Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контролю знаний учащихся по математике присущи следующие функции:
Контролирующая и диагностическая функция: выявление и диагностика результатов обучения.
Образовательная (обучающая) функция: повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.
Стимулирующая (развивающая) функция: создание необходимой основы для развития познавательной активности школьников.
Воспитательная функция: воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.
Прогностическая функция: управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.
При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала по математике доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле — контролирующая.
Предъявляются следующие педагогические требования к контролю знаний учащихся. Контроль знаний учащихся должен быть:
мотивированным;
систематическим и регулярным;
разнообразным по формам, включающим всех учащихся в работу;
всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;
базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существуют различные классификации методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. По одной из них выделяют следующие методы контроля:
устные (опрос, устная контрольная работа);
письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат);
практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание);
зачеты;
экзамены.
По другой классификации методы контроля знаний учащихся по математике делят на группы:
текущий контроль (различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере);
тематический контроль (тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний);
периодический контроль (итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты).
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
В соответствии с формами обучения — массовой и индивидуальной — выделяют формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль.
Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по математике и их математические способности.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют в виду задания, которые предлагаются ученикам с целью выявления результатов обучения.
В основу классификации таких средств может быть положена форма вывода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются два задания свободного выбора ответа и задания-тесты.
Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.
Тесты делят на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.
Тесты на припоминание и дополнение представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте. Существуют два способа подачи тестов на дополнение:
запись текста с пропусками на переносной доске или на обычной карточке;
использование специализированных перфокарт.
В первом случае все пропуски нумеруются, а учащиеся записывают ответы под соответствующими номерами.
Во втором случае тест записывается на карточке, а на месте каждого пропуска вырезаются «окна», получается перфокарта. Под нее подкладывается бумага, ответы записываются в прорезях.
Избирательные тесты делят на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых, помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.
Проверка производится с помощью дешифратора — точной копии тестовой карточки, изготовленной из прозрачного материала. В ней заранее отмечены клетки с правильными ответами.
Альтернативный тест — это задание, при выполнении которого ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению, правильный).
При отборе и составлении средств контроля знаний и умений учащихся учителю, прежде всего, следует иметь в виду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля.
Наряду с тестовой формой контроля, на уроках математики могут применяться разного рода игры, в частности чайнворды, кроссворды, криптограммы. Они вошли в практику обучения сравнительно недавно, опыт их применения основательно не изучен и не обобщен, но польза, приносимая ими, их влияние на усвоение учебного материала совершенно очевидны и реально ощутимы. Содержание, вкладываемое в игры, может быть различным. В основном это математическая терминология, не исключены и отдельные цифровые данные.
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Оценка — это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как внешнее выражение оценки.
Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить о знаниях и умениях ученика, служат погрешности, допущенные им при работе со средствами контроля, предложенными учителем. Погрешности делят на ошибки и недочеты.
Всякая оценка складывается под влиянием двух факторов: объективного и субъективного. Объективный фактор - это фактический результат контроля (проверки) учебных действий ученика, а субъективный - это отношение оценивающего субъекта (учителя, ученика) к оцениваемому субъекту (ученику), а также цель самого действия оценивания. При оценивании учебных действий ученика производится сравнение этих действий с одним из следующих:
с прошлыми действиями этого же ученика;
с аналогичными действиями других учеников;
с установленной нормой этих действий.
Соответственно можно выделить способы оценивания: личностный, сопоставительный, нормативный.
Оценка должна ставиться за уровень и характер знаний по математике. Чем больше объективности в оценке знаний, тем больше это стимулирует учащихся и активизирует для дальнейшей учебной деятельности по предмету. Совершенно недопустимо влияние на оценку личностно-негативного отношения учителя к отдельным учащимся.
ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
С целью систематического контроля за уровнем обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет — это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачета дается по двухбалльной шкале: «зачтено» — «не зачтено».
Зачеты необходимо проводить по каждой теме школьного курса математики. Каждый учащийся сдает все предусмотренные программой зачеты. Зачет считается сданным, если учащийся решил все соответствующие обязательному уровню задачи и упражнения. Зачет подлежит пересдаче, если оценка «зачтено» не выставляется, причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды задач, с которыми учащийся не справился.
Итоговое оценивание знаний ученика непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.
Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Систему зачетов учитель может строить по-разному. Аналогично видам контроля зачеты можно разделить на тематические и текущие.
Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом.
Текущие зачеты проводятся систематически, в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
При любой форме зачета наиболее эффективна такая организация, когда ученик в ходе проведения зачета узнает результаты своей деятельности: успешно ли он справился с работой, какие ошибки допустил и над какими разделами учебного материала ему предстоит еще работать.
Вопросы для самопроверки
-
Каковы цели и задачи контроля знаний по математике? -
Дайте характеристику понятиям диагностика, контроль, проверка, оценивание, оценка, отметка. -
Каковы важнейшие функции проверки и оценки знаний учащихся по математике? Охарактеризуйте функции контроля знаний. -
Какие педагогические требования предъявляются к оценке знаний учащихся? -
Какие типы контроля существуют? -
Охарактеризуйте методы контроля знаний по математике. -
Назовите и дайте характеристику формам контроля знаний. -
Что представляет собой тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся? Дайте характеристику избирательным тестам, альтернативным тестам, тестам с выборочными ответами. Расскажите о методике проведения тестирования по математике. -
Чем отличается оценка от отметки? -
Что представляет собой зачетная система контроля знаний по математике? Назовите условия организации зачетов по математике.
Лекция 7.
Тема: Задачи как средство обучения математике
Цели:
ознакомить студентов с ролью задач в обучении математике;
изучить классификацию, виды и функции задач;
рассмотреть основные компоненты и этапы решения задачи;
организовать обучение решению текстовых задач.
Вопросы:
-
Роль задач в обучении математике -
Классификация задач -
Виды задач и их функции -
Основные компоненты задачи -
Этапы решения задачи -
Организация обучения решению математических задач -
Индивидуальное решение задач
РОЛЬ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
При обучении математике задачи имеют образовательное, практическое, воспитательное значение. Они развивают логическое и алгоритмическое мышление учащихся, вырабатывают практические навыки применения математики, формируют диалектико-материалистическое мировоззрение, являются основным средством развития пространственного воображения, а также эвристического и творческого начал.
При обучении теоретическим знаниям задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их существенных свойств, усвоению математической символики и терминологии, раскрывают взаимосвязи одного понятия с другими.
В процессе изучения теоремы задачи выполняют следующие функции: способствуют мотивации ее введения; выявляют закономерности, отраженные в теореме; помогают усвоению содержания теоремы; обеспечивают восприятие идеи доказательства, раскрывают приемы доказательства; обучают применению теоремы; раскрывают взаимосвязи изучаемой теоремы с другими теоремами.
С изменением роли и места задач в обучении обновляются и видоизменяются и сами задачи. Раньше они формулировались с помощью слов «найти», «построить», «вычислить», «доказать», в современной школе чаще используются слова «обосновать», «выбрать из различных способов решения наиболее рациональный», «исследовать», «спрогнозировать различные способы решения» и т.д.
Решение задач является наиболее эффективной формой развития математической деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ
В современной методической и психологической литературе принята классификация задач. По характеру требования:
— задачи на доказательство;
— задачи на построение