Файл: Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа патриотического воспитания
«Горжусь Россией»
Новгородская область,
апробация
2017
50
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся, родители
(законные представители), жители микрорайона
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание, патриотическое направление
ЦЕЛЬ:
создание единого социально- образовательного и воспитательного пространства гимназии «Исток» и микрорайона, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота.
АВТОР:
МАОУ «Гимназия «Исток», г. Великий
Новгород
Шемякина И.Н.
ОПИСАНИЕ:
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Средства патриотического воспитания охватывают все сферы деятельности гимназии и реализуются всеми структурными подразделениями образовательной организации.
Реализация программы способствует:
– сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
– проведению обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
– формированию духовно-нравственных качеств личности, оптимальных условий развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
– развитию у обучающихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, привлечению обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края; физическому развитию обучающихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.
Формы реализации программы: система классных часов; работа детских творческих коллективов; работа школьного музея; конференции, семинары, концерты, праздники; мероприятия библиотеки; традиционные общешкольные коллективно-творческие дела; участие в конкурсах; организация родительского всеобуча;
проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий; выставки творческих работ; организация работы школьного самоуправления; работа психолого- педагогической службы; организация встреч с ветеранами.
СБОРНИК 2022 01
02
03 04
Программа профилактики девиантного, делинквентного,
суицидального и аддиктивного поведения «7-Я»
Новосибирская область,
апробация
2017
51
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители (законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
создание условий для гармонизации детско-родительских отношений.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ Новосибирского района
Новосибирской области, Верх-Тулинская
СОШ № 14
Зайкова Т.А., Мячина А.В., Ооржак Н. Ю.
ОПИСАНИЕ:
Предполагаемая работа с родителями и педагогами, представленная в программе, позволит не только улучшить взаимодействие между участниками образовательного процесса, но и выступить фактором формирования безопасного образовательного пространства школы. Отличительными чертами программы являются применение различных методов и приёмов с учетом задач каждого раздела, формирование групп для занятий на добровольной основе, взаимодействие специалистов школьной Службы сопровождения для достижения цели программы.
Реализация программы способствует:
– созданию условий для конструктивного диалога между ребенком и родителем;
– раскрытию личности каждого участника;
– проявлению себя, своих чувств, эмоций и мыслей;
– обогащению эмоционального мира родителей и детей;
– повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости;
– отработке навыков конструктивного взаимодействия;
– обучению участников группы социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях и умению корректировать свое поведение;
– улучшению внутрисемейных отношений.
В программе применяются следующие формы реализации: практические занятия, тренинговые занятия,
интерактивные уроки, лектории, индивидуальные консультации, круглые столы, диспуты, анкетирование,
опросы, социально-психологическая диагностика, методы психокоррекции. Программа предполагает занятия с родителями и их детьми с периодичностью один раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 1–2 часа. Общая продолжительность программы – 105 часов. В группу для одного занятия может входить от 5 до 25 человек.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
«Волонтёрское объединение «Школьная служба примирения»
как инструмент профилактики суицидального, аддиктивного
и делинквентного поведения несовершеннолетних»
Новосибирская область,
апробация
2021
52
ФОРМА
Модель деятельности
ШСП
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся лицея
7
–11 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, волонтёрская деятельность
ЦЕЛЬ:
содействие в создании комфортной, гуманной и безопасной среды в школе, в развитии социализирующего и развивающего пространства лицея.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАОУ Новосибирского района
Новосибирской области – лицей № 13
Леднева Н.Ф., Яшутина Н.А.
ОПИСАНИЕ:
Реализация практики волонтёрского сообщества «Школьная служба примирения» предполагает использование различных технологий, методик и инструментария с учётом цели и задач.
Формы проведения встреч: тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии,
оформление стендов, участие в акциях, проведение примирительных встреч, кругов сообществ,
индивидуальные встречи.
Особенностью работы волонтёров является проведение, в основном, примирительных встреч с обучающимися (решаются конфликты между двумя детьми, между группами детей, между группой детей и ребёнком).
Дети-волонтёры школьной службы примирения принимают участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, таких как Неделя добра, Неделя здоровья, День открытых дверей, День самоуправления.
К практике приложена программа внеурочной деятельности «Школьная служба примирения». Срок реализации – 4 года (из расчёта – 1 час в неделю).
СБОРНИК 2022 01 02
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
03
04
Проект, направленный на профилактику девиантного
поведения подростков, «Пусть будет красиво»
Новосибирская область,
апробация
2017
53
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки группы риска
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
создание социально-педагогических условий для профилактики девиантного поведения подростков посредством их вовлечения в активную деятельность по благоустройству школьной территории.
АВТОР:
МКОУ Тогучинского района «Лебедевская средняя школа»
Прощалыгина Ю.А.
ОПИСАНИЕ:
Проект нацелен на развитие у подростков группы риска, школьников, стоящих на профилактическом учёте,
навыков общения, способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, мотивации к достижению позитивных жизненных ценностей. Главным акцентом в реализации проекта является создание условий для того, чтобы подростки смогли реализовать свои возможности, создать и оценить социально значимый продукт.
Эффективная организация трудовой деятельности школьников позволяет использовать и сочетать потенциалы двух средств воспитания – коллектива и труда, т.е. речь идет о воспитании личности в коллективе в ходе совместной трудовой деятельности.
Реализация проекта включает в себя диагностику личностных качеств подростков с девиантным поведением; способствует формированию группы подростков для разработки и реализации проектных идей благоустройства школьной территории, организации социально-психологического сопровождения реализации проекта, организации социальной деятельности по благоустройству школьной территории.
Подростки осваивают сферу практической деятельности озеленителя или ландшафтного дизайнера и выполняют следующие работы: проектирование озеленения конкретной территории, подготовка территории к процессу озеленения, устройство дорожек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и уход за ними, создание малых архитектурных форм, разбивка цветников и уход за ними.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Комплексная программа профилактики девиантного
(аддиктивного, делинквентного, аутодеструктивного поведения)
подростков В(С)Ш № 15 г. Новосибирска
Новосибирская область,
апробация
2017
54
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Вечерняя (сменная) школа
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, обучающиеся подросткового и юношеского возраста, родители
(законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
профилактика девиантного (аддиктивного, делинквентного, аутодеструктивного) поведения среди учащихся школы
(подростков и молодежи) и содействие в формировании у них социально- психологических умений и навыков, препятствующих возникновению социально опасных форм поведения.
АВТОР:
МБОУ города Новосибирска Вечерняя
(сменная) школа № 15
Шкоркина Т.Б.
ОПИСАНИЕ:
Программа реализуется при участии социальных партнеров – специалистов: педагогов-психологов,
социального педагога, врача, специалистов по работе с молодежью. Предусмотрена первичная и повторная
(после проведения цикла занятий) диагностика с помощью валидных и надежных тестов.
Реализация программы способствует:
– выявлению подростков «группы риска»;
– снижению уровня тревожности, агрессивности учащихся «группы риска»;
– повышению самооценки учащихся «группы риска»;
– повышению стрессоустойчивости учащихся;
– формированию у участников психологических умений, позволяющих отказаться от употребления ПАВ,
правонарушений, самоповреждающего и саморазрушающего поведения;
– повышению уровня правовой компетентности и ответственности за свое поведение у участников тренинговых занятий.
Формы работы с подростками: информирование, беседы, групповые дискуссии, мозговой штурм,
тренинговые упражнения, моделирование ситуаций эффективного социального поведения.
Формы работы с педагогическим коллективом школы: семинары-практикумы, семинары-тренинги.
Формы работы с родителями: выступления на родительских собраниях «Родительский лекторий»,
индивидуальное консультирование.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Молодежный проект «ЗОЖники»
Новосибирская область,
апробация
2021
55
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Регион
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Молодые люди, состоящие на различных видах учета, в возрасте 16–20 лет
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
создание условий для перевоспитания молодых людей, состоящих на различных видах учета, формирование и пропаганда положительной модели поведения среди молодых людей, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБУ Новосибирской области «Агентство поддержки молодежных инициатив»
(подведомственное учреждение министерства образования
Новосибирской области)
ОПИСАНИЕ:
Проект создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодых людей, состоящих на различных видах учета, через пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде,
на более ответственное и безопасное.
К задачам проекта относятся:
– повышение уровня информированности молодых людей,
состоящих на различных видах профилактического учета, о влиянии деструктивных форм поведения с точки зрения ментального и физического здоровья;
– создание условий для формирования позитивной поддерживающей среды;
– содействие формированию новых позитивных установок и активной жизненной позиции у молодежи.
Кураторами участников Проекта могут быть: работники образовательных учреждений профессионального образования; специалисты по работе с молодежью; руководители общественных объединений.
Молодежный проект «ЗОЖники» реализуется в 5 этапов.
I
этап – информационная кампания по привлечению и набору участников Проекта.
II
этап – проведение мероприятий Проекта на территории муниципальных образований. Индивидуальная и групповая работа с психологами.
III
этап – подведение итогов проведенных этапов Проекта, выбор финалистов Проекта.
IV
этап – завершающий этап Проекта. Заезд участников в лагерь/санаторий, подготовка к финалу Проекта.
В программу этапа включены: тренинги с психологами; встречи с интересными людьми; мастер-классы по здоровому образу жизни, спорту и стилю; конкурсные испытания.
V
этап – финал Проекта (выпускной бал), награждение победителей Проекта
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Социальный проект «Культурно-
образовательная среда «Своя территория»
Омская область,
апробация
2021
56
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Регион
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, ученики
(подростки 14–19 лет), родители
(законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
помощь ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также формирование у подростков багажа знаний и практик, которыми они могут воспользоваться в своей жизни; создание условий для социализации подростков посредством включения их в культурно-образовательную среду.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
БУК «Омский государственный Северный драматический театр имени М. А. Ульянова»
(г. Тара), Неупокоев А.А.
Правительство Омской области, Дернова Т.В.
ОПИСАНИЕ:
Проект «Своя территория» является масштабным региональным инновационным межведомственным социальным проектом, направленным на становление подростков как самостоятельных личностей,
охватывающим всю систему образования, где волонтерами и участниками проекта выступают психологи учебных заведений и подростки.
Созданный видеоконтент на основе остросоциальных подростковых спектаклей, поставленных в театре,
распространяется по учебным заведениям, где подростки совместно с психологами, заранее прошедшими повышение квалификации при работе в проекте по специальной новой методике, в рамках выделенных отдельно классных часов или по внеурочной программе разбирают увиденный материал, создают альтернативные пути по выходу из сложившихся трудных ситуаций или моделируют условия, при которых проблема не могла бы возникнуть. Подростки проходят анкетирование, тестирование и принимают участие в работе экспериментальных площадок на базе учебных заведений и учреждений партнеров: социальный театр,
конкурс сочинений в рамках проекта, драматургическая площадка и пр. Важным моментом является то, что подростки к правильному решению должны прийти самостоятельно, а роль психологов состоит в грамотной фасилитации.
Курсовое обучение по внедрению данной технологии в работу с обучающимися прошли более
400
психологов образовательных организаций региона. Северным театром поставлены 7 спектаклей на различные остросоциальные темы для разной возрастной категории подростков и подготовлены их телеверсии. В проекте принимают участие более 150 образовательных организаций Омской области, более
8
тысяч человек.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Социально-образовательный проект по профилактике
деструктивного поведения подростков и обучающихся
«Вектор надежды»
Оренбургская область,
апробация
2021
57
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся СУВУ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков группы особого внимания.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко,
Антюфеева Н. К.
ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко,
Курзова О. А.
«Центр психолого-педагогического и социального сопровождения «ДОМ»
ОПИСАНИЕ:
Применение социально-образовательного проекта «Вектор надежды» позволяет помочь воспитаннику преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис, сформировать положительную «Я-концепцию», снять «синдром неудачника», укреплять положительные нравственные начала личности ребенка, адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутриколлективные отношения. Для реализации проекта привлекаются не только работники специальной школы (учителя, социальный педагог, психолог, работники правоохранительных органов), но и педагоги дополнительного образования.
Реализация социально-образовательного проекта предполагает:
– построение индивидуального образовательного маршрута для каждого участника проекта (учащиеся,
педагогические работники);
– социальную адаптацию и реабилитацию воспитанников, коррекцию отклонений, имеющихся в их развитии и поведении;
– формирование активной гражданской позиции;
– привлечение воспитанников к социально значимой и трудовой деятельности;
– повышение профессиональной компетентности педагогических работников;
– создание методического фонда по проекту.
Реализация проекта долгосрочная.
Направления деятельности по проекту:
просветительско- информационная деятельность, образовательная деятельность, практическая деятельность. В проекте описаны циклы занятий «Авиамодельное объединение», «Доступно о праве», «Школа компьютерного мастерства», «Юнармеец»; психологическое сопровождение проекта.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Ценностно-ориентированный проект «На пути героя»
для подростков, находящихся в конфликте с законом,
окружением и собой
Пермский край,
апробация
2012
58
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Регион
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети и подростки группы риска, находящиеся в ТЖС
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством проведения индивидуальной комплексной работы с применением инновационных технологий, комплексного межсекторного подхода с участием волонтеров-наставников и специалистов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Пермская региональная общественная организация «ПравДА вместе»
Чернова И.Г., Кандакова Т.И., Кокшарова М.М.,
Копытова М.Р., Котельникова Н.В., Харина К.И.
ОПИСАНИЕ:
В проект включены мероприятия, позволяющие подростку увидеть себя со стороны, осознать противоправность собственных поступков и научиться общаться с окружающими без применения насилия. С
подростками в проекте ведут работу волонтеры-наставники, являющиеся студентами профессиональных образовательных учреждений. На первом этапе наставники с подростками проходят профильную смену «Путь героя: преодоление», что позволяет познакомиться с историей подростка, его поведением и выстроить траекторию работы с ним. На втором этапе «Движение по пути героя» подростки знакомят наставника со своим окружением в территории проживания. На третьем этапе подросток и наставник погружаются в профильную смену «Путь героя: рост», направленную на корректировку жизненных ценностей подростков и выстраивание траектории развития собственной жизни самим подростком.
Реализация проекта позволяет:
– мотивировать несовершеннолетних к отказу от противоправного образа жизни;
– создать условия для включения несовершеннолетних в
социализирующую деятельность,
способствующую развитию интереса к учебе, самореализации в профессиональной деятельности и творчестве, занятиям спортом, привитию навыков здорового образа жизни и правильного поведения в обществе;
– включить молодежь в профилактическое волонтерство и сформировать у них навыки ответственного родительства и профессиональные компетенции в сфере работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
– внедрить новые технологии и методы индивидуального и группового социального сопровождения несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04