одношаговые, дву-шаговые и др.; устные, полуустные, письменные и т.д.
ВИДЫ ЗАДАЧ И ИХ ФУНКЦИИ
По своему функциональному назначению задачи как средство обу­чения могут быть направлены или на формирование знаний, умений и навыков учащихся (обучающие задачи), или на осуществление контро­ля со стороны учителя или учащихся уровня сформированности зна­ний, умений и навыков (контролирующие задачи).

Обучающие задачи, прежде всего, связаны с формированием эле­ментов теоретических знаний и связанных с ними умений.

В системе задач, направленных на усвоение нового понятия и его определения, выделяют задачи:

— на раскрытие практической значимости понятия или его значи­мости для дальнейшего продвижения в изучении математики;

— на актуализацию знаний и умений, необходимых при формиро­вании понятия;

— на выделение существенных признаков понятия;

— на распознавание понятия;

— на усвоение текста определения понятия;

— на использование математической символики;

— на установление свойств понятия;

— на применение понятия;

— на усвоение математических понятий;

— на овладение математической символикой.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАДАЧИ
В задаче выделяют основные компоненты:

1. Условие — начальное состояние;

2. Базис решения — теоретическое обоснование решения;

3. Решение — преобразование условия задачи для нахождения тре­буемого заключением искомого;

4. Заключение — конечное состояние.

Математическими считаются все задачи, в которых переход от на­чального состояния (1) к конечному (4) осуществляется математиче­скими средствами, т.е. математическим характером компонентов: обоснование (2) и решение (3).

Если все компоненты задачи (условие, обоснование, решение, за­ключение) — математические объекты, то задача называется чисто ма­тематической; если математическими являются только компоненты решение и базис решения, то задача называется прикладной математи­ческой задачей.

На основе рассмотренной модели общего понятия задачи и ее ос­новных компонентов строят дидактически направленную модель ти­пологических особенностей задачи, зависящих от того, на каком этапе обучения эта задача предъявлена учащимся, какими знаниями и опы­том обладают школьники в момент ее предъявления, в какой форме сформулирована задача и т.д.

Проблемный характер задачной системы определяется тем, какие из основных компонентов задачи неизвестны.

Стандартной называется задача, в которой четко определено уело вне, известны способ решения и его обоснование, а также даны упраж­нения на воспроизведение известного. Задача называется обучающей, если в ней неизвестен или плохо определен один из основных компо­нентов. Если неизвестны два компонента, задача называется поисковой, а если три — проблемной.

В литературе встречается следующая классификация задач: на вычисление, на доказательство, на построение, на исследование, однако такое деление не может быть инструментом в обучении школьников решению задач, потому что задачи этих видов не от­личаются друг от друга уровнем сложности, характером деятель­ности человека по их решению. Например, в задачах на вычисле­ние и построение приходится много доказывать, а в задачах на построение и доказательство приходится много исследовать и т.д., поэтому такая классификация задач ничего не дает.

Кроме того, задачи делят на правильные, с противоречивыми данными, с лиш­ними данными, теоретические и практические, стандартные и не­стандартные и т.д.

Интересна классификация задач, учитывающая характер связей между элементами задачи, соотношение между воспроизводящей и творческой деятельностью учеников:



— алгоритмические задачи;

— полуалгоритмические задачи;

— эвристические задачи.

Алгоритмические задачи — задачи, которые решаются с помощью непосредственного применения определения, теоремы, т.е. для реше­ния которых имеется алгоритм. Например, задача на нахождение гипо­тенузы в прямоугольном треугольнике по известным катетам по фор­муле Пифагора. Применение алгоритма быстро и легко приводит к желаемому результату.

Полуалгоритмические задачи — задачи, правила, решения которых носят обобщенный характер и не могут быть полностью сведены к объ­единению элементарных актов. Связи между элементами этих задач легко обнаруживаются учениками. Полуалгоритмические задачи в ка­честве подзадач содержат алгоритмические задачи. Например, извест­ны стороны треугольника и высота, опущенная на основание. Необхо­димо найти периметр треугольника.

Решая полуалгоритмические задачи, ученик учится «сворачивать» знания, фиксируя их в сознании крупными блоками. При этом он на­чинает применять усвоенные алгоритмы в разных ситуациях.

Эвристические задачи — задачи, для решения которых необходи­мо выявить некоторые скрытые связи между элементами условия и требования или найти способ решения, причем этот способ не явля­ется очевидной конкретизацией некоторого обобщенного правила, известного ученику, или сделать и то и другое. Например, известны стороны треугольника. Нужно найти расстояние от середины высо­ты, проведенной к меньшей стороне, до большей стороны треуголь­ника.

При решении эвристических задач ученик должен использовать эв­ристические приемы и методы.
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Решение задачи осуществляется в несколько этапов.

1. Ознакомление с содержанием задачи.

— Осознание условия и требования задачи, усвоение и разработка элементов условия (или элементов цели).

— Поиск необходимой информации в сложной системе памяти.

— Соотнесение условия и заключения задачи с имеющимися зна­ниями и опытом и т.д.

2. Поиск решения — выдвижение плана решения задачи.

— Целенаправленные пробы различных сочетаний из данных и ис­комых.

— Попытки подвести задачу под известный тип.

— Выбор наиболее приемлемого в данных условиях метода решения (из известных).

— Выбор стратегии решения, поиск плана решения и его корректи­ровка на основе предварительной апробации, соотнесения с условием задачи и интуитивными соображениями, фиксирование определенно­го плана решения задачи и т.д.


3. Процесс решения — реализация плана решения.

— Проводится практическая реализация плана решения во всех его деталях с одновременной корректировкой через соотнесение с услови­ем и выбранным базисом, выбор способа оформления решения, запись результата и т.д.

4. Проверка решения задачи.

— Фиксация конечного результата решения.

— Критический анализ результата, поиск путей рационализации решения, исследование особых и частных случаев, выявление сущест­венного (потенциально полезного), систематизация новых знаний и опыта и т.д.

Сюжетной называют такую задачу, в которой данные и связь между ними включены в фабулу. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны, главным образом, для усвоения учащимися математических отношений, для овладения эффективным методом познания - моделированием, для развития способностей и интереса учащихся к математике. Таковыми являются, например, текстовые за­дачи на составление уравнения. При решении текстовой задачи с по­мощью составления уравнения необходимо придерживаться следую­щей последовательности действий:

1. Вычленить условие и требование задачи.

2.Установить зависимость между данными и искомыми.

3. Выявить способ составления уравнения и т.д. Учебными действиями, посредством которых решается учебная за­дача, являются:

— преобразование условий предметной задачи с целью выявления в ней основного отношения;

— моделирование выделенного отношения в предметной, графиче­ской или буквенной форме;

— преобразование модели отношения для изучения его свойств;

— построение системы частных задач, решаемых общим способом. Решение задач в 5 — 6 классах осуществляется, в основном, тремя способами:

— арифметическим, при котором все логические операции при ре­шении задачи проводятся над конкретными числами и основой рассу­ждения является знание смысла арифметических действий;

— алгебраическим, при котором составляется уравнение (система уравнений), его решение основано на свойствах уравнений;

— комбинированным, который включает как арифметический, так и алгебраический способы решения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Задачи на уроках математики решаются, в основном, фронтальным образом. Фронтальное решение задач — решение одной и той же задачи всеми учениками класса в одно и то же время. Организация фронталь­ного решения задач может быть различной.

Устное решение задач наиболее распространено в среднем звене об­щеобразовательной школы, несколько реже в старших классах. Это, прежде всего, выполняемые устно упражнения в вычислениях и тожде­ственных преобразованиях и задачи-вопросы, истинность ответов на которые подтверждается устными доказательствами. Такое решение задач может проходить в форме «пятиминутки» устных упражнений. При организации устных фронтальных упражнений следует использо­вать таблички, компьютер, интерактивную доску и другие средства представления учащимся устной задачи, что значительно экономит время и оживляет урок мате­матики.

Письменное решение задач с записью на классной доске самим учите­лем или учащимися на уроках применяют:

— при решении первых после показа учителем задач по ознакомле­нию с новыми понятиями и методами;

— при решении задач, самостоятельно с которыми могут справить­ся не все ученики класса;

— при рассмотрении различных вариантов решения одной и той же задачи - для сравнения и выбора лучшего решения;

— при разборе ошибок, допущенных несколькими учениками клас­са при самостоятельном решении задач и т.д.

Письменное самостоятельное решение задач — наиболее эффектив­ная форма организации решения математических задач, при которой ученики обучаются творчески думать, самостоятельно разбираться в различных вопросах теории и приложений математики. Письменное самостоятельное решение задач значительно повышает учебную ак­тивность учащихся, возбуждает их интерес к решению задач, стимули­рует творческую инициативу. Формы организации самостоятельного решения задач могут быть различными.

Комментирование решения математических задач: все ученики са­мостоятельно решают одну и ту же задачу, а один из них последователь­но поясняет (комментирует) решение. Ученик-комментатор объясня­ет, на каком основании он выполняет то или иное преобразование, проводит то или иное рассуждение, построение. При этом каждый шаг должен быть оправдан ссылкой на известные математические предло­жения.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Учитель должен выяснить подготовку, возможности и способности к изучению математики каждого ученика и в соответствии с этим орга­низовать решение математических задач.