Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура такого урока включает:
Организационный момент.
Проверку знаний и умений учащихся.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного.
Выделяют четыре основных типа уроков:
урок по ознакомлению с новым материалом;
урок по закреплению изученного материала;
урок проверки знаний, умений и навыков;
урок по систематизации и обобщению изученного материала.
В практике обучения часто говорят как о самостоятельных видах об уроках-лекциях, уроках самостоятельной работы учащихся, уроках общественного смотра знаний и др.
При рассмотрении этих уроков с точки зрения их основной дидактической цели можно увидеть, что все они являются лишь разновидностями одного из четырех указанных выше основных типов. Урок-лекция — это урок по ознакомлению с новым материалом, а урок общественного смотра знаний - урок проверки знаний, умений и навыков и т.д.
Кроме рассмотренной классификации получила распространение классификация по способам проведения уроков (урок повторения, урок-беседа, урок — контрольная работа, комбинированный урок и т.д.). Кроме того, в практике обучения учащихся математике встречаются специальные уроки: урок в компьютерном классе, урок по измерениям на местности, урок вычислений на счетных приборах, киноурок и другие.
Характеризуя какой либо конкретный урок, часто исходят из двух классификаций - по основной его дидактической цели и по способам проведения. Например, в самом названии урок-лекция усматриваются и его основная дидактическая цель, и способ его проведения.
Ни одна из классификаций не может всесторонне и исчерпывающе охарактеризовать урок. В качестве совета начинающему учителю можно рекомендовать как можно чаще посещать уроки опытных учителей, анализировать их опыт работы и практиковать наиболее рациональные приемы в своей деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Урок заранее продумывается учителем во всех деталях и нюансах: распределение всей работы на уроке во времени и распределение этой работы между исполнителями — учителем и учащимися, различными категориями учащихся; содержание и размещение записей на классной доске и в тетрадях учащихся. До урока должны быть отобраны (изготовлены) необходимые технические средства обучения, проверена их готовность к использованию.
Современный урок отличают: целенаправленность, наличие основной дидактической цели, подчинение всех элементов урока (частных учебных задач) одной цели; рациональное построение содержания урока; оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке математики, обеспечивающих активное учение школьников; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
Реализация перечисленных требований обеспечивает организационную четкость урока. Такая организация урока достигается, когда учитель свободно владеет материалом урока, учебным предметом в целом, не тратит времени на размышления и припоминания на уроке при изложении материала, а также знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения; знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для «загрузки» более сильных учащихся.
К современному уроку математики предъявляются требования:
-
отбор главного, существенно значимого материала; -
научность и достоверность изучаемых фактов; -
мотивация и дифференцированность; -
соответствие педагогического замысла задачам урока; -
соответствие типа урока средствам и замыслам; -
познавательная активность учащихся; -
полноценность содержания; -
воспитание интереса к предмету математика; -
единство деятельности учителя и учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Для подготовки урока учителю необходимо иметь хорошие теоретические знания по методике, подготовке и планированию урока.
Система планирования урока включает:
Годовое или полугодовое планирование.
Тематическое планирование.
Поурочное планирование.
Урок должен быть нацелен на высокие конечные результаты, на повышение качества и эффективности обучения.
Подготовка учителя к урокам состоит из двух этапов:
Изучение педагогической, методической литературы, анализ учебных программ, передового педагогического опыта.
Конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических условий.
При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться последовательности:
Сформулировать цель урока.
Подготовить содержание учебного материала.
Определить дидактические задачи урока.
Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
Составить план урока.
Проанализировать использование дидактических средств.
В подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Возможная форма тематического планирования урока представлена в таблице 3.
При подготовке учителя к конкретному уроку возможно использование следующей формы конспекта урока (табл. 4):
АНАЛИЗ УРОКА. ЕГО РОЛЬ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Анализ урока — разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; для методической подготовки студентов; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
-
Анализ урока включает следующие положения: -
Школа, класс, предмет, фамилия учителя. -
Тема, образовательно-воспитательные задачи урока, последовательность изложения, средства обучения, организация обучения. -
Организационное начало урока. -
Организационная структура урока. -
Анализ содержания учебного материала урока. -
Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их
выполнение. -
Деятельность учителя. -
Деятельность учащихся. -
Общая оценка урока. Выводы.
Существуют следующие виды анализа уроков: комплексный, структурный, краткий, аспектный, самоанализ.
Комплексный анализ — это всесторонний анализ, позволяющий рассматривать в единстве и взаимосвязи основные характеристики урока — цели, содержание обучения, средства и методы обучения, организацию деятельности на уроке и основные структурные элементы урока.
Структурный анализ представляет собой анализ урока с позиции построения его структуры, обоснованности и необходимости выбора определенного этапа урока в целях реализации основной цели урока. Анализируется каждый этап урока, рассматриваются его полезность и значимость в общей структуре учебного занятий.
Краткий анализ — анализ работы всех компонентов урока на реализацию основной цели урока, соответствие формы, средств, содержания урока, цели урока.
Аспектный анализ — глубокое рассмотрение урока по одному направлению, основанию, аспекту. Аспекты анализа бывают разнообразными. Укажем некоторые из них:
— реализация цели урока (образовательная, воспитывающая, развивающая);
научный уровень математического содержания урока.;
анализ общей структуры урока;
методы обучения на уроке;
формирование учебных умений и навыков учащихся;
эмоциональность подачи учебного материала;
соответствие учебного материала содержанию и требованиям про
граммы и др.
Самоанализ — расчленение и разбор урока учителем в целях построения целостной системы обучения и достижения оптимального результата обучения в оптимальных условиях.
Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы:
-
Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. -
Каков тип урока? -
Какие цели, задачи решались на уроке? -
Мотивы выбора структуры урока. -
Как распределялось время на уроке? -
Базовое содержание учебного материала. -
Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? -
Почему выбраны именно эти методы обучения? -
Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? -
В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? -
Какие средства обучения использовались? -
За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? -
Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? -
Какова интенсивность и эффективность урока?
Умение анализировать уроки является важной составляющей методической подготовки учителя математики. В учебной литературе, дидактике, методике обучения математике содержится немало различных вариантов анализа урока.
Любой вид анализа урока должен быть тесно связан с анализом его математического содержания.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое формы обучения? -
Что является основной формой обучения в современной школе? -
Рассмотрите определения урока с различных позиций. -
Назовите и охарактеризуйте компоненты урока. -
Какие цели решаются на уроке? -
Охарактеризуйте различные формы организации деятельности учащихся (общие, групповые, индивидуальные). -
От чего зависит структура урока математики? -
Каким должен быть современный урок математики? -
Какие требования предъявляются к учителю на уроке математики? -
Какие типологии уроков существуют? Охарактеризуйте их. -
Из каких этапов состоит подготовка учителя к уроку математики? -
Как правильно организовать современный урок математики? -
Что такое анализ урока и какую роль он играет в интенсификации учебного процесса? -
Перечислите виды анализа урока и расскажите о каждом из них.
Лекция 6.
Тема: Контроль знаний по математике.
Цели: ознакомить студентов с целями и задачами контроля знаний; рассмотреть формы и методы контроля; уметь планировать различные контрольные уроки.
Вопросы:
-
Цели и задачи контроля знаний. -
Функции контроля и проверки знаний учащихся. -
Методы контроля знаний учащихся. -
Формы контроля знаний учащихся. -
Средства контроля. Тестовый контроль. -
Зачетная система контроля.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.
Контроль в учебном процессе называется диагностикой. Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.
Контроль является частью процесса обучения. Контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Составной компонент контроля — проверка знаний. Кроме проверки контроль включает оценивание и выставление отметки.
В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляет учитель); взаимный (осуществляют учащиеся); самоконтроль (осуществляет сам ученик).
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.
Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ